Ирина Васильева. Итоги конкурса Новая линия 2012

Белый Мамонт Поэзия
В марте прошлого года мы с Аней Гречко (Дийной) решили изменить мир к лучшему. Так на сайте "Стихи.ру" появилась конкурсная площадка "Белый Мамонт Поэзия". Мечталось нам: и для родного портала "Белый мамонт" новых талантливых авторов найдём, и создадим что-то вроде литературного клуба, чтобы люди, увлечённые поэзией, могли общаться, знакомиться с творчеством друг друга, размышлять и, конечно, спорить (очень интеллигентно, разумеется).
А надо сказать, что на тот момент мы ровным счётом ничего не смыслили в конкурсах: как проводить, с чем есть?.. Но рискнули. И опыт, который, как известно, приходится сыном ошибкам трудным, благополучно появился на свет и, несмотря на все комковатые первые блины, быстро научился держать голову, ползать, ходить, орудовать ложкой. Обзавёлся зубом (это я так называю критическую составляющую своих редакторских обзоров). И площадка наша довольно быстро набрала вес. Когда я смотрю на список авторов, которыми за неполный год обогатился наш портал, меня охватывает чувство законной гордости. Двадцать семь авторов, подборки которых рассмотрены редакцией и размещены на портале БМ (победителей в номинации «Произвол редакции», конечно, было больше, но кто-то из них не счёл нужным выслать нам свои подборки, что вполне нормально (мы выбираем, нас выбирают), а кого-то не выбрал наш главный редактор, что тоже иногда случается) . Двадцать семь прекрасных поэтов - таков результат. О каждом можно сказать много хорошего. Но как сделать, чтобы мой обзор получился чуть меньше "Войны и мира"? И я нашла один способ. Закончив читать очередную подборку, я пыталась одним словом (или двумя) определить, какое послевкусие оставила она во мне (считается, что первая ассоциация самая правильная и есть). В результате получилось нечто похожее на словарь символов. Субъективно. Ненаучно. Но мне нравится менять этот мир к лучшему. Так попробую ещё раз. И, прежде чем перейти к сути, позвольте мне пригласить всех желающих на очередной цикл «Новой линии». Это здесь: http://www.stihi.ru/avtor/belyjmamont .

1. Виктор Калениченко г. Алексеевка: http://stihi.ru/avtor/af124

Совсем обессилев от рубки деревьев,
Грустит лесоруб и ругается грубо -
Ему бы в тени подремать поскорее...
Однако, в лесу не уснуть лесорубу.

Приляжет на травку поспать работяга -
Как правило, кто-то бедняге мешает:
То шлепнется сверху большая летяга,
То белочка шмякнется, тоже большая...

ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ. Юный - не в том смысле, что мало знает, а в том, что взгляд имеет свежий, незамыленный и незамутнённый; натуралист - понятно: присматривается всем сердцем к природе, в широком смысле этого слова.

2. Владимир Кривленков, Санкт Петербург: http://www.stihi.ru/avtor/kra65

Даже миг,
Невозможно прожить без огня,
В безыскусность картин,
В бесприютность витрин,
Я и в шёпот, и в крик,
Добавляю тебя -
В многозвучие строк,
В многоцветие вин,

Паутинки у глаз,
И морщинки на лбу,
Бесконечность дождя -
Это тоже моё,
Лишь в судьбу
Не могу я добавить тебя
Потому что тебя
Не хватает на всё.

ВРЕМЕНА ГОДА. Жизнь здесь, судьба, вечное возвращение... И Она, конечно. Как у древних греков: весна - женщина в венке из цветов, стоящая возле цветущего кустарника; лето - с венком из колосьев пшеницы, а в руке сноп, да в другой руке серп; осень несёт гроздь винограда и корзину с плодами; зима стоит с непокрытой головой возле облетевших деревьев. Просто. Мудро.

3. Камирра, Крым: http://www.stihi.ru/avtor/loneline

Да, я свободна – помнить, что хочу –
и забывать, что вынести не в силах,
и выбирать, когда гасить свечу,
когда прикрыть от ветра, чтоб светила
бессмертнику в пустынных небесах -
моей звезде - счастливой, одинокой.

Вселенной облетевшие леса
роняют свет и уронить не могут.

ПТИЦА. Птица символизирует человеческую душу, и этим всё сказано.

4. Доктор Нэля , Сиэтл: http://www.stihi.ru/avtor/kameruun

На одной стороне листа
рисунок с подписью "салдат на кане"
какая-то невероятная пушистость хвоста
солдат в фуражке и со звездой на ремне

лошадь в профиль, половина солдата - анфас,
с большой и круглой мальчишеской головой
на штанине сиреневый неровный лампас
и шаг у лошади какой-то нестроевой

на другой стороне листа
"Заходил. Деньги оставил в столе.
Были дела, извини, вас дожидаться не стал.
С днем рождения, кстати."
И розочка в хрустале

КЛОУН. Волшебный напиток, который по вкусу и взрослым и детям. Ребёнку очень весело, волшебные пузырьки нос щекочут; а взрослый допивает за ним потом -  с удовольствием, но ему достаётся та грусть, которая лежит на дне любого сердца.

5. Степанова Анастасия Ивановна http://www.stihi.ru/avtor/astatua

Наше лето — осколки сна:
Вкус клубники и пятна света.
И опять тишина с листа
Календарного — без ответа.

Мир наполнен одним тобой!
Тени явственней, вещи тоньше...
За окном — молоко с водой,
Звук шагов. Ничего больше.

ПЕЙЗАЖ, НАРИСОВАННЫЙ ТУШЬЮ. Когда смотришь на эти тонкие ветви, на эти едва угадываемые силуэты птиц, на уходящих куда-то людей, понимаешь, как всё-таки хрупок наш мир...

6. Татьяна Тау: http://stihi.ru/avtor/tau2407

Август липнет к заоконью,
прикоснись к стеклу ладонью,
ощути на пальцах
клейкость темноты.
Посмотри, как прячет Время
загустевшие мгновенья
от дождя и ветра
под навес листвы.

Уходящему - дорога,
не тревожь его, не трогай,
верь - не будет вечной
в сердце пустота.
Угольком остывшей боли
память вычеркнет былое,
пусть сентябрь начнется
с чистого листа.

МНОГОСЛОЙНАЯ ОДЕЖДА. Если вдруг резко поменяется погода или климат, в них можно легко вписаться. Можно самому стать погодой и климатом, если одежда подобрана в тон. А ещё это стильно.

 7. Ника Невыразимова , Москва: http://stihi.ru/avtor/nikanev

Я ненадёжна – хуже любого банка.
Яд мелодраму вмиг превращает в триллер:
Или под фугу сдохнем – увы, не Баха –
или наступят счастье и эйфория.

Тут невозможно выверить степень риска,
жить под диваном, спрятаться в дальний угол.
Видишь, на блюде жуткое серебрится?
Это несут нам свежую рыбу фугу.

ДАМСКАЯ СУМОЧКА. В этом хранилище нужных вещей всего довольно. Бывает, и замок хитрый. Бывает, что и подклад рвётся, а под ним внезапно обнаруживается давно утерянная помада, и потёртая конфета, и много мелочи. Можно даже на бывшего возлюбленного наткнуться. Запросто.


8. Маргарита Шмерлинг. Соликамск: http://www.stihi.ru/avtor/margaretzsh

Ты видишь мир бессмысленной, рисковой
И головокружительной игрой, -
Живая часть расколотой души,
Что волочёт меня сквозь жизнь упрямо.
Ну что же, в бой? Всегда - в последний самый?
... И сердцем слышу тихое: - Спеши...

АМУЛЕТ. Сделанный не кем-нибудь и не просто так. Подаренный, чтобы беречь.

9. Клавдия Смирягина-Дмитриева, Санкт-Петербург:  http://stihi.ru/2011/12/01/3122

Ночь кудель сонливо тянет, перематывая дали,
заполняет сном корзинку, на скамеечку присев.
Под пушистыми кистями вижу кружево педали
и литые буквы «Зингеръ» на чугунном колесе.
По зелёному жаккарду бродят уличные тени,
звон последнего трамвая вязнет в плотных облаках.
И мурлычет песни  барда наш приёмничек настенный,
сам себя перебивая позывными Маяка.

КОМНАТА. Символ индивидуальности и тайных помыслов. Все вещи и предметы мебели удивительным образом на месте. Даже оранжевый абажур над столом светится.

 10. Юрий Семецкий, Москва: http://www.stihi.ru/avtor/semecky

В ресторане играют роли
Алкоголиков, нуворишей...
Вы позволите к Вам за столик?
Голос нежен её, чуть слышен,
Вечер ей укрывает плечи,
Словно в чопорной мелодраме...
Он вином заливает вечность
И не рад незнакомой даме.

ГРЕЦКИЙ ОРЕХ. Оболочка брутальна, сердцевина мягка.

 11. Нина Лёзер, Лейпциг: http://stihi.ru/avtor/mirakuli

Умолкнет  „и“, затихнет „но“,
И эхо спрячется в молчании,
Как будто нечего сказать.
Летят снежинки за окном, 
Беззвучны, точно Чарли Чаплин,
Как фильм, прокрученный назад.

УЛИТКА (СПИРАЛЬ).Слоёный пирог времени. Каждый новый виток - настоящее, пропитанное прошлым. А новый слой ещё поднимается в духовке.

 12. Александр Коковихин, Йошкар-Ола: http://www.stihi.ru/avtor/kokovihin

Знаешь, чувство к тебе растёт...
Разрастается грозно в стороны!
Вот обходит меня народ. 

Вот хирург замолчал. Взволнованный.
Чувство прёт. На глазах. Ветвясь...
Скоро гнёзда начнут вить вороны.

Я стал деревом. Просто вяз.
Просто дуб с тополиной чёлкою.
Шёл к тебе да в дверях увяз.

МУЖСКАЯ ПОРЦИЯ ЕДЫ (например, отбивная в 350-400гр.). Это настоящая жизнь.

13. Не Чужая, Красноярск: http://stihi.ru/avtor/luzina

Спускалась тропа к реке,
В ней кто-то ведро купал,
Сжав дужку в большой руке.
Чтоб чайник потом шуршал,
Устлав пузырями дно.
Была у стены душа,
Светилась, когда темно.

ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС. Он то во сне что-нибудь изречёт, то в реальности знак подаст. И всегда вовремя.То самое настоящее "Я", которое так легко теряется. Которое нельзя терять.

 14. Константин Невский, Петербург: http://www.stihi.ru/avtor/davior

Но я снова не помню многое из того, что надо бы,
что, как говорят, составляет суть нашей жизни, истину нашей боли.
Волга впадает в Каспийское - помню. Люди были приматами.
Остальное, увы, не помню.

Нет, слова, имена остались. Стали частью предметов мебели.
Их как пятна уже не вывести, как нити их не распутать.
Но за ними есть что-то такое странное, страшное и нелепое,
что постоянно напоминает: "Тебя не было, понимаешь? Не было,

ибо тебя никогда не будет".

ЭХО. Копия человека, лишённая тела. Слепок голоса. Память произнесённого слова. Крепкая память.

 15. Мария Махова, Иваново: http://stihi.ru/avtor/mahavam

 …и  я стояла среди белых улиц, и всё дремало в ожиданьи дня…

 …не нужен людям снег в конце июля, - он нужен мне, он нужен для меня!.. ни для чего, без почему, без завтра, без выгоды, на выдох, на чуть-чуть, вот чудо вам – огромное, бесплатно, проснитесь кто-нибудь, хоть кто-нибудь...

КОЛЛЕКЦИЯ СТРАННЫХ ВЕЩЕЙ (может, звуков; может, дат; а может, явлений природы). Потому что так собирается, слышится, рисуется. Не задавайте собирателю вопросов "Почему?" и "Зачем?"

16. Галия Гали, Екатеринбург: http://stihi.ru/avtor/galasol

пропитан грустью день медовый
и недолатан, недошит,
в петле опасных недомолвок
слезою в горлышке першит.
а миг непролитого стона
как дождь, идущий cтороной,
плывёт иглою граммофона
в ознобе музыки иной

ЗЕРКАЛО. Там притаился лирический герой в образе суженого. Дверь, пройдя через которую, душа освобождается.

 17. Регина Мариц: http://stihi.ru/avtor/ginak

Ветер в язвинах овражных
веет мелкозём.
Мне так важно, мне так важно
помнить обо всём.

Мир недавно стрекозиный —
божия роса —
зацепился за осину
и — под образа.

ШКАТУЛКА ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ (бусинки в ней, пуговицы, бисер, кружева старинные). Всё для творчества. Удивительные вещи получаются. Ручная работа бесценна.

 18. Липа Липовая, Томск:  http://stihi.ru/avtor/visma

Глупые мысли  бродят полями лютиков,
криво плетут веночки в  охарекришновом,
ноют луне стишки крейзанутым пунктиком,
метко стреляют косточкой дикой вишни…

Но

нет ничего - ни глупого и ни умного
в облаке вечной нежности изначального,
вне прагматизма мира, большого, шумного, -
если обнять в прихожей тебя реального…

ВЫШИТЫЙ КОВЁР. Здесь гладью, там крестиком. Стебельчатый шов тоже присутствует, не обошлось и без ришелье. Так получается картина мира.

 
19. Виктор Колесников 6: http://stihi.ru/2012/06/18/7832

Липы над тёмною речкой.
Красный застывший закат.
Под отпылавшею свечкой
Плотно наплывы висят.

Облачной твердью нетающей
В край, где светло и покой,
Плыть бы да плыть затихающей
Тёплой молочной рекой.

СЕРДЦЕ. Оно живое. И светится.

 
20. Лена Май, Кавминводы:  http://www.stihi.ru/avtor/martel777

С гримасой боли, с холодной кожей,
За стол сажая совсем прохожих,
Таких случайных и непохожих,
Но где-то рядом ползущих тоже…

Чтоб не устали, и не раскисли,
Господь над нами как зонт нависнет.
А кто-то левый поранит мыслью,
А кто-то правый поддержит смыслом.

ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ. Нет древнее игры, чем игра с самим собой. И два бывает, и двенадцать, и чёт, и нечет. Выигрывает царства, проигрывает последние сапоги. И не поддасться никак.

 21. Авраам Белый :  http://www.stihi.ru/avtor/avraam72

и по затейливым окраинам
среди их выбоин и сколов,
где проходила неприкаянной
житуха люда городского.

и было нам с тобою празднично.
и понимали мы едва ли,
что, продолжая лоботрясничать,
мы это лето продлевали,

чтоб утра снова были синими,
и солнце, город опоясав,
кидалось щедро апельсинами
в неисправимых лоботрясов.

КОЧЕВНИК. Он в дороге. Но где-то будет и дом. Может, до него три луны, или два полета стрелы. А может, один вдох.

 22. Дмитрий Зотов 07: http://www.stihi.ru/avtor/mirddin07

Где книга в неказистом переплете,
Листаемая отроком в тиши,
Читателя приводит не к зевоте,
А служит наполнению души.

Где первый снег, и первый лист в апреле,
И чей-то взгляд и месяц над рекой
Заставят сердце биться на пределе
Над первою нечаянной строкой.

ФАМИЛЬНОЕ СЕРЕБРО. Его подают дорогому гостю с чаем и вареньем. Его прячут от налётчиков. Его берегут из поколения в поколение -  не столько драгоценность, сколько память Рода.

 23. Ульянна , Новосибирск: http://stihi.ru/avtor/vbzib

Солнце не знает сумерек,
Страха ночной души,
В вечное полнолуние
Письма свои пиши.

Тронутые сомнением,
Канут в листве слова…
Ты – ощущаем временем,
Я – лишь трава. Трава.

ПАРТИТУРА. И как же прекрасно это множество голосов, когда у дирижёра чуткие руки...

24. Ракель Напрочь , Москва: http://stihi.ru/avtor/karelianka

Просто и дальше строй без неё свой рай;
если снова начнёт покалывать что-то слева,
отвлекись. Обними жену, –
не ходи в этот лес густой, в заповедный край,
не нарушай бесценную тишину,
эту столетнюю, священную тишину,
на весь город орущую,
как сирена.

ЖЕНЩИНА В ЯЗЫЧЕСКОМ ХРАМЕ. Она сама божество, потому что природа - в ней. Ей дано усмирять огонь, останавливать ветер, она захочет - и заговорят камни.

25. Сканди, Москва: http://stihi.ru/avtor/skandi

человек не выходит из дома день
он сидит у огня он глядит на огонь
за спиной на стене кривляется тень
больше в доме зимнем нет никого
не заходят гости не пишут друзья
даже кот куда-то ушёл гулять
так бы бросить всё да никак нельзя
потому что хоть кто-нибудь должен ждать

СВЕЧА. Это индивидуальный источник света и тепла. А если приходится идти к двери, чтобы впустить пришедшего, нужно сделать руки домиком, вот так. И тогда не погаснет.
 
26. Ирина Вакуленко: http://stihi.ru/avtor/calakkadas

- Милый Арлекино, как у нас дела?
Я была мужчиной, женщиной была.
А теперь я бабочка. Трубкой хоботка
Выпиваю Ваши тени с потолка.
 - Детка, ты плутовка. Бабочек здесь нет,
Говорить неловко. Впрочем, дам совет:
Перейди на вина - сладко быть в беде.
Я не знаю, кто ты, как, когда и где.

КРОССВОРД. Иные слова имеют всего одну точку соприкосновения, некоторые - две и даже три. Это болевые точки слов. Чем больше их нащупаешь, тем больше шансов разгадать заветное ключевое.

27. Селена Линдстрем , Самара: http://www.stihi.ru/avtor/selenaline

Погружаясь под воду, греби хвостовым плавником,
очень медленно впитывай кожей подводные сумерки,
растворённое солнце вскипает на дне родником,
и Нептун принимает оттенок железного сурика.

Погружаясь в себя, оставляй поплавок на виду,
родничок зарастёт и снаружи отметится рытвиной,
не привитое время съедает подводный редут,
вход - замочная скважина, вот из неё и выныривай.

ТА СТОРОНА, ТОТ БЕРЕГ. Мост, перевозчик и брод к вашим услугам. Но смысл в том, что это вы благополучно перебрались, а противоположный берег стоит как вкопанный, никуда не делся. И рукой не дотянешься.

Благодарю за внимание.