Rivеrs, оcеаns, аnd аll things wеt

Вселенная Чёрного Георга
_______________________ содержание ______________________

1.   прерывностьнепрерывностьнепрерывностьнепреры
2.   Дом на Big River
3.   субботний робинзон
4.   жёлтые сны султана Сулеймана
5.   уходящий в море
6.   пятое время года
7.   человецы мнозих литер
8.   О практической пользе публичных лекций на патриотические темы
9.   Дороги, которые нас выбирают
10. корни антимножественности
11. Собачий бог   =ACRO=
12. Бывший муж лжекняжны
13. цыплята по восемь
14. рисунки на изломе рабочего дня
15. тридевятое
16. For what it’s worth
17. Сонет об известном русском пейзажисте А.А. Борисове
18. сопротивляясь гидратации
19. Она
20. инвариантность небытия
21. Зигзаг удачи
22. у самого синего мо
23. goodbye, Моби Дик
24. сенсибилизация к бардовым оттенкам
25. Сплавляясь вниз до Астрахани
26. waterworld
27. предел надежды
28. возвращая эхо Лу Ю
30. земноводное
31. негромогласное
32. подруге нерыбака
33. блинчики на воде
34. endless summer
35. humаnum еst
36. недвуспальное
37. не про точку G
38. универсальный закон сохранения
_______________________________________________________




__ прерывностьнепрерывностьнепрерывностьнепреры __

он смотрит на них, –
просто смотрит... – они не текут.
куда им – не течь? вот они и текут – в никуда.
а он всё стоит и глядит, словно беженец-курд –
на замок, который нельзя ни купить, ни продать.
а как тут продашь, если реки – и те не текут?
стоишь и глядишь, обучаешься – не дорожить...
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
вот – реки, в которых   п о ч т и   не бывает акул,
мосты, на которых проходит оседлая жизнь...
вода прибывает, вода убывает, блестит,
струясь под мостами, с которых глядит человек –
туда, в темноту, где акул не бывает   п о ч т и, –
на реки, текущие вниз
и текущие вверх.




___________ Дом на Big River ___________

Так бывает: поставишь свой дом у глубокой реки,
а соседи – зачем-то – вокруг понастроят мостов,
да таких, что под ними сумеет проплыть даже кит –
по течению вверх, по течению вниз, миль на сто.
А река вдруг возьмёт и иссякнет: сперва обмелев,
превратится в ручей, – в нём осёл не замочит копыт,
а затем совершенно исчезнет под кожей полей,
пустырей и дорог, и лугов, сикамор и ракит.

И от бывшего русла останутся только мосты,
обрастая всё больше – лишайником, сорной травой;
и продолжат стоять – обелисками планам пустым,
высоко возносясь над пучиной невидимых вод, –
до тех пор, пока их не растащат: строительный люд
очень ценит хороший, притом даровой, матерьял;
а на месте мостов огороды разбить – тоже в плюс
человеческой тле, колорадским жукам, муравьям...

А зачем было строить, – зачем, для кого возводить?
Те, кто строил мосты, помудрев, убедились в тщете
иллюзорных побед над текучей природой воды –
и отправились с миром, оставив тебя в нищете.
Только ты всё живешь в своём доме у быстрой реки,
непривязанный к ней, – не заметив, что речки и нет.
Мимо окон твоих каждый вечер несут рыбаки
свой улов, часто путая воду и меркнущий свет.

И река полноводна, и просится из берегов.
Вот, твой домик над ней покачнулся, как Ноев ковчег,
приподнялся и вниз к океану поплыл, –
оттого,
что ты так никогда и не задал вопрос "а зачем?"




_______ субботний робинзон _______

...пароход парой труб на меня подудел –
и уплыл по делам, восвояси.
я сидел и глядел, как по гладкой воде
кто-то к берегу шёл, – нихуясе!

борода у Него достигала груди,
завиваясь, фривольно, в колечки;
был Он экипирован, – хоть рыбу уди,
и обрезан в районе уздечки.
понимая, что это Спаситель, я встал,
чтобы к праведным, в рай, попроситься...
но себя устыдился – и сел у куста,
по-английски сказав: "возле птицы".
и заметил, что весь окружающий мир
от Него воротил свои взоры, –
и от нимба Его, что сияет вельми,
и от ангелов свиты позорной.

"всем известно: пророка в отечестве нет,
но, похоже, его нет и выше," –
пробурчал сам себе, находясь в полусне.
словно мой комментарий услышав,
проходящий по морю замедлил шаги,
повернул, обратив ко мне спину.
я успел разглядеть поясницы изгиб,
а затем – голубым апельсином
из-за моря возникла тугая луна,
чтобы всплыть, разделяясь на дольки,
и откуда-то сверху светиться – на нас,
не стремясь обнажиться нисколько.

и от этого стало вдруг так хорошо,
будто я наблюдал, как Спаситель
всё ходил по воде и, куда б ни пошёл,
море делалось гладким, как ситец,
на котором созвездия лилий Моне
распускались, под розовым небом...
или это медузы стремились ко мне,
превращаясь в соцветия снега?..
и к чему это бремя, бессмертная жизнь?
и зачем удручать себя мыслью,
что отставший от всех кораблей пассажир
мог сигналить кострами на мысе?..

лишь позволь мне, простому, как зоопланктон,
видеть свет на струящихся лицах
и парить в океане, где музыка волн
над поверхностью длится и длится...




_____ жёлтые сны султана Сулеймана _____

четырнадцать жён утонули в зыбучих песках.
четыре скончались от ядов болотной воды.
ещё восемнадцать разбились, свалившись со скал.
последние семь потерялись в прозрачном, как дым,
осеннем лесу. и остались – холодный закат,
грустящий по жёнам султан и, от близкой воды
озябший, незрячий визирь. переставший искать
султан затолкал его в реку, ударив под дых,
и долго потом наблюдал, как несчастный плывёт
не к берегу – ближнему, дальнему – речки, а вдоль
и молит о помощи – жалко, гнусаво... но вот
его голова тоже скрылась под быстрой водой.
и может быть, это удача, а может быть, нет:
султан, оказавшись один на один с тишиной,
забыл – своих жён, разбежавшихся слуг, звон монет...
нашёл своё сердце – и стал, на минуточку, мной.




_________ уходящий в море _________

                в память Бориса Блинова

уходящий в море спит. дорожка лунная
мчит его, не беспокоя гладь непресную.
не плывёт Ясон за золотыми рунами,
не томится люд печалью и болезнями.

лишь колеблется и видоизменяется
та вода, в которой слепо, как зашитые,
пребывают неизменные черты лица,
растекаясь – ахеронами, коцитами...

тонким светом глубина её пронизана,
и не помнит в тишине она, бездонная,
ни про твердь, разъединённую границами,
ни про жизни, разделённые кордонами.

холодит сердца прохлада предосенняя.
уходящий в море вдаль скользит под месяцем,
перешедший все черты невозвращения,
но хранящий мысль – однажды снова встретиться...




______ пятое время года ______

бог комнаты вращает крылья стен.
их плоскости несущие поют
осанну – разлетающимся тем,
кто знает, что находятся в раю.
частицы пыли – звёздные миры;
на них живут скопления бацилл...
мир уникален. бог неповторим,
поскольку всех за всё давно простил.

...я жизнь зачем-то превратил в мечту.
неплохо, да. – но где теперь мне жить?..
и человек, и зверь меня бежит,
бегут – луна и вереницы туч...
я стал водой – и вылился в залив.
теперь я море, только где в нём – я?..
и вот – пришли коллеги и друзья
и множество букетов принесли.
и вдруг нашлись – и море, и закат,
и тёплый ветер сквозь ладони пальм...
и видит кто-то, кто всю жизнь проспал:
к нему течёт великая река.

и человек становится пустым.
и человек становится... – затем,
чтоб навести над вечностью мосты
и превратиться в бога этих стен.
...и небо льнёт к корням твоей травы,
и вырастает выше крыши дёрн,
и в нём лимоны молний шаровых...

закрой глаза – и ты себя найдёшь.




______ человецы мнозих литер ______

                licentia vatum versus furor scribendi

все "люди от искусства" – долбодятлы,
включая даже классиков. пойми:
им мёртвых литер музыка приятней,
чем вечно изменяющийся мир.
сейчас я объясню тебе попроще:
на склоне ослепительного дня
вот ты идешь, допустим, по дорожке –
и пузом утыкаешься – в меня!
и тут, как будто ты глухой и стрёмный,
и мы с тобой – за тридевять земель,
ору тебе: “ПРЕВЕД!!” и к водоёму
тащу (а не на ****ки), и – заметь:

мы не сошли с резьбы, не траванулись
не в меру задушевным косяком,
как вдруг – волшебно – вырваны из улиц
и вдоль по мелководью, босиком,
под ручку взявшись, словно две подружки,
изящно нарезаем, – слышишь, Лёш?
отдайся ощущениям наружным:
они не лгут; всё остальное – ложь.
идём, безмерно воодушевившись,
прудом-заливом-заводью-рекой
и рдеем от загара, словно вишни,
благословенны участью такой.

гребём с тобой, в своём раденье праздном
познав порок и горе от ума,
и видим, что сие весьма изрядно,
и радостно, и хорошо весьма.
и даже не приглядываясь, Лёша,
заметим, не взлетая высоко,
и синие косматики волошек,
и розовые трубочки вьюнков,
и всё вокруг – и благостно, и лепо,
и восторчим над дивной красотой
в кристалле убывающего лета, –
такой непостижимой и простой.

и вознесём, как птички-недоноски,
хвалы – не Слову, органелле Рцы,
а тем доменам, за лесополоской,
где спеют в огородах огурцы.
их, краденых, но в сущности – ничейных,
наевшись до урчанья в животе,
припомним, Лёш, своё предназначенье,
вернёмся к разработке вечных тем
и понапишем столько разной бздуры,
попсовых бредней и расхожих мантр, –
чтоб долбодятлы от литературы
возрадовались и сошли с ума.




__ О практической пользе публичных лекций на патриотические темы __

Он говорил о том, что нет в чужбине счастья.
О том, что сердцу тяжело вдали от края,
где рос, учился и мечтал, и где причастным
привык считать себя. Грозя аристократам,
он философствовал. Он создавал запчасти
к таким доктринам, что не снились и Сократу.
Он вывел формулу – свободы от начальства,
где рубль являлся наименьшим общим кратным.

Он обещал задать торжественную порку
авантюристам. Он был строгим и спокойным.
Он говорил так убедительно и долго –
о лихорадках, ядовитых насекомых,
опасных турах в экзотические страны...

Я недослушал: путь мой вёл за океаны.




___ Дороги, которые нас выбирают ___

Коснёшься летом Зимнего дворца –
и отойдёшь на несколько шагов...
Покажется, что сам российский царь
не видел дальше носа своего.

А толпы поджигают Третий Рим,
его на треть построить не успев,
и мы с тобой, наверное, сгорим,
ещё раз подтвердив: чужой успех
всегда стоит на чьих-нибудь костях.
Но – что успех, когда так мало дней
отпущено?.. И, золотом блестя,
все цезари окажутся – на дне...

Пространствовав полжизни, вдруг поймёшь,
как бесконечен след в cirque du soleil,
и сколь похож твой зонт, раскрытый в дождь,
на мачты затонувших кораблей.




__ корни антимножественности __

смешно, но если бы я внял –
и начал высекать огонь,
то очень скоро за меня
всё это совершал – другой.

а если бы я захотел
жениться, скажем, на тебе,
то пирамида наших тел
давно превысила Тибет.

поэтому – путём отцов
лежу, почти не шевелясь,
и порождаю мертвецов,
и слышу их зубовный лязг.

когда-нибудь и ты поймёшь:
всё дело в множественности.
одна иголка – это ёж.
любая буква – это стих.

в одной икринке спит осётр –
и океан штормит в лицо...
один лишь атом – это ВСЁ!!

...и Бог становится Отцом




_____________ Собачий бог _____________

Горит над озером звезда, – ну как звезде не быть?
Едва луна всплывёт горе, обгрызенным мослом
Раздвинув тучи, от мерёжек нощь в глазах рябит.
Аршинно щерясь в темноту, гортанно славословь –
Святаго, изволивша плоть носити за рабы.
Идёт, в перстах зажав скрижаль и вервие с веслом,
Молчащий милосердый бог, чьё имя ты забыл...




_______ Бывший муж лжекняжны _______

                Bring me no more reports. Let them fly all.
                Till Birnam Wood remove to Dunsinane
                I cannot taint with fear. 
                (William Shakespeare, Macbeth, Act 5, scene iii )

У дворника Тараканова
вовсе нет совести никакой:

слыл человеком престранным он;
вечером в пятницу – стал рекой.
Вишь, так и течёт, и в берег-то
всё ударяет лихой волной,
а вдоль по нему – из бересты
мчатся кораблики; в расписном –
стоит Алексей Михайлович,
самодержавец, тишайший царь –
с крестом, в сапогах сафьяновых...
Тут его грека за руку – цап!!

Эх, Тараканов!.. – ни в теле нет
толку, ни разума, ни души.
Лежишь в отрубях – неделями,
то – в заповедный лесной массив
враз преобразившись, колешься
пихтами, ёлочками, сосной...
К вечеру глядь – поле полюшком.
Вот оно как: тридцать три – в одном.

А метаморфозам дворника,
кажется, будто и нет конца:
сперва он – долина горная,
вдруг ледниками покроется,
а то – Марианской впадиной
выйдет. Проснёшься – ан-нет её:
уж стал пирамидой каменной...
Три дня назад был кометою,
утром – туманностью голубой,
днём превратился в Бирнамский лес...

После сказал: стану сам собой;
глянул божественно – и исчез.




____________ цыплята по восемь ____________

лишь оказавшись за чертой где все несчастия сбылись
поймёшь из-за чего дрожит осиновый последний лист
он сознаёт что все пути к спасению потеряны
и вид горящих кораблей невыносим растению
а осень поджигает лес как в гавани флотилию
крон лиственные паруса падут неотвратимо
и полыхают до небес багрово-жёлтым пламенем
фрегаты клёнов и рябин на фоне туч казарменных
и ты с листом осиновым внутри дрожаньем полнишься
и то что неуничтожим совсем уже не помнишь
осталось времени в обрез чтоб попрощаться с летом
себя не искушая впредь ни смыслом ни приметами
и всё одно хошь соль рассыпь хошь наступай на грабли

мои кораблики горят
горят мои кораблики




___ рисунки на изломе рабочего дня ___

...а мы буквально на секунду отвлеклись,
прихлопнув мысль об устоявшейся погоде, –
и вот: оттенка мандаринового лис,
наш интерес заметив, неспеша уходит
в переплетение крапив и ежевик,
куда прохожих и коврижкой не заманишь.

пологий холм недавно скошенной травы
уже усыпали цветы иван-да-марьи.
а дальше – плавней обнажающийся шельф
всегда готов – и к посевным, и к новым жатвам.
и плавники анорексичных камышей
к зелёным рёбрам так молитвенно прижаты...




___________ тридевятое ___________

строил лодку, – строил, строил, столько лет.
с ней сроднился, – как какой-нибудь корсар.
в ней мечтал морской болезнью заболеть...
переплыл – и вот: приходится бросать.

целый мир – лишь несущественная часть,
как на платье дорогом – случайный бант.
ближний берег, – тот, где ты стоишь сейчас, –
остаётся дальним, – даже для тебя...

я боюсь сказать тебе, что это – сон.
ты боишься мне сказать, что это – явь.
зеленей, длинней становится осот,
всё прозрачней и короче – жизнь моя...

там, где капель, даже слившихся в поток,
брезжат индивидуальные черты,
нет ни времени, ни места – для "потом";
понимаем это оба, – я и ты.

наша подлинная сущность – решето.
но, культурно, мы – плоды   б е з у м н ы х   сит,
прозревающих в любом стакане – шторм,
и пытающихся воду унести.

и поэтому – река, которой нет,
но которая – и свет, и Бог, и Путь,
продолжает течь – в себе, в тебе, во мне, –
где лишь   п л а в а ю щ и й   может утонуть.




_____ For what it’s worth _____

“Меняю три своих желания
          на две бутылки каберне!” –
о третьем часе клёва раннего
такое выдалось послание,
          своеобычное вполне.

Воспользовавшись тем, что ночь тиха,
          уже набрасываешь скетч:
форель, помахивая хвостиком,
себя швыряет в омут воздуха,
          повиснув на твоём крючке...

Простая, в целом, эзотерика:
          вода, касания коры...
А через день – торчишь, потерянный
в шестнадцатиэтажном тереме,
          где не предвидится корыт.

В окне кипит закатная уха...
          И, как соседский дурачок
достать пытаясь: вот же, вот она! –
себя швыряешь в омут воздуха,
          поймав невидимый крючок.




__ Сонет об известном русском пейзажисте А.А. Борисове __

Сонет о том, как известный русский художник и путешественник, участник многих заполярных экспедиций, Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) пытался развивать у самоедского местного населения чувство прекрасного. Ради создания художественного эффекта историографической подлинности автор решается мимолётно идентифицировать себя в произведении с А.А. Борисовым.

Подул вечерний ветерок. Солнцевороты туч
взялись рекуперировать свой реверсивный бег.
Я вышел на крыльцо яранги из домашних тундр –
стрелять в себя. Когда? – Да после дождичка в четверг.

Закат сиял цветами невозможной глубины.
Безудержность оттенков отзывалась слепотой.
Оленеводы мялись, ожидая зорь иных.
Шаман гудел бубнительно: не то, не то, не то...

Мой ономатопически-курортный “tootle-loo”
смог выразить разводы рун на неживой воде
и безмятежность путника с ковшом неполных лун...
Я убеждался: изнутри – вовек не разглядеть

арбореальных плёсов внеземную красоту
сквозь безоконных стёкол переливчатую ртуть.




____ сопротивляясь гидратации ____

а вода – тот же, в сущности, лёд.

агрегатных своих состояний
оставаясь заложником, – разве поймёшь:
Бог – и тело, и дух, – постоянно?..

для воды мы – такая же сельдь.

чёрт!.. – купаясь, опять не спросили:
почему-то по тонкому льду ходят  в с е,
а по ней – только Бог и Мессия...




____________ Она ____________

Она была высокой. И вовсе не худой.
Был окружён осокой и дождевой водой
её чертог, – затерян в прибрежной полосе.
Её боялись звери.

Её боялись ВСЕ.

Она ходила тихо, как ветер по ставкам,
и побеждала лихо, – никто не знает – как,
подобно провиденью и солнечным лучам.
Вздох лиственных растений всегда её встречал.

А мы её не знаем, и видеть – не хотим.
Все мысли наши – в мае, и все тела – в пути.
Пусть день наш будет долог, пусть нам весна поёт.
Мы спрячемся за полог, чтоб скрыться от неё.

                * * *

Она нас не искала. – Зачем ей нас искать?..
Она прошла по скалам; ей следовал закат.
Переполняя чашу, заухала сова...
Мы прошептали наши последние слова.

...Вошла, неслышным шагом, и запахи внесла –
темнеющего сада, вечернего весла
и опустевших улиц, уже глаза в глаза...

и тихо улыбнулась
скрывающимся за




_________ инвариантность небытия _________

                "Если когда-нибудь моя история будет поведана, пусть скажут,
                что я ходил по земле вместе с исполинами. Люди вздымаются
                и опадают, как озимые злаки, но эти имена никогда не исчезнут.
                Пусть скажут тогда, что я жил во времена Гектора, укротителя
                коней. Пусть скажут, что я жил во времена Ахилла."
                (Улисс, заключительные ремарки из к/ф Троя, 2004, пер. ЧГ)

стоишь себе вечером, как саксаул,
засунув поглубже в карманы
ладоней тайм-капсулы; их развернул –
и видишь: знакомые страны
и тихую, тихую,  т и х у ю   даль,
в которой – поистине-странно –
утонут холмы и прибрежный сераль,
утонут нырки и бакланы,
утонет, – как если бы был из песка, –
метрополис, пней не оставив...
останутся только тунцовый закат
да рыб предрассветные стаи.
и вот, ты стоишь, словно древний герой,
держась за подводные стебли,
и слушаешь звуки, с которыми кровь
из нас возвращается в землю.




_____ Зигзаг удачи _____

Шун с самураем встретился,
поспорил – ни о чём –
и на ступенях лестницы
проткнул его мечом.
А после, сидя в зарослях
у мелкого ручья,
Шун видел множество козлят
и прочего зверья.

Раздевшись, ближе к вечеру,
у самой кромки вод,
Шун размышлял о вечном и
не уклонился от
интимной связи с женщиной
в шафранном кимоно,
в её воображении –
тайфун и осьминог...

Ценой предосторожностей,
уловок, полумер –
себя от мести не спасти.
Шун внял – и принял смерть,
нагую и прекрасную,
как миллионы ласк...

А нам вчера рассказывал,
что   ж и з н ь   н е   у д а л а с ь.




_______ у самого синего мо _______

он сидит, – подумаешь, эка невидаль!
лишь глаза, привычно, на воду щурятся,
словно всю её прочесали неводом.
может, у него там родные щупальца?..
уж полвека будет, а может, более,
как забрало море сестрицу милую.
чем он там страдает?.. какими болями?
говорят, помазан, – елеем, миром ли?

помнишь, дорогой ты мой человечище,
с первым-то желанием было гладко всё:
домик ладный выстроен, печка, в печке – щи...
жаль, его прибрали к рукам ГУЛАГовцы.
а тебя – туда, где до моря сотни вёрст.
на лесоповале-то рыбку – кличь, не кличь...
так, не воровавший, по жизни стал ты – вор.
вышел по амнистии... будь здоров, Ильич.

как вернулся к морю – тотчас желание:
домик ладный чтобы, да с печкой, в печке – щи...
глядь – а через месяц вновь шоколадные:
описали, взяли... улик – ищи-свищи.
только шоколадным до них и дела нет:
мол, нетрудовыми живёшь доходами.
строить БАМ отправили, на 12 лет,
где светло и зелено, только холодно.

снова по амнистии, но на выселки.
а когда, при Ельцине, к морю сунулся, –
вот она, вода, хоть возьми да высеки,
только отравили всю рыбу, суки бля.
этакий заводик у моря выстроен:
захотелось родненьким быстрой прибыли.
кто теперь поспорит, коль прибыль быстрая?
только рыба сдохла. – подохла рыба-то!

катится волна, – видно, тоже при смерти.
вот оно, – нашло и тебя, Иванушка:
ни сестрицы нет, ни жены, ни пристани...
сядешь у воды, – тут тебе и варежка.
пользуйся, что власти тебя не вспомнили;
посиди, всплакни, мысли из головушки
выбрось – о последнем, о неисполненном...

и плыви на встречу к своей Алёнушке.




________ goodbye, Моби Дик ________

                Могу ли я просить тебя о чём-то,
                Не полагаясь на любовь твою?
                (Камирра, Un peu de soleil dans l'eau froide)

висели чайки, крылья с ветром сверив,
и на волнах покачивались, в такт...
я мял шагами океанский берег –
и вдруг увидел мёртвого кита.
отсталые японы и норвеги
пытались гарпуном его достать,
но, доказав сто раз, что им не светит,
он выбросился ночью, просто так.

я лёг в песок, и безысходный полдень
качнулся и, меня собой наполнив,
ушёл в пучины водной преисподней.
и бриз был свеж, пустынный берег – чист...

я помню всё, чего вода не помнит.
я знаю всё, о чём она молчит.




___ сенсибилизация к бардовым оттенкам ___

действительность похожа на корабль,
который погружается в пучину вод,

и во взаимовложенных мирах
всегда избыток страха беспричинного.
всё существует только в головах
тех, кто не верит в личное бессмертие.
попав вовнутрь колец бессменных вахт,
скреплённых обечайками цементными,
прессуешься свинцом самсарных гирь –
в растущий, как фракталы, лимбовидный пласт...

но если бы я мог раздать долги,
то жизнь моя бы тотчас и окончилась.




____________ Сплавляясь вниз до Астрахани ____________

                /где-то автобиографическое/

Приятель перечитывал Коран, я что-то сочинял, как юный Чехов...
Дом на воде – (не то, чтобы корабль, а нечто вроде Ноева Ковчега) –
покачивался, мирно, на волнах, принявший форму плоскодонной лодки,
и между постояльцами война казалась неизбежной, ибо плотность
свободных мест в Ковчеге такова, что невозможно не мешать друг другу.
Богоугодный Ной не знал коварств – (симптомов победившей Кали-юги), –
поэтому ему не довелось дурачить верных спутников, пытаясь
заныкать флягу, целое весло, орехи и изюм.

Порезав палец
на отмели ракушкой, ты сидишь в бесформенной и выцветшей панаме
безлюдного пространства посреди, где ветер сонно волны погоняет.
И нет вокруг ни уток, ни китов, ни кракенов, ни даже крокодилов, –
лишь ты и твой приятель-молоток, считающий Коран необходимым
для путешествий, как моряк – журнал (с эротикой), а дзен-буддист – циновку.
Река с теченьем   п о д   и ветром   н а д   поверхностью, где в арабесках ломких
утонут – серо-розовый закат, и недомуэдзиненный приятель,
и выдуманный 25-й кадр, в котором был проявлен ты, – изъятым
из всех воображаемых картин, из всех реалистических контекстов, –
далёк и неправдоподобно тих, посаженный и пригнанный "по месту".

И вдруг – тебе уже не двадцать пять, а, в самом крайнем случае, двенадцать.
Волна отлива катит время вспять и обнажает дно перегринаций...
И мертвецы, родившись под землёй, вдруг оживают и, всё молодея,
брачуются, ругают зимний клёв и неортодоксальные идеи,
а после превращаются в детей, с уверенностью в том, что так – нечестно,
и быстро уменьшаясь, чтоб затем, в зародышевой стадии, исчезнуть.
И Волга – (если это, впрямь, она) – плескливо обмирает в тихом шоке,
заметив, что тобой полным-полна,

пока комар тебя целует в щёку.




________ waterworld ________

не держись "во что бы то ни стало".
разреши – и пусть она несёт.
возраст никого не сделал старым:
факт из биографии – и всё.
просто чувствуй кончиками пальцев
тяжесть уходящих в небо струн...
комплекс неподвижности, – не панцирь, –
превращает черепаху в труп.

шёпот струй, податливых и гибких...
отделяя жизнь от смерти, мы
совершим серьёзную ошибку.
жизнь – всего лишь мысль. всего лишь мыс –
острова, который много больше
взятых вместе всех материков.
пешеход всегда в дороге ропщет...
вспомни связку "ослик и морковь" –
и шагай за целью, до которой
дотянуться невозможно. пусть
путь ведёт под гору или в гору,
важно только то, что он – твой путь.

методом случайных подстановок
докажи, что «здесь» равно «везде»,
водный мост прочней моста стального...
а когда приблизишься к воде,
хаотично двигаясь, как робот,
положившись на счастливый "тык",
стань Ионой: выяснить попробуй –

водятся ли в ней ещё киты.




______ предел надежды ______

возможно, мне сегодня не под силу
назвать тебя по имени. но если
осмелюсь я, то на краю могилы
немедленно окажемся мы – вместе.

и если так действительно случится,
и путь мой одинокий будет прерван,
пусть нас своим сиянием лучистым
омоет – приглушённым, предвечерним.

о, свете тихий, свете благодатный,
полощущийся с каждым вдохом ниже...
хоть знаю – и на солнце зреют пятна,
в тебе несовершенства я не вижу.

и это не мираж подземных пашен,
не праздник всех святых за крышкой гроба;
последний шаг, – предельный, самый важный,
подобный возвращению в утробу:

слить веру – в океан не-частных знаний,
любви безмерной отказать в одеждах,
легко проститься с собственными снами –
и вновь перешагнуть рубеж надежды.




___ возвращая эхо Лу Ю ___

разум подобен запруде

когда осознание тонет
в зеркале тихой воды
видишь пустое пространство
суть плодотворно-пустое
и мономолекулярный
водораздел между полем
самости и абсолютом
нежностью и совершенством
силой внутри и снаружи
миром и подлинным миром

всё озаряется светом
спелым покойным и ровным

ветер не морщит поверхность
тёмной лагуны пруда
слабая рябь возникает
там где вершины деревьев
видят себя отражёнными
зная что верх это низ

ветви и корни одно
воздух и почва одно
небо и карма одно
нет одиночества в мире
есть нежелание видеть
есть замутнённость и слабость
есть изолированность

если всё время поёшь
услышишь ли голос растений
если всё время плескаться 
пройдёшь ли по лунной дорожке
если разбрызгать луну
даже на тысячи капель
в каждой она сохранится
оставшись такой же луной

тот кто сидит на горе
глядя на озеро ночью
знает о том что нет дна
даже под мелкой водой

помнишь ты тоже бродил
в илистых заводях тёплых
шлёпал вдоль берега кромки
вспугивал стаи мальков
думал уйдёшь далеко
шёл много лет и заметил
что возвратился к началу

завтра встречая зарю
не удивляйся китам




_________ земноводное _________

видишь
вот он разогнался и прыгает
в пруд где сквозит золотисто-зелёное
где в глубине головастики дрыгают лапками
где нависевшись над клёнами
тонет звезда в изумрудно-оранжевом
где в летних сумерках между кувшинками
можно струиться поверхность поглаживать
сеять икру размышлять над ошибками
но
его ждут нерождённые лотосы
и освещённый волнами закатными
он обретает размерность свободы
за миг до того
как распасться на атомы




________ негромогласное ________

окно открыто
если воздухом снаружи
наполнить лёгкие то кучевым стадам
скользящим вдоль и отражающимся в лужах
придётся сдаться и отправиться туда
где море ждёт полётов херринговых чаек
и без твоих сандалий выглядит больным
вдали от мест где ветер провода качает
и оглушительной природы тишины




_____ подруге нерыбака _____

смеркает.
нам блазнит маяк
сквозь совьи крылья непогоды...
мой нежный друг, любимая!
давай не будем тратить годы,
учась искусству рыбаков
наяривать – блесной и леской!
пусть рыбаком, как дураком,
в народе слыть – отчасти лестно;
не станем, милая, ловить
плотву и прочих краснопёрок.

ведь мы – не зодчие Литвы,
не слесаря, не полотёры...
так нам ли мокнуть у реки
и сети водружать, как знамя?!
вон там, у плёса, рыбаки
беседуют, – о чём, не знаешь?
мол, невезения закон,
а ВОООТ ТАКИХ поймать могли бы!..
давай лгунам умыслим кознь, –
добьём смекалкой, как Кулибин:

засядем пукать над рекой –
и распугаем им всю рыбу!!




________ блинчики на воде ________

мы шли босиком, от заката к рассвету,
и море плескалось, и чайки кричали,
и ты мне сказала, предчувствуя лето:
на все наши беды не хватит печалей...

и я, причастясь совершенным искусством,
как шейх, прокатившийся на Запорожце,
познал удивительно сладкое чувство,
внезапно поняв – почему ты смеёшься...




________ endless summer ________

и всё-таки, я буду звать тебя – летом,
хоть знаю прекрасно: теплее не станет,
как станет от чая, верблюжьего пледа,
ночной перспективы – завиться хвостами...

дождись меня, как дожидаются лета, –
с луной, тёплым морем и запахом йода,
вплетаясь в узор разлинованных клеток –
остывшего мозга и спальных районов.

останься – среди бесконечного лета.
болтай. обнимайся. катайся на пони...
подходит пора – вспоминать о билетах
в места, о которых так сладко – не помнить.

уедешь... а я буду звать тебя – летом.
болеть. видеть сны о потерянном доме.
встречать Новый год и брести за ним, следом.

так тихо снежинки летят сквозь ладони...




___________ humаnum еst ___________

вспотев от кругосветных путешествий,
взгляни на мир: чем не гигантский лютик?
каким бы ни казался совершенным,
в нём есть один дефект. –
понятно, люди.

их греют шубы: горностай и соболь;
прельщают терриконы ассигнаций...
ты думал – хоть один из них способен
хотя бы от чего-то отказаться?..

течёт река в неверном свете звёздном,
у дна лежат живые крокодилы.
на берег хвою осыпают сосны.

кому-то это всё необходимо...




_________ недвуспальное _________

                вспоминая о бегемотиках – в чепчиках и без

отплываешь – в неизлюбленные дали.

дождь в окно стучит, костями виноградными...
в небе тонут концентраторы печали,
предрассветные доминионы радуги.

объясняешь однотрупному дивану,
ненавидящему, словно гёз Испанию,
всё двуспальное, – диванными словами,

отчего он без неё – необитаемый.




____________ не про точку G ____________

ох, уительно-плоскими стали твои берега, –
до какой-то, неведомой раньше, мучительной степени.
выезжая под вечер, за городом, на автобан,
успеваешь почувствовать все свои песенки – спетыми.

и от этого в горле становится сухо, и дождь,
в лобовое врезаясь огромными липкими каплями,
вытравляет в нём слово, которое, если и ложь,
остаётся единственным в мире – ничем не запятнанным.




________ универсальный закон сохранения ________

приближаясь к нему, становлюсь невозможно далёким.
погружаясь в его глубину, незаметно мелею.
мне поведать о нём – не достанет ни воздуха в лёгких,
ни словарных щедрот воспитавших меня поколений.

я его нахожу, но, найдя, совершенно теряюсь
и, себя растеряв, не пойму – что же найдено было.
так, порой, ощутишь аромат: неизвестная пряность
побывала в шкатулке с твоим кондиментом любимым.

и тебе всё равно – сколько в нём килотонн или унций,
всё равно, что на нём, как на солнце, встречаются пятна...
рассуди: разве можно ему не позволить вернуться,
если он позволяет тебе уходить безвозвратно?

                ***

вот и всё. но когда ты, впервые, кого-нибудь любишь,
обжигаясь, царапаясь в кровь, наступая на грабли,
обучаешься – не доверять ни законам, ни людям;
убегаешь, один, к ручейку – и пускаешь кораблик.

а затем – ты растёшь, но становишься мельче и мельче.
и когда в тебе подлинной сущности меньше карата,
видишь в зеркале: вот он, скупой безземельный помещик,
закрывающий   с   т о й   с т о р о н ы   двери, окна и краны.

и осиновой ночью сидишь, обратившийся в ухо,
а внутри что-то дрогнет, как будто и там есть осины...
и замрёшь, в двух шагах от него... а снаружи так глухо,
словно вымерли все – от бесснежия лет непосильных.

а в конце понимаешь: ничто никуда не уходит,
подчиняясь законам бернулли и джоуля-ленца.
засыпаешь – и видишь во сне: твой смешной пароходик
всё плывёт по реке, в глубине амазонского леса.




_______________________________________