Не обыграть орган на балалайке?

Наталья Малинина
"Ни покоя , ни воли". Два взгляда на одно произведение.


   Так случилось, что мы с Игорем Курасом, глубокоуважаемым мною автором, оба высказались об одном стихотворении. Произошло по поводу одного стихотворения из контента конкурса по литературе, который проводился на площадке газеты "Московский Комсомолец".
Мне показалось интересным привести здесь наши мнения на один и тот же предмет. А мораль моей задумки... Ну, пусть читатель сам подумает.

Наталья МАЛИНИНА: "Капризы восприятия"

Выбирала стихи в десятку. Остановилась на подборке стихотворений «Зонты». Первое стихотворение поначалу понравилось. Люблю стихи на основе анапеста.

*** (ни покоя, ни воли)

Ни покоя, ни воли. Но радость и отдых бывают.

Пусть неполные даже, они остаются собой.

Но не скрещивай веток — чем меньше желаний в трамваях,

Там надежней они доставляют заблудших домой.

Не гниют и не сохнут упавшие вовремя листья,

Чуткий мистик мазками украсил сухой тротуар.

Я, наверное, сплю, но решаю задачи — по Пристли

И сюжеты пишу для гуляющих осенью пар.

Вот садятся они на скамью и не знают, бедняги,

От кого разговор их зависит, куда их пошлют.

Я сегодня добра, как все в отпуск сходившие маги,

И надрыва не будет — шлифуйте свою колею.

Ни покоя, ни воли — ни вам, и ни мне. Все мы дети

Той суровости места, той нежности строгой небес.

Но ведь отдых бывает на этой печальной планете.

Я бы вас отпустила — вот честно! — на радость себе.

Но, увы, не могу — вы так грезите счастьем кольцовым,

Это — пошлый сюжет. Поднимайтесь, закончен привал.

Бросьте, я не злодей, а любитель хороших концовок.

Ни покоя, ни воли! Но все, что останется — вам.

Но… Сколько я ни пыталась прочесть стихотворение, как самостоятельное произведение, не получилось. Всё время мешали параллельно звучавшие в голове не только известные и глубочайшие строки Пушкина, но и строки других поэтов, написанные тем же метром. Сначала  Я. Смеляков: "если я  заболею, к врачам обращаться не стану». Прогнала. Тогда ворвались и уже не ушли никуда, как я ни старалась, стихи Семёна Гудзенко на сходный стихоразмер «МОЁ ПОКОЛЕНИЕ». «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели / Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты./На живых порыжели от крови и глины шинели,/на могилах у мертвых расцвели голубые цветы». То есть, я  не могла сосредоточиться на стихотворении автора. Оно мне казалось мелким, и всё время в знакомый ритм вписывались другие, мощные поэтические строчки. Задумалась, почему так? Мало ли стихов, написанных анапестом? Стихотворных метров меньше, чем нот. Возможно, автор, используя классический анапест, классическую перекрёстную рифмовку строк, не удосужился позаботиться об индивидуальной интонации стихотворения?  Вот оно и звучит как скучные, однообразные, монотонные силлабо-тонические куплеты, до того классические, что и напрашиваются на сравнение с классикой, до того скучно и монотонно звучащие, что позволяют отвлечься на это сравнение? Только вот сравнение это отнюдь не на пользу автору. Подумалось, при таком нудноватом содержании и монотонном изложении прискучивший анапест можно же было сделать «копирайтным», ну, хотя бы, за счёт технического приёма. Можно же было уйти от столь банальной строфики с помощью какой-нибудь, условно говоря,  «онегинской строфы», например.Ну, если нет сильной эмоции, как у Гудзенко или темы со столь же мощным лирическим наполнением, как у Пушкина? Подумалось ещё о вероломности использования т.н. встроенных цитат. ли, эпиграфов ли... Ведь Пушкинское «Пора, мой друг, пора» любители поэзии наизусть знают. Автор, заимствуя словосочетание «покой и воля», обыгрывает его столь наивно и мелко по сравнению с Пушкинским наполнением стиха эмоцией и мыслью, что у меня создалось впечатление, будто орган взялись обыграть на балалайке. Ну, что делать, если автор сам себе устроил соревнование с Семёном Гудзенко и с Пушкиным? Он и проиграл им обоим. Мелким, никчемушным, вымученным и несамостоятельным, многословным (и суесловным) показалось мне его стихотворение на их фоне. Да ещё вспомнила Высоцкого, озвучившего стихи и записи Семёна Гудзенко в Любимовском спектакле «Павшие и живые»: «Поэзия — честность, настоянная на страстности. Если не задыхаешься в любви и горе, стихов не пиши» (Семён Гудзенко).

…Подумалось, что используя классические ритмы, или строки, автор должен так выложиться, чтобы в восприятии читателя не осталось ни единого зазора для сравнения, ни единого повода соскучиться.

С восприятием стихотворения «Женщина» из подборки «Ergo» произошёл похожий казус. Автор взял к своему стихотворению, в общем, версификаторски весьма неплохому, эпиграф из цветаевского "В гибельном фолианте": "Бог, не суди! - Ты не был Женщиной на земле!"   Призвав в эпиграф мощную протестную цветаевскую мысль-эмоцию, автор просто не может не вступить в отношения не только с ней, но и со всем стихотворением тоже. Да, да, с автором эпиграфа, и с его судьбой тоже, если подробности её известны читателю. И неизбежно (!) нарывается на сравнение. И тоже проигрывает, кстати. Голос Цветаевой из эпиграфа, наполненность и мощь её слова и её мысли – уничтожают стихи неплохого автора. Таким мелководьем они кажутся на фоне марианской глубины только одной  цветаевской фразы. Но я уже писала об этом в обзоре к подборке «Ergo».

Игорь Джерри КУРАС
Галина Мальцева "Ни покоя, ни воли"

Мне понравился этот стих своей простой и доброй интонацией — голос без надрыва, без выпендрёжа. Есть претензии по отдельным строкам и по звучанию в нескольких местах, но они минимальны. Аллюзия к Пушкину, к его "На свете счастья нет, но есть покой и воля" — симпатичный диалог с классиком. Объективных каких-то сумасшедше хороших находок тут нет, но контакт с читателем здесь замечательный. Данный стих, на мой взгляд, то, что я назвал в своей попытке классификации "бардовской поэзией". Стих — замечательный яркий пример такого направления современной русской поэзии. Очень хороший, добротный его образец.

Вот такие разные мнения, однако.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Но я не прошу здесь критиковать стихи. Я только прошу ответить: приходилось ли вам испытывать сравнение автора эпиграфа или автора "скрытой цитаты" с текстом стихотворения? Ведь я, было, тоже задумалась о включении  "Ни покоя , ни воли " в свою десятку. Потом озадачилась: что дало мне стихотворение, кроме любимого ритма и любимой цитаты Пушкина? Оказалось - ничего... Отсыл к стихотворение Пушкина и ритмическая схожесть со стихотворением  "Нас не надо жалеть..." любимого Гудзенко - это всё, что мне нравится, потому что на фоне перечисленного стихи про мага показались мелкими, вымученными, ненастоящими и слегка пошлыми, как "кольцовое счастье".  Вмиг пропало всё очарование.
Этот случай меня раззадумал, признаюсь...