Жить для тебя и умереть за тебя

Арабский Алфавит
"Жить для тебя и умереть за тебя" стоит на первой странице последней симфонии Густава Малера. Об адресате этого посвящения написано много. Удивительная женщина - Альма Малер. Удивительная судьба.

В связи с экспертными шорт-листами по 3-му туру Литературного фестиваля Рунета я вышел на интервью с одним из экспертов - дирижером Андреем Борейко 

Оказалось, осенью прошлого года Андрей Викторович продирижировал в России специальной программой, посвященной Альме Малер.

Вот что он сам рассказал об этом:

>>Когда я выбирал программу для форума, мне хотелось привезти что-то такое, чего Екатеринбург не слышал раньше. Именно так в программе оказалось сочинение Александра Цемлинского «Русалочка». Многие считают, что в основе этого произведения лежит простая сказка, но на самом деле все очень непросто. «Русалочка» - это автобиографическое произведение Цемлинского, который был безнадежно влюблен в свою 16-летнюю ученицу Альму Малер, которая через несколько лет стала женой боготворимого им композитора Густава Малера. В этом сочинении, которое было написано в 1905 году все встало с головы на ноги: Русалочка – это сам Цемлинский, а брак Русалочки с Принцем – брак Альмы Малер с Густавом Малером. В этом сочинении Цемлинский не просто иллюстрирует Андерсена, он буквально пишет кровью сердца о своей трагедии. Поэтому в «Русалочке» вы услышите настоящие эмоции, которые не всегда проявляются в музыке, написанной на сказочные сюжеты.

Еще одно произведение программы - 10-я симфония Малера, которая, как известно, не была закончена. На первой странице рукописи стоит надпись: «Жить для тебя и умереть за тебя», и это - посвящение жене Густава — той самой Альме Малер. Об этой женщине можно говорить долго, но я скажу только одно: Альма Малер, видимо, обладала какими-то невероятными качествами. Она прожила жизнь с четырьмя великими людьми: среди её мужей был композитор Густав Малер, архитектор Вальтер Гропиус, писатель Франц Верфель, получивший Нобелевскую премию, художник Оскар Кокошка. Выходит, что все произведения нашей программы вдохновлены любовью этой женщины.

...
Я забыл рассказать еще один интересный нюанс: премьера «Русалочки» состоялась в 1905 году в Вене, и в этот же вечер состоялась премьера «Симфонической поэмы» Арнольда Шёнберга. Оба автора присутствовали на концерте, и когда Цемлинский услышал произведение Шёнберга, он был в таком шоке, что подошел к композитору и сказал: «Я никогда больше не буду играть свое сочинение, потому что рядом с Вашим оно бледнеет и не выдерживает сравнения. Мне стыдно за мою музыку». И Цемлинский действительно «закрыл» эту партитуру – она не исполнялась очень долго. В 30-е годы очень многие композиторы еврейского происхождения вынуждены были уехать в Америку, при этом часто оставляя свои архивы, партитуры, картины, книги. Так же исчезла и партитура «Русалочки». Когда Цемлинский оказался в Америке, он попытался писать музыку, которую можно было продавать в этой стране. Нельзя сказать, что он был очень популярным композитором в Америке, и умер он в трудной для себя ситуации.

Наверное, именно «Русалочка» послужила причиной возрождения интереса к его музыке. Сначала была обнаружена одна часть партитуры, потом остальные две. Заново открыли Цемлинского примерно в 80-е годы. И «вдруг» мы узнали, что в начале 20 века в Вене был такой замечательный композитор. Музыковеды начали «копаться» в его творчестве и обнаружили несколько замечательных опер. Сегодня «Русалочка» записана на пластинках в исполнении примерно десятка разных оркестров. Это – очень необычно для сочинения композитора, который несколько лет назад был известен только специалистам. Его музыка говорит от сердца к сердцу. Для понимания этой музыки не надо иметь музыкального образования, не надо быть музыковедом или профессиональным музыкантом. Это музыка, в которой есть очень много красивых мелодий, много гармонии, много эмоций – это то, что сегодня нужно каждому из нас. Может быть, именно это и является главной причиной моего интереса к Цемлинскому. Пройдя увлечение авангардом, сейчас я думаю о том, что мне хотелось бы дирижировать музыкой, которую я понимаю, понимаю, зачем она писалась и о чем она написана. В данном случае я это понимаю.<<
Цитирую по:


------------------

"...то, что сегодня нужно каждому из нас..." Интересно, что и в выборе стихов в шорт-лист Андрей Борейко ориентировался на задушевность, искренность, невыспренность.
Вряд ли случайно, что его выбор очень оказался очень близким к результатам Народного голосования - шесть стихотворений из восьми, отобранных Борейко, вошли и в число наиболее популярных у читателей ЛФР, включая трех призеров Народного - Анны Рубинштейн, Елены Наилевны и Андрея Мартынова.

ШОРТ-ЛИСТ АНДРЕЯ БОРЕЙКО
http://www.stihi.ru/2013/01/17/3996

О дирижере: http://www.oblgazeta.ru/culture/2812/

Как можно познакомиться с музыкой, связанной с Альмой Малер (прослушать произведения и прочитать о них)?
Зайти на страницу
http://intoclassics.net/search/
и набрать там кириллицей "Альма"