Финал - это чье-то начало. Вечерние стихи 23 январ

Любовь Сушко
ФИНАЛ  - ЭТО ЧЬЕ-ТО  НАЧАЛО.  23 ЯНВАРЯ

Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
 Я жив, тобой и Господом храним.
 Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
 Мне будет чем ответить перед Ним.
(В.Высоцкий)

В среду 23 января состоялся финал программы «Вечерние стихи» за 2012 год, в котором выступили победители всех полуфиналов: Ольга Аникина, Чен Ким, Сола Монова, Андрей Пермяков, Андрей Широглазов, Игорь Царев, Амирам Григоров, Андрей Воркунов. На основании голосования членов жюри был определен победитель.

Мы так долго ждали этого финала, и вот он все-таки наступил.
Там было изначально все, присущее ожиданию и наступлению конца света - и пустой чат с малочисленными гостями, и тройкой выживших  за счет того, что буквально выжили с чата остальных, ну да пусть остаются и развлекаются сами. Никто же и не верил в то, что там можно ужиться многим таким разным творческим людям. Выжили, удержались не все, только самые напористые, и флаг им в руки.

И ожидание финальной  передачи длилось ну по меньшей мере час ( время не засекала, но все-таки очень долго)…

Финал – это ведь тоже в какой-то мере конец света в отдельно взятом месте, ну или на чате, что и требовалось доказать.

Только я лично, в отличие от пессимистов,  всегда уверена, что финал – это начало нового, важного, значимого дела, рождения новых передач и поэтов, круговорот воды  в природе никто не отменял.

Почитайте описание  конца света  Рагнарёк (Ragnar;kr), что в переводе с древнескандинавского означает «Сумерки Богов» или буквально «Рок Богов».

И более жуткую картину и представить трудно, но ведь потом-то все начинается сначала, и очень даже живописно

За всеобщей гибелью, разрушением и смертью мира следует возрождение. Из мира мёртвых возвращаются Бальдр и его убийца, примирившись друг с другом, оставшиеся в живых сыновья Тора и Одина возвращаются в места, где раньше располагался Асгард, город богов. Человеческая пара, укрывшаяся во время битвы богов в роще Ходдмимир и, переждав там все опасности, дадут начало человеческому роду.

Вот так оптимистичны мифы даже такого сурового мира, как скандинавский,  кстати,  и  у всех других народов  после конца начинается возрождение прежде всего духовное, вольно или невольно души стремятся к новым высотам, изменяются, наполняются светом, появляются новые учения, творения.
Вот и суровые скандинавы о том же:

Второе рождение человечества, согласно скандинавской мифологии должно стать торжеством мира и справедливости, вторым золотым веком.
Вот и у нас, наверное, должно быть все в  контексте и мифического и мирового развития человечества….

Конец света ( ожидания передачи) длился ровно час, что довольно  тяжко в  столь позднюю пору- ровно в полночь в Сибири. Но ожидание стоило того.

Во –первых, новая студия, совсем другая, непривычная даже для команды ТВ, уж не говоря о нас обо всех – это первый приятный сюрприз
Она сразу вселила надежды на большие перемены и небывалый взлет, все-таки большое  пространство всегда окрыляет и вдохновляет.

Во-вторых, лица гостей, многие из которых нам не просто знакомы, но стали уже родными и близкими, - вторая приятная неожиданность. Как и полагается в финале, их было много, значительно больше, чем обычно…
Конечно, сами финалисты, с которыми мы были знакомые и сроднились на протяжении всего срока жизни передачи.

В- третьих, невероятно интересны были пока не знакомые  люди в студии – не это ли главная интрига финала.

Конечно,  покорила речь главного редактора «Вечерки» Александра Куприянова, задавшего тон всему происходящему, когда сразу во вступительной речи звучат строки Бориса Пастернака – это вдохновляет и окрыляет невероятно. Руководитель с поэтическим запалом дорогого стоит, он понимает изнутри то, что творится в студии. Оказывается, и в этом нам очень всем повезло.

Трудно найти другого поэта такого, как Пастернак,  который настолько был бы связан с музыкой, так соединил бы поэзию и музыку не только в своих творениях, но и в контексте  реальности. Он учился с детства музыке, она живая,  звучала в доме, именно живая музыка. И конечно, в передаче  это стало особым знаком и потом, когда  звучал Шопен в этом новом зале, в профессиональном исполнении классного пианиста, все совпало…

И была Поэзия, то, ради чего мы собрались в столь поздний час по обе стороны экрана.

Замечательно, что поэтов было 8  и прозвучало 32 стихотворения, очень разных, но невероятно интересных  по сути – условно – от Ольги Аникиной до Юлии Соломоновой – такой вот наш поэтический  путь… При всей талантливости и неповторимости мужчин и последнего финалиста Андрея Пермякова, все-таки Прекрасные Дамы  оказались в центре споров, голосований, основной конкуренции…

И как сказал Игорь Борисович, они обе удивительно талантливы и завораживают, каждая по-своему. Это стало открытием для него, но мы-то все знали, что во времена Северянина были не только Блок и Бальмонт, но и Ахматова и Цветаева, хотя об этом  суперпопулярный в то время поэт скромно промолчал. А они были, да еще как БЫЛИ…

Бесконечно благодарна организаторам за то, что  каким-то чудом в студии снова оказался Игорь Царев, и он по праву стал третьим  в первом поэтическом финале.

Все-таки музыкальность, обаяние и дивную человечность этого  автора никуда не деть, ее не могут исказить никакие камеры и студии, скорее они  показывают все эти качества еще более ярко, выпукло.

К счастью, и в процессе  творения передач И.Царева было много, больше, чем остальных авторов, но это тот случай, когда много не бывает, автора хочется слышать снова и снова….Его поэзия – дорогое вино, которое приятно пить по праздникам, и оно очень уместно,  необходимо  на финальном  пиршестве.

Амирам Григоров очаровал не сразу, но со временем он стал близок и очень интересен. Может быть, после знакомства с его удивительной прозой, такой же самобытной и таинственной, как и стихотворения, и внешний облик поэта, он точно пришел к нам из какого-то иного мира…

Конечно же, порадовал и  народный,  бесспорный любимец очень многих Чен Ким с его «мокрыми чертями в замерзающем пруду» – с этого шедевра на этот раз все у него в выступлении началось, и стихотворение это оказалось  дивно уместным  для конца света, для финала передач.

Но здесь я сразу заметила одну особенности – у  Чен Кима меньше всего  было противников, если они где-то встречались, то это были какие-то эпизодические реплики, наверное, произнесенные для порядка больше  из вредности, чем действительно «осуждаю»  и прочие эпитеты, как в случаях с другими авторами.

Причин тут несколько: Чена надо видеть, чтобы язык не повернулся что-то сказать, надо слышать, чтобы расхотелось что-то говорить,  и спасает его дивная краткость, если кто-то и хочет найти нечто, то он просто не успевает это сделать, у него нет времени на раздумья, на то, чтобы придраться и сыпать свои упреки. Рот только открыл, а поезд уже ушел.

Совершенно  не от мира сего  Андрей Воркунов, но каким же украшением он стал для финала, эта безумная энергетика, мне ее можно сравнить только с энергетикой  нашего всеми горячо любимого тренера «Авангарда» Раймо Сумманенана, влюбившего в себя весь миллионный град в один миг,  и не отпускающий нас всех  до сих пор.

Мне кажется, что  у него есть все качества, необходимые  именно Поэту
Сумманен? Модный (возьмите финский вектор развития нашего хоккея), креативный (как не вспомнить тут стиль работы и общения с игроками) и продуктивный (достаточно посмотреть на результаты его работы в "Авангарде") Раймо Сумманен

И еще одно высказывание  о Раймо:
Привожу высказывание почти дословно, как и фразу из Гостевой:
«Представляешь, как финн своей безумной энергетикой заразил простой обычный омский люд?! Народ по сей день в бреду!!!»

Вот что-то подобное , наверное, можно сказать и об Андрее Воркунове, с одной лишь  разницей, обаяние Раймо положительное, исключительно положительное, - так  легко и просто, когда улыбнулся,  и стадион бурлит и встает в одном порыве, и серьезные мужики бросаются с ним обниматься, исполнят все, что попросит. Надо было «Динамо» разбудить в полночь, и завыли на разные голоса машины на главной площади, и салюты начали бабахать так, что весь миллионный город проснулся, и устроили это не детишки, а дяди и тети, когда их о том Раймо попросил.
Тут совсем другое, и все-таки это из той же серии неотразимого обаяния, скорее со знаком минус,  где обниматься не бросаются, но слушают, затаив дыхание и реагируют…

А как хочется, чтобы не только про финского коуча( который пишет книги, и парни бросились его переводить с финского, можете себе представить, чтобы узнать, о чем же он пишет), а про Поэта из следующих передач не только журналисты, но и простые смертные написали ( даже не поэты, а просто парни):
Великолепный, брутальный, модный, креативный, неотразимый, способный завести любой стадион взмахом руки и улыбкой...
А разве не таким должен быть именно Поэт?

Кстати, еще одна интересная деталь, кроме Чена, все остальные финалисты –филологи,  уж гуманитарное образование у них точно есть. Для меня это стало неожиданностью, хотя возможно в этом что-то есть. А вот филологинь там не оказалось ни одной, судя по всему…Тоже есть о чем подумать.

Очень интересны были и выступления  гостей и организаторов этого действа в перерывах между  выступлениями финалистов.

Конечно, Игорь Борисович Настенко, слушать которого можно часами, вот если у кого есть обаяние и креативность Раймо Сумманена, то это именно у него, да по-другому такой передачи  и не вынести на своих плечах.
Конечно, ему  в первую очередь мы должны быть благодарны за то, что  прошли весь этот трудный  путь, за то, что он стал центром того мира, который творился, этаким  Священным дубом, на котором мир и держится. И все помнят, как в какие-то печальные, тревожные минуты именно он выходил в  чат или эфир, делал все, что можно и даже немного больше, чем можно было, чтобы его детище жило и развивалось.
Отдельное спасибо, за стихотворения  Михаила Анищенко и Андрея Вознесенского, которые он отважился прочитать сам. Насколько это трудно сделать скажет любой, кто выходил к микрофону.

Сколько креатива с его легкой подачи было в разных программах. Конечно, никогда не забуду хоккейную тему…Но по прежнему убеждена, что Поэты должны быть командой в конкретных случаях, когда требуется просто защитить свое детище от рейтингистов и всех других стихоплетов, и они должны побеждать, просто обязаны, особенно сегодня.
Однажды, когда прозвучала фраза: « Так больше не будет» и все замерли,  только ему одному можно было как-то разрулить ситуацию. И он это сотворил, да еще как сотворил…

Есть два способа в педагогике, да и психологии тоже, о том, как действовать в подобной ситуации,  можно долго и упорно твердить «что такое хорошо и что такое плохо», но это в свое время не удалось даже сотрясателю  миров и устоев Маяковскому. А можно показать наглядно, что  такое хорошо и плохо, и второе и третье приглашение в студию нашего Патриарха рейтинга, было самым, на мой взгляд, продуктивным ходом…

Мы все раскрываемся перед камерой в той или иной мере, иногда совсем не так, как хочется, кто-то не очень фотогеничен, кто-то ведет себя, по меньшей мере, странно в экстремальных условиях, по принципу «хотели как лучше»…

А камера  все бесстрастно  показывает, все фиксирует…Вот и тут, вчера ситуация с выступлением мэтра была доведена до абсурда. Поставлена точка в этом странном диалоге о настоящих и популярных поэтах сайта
Спасибо Марине Шапиро, которая изящно, очень тонко и наглядно вставила свою реплику по поводу Пианистов и музыки, и все расставилось по своим местам.

Вообще, не в обиду мужчинам будет сказано, женщины вчера солировали, да и как иначе, если в студии  Юля Соломонова, Ольга Аникина, Ольга Воронина, Марина Шапиро… женщины не только обаятельнейшие, но и очень, просто очень умные, тонкие и неповторимые, умеющие править мирами и мужчинами ( а ведь это особое искусство).

Мы можем забыть все, что угодно, но ИХ  уж  точно  не забудем. Они дивно украсили  и прошлые   передачи,  и этот финал.

Не хватало только Жени Коробковой для полного счастья, но она проделала в процессе творения передач   такую гигантскую работу, что навсегда остается и в записях, и в истории этого цикла….

Только и Михаил Гуськов без нее как-то сник и поник, и говорил не слишком внятно, словно смотрел на таблички (суфлер) перед глазами и чего-то не мог прочитать там, увы… Вот что значит, когда нет  раздражителя, энергетического Жениного поля.

Вдохновляет обещание Д. Кравчука и руководства «Вечерки»  о том, что все будет продолжаться и дальше.

Поэтов на сайте очень много, и немало хороших, но согласна с Мариной Шапиро, их просто надо  выбирать, находить и выпускать в этот мир, дать возможность рассказать о себе, а там уж как получится, но ведь это главное – знакомство, выступление.

Юрий Метелкин проводит уникальную работу на «Старом радио», здесь тоже творится что-то подобное для истории поэзии начала 21 века…Есть ли дела для всех нас важнее, чем сохранение того, что мы имеем? Посмотрите, как поляки заботятся  о своей культуре, как они трепетно относятся к Шопену, звучавшему и на нашем финале, так не пора ли и нам  заняться тем же созидательным трудом по отношению к своей культуре, литературе и многострадальной Поэзии в частности.

Финал показал наглядно, какие  у нас замечательные Поэты, но ведь это только начало. А дальше будет только лучше и ярче.
Телевидение творит чудеса, поэзия, шагнувшая на экран, должна жить и развиваться в этом интереснейшем формате, блистать своими новыми гранями. И это чаще всего уже получилось, еще получится.

И еще очень символично,  на мой взгляд, что это действо происходило на фоне юбилея того, кто стал символом поэзии 20 века Владимира Семеновича Высоцкого, завтра ему исполнится 75 лет « всенародному Володе», как говорил о нем Андрей Вознесенский…

Отзвучал финал, но в 21 веке все только начинается…
И, наверное, каждый из финалистов может повторить вслед за ним:

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
 Мне будет чем ответить перед Ним.

Нельзя не вспомнить это замечательное, программное стихотворение В.Высоцкого

И снизу лед, и сверху - маюсь между:
 Пробить ли верх иль пробуравить низ?
 Конечно, всплыть и не терять надежду!
 А там - за дело в ожиданьи виз.
 
 Лед надо мною - надломись и тресни!
 Я весь в поту, хоть я не от сохи.
 Вернусь к тебе, как корабли из песни,
 Все помня, даже старые стихи.
 
 Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
 Я жив, тобой и Господом храним.
 Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
 Мне будет чем ответить перед Ним.
В.Высоцкий

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Что же касается чата, и там, на фоне всей той отрицательной энергетики, конечно, было и положительное.

Благодаря чату мы познакомились в самом начале с двумя удительнейшими людьми:  с Михаилом Анищенко и Мариночкой, которая на протяжении всего этого времени так много делала и делает для передачи, она и на самом деле стала душой ее, всем добрым и светлым, что в ней было и есть изначально и будет завтра…

Светлая память о Михаиле Анищенко именно благодаря чату, тому, что он познакомил нас лично, будет храниться в душе… Да и сам он все-таки оказался одним из авторов в передаче, пусть и немного не так, как нам хотелось, но все же, все же...

Да и под никами было много интересных  творцов, знакомство с которыми – великая радость, надеюсь, оно будет продолжаться уже в каком-то другом формате…

Столько всего было, что еще только предстоит осмыслить  и понять, но это у нас было и есть…