По 80 Большому конкурсу. ч. 3. Взгляд со стороны

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/10/02/2626    Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/01/16/8392    Итоги конкурса

Начало статьи  см. http://www.stihi.ru/2013/01/22/4886

В предыдущей статье я привела тексты стихов, номинированных судьями, но, тем не менее,  содержащие целый ряд  лексических неточностей и иных ошибок. Я в этот раз не стала их комментировать: попросила сделать это вас, дорогие читатели, в своих отзывах. Мне было важно понять, видите  ли ошибки  вы? Может быть, если судьи стихи номинируют,  не права я, когда придираюсь к форме и способу изложения и постоянно предлагаю своим членам жюри НА КОНКУРСАХ не номинировать стихи с недочетами лексики,  даже несмотря на наличие в них  других достоинств и таланта автора.

Талантливые стихи и авторские находки лучше отметить строкой протокола или в статье,  а лауреатами конкурса  должны становиться только стихи (при их прочих достоинствах!)  еще и безупречные по технике исполнения!  Это требование накладывает определенную ответственность на судей – их суммарная снисходительность легко может вывести в лауреаты авторов, совершенно не владеющих чистотой речи.
 
Всем откликнувшимся на мою просьбу и оставившим свои подробные  разборы на список  опубликованных  стихов  – огромное спасибо!!!!  Жаль только, что авторы стихов и участники данного конкурса не проявили к разбору никакого интереса: я почти не видела их Ников в списках читателей статьи. Может быть, им это и не нужно?

В этой, заключительной статье я, как и обещала, предложу  вам свой взгляд со стороны (я – не голосовала в этом конкурсе!) на стихи, которые мне запомнились. Это не означает, что все они были безукоризненными, что их непременно надо было номинировать. Вовсе нет! Просто в них (на мой взгляд) есть то, чему можно поучиться, обратить внимание на технику  их исполнения.

Но перед этим – несколько слов о произведениях –лауреатах  конкурса, и прежде всего о стихотворении - победителе...
 
№7.Ночной Петербург ( 1х9 4х8 2х6 1х4 1х2=59)

Я и призрачный город – как матрос и “Титаник”,
Мы еще над водою – но утонем вот-вот.
В этом городе сотни незатушенных паник
Разрывают на части островов хоровод.

Мне с балконов окурки, как ракеты, сигналят.
По-мертвецки раскрыты арки-рты у домов.
Петропавловки мачты расчертили в журнале
Невод градусной сетки из табачных дымов.

Утопающий Питер приумолк недовольно,
Не пускает матросов по другим городам.
Я на вахте оставлен перелистывать волны
Да на карты морские клеить пиковых дам.

Я не стала включать его  в список стихов предыдущей статьи – НОМИНАНТОВ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ (как сделала это с произведениями ЛАУРЕАТОВ № 59, №33 и №28, с качеством исполнения которых я не согласна). Не включила  по единственной причине : формально, отстраненно от названия стихотворения, его темы, стихи написаны неплохо, но только если бы они были посвящены воображаемому, абстрактному городу -  маленькому  портовому городку с узкими средневековыми улочками, заселенному портовыми рабочими и грузчиками, с кабаками, из окон которых выпускают табачные дымы заезжие матросы. Но, как рожденная и живущая в Санкт-Петербурге, я никак не могу совместить нарисованную автором картинку с широкими просторами Петербурга в той его части, где можно всерьез говорить о воде – о морском его облике.

 Что это за «незатушенные паники» и при чем тут «хоровод островов»- которые при всем желании в Петербурге не рассмотреть отдельно – слишком они велики и практически вписаны в территорию города? А это: «мне с балконов окурки, как ракеты, сигналят» ???? Это в центре-то города? Возле Петропавловки? А это: «Петропавловки мачты расчертили в журнале невод градусной сетки из табачных дымов»? Для сведения: у Петропавловки – один единственный шпиль (никак не «мачтЫ»), да и жилых домов там практически нет, чтоб чем-то «дымить с балконов…»  А как вам этот странный, натуралистический образ: «По-мертвецки раскрыты арки-рты у домов»? Я бы еще поняла «подворотни домов», но сравнить арки нашего центра города – высокие, широкие, каждая – произведение искусства,- с ртами мертвеца???? Речь-то идет – о прибрежной части города, где узких улочек и страшных подворотен в помине нет!!! Словом, автор (кстати, житель другого государства), похоже, знает Петербург из каких-то очень странных источников. Не удивительно, что и проголосовали за эти стихи только те, кто не из Петербурга, кто там давно не был или не был вообще. Что касается последней строки, то меня она просто ввела в ступор: зачем на морские карты клеить «пиковых дам»? Для красоты слога? Для заполнения рифмы?

Но многие судьи за стихи дружно проголосовали. Возможно, это я плохо знаю свой город или вижу его другим. Возможно…

10. «Всё, что хотела» (не номинировали)

Эти стихи, видимо, не заметили. А между тем, они написаны очень чистым и довольно редким размером - русским гекзаметром (признаюсь, я сама не сразу их заметила – подсказали другие!) Русский гекзаметр – это 6-стопный дактиль с последней  стопой хорея – без концевой рифмы.

Всё, что хотела - сказала я Вам по секрету. Пора мне
Тихо шагать в бесконечный простор, посему повторю я:
«Нет на земле справедливости, помните, друг мой, об этом!
Только на небе найдёте, что ищете: правда не любит
Землю. Лишь небо для истины дом. Что земля? - Лишь чужбина...

100 100 100 100 100 10
100 100 100 100 100 10
100 100 100 100 100 10
100 100 100 100 100 10
100 100 100 100 100 10

№21. «Осенний мотив» (1х9 2х8 1х7 1х2=34)

Минутами, днями, неделями тянется осень
В оправе из листьев прекрасней рубинов закаты...
Остывшее море алмазно-сапфировой россыпью
вправляет в узорную гладь миллионы каратов

Уходят мгновенья, песком ускользая сквозь пальцы,
и знойное лето растаяло в утренней дымке
Осенний мотив полотном растянулся на пяльцах
ажурным шитьем по воде в кружевах-невидимках...

Небольшая пейзажная зарисовка, но придраться по форме что  к лексике, что  к  использованным образам – не могу.. Все образы – уместны, точны, не затерты. Жаль, что по числу набранных очков стихи немного не добрали  до сумм первой пятерки мест.

№ 24. «Предчувствие... (монолог цепного пса)» (1х5=5).

Прежде всего, здесь  понравилось содержание стихов – их композиция: написаны от лица умирающего пса, который любит своего хозяина куда больше, чем хозяин пса. Глубокая тема. Отличный язык, поэтический слог.

- Зима... который день ?...
Не помню - дням потерян счёт.
Мороз лютует, лапы ломит. Сирень,
над будкою моей, не расцветёт
01 01 01
01 01 01 01
01 01 01 01 00 1
01 00 01 00 01

в моих глазах. И ароматом
не наполнит сердце, уставшее
от злобы и тоски. Хозяин матом
будет вспоминать, заставшее
01 01 01 00 00 01 0
0 01 01 0 01 00 (сбивка ритма)
01 00 01 01 01 0
+ 00 01 01 00 (сбивка ритма)

его врасплох на тротуаре тело,
никчемного охранника двора.
Но всё-же я люблю его. Стемнело.
В доме закрывают двери и притоптать пора -
01 01 00 01 01 0
01 00 01 00 01
01 00 01 01 01 0
+0 0 01 01 00 0 01 01 (сбивка ритма)

холодный пол, в постылой конуре.
Предчувствие... последний раз покину на заре
её бесстрастные объятья;
встать я
01 01 01 00 01
01 00 01 01 01 00 01
01 01 00 01 0
10

не смогу, упав под тяжестью цепи на тротуар.
Прощальный саван сотворят из архи-платья
моим останкам и снесут природе в дар.
                (не хватает строки с рифмовкой на  «-атья»)

О... как бы я хотел, оковы сбросив, мчаться -
по диким тропам, в безмятежный лес.
И с братьями по разуму общаться,
к Вселенной проявляя интерес,

вдыхать арома-космос разнотравья.
Но... не судьба мне радости постичь
беспечной жизни. Превращаюсь в гравий,
песок и перегной. Прощай лесная дичь!..

Меня заинтересовала форма строфы этих стихов, которую я нигде прежде не встречала. Автор пишет катренами с перекрестной рифмовкой, но наполнение  катрена -  РАЗНОСТОПНЫЙ  ямб, да не просто разностопный, а свободный  по числу стоп: длина строк (отрезка текста до концевой рифмы) – по количеству стоп везде разная. К сожалению, и ритмика, и рифмовка здесь с небольшими сбивками (что можно поправить, если автор посчитает нужным).  Но мне жаль, что судьи не побоялись простить  ошибки лексики, зато  не простили (или не поняли) незначительных сбивок структуры строфы.
Годится ли такая форма для ее использования или нет, стоит ли ее применять  авторам? – не знаю. Конец строки здесь попадает на место, где смысловая пауза  не требуется, от этого и сложное звучание, и трудность прочтения. Но от разбора техники написания этих стихов я получила большое удовольствие

№25. «Двое»  (1х5 2х3=11)

Двое молча, брели
по тропинкам, стремясь, словно тени,
Не нарушить покой:
ни цветка, ни листка… никого…
Их качала в ветвях
перезрелая, стылая зелень…
Это был – человек…
и отчаянье было его.

И о чем «разговор»?
Так… нелепость, ненужность – пустое…
Все: попытки, поступки,
помарки, поправки и… боль…
И брели, и брели
по тропинкам несчастные двое,
Неразрывной веревкой
друг друга, ведя за собой…

Так, наверно, нельзя…
ни сказать, ни спросить, ни поведать…
Взять отчаянье в спутники
может лишь нервнобольной…
А они все брели –
словно нечего было им делать,
Как тянуть на веревке
усталое лето с собой…

Искупались в туманах
оранжево-рыжего цвета,
Одеваясь листвою
пожухлых под солнцем рябин…
И любили друг друга
до осени поздней расцвета -
Неземное отчаяние
и его господин…

Что понравилось? Поэтический  слог, точные, ненадуманные образы.  Есть связный сюжет. Интересная ритмика и структура строф: катрены из  полустрок без внутренней  рифмовки, но  с цезурой, поэтому запись нерифмованными полустроками здесь целесообразна. Подкупает и чистота ритма – 5 стопный анапест. Хотя… будь это мои стихи, да еще для конкурса, чтоб не искушать  судей  отсутствием рифмы,  я записала бы их  в метрическом формате:

Двое молча, брели по тропинкам, стремясь, словно тени,
Не нарушить покой: ни цветка, ни листка… никого…
Их качала в ветвях перезрелая, стылая зелень…
Это был – человек… и отчаянье было его.

И о чем «разговор»? Так… нелепость, ненужность – пустое…
Все: попытки, поступки,  помарки, поправки и… боль…
И брели, и брели по тропинкам несчастные двое,
Неразрывной веревкой друг друга, ведя за собой…

Так, наверно, нельзя… ни сказать, ни спросить, ни поведать…
Взять отчаянье в спутники может лишь нервнобольной…
А они все брели – словно нечего было им делать,
Как тянуть на веревке усталое лето с собой…

Искупались в туманах  оранжево-рыжего цвета,
Одеваясь листвою пожухлых под солнцем рябин…
И любили друг друга до осени поздней расцвета -
Неземное отчаяние и его господин…
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001

№ 26.  «Штиль» (2х5 1х1=11)

В зеленом царстве пробивая брешь,
Портниха-осень выбирает стиль.
Цветастый пэчворк   совершит мятеж.
Финал известен, все уйдет в утиль.

Семь раз отмерь и лишь один отрежь.
Подумай прежде, чем зажечь фитиль.
И если ты преодолел рубеж,
То буря сменит безмятежный штиль.

В мечты, отныне, ускользает тишь,
Возможно мир трудом обогатишь,
Перу на пользу дикий рев стихий.

Но бунт в душе, как ярких красок крик,
У жизни осень отберет, старик.
И будешь жить пока живут стихи.

Что понравилось? Каноническая форма французского сонета на две рифмы в катренах: абаб+абаб+ввг+ддг. Есть тема – связный сюжет, а не просто случайное заполнение  формы словами. Все предложения заканчиваются внутри строф  и концами строк – без переходов, так, как и положено писать сонеты. Есть концовка – сонетный замок: вывод сонета.  То есть, все выполнено грамотно, технично. Не часто встретишь правильные сонеты на нашем сайте! 

№ 31. «Подруга-ревность»  (1х10 1х8 1х7 1х4 1х2 1х1=32)

Моя подруга-ревность живёт в соседнем доме
И по утрам с собачкой породы дорогой
Играет на площадке. И всё прекрасно, кроме
Любимых глаз, украдкой следящих за игрой.

За завтраком – улыбка и милая беседа…
Кашне поправлю нежно, обычное «пока»…
Душ… Макияж… Прогулка… Свободна до обеда…
Что нужно в магазине? Пакетик молока…

Задержится с работы и позвонит с тревогой:
Ведь собирались вместе который раз в кино...
Ну, что ж, подруга-ревность, ты снова у порога,
И одинокий вечер стучит в моё окно...

Конечно, он с коллегой по случаю приезда…
Под утро, невесомый, откроет дверь ключом…
Забуду, у какого вас видела подъезда,
И не спрошу опять я сегодня ни о чём…

Жаль, что не хватило очков для прохождения произведения в лауреаты. Придраться не к чему, написано языком поэзии, интересно, есть связное содержание. Интересные и чистые рифмы. Профессиональная работа.

№ 34. «Осенние страсти по реальным событиям» (1х6 1х4 1х2=12)

Она пришла, как обычно, совершенно без спроса
Босой, оборванной, рыжей, как мамина шапка лисья,
И под ногами уже шушукались листья -
Они-то знали: это двадцать пятая моя осень.
01 01 001 0001 001 0  АББА – тип окончаний
01 01 001 001 001 01 0 (лишний икт)
0001 001 01 001 0 (нехватка икта)
01 01 01 01 01 0001 1 0 (сбивка)

С осенью у меня не заладилось, признаться, с рождения,
Я часто болела и не хотела сидеть в коляске,
Потом я окрепла, конечно, по мере взросления,
Но как, скажите, пережить все остальные напасти?
1 00001 001 0001 001 0      А*БА*Б – изменился тип окончаний
01 001 00001 001 01 0
01 001 001 001 001 00
01 01 0001 0001 001 0

Что-то мокрое постоянно летит в лицо. Утопают
Ботинки в жиже безобразно-коричневой и липкой.
О том, что птички куда-то там улетают,
Я промолчу – сейчас мне совсем не до лирики.
001 00001 001 01 001 0  АБАБ*
01 01 0001 001 00010
01 01 001 01 001 0
1 001 01 001 001 00

Простите великодушно, маэстро отечественной поэзии,
Что разглядеть не могу в вашей «поре унылой»
Ничего прогрессивного, разве только коррозии
С новым дождливым днем больше автомобильной.
01 00001 001 001 00001 00   
0001 001 1 001 01 0
001 001 001 01 001 00
1 001 01 1 00001 0

Поэтому, каждой осенью я убегаю               
(Из-под венца), увольняюсь с работы, улетаю в теплые страны,
Иногда ухожу в монастырь, Где, как герой
вступивший в неравный бой, залечиваю себе раны.
01 001 01 001 001 0           Потеря рифмы
0001 001 001 0001 01 001 0
001 001 001 1 001
01 001 01 01 00001 10 (сбивка – лишний икт)

Возвращаюсь, как правило, я весной (в себя)
И уже живу, всей грудью дышу, жду лета.
Потом, солнцем согрета и хорошо одета,
Налаживаю жизнь, строю планы и глазки. Влюблять
001 001 01 01 01       (рифмовка изменилась на охватную)
001 01 01 001 01 0
01 1 001 00001 01 0
01 0001 1 01 001 001 (лишний икт)

И влюбляться я научилась, как в сказке
Волшебной, естественно, со счастливым концом
И принцем прекрасным, и вот в ожиданье развязки
Я примеряю на свой безымянный кольцо…
001 01 001 001 0 (нет Икта)
01 001 00001 001  (нет Икта)
01 001 001 001 0010
1 001 001 001 001

И вдруг – как в голливудском триллере –
Тревожный звонок, голос таинственный, несколько нервный, просит
Меня к телефону. Дальше – сюжет по Миллеру…
Я улыбаюсь: сегодня встречаю двадцать шестую осень.
01 0001 01 00 (нехватка  иктов)
01 001 1 001 000001 01 0 (лишние икты)
01 001 01 001 01 00
0001 001 001 01 001 01 0 (лишний икт)

Стихи интересны редкой формой письма – акцентные стихи. Интересное и связное содержание, хороший слог – чистая лексика. Правда, технически они исполнены неряшливо – то Иктов в строке не хватает, то лишние Икты, то рифмовка строфы поменялась, то рифма ненадолго исчезла, а прежде была…

Я обычно так рассуждаю: стихи позволяют себе иногда разные степени свободы от привычной упорядоченности формы, но только вот количество этих свобод должно быть ограничено, а еще лучше - сведено к какой-то одной.

Мы отказываемся  либо от одинакового числа стоп (разностопность),  либо  от вида и числа стоп (вольный стих), либо от количества безударных слогов между Иктами(тоническая система), либо от концевой рифмы (белые стихи), либо от урегулированной строфы (астрофические стихи), либо в акцентных стихах позволяем себе переменное (но упорядоченное) количество Иктов в строке (разноИктовый акцентный стих)…  То есть, ОТКАЗЫВАЕМСЯ ОТ ЧЕГО-ТО ОДНОГО, но не от всего сразу! Если отказаться от всего сразу – это плохо звучит и напоминает прозу. А если еще в этой «прозе» нет и содержания, то это уже дурной верлибр или поток сознания сумасшедшего. Гениальное на такой почве не родится. Хотя… Чего только не бывало в поэзии!   

На этом кончаю. Надеюсь, что никого не обидела своими разборами. Еще больше – что они хоть кому-то пригодились.  Дальше – сами!

Ваша Алкора.