Как писать стихи?

Волков Северный
Как писать стихи?
Некоторые выводы, или советы самому себе.


В любом деле есть теория и практика. В сочинительстве стихов они присутствуют тоже.
Ну, с практикой понятно. Пишет человек, марает лист строками – восхищен или удивлен чем-то , хочет это запечатлеть в словах. Желательно, чтобы и рифма (хотя можно и без нее) и ритм какой-никакой присутствовали.
 Желательно, без ошибок  печатать или писать (в крайнем случае, ссылаться – опечатки, и если ошибок не много, то, возможно и поверят, что автор грамотей). Если при этом и смысл-идею можно выловить из сочиненного, то это «круто» и «жесть».
  С теорией сложнее.  Оказывается, что рифмованные строки могут поэзией и не быть, хотя  они уже и не инструкция по применению аспирина, и уже не стон: «как у нас все плохо», и не «про  кандалы любви».
  Определить, что такое «поэзия» вам не помогут ни словари, ни разного рода школы поэзии, поскольку слово это уже имеет такое широкое применение, настолько емко, что не поддается конкретному определению. Устарели  определения. И тут мне кажется, что поэзия (говоря про стихи) появляется там, где возникает взаимосвязь между автором и читателем.  И это не всегда прямое взаимопонимание.
 Пусть это будет даже такой отклик,  как пример, автор пишет о лесоповале: «где звук бензопилы разносится по роще», а читателю видится южная ночь и «пение цикад». Или наоборот, поэт  например, пишет о «таинственной наяде водопада», а читатель слышит звук капели водопроводного крана.  Другими словами, нельзя сочинить стих, который бы был угоден всем, понят всеми,  но он должен вызывать какую-нибудь ответную реакцию у читателя.
  У каждого поэта – свой читатель-почитатель. При этом спор, кого считать поэтом, а кого графоманом (у одного автора встретил –стихосочинителем) настолько несуразный, что на такие определения не стоит обращать внимания.  В конце концов, поэт как профессия, похоже, себя исчерпала. Но, человек сочиняющий может и, наверное, должен считать себя поэтом. При этом совсем не обязательно называть себя «русским поэтом», «последним поэтом России» «Народным поэтом» и т.д. Мне кажется, что задача пишущих стихи – сохранение и развитие чувствительности к слову, к его оттенкам хотя бы среди той малочисленной братии, которая еще балуется сочинительством.
 Поэт –актер. Он должен представлять перед собою зал со слушателями. В связи с этим, текст произведения должен быть понятен большинству «зрителей» сходу, только в этом случае стих соберет достаточное количество «своих» слушателей без дополнительных уловок-приемов, скандалов .
   Желательно «замутить» строчки художественным образом. При этом если нужно применить для создания образа слово, которого возможно нет в словарях, но оно созвучно с уже существующими словами, то применяйте.  Есть такие у А.Блока, например: «жолтый», У Есенина, например : «кленоночек». Перегружать произведение образностью не стоит, по причине, названной выше.
 Есть стихи, содержащие много слов иностранных, пришедших в русский язык, но употребляемых относительно редко в обычной речи.  Слушать стихи со словарем? Есть стихи как орнамент. В том смысле, что смысла в целом у стиха нет, но для уха он звучит приятно. Эффект создается своеобразными рифмами, словосочетанием удивительно удачным, почти музыкальным ритмом, узнаваемыми образами.  Про ритм стихотворный, очень много написано, но все измышления сводятся к размерам: ямбу, хорею, дактилю, амфибрахию, анапесту и еще более сложным,  к подсчету количества слогов или ударений в строке. Эти размеры  знать нужно для проверки и исправления  «заторов» слов, строк стихотворения, т.е. затруднений плавности прочтения вслух написанного. И если вы, вдруг, сочините такое, что в рамки этих размеров никак не втиснуть, но при этом это что-то не стыдно прочесть, и вас слушают и не прогоняют со сцены, то вас можно поздравить, вы – гений. Это так, к слову. Часто можно встретить обвинение в применении т.н. глагольной рифмы. Не знаю от кого эти «ноги растут» . Простые примеры глагольных рифм  у А.С.Пушкина: «скрылся-погрузился», «зевала-искала», «спит-глядит», «может-тревожит», «шумит-говорит», «роптать-дать», «зовет-живет», -это на одной странице (шестая глава «Евгений Онегин»).  У Лермонтова: «встревожит-поможет», «упали-погибали»,  «просил-положил», «приняла-поняла», «покажет-скажет» и т.д. У А.Блока:  «реял-веял», «созреть-гореть», «пройти-плести». «изойти-идти» и т.д. У С.Есенина:  «видели-обидели», «пить-золотить», «говорят-горят»,  «приковыляла-отмежевала» и т.д. У Цветаевой «перепричащала-считала», «поправлю-оставлю», «покраснел-приспел», «шутит-крутит» и т.д.
Так что применяйте, не стесняйтесь.  И последнее в этой заметке, гений – это все-таки «родоначальник», первооткрыватель чего-то. В  русской поэзии таковыми являются Ломоносов, Пушкин , насколько мне известно. В.Высоцкого как одного из создателей новой веточки в поэзии – авторской песни тоже можно считать гением. Вы, наверное, ощущаете немощность исполнения его песен другими, будь то артист или певец.
И еще, эти все «выкладки» не в полной мере серьезны. Хотя как знать?