Типология текста

Владимир Бурич
В. Бурич.

ТИПОЛОГИЯ ФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР
РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА
(ПРОЗА. УДЕТЕРОНЫ. СТИХИ)

ВВЕДЕНИЕ

Цель всей человеческой деятельности — поддержание и совершенствование адаптационных процессов, происходящих на физиологическом и психологическом уровнях. Одним из опосредованных средств психологической адаптации является поэтическая литература. В противоположность непоэтической литературе, занимающейся выработкой новых и популяризацией старых понятий, поэтическая литература занимается моделированием человеческого менталитета в определенных исторических и социальных условиях.
Обе литературы оперируют словом. Любое слово может находиться в трех состояниях: оно может быть сказано (речь), пропето (пение) и записано (текст). Речь (фонацию) изучают фонетика и теория рецитации, пение — теория музыки и сольфеджио, текст — теория текста.


ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТА

Известные науке литературные тексты состоят из строк, которые могут идти слева направо, справа налево, сверху вниз и спиралеобразно. Эти строки могут быть техническими и авторскими. Технической строкой называется такая строка, границы которой образовались из-за размера писчего материала, ширины набора, прихоти переписчика или наборщика («стихи метранпажа»), количества и длины слов. Авторской строкой называется строка, границы которой точно обозначены самим автором.
Совокупность высказываний, записанных последовательно, называется прозой. Высказывание, или совокупность высказываний, записанных по определенной графической системе, называется стихами1. Законченный текст, состоящий из одной авторской строки, называется удетероном (от греческого «удетерос» — ни тот, ни этот).
Оптимальные гносео-эстетические параметры удетеронов характеризуются двумя парами понятийных оппозиций: непоэзия — поэзия, либризм — конвенционализм2. Сочетания указанных признаков дают 4 типа текста:
1. Либрическая удетеронная непоэзия,
2. Конвенциональная удетеронная непоэзия,
3. Либрическая удетеронная поэзия,
4. Конвенциональная удетеронная поэзия.
Примеры:
1. Лозунги, реклама, этикетки, надгробные надписи и пр.
2. То же, метризованное или метризованное и с внутренними рифмами.
3. Пословицы, поговорки, надгробные надписи, литературные произведения с древних времен (поздняя латинская поэзия и др.) до наших дней (Брюсов и др.), названия материальных объектов, образующих в сопоставлении с самим объектом образ.
4. То же, метризованное или метризованное и с внутренними рифмами.

Сноски
1 Стихи как прием могут иметь две функции: 1) наилучший способ выявления метрической и рифмической конвенции; 2) закрепление, авторизация нюансов смысла и экспрессии.
2 Либризм является конкретным выражением эстетической категории естественности, а конвенционализм — искусственности.

Оптимальные тексто-гносео-эстетические параметры многострочных текстов характеризуются тремя парами понятийных оппозиций: проза — стихи, непоэзия — поэзия, либризм — конвенционализм. Сочетание указанных признаков дает 8 типов текста:
1. Либрическая прозаическая непоэзия,
2. Либрическая стихотворная непоэзия,
3. Конвенциональная прозаическая непоэзия,
4. Конвенциональная стихотворная непоэзия,
5. Либрическая прозаическая поэзия,
6. Либрическая стихотворная поэзия,
7. Конвенциональная прозаическая поэзия,
8. Конвенциональная стихотворная поэзия.
Примеры:
1. Любая научная и деловая проза.
2. «Стихи ментранпажа» (деловая проза, разбитая на стихи, как это делается в современных иллюстрированных жур¬налах и газетах).
3. «Хроника Космаса» — историческая хроника, написанная пражским каноником Космасом (ок. 1045—1125) модной тогда ритмизованной и рифмованной прозой.
4. Лукреций «О природе вещей»; И. Сельвинский «Капитал» (Карла Маркса).
5. Т. н. художественная проза.
6. Т. н. свободный стих.
7. «Слово о полку Игореве»; А. Белый «Петербург».
8. Т. н. классические стихи.

ТИПОЛОГИЯ АКЦЕНТНОГО РИТМА1
Человеческий язык представляет собой систему систем: фонетический состав, грамматический строй, лексический состав. Повторение единиц каждой из
систем создает в тексте специфические ритмы. Наука, изучающая все виды языкового ритма, называется языковой ритмологией и является частью общей ритмологии.
Особенностью русского языка является акцентное (экспираторное) ударение при произнесении слов, подвижное место ударений в словах, неодинаково- слоговость слов.
Слоги в русских словах бывают ударенные и безударные2.
Различные позиционные и количественные композиции ударенного и безударных слогов образуют стопы разного рисунка и объема. Стопы различаются по месту ударенного слога (симметричные, асимметричные) и по количеству безударных слогов.
Последовательность одинаковых стоп образует метр (метричность, метрический ритм). Совокупность одинаковых стоп образует строки определенного размера (например, 2-стопный ямб). Последователь¬ность стоп разных рисунков и объемов образует дисметр (дисметричность, дисметрический ритм, а их совокупность — логаэдические строки.
Метричность (симметрия) и дисметричность (асимметрия) — это конкретные проявления ритма, а не наоборот. Ритм — родовое понятие, метр — видовое.
В стопах возможны пять видов аномалий: синкопированность, гипертесисность, гиперарсисность, гиперсиллабичность и гипосиллабичность.

Сноски
1 а) т.е. ритма ударенных слогов: все зависит от того, что является «фоном» (типологическое равновесие существует н строках, состоящих из двусложных стоп); если существуют языки, в словах которых безударные слоги встречаются реже ударенных, то ритм в них создается безударными слогами; б) все сказанное об акцентном ритме текста верно и для акцентного ритма речи, ведь текст при помощи зрения и слуховой памяти превращается во внутреннюю речь: кроме рисунка ритма в речи возникают два новых просодических признака — темп и сила ударения.
2 Правильнее называть их сильными и слабыми, так как они отличаются друг от друга лишь силой выдоха, с которым произносятся.

Синкопа (переакцентуация), гипертесис (сверхсхемный ударенный слог) и гиперарсис (сверхсхемный безударный слог) — приводят лишь к аномалии усложнения, так как объем стопы остается прежним. Гиперсиллаба (добавочный слог) и гипосиллаба (недостающий слог) приводят к аномалии нарушения, так как они вызывают изменение объема стопы.

РИТМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТОВ,
СО¬СТОЯЩИХ ИЗ ОДНОЙ АВТОРСКОЙ СТРОКИ (УДЕТЕРОНЫ)

Удетероны могут являть собой силлабу (неполную стопу), стопу, несколько стоп.
Таблица 1
Класс дисстопных удетеронов
I.Количество словных ударений 2. Вид клаузул
Межкласс полистопных удетеронов
Гиперсиллабические Гипосиллабические Гипергипосиллабическ
Регулярные синкопированные Регулярные Синкопированные регулярные Синкопир
к ГТ[ГА 11ТА К ГТ1ГА гтхт К ГТ ГА К ГТ| ГА К ГТ ГА К ГТ ГА
ГГГА гм ГГГА ГТгА' 1'
Класс моно -и полистопных удетеронов
Подкласс полистопных удетеронов
Подкласс моностопных удетеронов
Межкласс моносиллабических удетеронов
Принятые сокращения: К — канонические, ГТ — гипертесисные, ГА — гиперарсисные, ГТГА — гипертесисгиперарсисные.

Моносиллабические удетероны неритмичны. Они обладают типологической биполярностью (двоесущностью), заключающейся в том, что, с одной стороны, данные удетероны состоят из наименьшей существенной части (ударенного слога) стопы и теоретически могут считаться гипометрической стопой и относиться к подклассу моностопных удетеронов, а с другой стороны — представляют собой наименьшую семан¬тическую единицу речи и могут считаться текстом, относящимся к классу дисстопных удетеронов. Таким образом, моносиллабические удетероны являются мостом (межклассом) между подклассом моностоп¬ных удетеронов класса моно- и полистопных удетеро¬нов и классом дисстопных удетеронов.
Моностопные удетероны тоже неритмичны. Наряду с известными стопами (ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом) в них находят свое бытие редкие четырехсложные (пеон первый, пеон второй, пеон третий, пеон четвертый) и другие экзотические стопы.
Часть стопы до ударенного слога называется анакрузой, а часть стопы после ударенного слога — эпикрузой. Анакруза и эпикруза бывают нулевыми, односложными, двусложными, трехсложными и т. д. Ударенный слог и эпикруза образуют клаузулу. Благодаря безошибочной дифференцируемости эпикруз по длительности клаузула является важнейшим средством интонирования любого текста.
Ритм полистопных удетеронов возникает из последовательности стоп в составляющих его словах.
Часть полистопного удетерона до первого ударенного слога тоже называется анакрузой, часть строки после последнего ударенного слога тоже называется эпикрузой, а часть строки начиная с первого ударенного слога и кончая последним называется энкрузой. Ударенный слог и эпикруза последнего слова полистопного удетерона тоже образуют клаузулу. Размеры клаузул в полистопных удетеронах могут быть больше и меньше константной стопы. Такие строки можно считать элементарными логаэдами.
Полистопные метрические удетероны, в которых появляются аномалии усложнения (порознь и вместе), относятся к межклассу полистопных удетеронов, тоже биполярных. Несмотря на различные виды ритмических аномалий усложнения, в них все еще чувствуется метр.
Полистопные удетероны, в которых под влиянием аномалий усложнения и нарушения исчезают константные стопы и метр, относятся к классу дисстопных удетеронов. Ритм его возникает из повторяемости словных ударений.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что удетерон является носителем основных ритмологических качеств литературного текста вообще, что, обладая общим признаком — акцентным ударением в словах, все классы и межклассы удетеронов образуют единую замкнутую систему:
Класс дисстопных удетеронов
(Таблица не получилась)

РИТМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА,
СОСТОЯЩЕГО ИЗ ДВУХ АВТОРСКИХ СТРОК (СТИХИ)
Запись текста стихами влечет за собой резкое увеличение ритмологических признаков.
Эти признаки (следствие симметрии-асимметрии) не органические, а возникающие при сопоставлении одной строки с другой, при их корреспондированности. Корреспондированность строк в рифмуемых стихах называется абсолютной корреспондированностью, т. к. рифма является приказом к их сопоставлению. Ритмический облик последующей строки рифмуемых стихов понимается через ритмическую сущность предыдущей строки (вертикальная ритмическая инерция). В безрифменном стихотворении любая строка может быть сопоставлена с любой по-следующей. Этот вид корреспондированности называется относительной корреспондированностью. Напомним, что на ритмическую природу стихотворной строки влияет первичный ритм и горизонтальная метрическая инерция, что ритмическая тождественность или нетождественность клаузул ни в коей мере не является указанием на корреспондированность белых строк. Это доказывается от противного фактом существования разносложных рифм. Но поскольку в белых двустишиях всего две строки, возникает явление механической корреспондированности.
С ритмологической стороны рифмованные и нерифмованные двустишия могут быть шести типов:
1. Простые чистые симметричные равностопные двустишия — две стихотворные строки одного класса или межкласса с идентичными ритмологическими признаками; они зеркально повторяют друг друга.
2. Простые чистые ассиметричные равностопные двустишия — две стихотворные строки одного класса или межкласса с идентичными ритмологическими признаками, но расположенными в разных по нумерации стопах.
3. Простые чистые симметричные неравностопные двустишия — две стихотворные строки одного класса или межкласса, имеющие равное количество стоп с идентичными ритмологическими признаками,расположенными в одинаковых по нумерации стопах.
4. Простые чистые асимметричные неравностопные двустишия — две стихотворные строки одного класса или межкласса, имеющие разное количество стоп с идентичными ритмологическими признаками, расположенными в разных по нумерации стопах.
5. Простые смешанные двустишия — две строки одного класса или межкласса с различными ритмо¬логическими признаками.
6. Простые составные двустишия — две строки разных классов и межклассов с различными ритмо¬логическими признаками.
Обладая общим признаком — акцентным ударением в словах, классы и межклассы стихов составляют единую замкнутую систему. Эту систему можно изобразить следующей диаграммой:
(Передать не получилось).

ТИПОЛОГИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА ПО РИФМЕННО¬СИНТАКСИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ (РСС)
Условные обозначения
Нерифмуемые строки обозначаются заглавной буквой О;
строки, скрепленные рифмой и соединенные син¬таксически, обозначаются таким образом: аа; бб, вв и т. д. (двустишия); ааа, ббб, ввв и т. д. (трехстишия); абаб, вгвг, деде и т. д. (четверостишия) и т. п.
строки, имеющие синтаксическую самостоятельность, обозначаются следующим образом: рифмуемые — М, нерифмуемые 00.
Различные типы клаузул строк обозначаются арабскими цифрами: а0 — нулевая клаузула, а1 — односложная клаузула, а2 — двусложная клаузула, а3 — трехсложная клаузула и т. д.

Постулаты
Строки в стихотворениях могут быть связаны одна с другой рифмой и синтаксически. Эти два признака дают три типа связи: рифменную, синтаксическую и рифменно-синтаксическую.
Строки, связанные какой-либо одной или одновременно двумя связями, образуют единство —- строфему. Строфемы, содержащие наименьшее количество нерасторжимых строк, называются элементарными строфемами (например, аа, абаб и др.)* Строфемы, содержащие избыточное количество нерасторжимых строк, называются сверхстрофемами (например, ааа, аабб и др.).
Чаще всего автор членит стихотворный текст по границе строфем, хотя графическое членение может быть сделано в любом другом месте, в зависимости
от формальной конвенции (например, венок сонетов); композиционных требований; от авторского волюнтаризма.
Графически автономная часть текста величиной в одну строку называется строфоидом.
Графически автономная часть стихотворного текста называется строфой.
Строфы, границы которых совпадают с границами строфем, называются замкнутыми строфами. Замкнутые строфы, все строки которых скреплены энжамбеманом, называются закованными строфами.
Строфы, границы которых не совпадают с границами строфем, называются разомкнутыми строфами. Разомкнутые строфы, все строки которых имеют рифменно-синтаксическую самостоятельность, называются раскованными строфами.
Последовательность замкнутых строф называется истинным строфным ансамблем. Последовательность разомкнутых строф называется ложным строфным ансамблем.
Истинные строфные ансамбли и ложные строфные ансамбли могут быть строгими и свободными. В строгом строфном ансамбле все рифменно-ритмические константы отдельных строф полностью совпадают (например, риторнель, терцины, секстины, октава, сицилиана, нона, ода). В свободном строфном ансамбле рифменно-ритмические константы отдельных строф совпадают частично или не совпадают вовсе.
Некоторые строфы и строгие строфные ансамбли, рифменно-ритмические композиции которых имеют авторство, закрепленное в литературе, называются твердыми формами (например, алкеева строфа, сапфическая строфа, спенсерова строфа, онегинская строфа и др.).
(Таблицы передать не получилось).
Впервые статья опубликована в Сборнике «Проблемы связности и цельности текста». АН СССР, Институт языкознания. Москва, 1982, с. 26—36.

ТЕКСТЫ, М., СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ,1989