о Финале и о будущем Вечерних стихов

Марина Шапиро
Мы задержались больше, чем на час. Но не упали стрелки — вверх взметнулись.
Заснеженный коллапс московских улиц распался к ночи, не дождавшись нас.

Забылись мы — растягивал финал свою живую финишную ленту —
Поэзии высокие моменты, восторг и сопричастности накал.

На сайте демос вон из кожи лез, в борьбе за рейтинг жизни не жалея,
Разбрасываясь ядом и елеем, подняв на щит «демократичный срез».

Не видят — мастерство поднять пора, чтоб душу уложить в свои катрены…
Царит Царев с Аникиной и Ченом, и с Юлей три Андрея, Амирам!
======================================================
Послевкусие от финала «Вечерних стихов» замечательное. Как хорошо, что я была лишена возможности смотреть в чат, а то непременно взорвалась бы…
Новая, очень уютная студия — просторно, не душно, одним словом — удобно. А главное, уже не чужие, талантливые авторы с лучшими своими стихами — просто праздник!
К сожалению и огорчению, начало задержалось больше, чем на час. Мы в студии истомились, а уж как устали те, кто у мониторов ждали начала, могу себе представить! Однако понимали — студия новая, ещё не всё доделано и отлажено — отсюда и накладки. Конечно, со временем всё образуется.
Но в этот раз многие, присутствующие в студии, начали беспокоиться, что домой не попадут – пересадка в метро в час ночи закрывается. Вот по этой причине я скомкала своё выступление, не сказала о важных, на мой взгляд, моментах.
Сейчас напишу здесь, может быть, дойдёт куда надо и кому-то из ответственных за это дело людей покажется полезным. Дай-то Б-г!
Перво-наперво, надо определиться, какую задачу ставят перед собой «Вечерние стихи». Есть два варианта.
Первый вариант:
показать, что на сайте стихи.ру есть много, мягко говоря, разного — получше-похуже, посложнее-попроще, одним словом «срез с сайта» — это одно.
Второй вариант:
показать, что поэзия не умерла и именно на сайте стихи.ру есть достойные авторы — это другое.
Я исхожу из того, что именно вторая задача стоит перед ВС.
Чтобы яснее обрисовать свою позицию, позволю себе процитировать слова уважаемого Михаила Гуськова дословно. Думаю, он не должен быть в обиде, поскольку выступал публично, и все эти слова живут в записи.
Михаил Гуськов:
— Если раньше людям была понятна вся ИГРА (выделено мной), и как она строится. Всё было прозрачно, ясно, демократично, и люди знали, на что они могут расчитывать, но с этой (передачей – примеч. моё)) прекрасной, нужной…  появилась какая-то элита. Вот её сейчас видят, а они (остальные – примеч. моё) уже вне процесса. То есть — есть господа, а есть холопы. Так не надо. Демократия. Демократичность стихиры должна соблюдаться — только в этом её сила. Может быть, и такой нужен, как сейчас, выбор, но ещё нужен выбор, как он и был раньше. Нужны рейтинги по читателям. И выбирать тех, у кого много читателей. У кого много читателей — у того много поклонников. Дальше, второе — по избравшим. У кого много избравших, их тоже нужно вызывать… И соревновательность…
Ведь люди рубятся на стихире. ЗА ЧТО? – ЗА ТО, ЧТОБЫ ПОПАДАТЬ (выделено мной).
Вот это рейтинг один, — обводит рукой студию. — А на стихире рейтинг другой. И люди вложили массу времени, массу сил, ЧТОБЫ ТУДА ПРОРВАТЬСЯ (выделено мной), да… Жизнь свою клали. (конец цитаты)
Из зала спрашивают:
— А при чём тут поэзия?
Михаил Гуськов отвечает:
— Простите, это и есть поэзия. Поэзия масс – то, что составляет смысл стихиры. И там много хороших поэтов, очень интересных. И они будут интересны массе. Обдумаем это. Спасибо.
===========================================
В одном сразу хочу согласиться с Михаилом Гуськовым — на стихире много хороших и интересных поэтов.
В чём я категорически не согласна с Михаилом Гуськовым.
Если бы эти люди вложили массу времени и сил, жизнь положили — конечно, образно говоря — чтобы свой талант развивать, технику улучшать, короче — работать, чтобы душа в стихах видна была, а не чтобы прорываться куда-то, тогда я поняла бы — таких людей надо было бы не только в эфир, но и на все олимпы продвигать. Но это многим понятно.
А дальше продолжу уже свою песню. Этих интересных поэтов необходимо выявлять и приглашать на передачу. Как это делать? — Разными путями. Некоторые из этих путей я назвала в финале. Здесь повторюсь и дополню.
1) Про рейтинг не буду.
2) Запустить профессиональных критиков на сайт – пусть читают и отбирают, но во-первых, анонимно, во-вторых, такая титаническая и очень ответственная работа должна оплачиваться. С этим могут возникнуть проблемы…
3) Можно советоваться с различными творческими объединениями, которые на сайте существуют. Интересные авторы выявляются этими объединениями уже давно. На вечерах у Софьи Иосилевич, у Нади Яги, на наших Шапировских Вечерах всегда бывают талантливые авторы. На страничках: «Голоса», «Творческая мастерская ЕЖИ» и т.п. — тоже. Простите, если какую-то площадку не упомянула.
4) Каждого, участвующего в передаче автора, тоже можно спросить — не порекомендует ли он кого-то из своих избранных. Может быть задавать этот вопрос не в прямом эфире – не знаю. Надо продумать это.
5) Каждый автор, который считает для себя возможным и хочет выступить перед большой аудиторией «Вечерних стихов» может написать письмо в программу. Только это письмо должно нести в себе полезную и исчерпывающую информацию, и ничего лишнего: несколько ссылок на свои стихи и на видео, размещённое в интернете, с какого-нибудь своего выступления. Записать и разместить на ютубе нынче не так уж сложно.
=======================================================
А теперь о другом. Не знаю, будет ли «Вечерняя МОСКВА» привлекать иногородних или даже иностранных авторов. Но мне думается, что в будущем не стОит ограничиваться только Москвой. И в нашей стране и, хотя бы, в ближнем зарубежье масса талантливых авторов, пишущих на русском языке. Мы с вами многих из них знаем по сайту.
Как быть с ними? В самом простом, но не лучшем случае — приглашать к СКАЙПу. Но мы уже видели, как подводит техника в нужный момент.
У меня другое глобальное предложение. Только не плюйте в меня сразу ;-))
Пора возрождать такой популярный и развитой в дореволюционной России институт меценатов. Да, я уверена, что где-то рядом с нами живут состоятельные люди, которые тянутся к культуре, к искусству. Почему не позвать их? У газеты, имеющей, как мы теперь знаем, самый большой в столице тираж, наверняка есть возможность хоть в каждом номере разместить нужное объявление. А можно и обмениваться время от времени рекламой с каким-то другим изданием: «ВМ» печатает чью-то рекламу бесплатно, а какое-то издание печатает бесплатно призыв к меценатам. Почему НЕТ?
Как это сделать гораздо лучше меня должны знать специалисты, работающие в «Вечерней Москве».
Что легло бы на плечи мецената? Материальное обеспечение прибытия автора в Москву и его проживания здесь 2-3 дня, или, что хуже, студийную запись выступления автора там, где он живёт в данный момент. Этот второй вариант ломает рисунок передачи и годится только на крайний случай.
========================================================
Другая тема.
Автор и критик на передаче.
Критик заранее, до передачи, должен, точнее сказать, обязан ознакомиться и вникнуть хотя бы в те тексты автора, которые будут представлены им в эфире, а ещё лучше, шире — познакомиться с творчеством автора. Тогда многих накладок, которые случались в прошедшем сезоне, удалось бы, я надеюсь, избежать. Странно звучит заявление критика, выносящего суждения о стихах трёх авторов, что он, критик, давно знает и любит стихи мистера Х. А как же он тогда берётся непредвзято, что очень важно для ранимых поэтических душ, судить обо всех трёх (X, Y, Z) присутствующих?..
И хотелось бы в эфире услышать не просто мотивированную критику или похвалу, но живой доброжелательный диалог автора с критиком. Как ожили бы двухмерные фигуры молча слушающих критика авторов! Как заиграла бы и заискрилась передача! Мы, зрители-слушатели увидели бы живого человека за его текстами. Да и автор, занятый диалогом, забыл бы на время о камере, которая следит за ним своим недреманным оком. Уверена, всем стало бы легче и интереснее — и автору, и критику, и зрителям.
=======================================================
Вот такие у меня соображения.
Буду рада любым дополнениям на благо «Вечерних стихов». Готова дискутировать, но только к хамству готовиться не собираюсь — грубости буду удалять.
Кто захочет фотографии в крупном масштабе, давайте адрес — пришлю ваши фото, которых больше, чем в коллаже — все не вместились. Или те фото, которые назовёте.
С уважением ко всем.