Мистика

Ирина Дунаева
Обычно после тайги я перебираюсь к Саянским горам , в местечко Аршан. Все 500км.дороги до Саянских гор хочется вылезать из окна и орать на манер Кипелова « Я свободен!». Это какое-то непередаваемое чувство. Теперь я понимаю степных жителей , скачущих на своих крепконогих лошаденках. Вид Тункинской долины не передаваем. По бокам у тебя Хамар- Дабан. Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км, образующий горную страну на юге Байкала. Расположен на территории Иркутской области и Бурятии.По дороге девственная еще природа, не загаженная туристами, Красотища. Я то каждый раз все хочу пройти трех-дневной тропой на Шумак, но видимо еще не готова и духи меня не пускают. Но я упрямая, все равно дойду. Шумак это волшебное место, особо почитаемое местными жителями. По легенде сам Чингиз-Хан туда приходил лечиться. О силе лечебных вод шумакских аршанов слагаются легенды. Здесь незрячий начинает видеть, а пришедший на костылях уходит обратно без них. Так и закрепилось за долиной Шумака второе название - долина ста источников или источники от ста болезней.
Одна из легенд рассказывает об удивительном случае, когда охотник из племени сойотов, преследуя несколько дней раненого им стрелой оленя, наконец, настиг его в узкой горной долине. Он ожидал увидеть обессиленного от раны и непрерывного преследования зверя, но увидел оленя, встающего из грязи совершенно здоровым и полным сил и мощи. Заинтересовавшись свойствами этой грязи, охотник обратил внимание на источники, расположенные вблизи этого места. Так появилось первое свидетельство о целебной силе Шумака. К чудодейственным источникам потянулись охотники, затем местные жители. Случаи исцеления и прилива сил после непродолжительного пребывания в долине были налицо, благодаря этому Шумакская долина у местного населения приобрела со временем статус священной, туда стали ходить не только лечиться, но и молиться о здоровье и благополучии рода. Строгие правила предписывали всем посещающим долину даже пальцем не трогать лунки источников. Воду аккуратно черпали ложками, не углубляя дна. Для каждого источника делали специально стакан из березовой коры и оставляли его рядом, чтобы каждый пил и обратно клал. Категорически запрещалось мусорить и использовать мыло на источниках. На камнях у основных источников были сделаны короткие надписи на монгольском и бурятском языках: "сердце", "зубы", "желудок", "глаза".
Вот я и пытаюсь туда пробраться. Но и сам Аршан место красивейшее. По горам протекает река Кынрынга, в переводе «барабан». А на этой реке 12 водопадов. Но о них в следующий раз.
Когда я туда приезжаю, то останавливаюсь всегда в одном гостевом домике, у знакомых мне хозяев. Признаюсь, всегда путешествую со своим другом, местным шаманом. Одному там не выжить. Ну , так вот. Приехали, расположились, вечер уже. Пошли, погуляли к первому источнику, напились воздуха вдосыть ну и вроде спать пора, утром рано восхождение. Шаман залез в спальник и мирно засопел. А мне по городской привычке хотелось почитать. Лежу, читаю исторический труд, не какой –то там любовный роман, с планшетника, свет выключен и вдруг…чувствую что к моей спине кто то прислонился. Во, думаю прикол, чегой-то шаман, на ночь, глядя взрослые игры затеял. Пнула рукой воздух, типа «отвали грешник» и дальше читаю. Чувствую ко мне сильней прижимаются и как бы так о плечо трутся. Ну , тут я не выдержала поползновений со стороны местного населения и резко развернулась, чтоб либо врезать либо по матушке послать. А шаман , как у стенки сопел, так и сопит. Я машинально говорю в воздух» я сейчас не готова» и проваливаюсь в сон. Утром мы, конечно, посмеялись и мне сказали, что я вчера пожадничала и не дала духам водки а сама выпила, но меня все равно мучает до сих пор вопрос – так кто или что это было?
А день тогда был прекрасный и в тот день у меня было не мало интересных приключений.