От Пушкина до Гумилёва

Владимир Юденко Избранное
   Не случайно в данной литературоведческой статье упомянуты эти два имени. Оба поэта внесли значительный вклад в поэтику.
     А как современный читатель воспринимает поэзию? Всегда ли и насколько адекватно раскрывается ему смысл стихотворения и авторский замысел его создателя? В статье даны ответы на поставленные вопросы, а также изложен мой взгляд на оценку того или иного литературного произведения.

        ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ПОЭЗИЮ?

     Маленький исторический экскурс.
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Поэт и толпа" сказал:
"Кругом народ непосвящённый
Ему бессмысленно внимал».
Там же - ещё более остро:
"И толковала чернь тупая..."
И в другом произведении - уже в форме полемики:
"За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык..."
("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы")

     Должен с огорчением констатировать: спустя 177 лет народ не стал более посвящённым или менее тупым (бессмысленным). В чём же суть проблемы?

     Для начала заглянем в медицинскую энциклопедию. Речь бывает: внутренней, внешней, устной и письменной. "Расстройства речи являются одним из симптомов заболевания или одним из его последствий». Различают восемь (!) видов речевых расстройств только устной речи. Одно из них допускает "нарушение ПОНИМАНИЯ речи".
     Вот почему мамы, читающие сказки Пушкина своим малолетним детям, не сталкиваются с проблемами их умственного развития, а в дальнейшем - успеваемости в школе. Хорошее слово не только лечит, но и развивает, расширяет кругозор. Ритмическая поэтическая речь - глубоко проникает в сознание ребёнка, формирует чувство гармонии, меры и любви. Образует центры образной привязки памяти, которые способствуют оптимальной обработке информации. В итоге - личность стремительно развивается, радует всех своей неординарностью и талантливостью.

     Адекватное восприятие смысла и замысла произведения требует подготовленной матрицы человека: грамотности, начитанности, образованности, культуры и интеллекта.
Читатель должен уметь сопереживать на уровне сотворчества, иметь навыки работы с литературой. Увы - это далеко не всем дано в силу целого ряда причин и обстоятельств.
Статистически - одному из десяти тысяч взрослого населения. Отсюда (ведь каждый поэт проходит и сам стадию читателя) и чрезвычайно малое количество поэтов, творчество которых переживает их самих.

     Поэтому требовать от всех читателей ПОНИМАНИЯ поэтического слова - тоже бессмысленная попытка. Но хотя бы увеличение грамотной прослойки в обществе - крайне желательно для любого государства. Это требование времени, и оно равно относится как к гуманитарной, так и к технической сфере человеческой деятельности.
     А спор физиков и лириков разрешил своим личным примером ещё Леонардо да Винчи: будущее - за всесторонне развитой личностью.

       КАРТИНА В РАМЕ. О СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ СТИХА

     Форма стиха дополняет, но не определяет его информативную часть. Картина в раме - может иметь несколько образных толкований, которые могут и не совпадать с авторским замыслом. Рама - помогает не только обрести пространственную законченность, но и несёт вспомогательную функцию (содержит данные об авторе, времени создания полотна и его название).
     Законы творчества в живописи и поэзии идентичны настолько, что иногда хорошего поэта называют художником, а талантливого художника - поэтом. Но в поэзии роль рамки выполняют не только название и форма, но и вспомогательные строки стихотворения. О чём речь?
     В стихе основной смысл выражен двумя-четырьмя строками, а остальные играют роль обрамления (рамки), то есть они являются: вступлением, описанием обстановки или лирических героев, заключением, иногда повтором или усилением. Не забудем, что форма включает (отображает) содержание, а не наоборот. И только при прочтении содержимое вычленяется и осознаётся.
     Чем талантливее поэт,  тем короче его стихотворения (то есть доля "рамки" уменьшается,  выигрывает соотношение смыслового и формального). И тем гармоничнее в  его произведениях взаимосвязь формы и содержания.

     Современная поэзия тяготеет к уменьшению толщины "рамки", но не всегда - краткость
сестра таланта. Мысль должна сверкнуть новизной и глубиной проникновения в суть предмета (или высветить хотя бы одну грань запредельного). Известны случаи, когда поэт опережает философа или другого учёного в своём предвидении. Единство формы и содержания способствует этому.
     Поэт даже если и не выбирает форму, но в творческом процессе чётко осознаёт её присутствие, поскольку она накладывает «рамочные» ограничения,  прежде всего. Увлечение формальной стороной (формализм) не имеет будущего, что уже сполна выявилось ещё в предыдущем веке.
     Поэзия (в отличие от прозы) требует учёта всех законов, по которым слова влияют на наше сознание. А у слов есть не только музыка и краски, но и мысль, страсть, одухотворённость, что определяется содержанием.  Николай Гумилёв справедливо считал, что "стих есть высшая форма речи". И содержательность стиха обеспечивает это в первую очередь. Будем же вдумчиво составлять из слов строки.

       КАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ СЧИТАТЬ СОСТОЯВШИМСЯ?

     Мы сильно лукавим, заявляя, что не знаем, как определить суть поэзии вообще или существо стихотворения в частности. Предметом поэзии являются те стихотворения, в которых кроме обязательных атрибутов (ритм и построчная разбивка) есть ещё искусство придачи слову особой значимости, завершённости, совершенства. Для лирической поэзии характерна неуловимость, таинственность образов, создающих индивидуальный мир поэта, отображающий неординарность зрелой личности. Всё это и вызывает адекватную ответную  эмоционально-чувственную  реакцию понимающего читателя.
Но будем помнить и о камнях преткновения:
- не всякий индивидуум  способен (подготовлен)  к правильному пониманию,
- «находчивый»  откликается не на стих, а на имя автора.
     Палитру образности  усиливает и разнообразит выбор многочисленных  приёмов (способов и их комбинаций) в том числе и оформления стиха. Приведу в качестве примера один из образцов разбивки строк в моём стихотворении:

С Е М Е Н А   Ж И З Н И

Что после Пушкина
природу воспевать!
Быть подмастерьем?
Мне бы – не хотелось…
Вот -
жёлтый тонкий лист,
уставший трепетать.
А вот –
осенний цвет,
набравший зрелость.
И всё –
живёт в ладу
в саду
ветров.
И холода –
конечно же, не вечны.
Дождёмся и весенних
мы
цветов,
когда зимой
не будем
так
беспечны.

2005.

     В отличие от многих авторов руководствуюсь при этом не задумкой удивить, а чувством ритмики (с учётом и пауз) и логики построения стиха.

     За что некоторые несостоявшиеся поэты не любят Александра Сергеевича Пушкина? За то, что тот чётко показал: какие стихотворения поэзией не являются (99 процентов публикуемого даже ныне). Все они БЕССМЫСЛЕННЫ в той или иной мере. Происходит это оттого, что сами авторы не осознают сего прискорбного факта до момента обращения к редактору из-за "авторской глухоты" (явные стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором).
Пушкин отметил: "Есть два рода БЕССМЫСЛИЦЫ: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».
     То есть в первом случае недостаёт ума и мало чувства, а во втором - мал словарный запас,  и то и другое  является повальным бедствием и проистекает от малой начитанности и большой безграмотности.
     В стихотворениях высшей пробы всегда соблюдено чувство меры и такта, присутствует противоречивое единство узнаваемости (традиционности) образов и их новизны. А становиться первооткрывателем с каждым днём всё труднее. Вызывает интерес уже не только новая мысль, но и её тончайший, ранее не замеченный оттенок (грань). Да и сама цивилизация не стоит на месте, поэтому у любого талантливого поэта всё же есть шанс отобразить своё время и даже заглянуть в будущее, обладая богатым наследием прошлого.
Но избежать полного влияния ("страх влияния") удаётся не всем. Априори читателю интересны произведения только сильной, неординарно-талантливой личности, в которых он всегда найдёт и неповторимые, свежие образы, и глубокие душевные переживания, и гармоничное сочетание формы и содержания.
     Ниже привожу в зарифмованном виде требования к стихотворениям в полном соответствии со статьёй Николая Гумилёва "Жизнь стиха".

П О Э З И Я

Властительница дум
и чувств царица!
Для замысла и образа -
раба.
Ты можешь -
в чёткость линий
облачиться...
И взгляд,
в котором горькая судьба.
И утончённость
рядом с простотою.
И стиль в одежде,
и в походке - жест...
Я - рядом лишь с тобой
чего-то стою.
И ты -
не склонна
к перемене мест!

2005.

     В заключение отмечу, что если талант отличается ранним духовным взрослением, то гений, кроме того, способен творить даже вопреки жизненным обстоятельствам нисколько не способствующим, а иногда и противостоящим. Но следует понимать, что даже у признанных классиков не все стихи равноценны.

21.06.2007

   ***   На фото: Кадр ВИДЕО - читаю стихотворение "Выстрел",
            которое посвящено Александру Пушкину.


©