С Пушкиным в Кишинёве -11. Пушкин и масоны, ч. 1

Серопова Любовь
Глава одиннадцатая, часть первая.          

                ПУШКИН И МАСОНЫ            

  В начале 1821-го года в Кишинёве была создана масонская ложа, основателем которой стал генерал-майор Павел Сергеевич Пущин.
 
  Именно в это время Пушкин вместе с другом Алексеевым вступают в масонскую ложу «Овидий». «4 мая был я принят в масоны», -  записал в своём дневнике Пушкин.

  На тот момент ложа не была еще «зарегистрирована» Великой Ложей Астреей, созданной в 1815 году в Петербурге. Одобрение от «Астреи» датировано 7 июля 1821 годом, кишинёвской ложе дали название «Овидий» и номер – 25.   Легально ложа просуществовала недолго. В 1822 году царь Александр, испугавшись нарастающего вольномыслия, закрыл все масонские ложи, в одной из которых состоял и его брат Константин.
 
  Историческая справка:
  Истоки масонского движения уходят в глубь веков, обрастая, правда, при этом множеством легенд и мифов. Ещё в древности стали появляться разного рода объединения жрецов, рабочих по профессии и т.д.
 
  В средневековой Западной Европе объединения по профессиям (цехи) умножились, изменившись при этом по характеру. Кроме того, стали возникать так называемые братства, которые не ограничивались чисто профессиональной деятельностью, а ставили перед собой более широкие цели воспитательного, нравственного и религиозного характера.
  Поскольку в средние века одной из наиболее важных, если не важнейшей, была профессия строителя, то очень распространёнными оказались «свободные братства» строителей-каменщиков (уже тогда в их члены принимали представителей родственных профессий — художников, архитекторов, скульпторов и выходцев из «благородных» сословий).
  По-французски, каменщик, кладчик — macon; свободный — franc, откуда и пошло название «свободных каменщиков», «франкмасонов».

  «Современное, «новое масонство» начинается в 1717 году, когда в Лондоне открылась первая Великая Ложа. В целом организация масонского движения в масштабах Европы была хаотичной, но внутри лож она носила строго иерархический характер. У каждого масона была своя «степень». В ложах, построенных в подражание ордену тамплиеров, было, например, восемь степеней, имевших и обычные и символические названия: ученик, подмастерье, адепт, адепт Востока, адепт Чёрного орла Святого Иоанна, совершенный адепт Пеликан, оруженосец, рыцарь стражи внутренней башни. В других ложах встречались не менее экзотические степени: великий зодчий, великий патриарх, рыцарь храма и т.д. В отдельных направлениях насчитывалось до 33 и даже до 99 степеней».

  Основной формой организации масонов были тогда самоуправляемые ложи, которые контролировались в каждой стране Великой Ложей, имевшей иногда и наднациональный характер.
  Вскоре после появления первых масонских лож возникли различия в понимании задач и целей масонского движения, его нравственных, религиозных, мировоззренческих, философских принципов. Уже у их предшественников — в братствах средневековых свободных каменщиков — символы и эмблемы служили не только для того, чтобы узнавать друг друга. В них вкладывался особый, мистический смысл, они считались священными. Масоны верили, что за символами скрыта некая высшая Правда и их использование обеспечит успех движению.

  В масонстве XVIII века стали пользоваться популярностью древние и средневековые теософские учения о мистическом познании бога и человека.

  Вообще, мистика, поначалу игравшая небольшую роль в масонстве, постепенно проникала в разные его направления. Получили распространение так называемые оккультные (от латинского слова occultus — тайный, сокровенный) науки, призванные проникать в загадки вещей. Важнейшими из них считались алхимия и астрология (покоящаяся на вере в зависимость судьбы человека от движения планет). Из древних это, в первую очередь, магия (и её разновидность — теургия, допускавшая возможность «избранных» общаться с духами и богами) и искусство каббалы (когда верующие при помощи специальных ритуалов и молитв пытались вмешиваться в созданный богом мир).
В масонстве XVIII века постепенно стали пользоваться популярностью также древние и средневековые теософские учения о мистическом познании бога и человека.

  Долгое время масонство объединяло представителей привилегированных сословий, аристократии, вплоть до особ царствующих династий.
 
  В XVIII — XIX веках  масонами были: английский король Георг IV, прусские короли Фридрих II и Фридрих III, американские президенты: Дж. Вашингтон - первый президент; Джеймс Монро - пятый президент; Эндрю Джексон - седьмой президент;  философы-просветители Монтескье, Вольтер, Дидро, Лессинг; поэты Байрон и Гёте, композиторы Моцарт и Гайдн, В. Гюго, Фр. Шиллер, В. Скотт, Артур Конан Дойл, Киплинг, химик Альфред Нобель, ученый Лаплас, революционеры Марат и Робеспьер, Дж. Гарибальди и т.д.(Списки знаменитых масонов сегодня можно найти в интернете). 

  В разных странах масонские организации существенно отличались друг от друга.
 
  Для английской системы были характерны простота форм организации, акцент на моральные цели и неучастие в политике, космополитическая установка на братство всего человечества, признание равенства людей всех классов, наций, религий, профессий, значительная свобода мысли, ориентация на разум (мистицизм проник в английское масонство из Франции лишь в конце XVIII века).

  Во французском же масонстве рано проявились радикальные социально-политические цели, стремление к идеалам будущего совершенного человеческого общества. Многие французские масоны стали борцами против расовых и национальных предрассудков, привилегий, за прогрессивные реформы. Некоторые масоны приветствовали Французскую революцию конца XVIII века, а в начале XIX века французское масонство стало одним из оплотов свободомыслия, либерализма и демократии. Во Франции впервые возникли масонские ложи, в которые принимались женщины... Здесь получили широкое распространение организационные формы, символика и ритуалы средневековых рыцарских орденов: сильным было увлечение оккультизмом, мистицизмом и теософией.
 
  В Германии было особенно распространено масонство розенкрейцерского толка, ориентированное на строгую дисциплину в духе рыцарских орденов, на оккультные науки и мистику.

  ...О масонах у нас знают мало, но особенно плохо то, что даже имеющееся знание представляет собой чудовищную смесь полуправды с выдумками и явной ложью. Особенно это относится к тому, что пишут о российских масонах, среди которых были замечательные люди, внесшие неоценимый вклад в национальную историю, люди, которыми и по сей день гордится русская культура.

*****
Продолжение в главе 12.


P.S.
http://www.youtube.com/watch?v=ZI9AIh_9E58

Этот видео-материал на Youtube называется "Семь магических перстней Пушкина" из цикла "Искатели", он прекрасно дополняет главы "Суеверия и Пушкин" и "Пушкин и масоны" в моём эссе  "С Пушкиным в Кишинёве".