Колонка редактора - Премия П на Мегалите

Футурсобрание
Подвеска двух номеров футуржурнала "Тело Поэзии" на евразийском литературном портале "Мегалит" не прошла незамеченной. Журнал приобретает черты серьезного издания, которое приглашают участвовать в крупных литконкурсах - в качестве НОМИНАТОРА одного из СВОИХ АВТОРОВ и в составе ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ЖЮРИ, влияющего на современный поэтический процесс.

Привожу письмо куратора Премии "П" Александра Петрушкина, адресованное редакторам журналов, размещаемых на МЕГАЛИТЕ:      

"Доброе время, коллеги, спешу уведомить вас, что порталом «Мегалит» объявлен очередной премиальный сезон премии «П».
Вот здесь http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6464 вы можете ознакомиться с положением о премии.
Обращаю ваше внимание, что в этом сезоне каждое издание или персональный номинатор имеет право номинировать ТОЛЬКО ОДНОГО АВТОРА в Лонг-лист премии.
Таким образом я жду от вас в срок до 15 февраля 2013 года:
- ИМЯ и максимально-представляющую ПОДБОРКУ вашего НОМИНАНТА (с приложением биобиблиографической справки о номинанте);
- ДВУХ КАНДИДАТОВ в состав ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА от каждого из изданий – редактора и еще одну кандидатуру, которая как вам кажется сможет профессионально отразить точку зрения вашего журнала на существующие тенденции в современной поэзии."

/Александр Петрушкин,
Евразийский литературный портал МЕГАЛИТ/


Предлагаю сделать это таким образом:
каждый желающий футурянин/футурсобровец в рецензиях на этот пост самовыдвигается и/или выдвигает еще пару-тройку по его мнению лучших футур-авторов ИЗ ЧИСЛА УЧАСТНИКОВ ДВУХ ПОСЛЕДНИХ НОМЕРОВ журнала "Тело Поэзии" (№11 и №12 - 2012), подвешенных на МЕГАЛИТЕ.

После сведения списков по результатам голосования будет определен ОДИН НОМИНАНТ от журнала "Тело Поэзии". 




ВАШИ КАНДИДАТУРЫ,
______________________ТОВАРИЩ ТЕЛО !!!




У кого есть какие предложения - ?


Редактор журнала "Тело Поэзии" на МЕГАЛИТЕ,
Татьяна Зоммер

==========================================

Для знакомства с альтернативной Премией "П" предлагаю почитать интервью с организатором и куратором УРАльской премии, которая давно вышла за пределы Урала - Александром Петрушкиным.

Число «П»
24.12.2008
/Премия П, литература/

Этой ночью в Челябинске стартовала первая литературная премия «П», призванная стать своего рода альтернативой прочим подобным мероприятиям в регионе и далеко за его пределами и вывести на передовую современной литературы «неангажированных авторов». Впрочем, формально она уже была запущена задолго до этого дня: около полутора месяцев собирались подборки стихов номинантов (на настоящий момент их число перевалило за 60). Сегодня до полуночи все эти тексты от авторов из более чем 20 городов России и Ближнего Зарубежья были разосланы членам коллегии номинаторов — литературтрегерам, кураторам, критикам и поэтам — и участникам специального экспертного совета. В числе последних: главный редактор литературного журнала «Новый мир» Андрей Василевский (Москва), редактор отдела поэзии журнала «Знамя» Ольга Ермолаева (Москва), редактор отдела поэзии журнала «Волга» Алексей Александров (Саратов), поэт, критик и первый лауреат молодежной литературной премии «Дебют» Данила Давыдов (Москва), поэт Андрей Санников (Екатеринбург), а также координатор премии «П», поэт, литературтрегер, куратор семинара «Северная зона» и издатель множества книжных серий Александр Петрушкин.

Петрушкин, несколько лет назад переехавший из шумного по его меркам Челябинска в спокойный Кыштым, на новое место жительства захватил с собой пару поэтических фестивалей и несколько издательских проектов и уже который год формирует вокруг себя плотную литературную среду: организовывает публикации для дебютантов, собирает здесь, в Северной зоне, ключевых авторов Урала и устраивает для них чтения. По формату подобные мероприятия отличительны от всего того, что проводится в соседнем Екатеринбурге, например, в рамках крупнейшего в регионе фестиваля «ЛитератуРРентген», на который в городских барах, пабах и галереях собираются поэты столичные и местные (но ориентирующиеся на столичных). Устраиваемые в Кыштыме литературные тусовки неформальны и маргинальны, на них нет дресс-кода, фейс-контроля и «светского этикета» — по крайней мере, наличие этих аспектов совершенно не ощутимо.

В каком-то роде независимая премия «П», по сути, единственная на настоящий момент, созданная в Челябинской области (в 1990-х у нас была только «Дефа», направленная на молодые кадры Союза писателей), наследует характер кыштымских фестивалей. В ее случае, с одной стороны, имеются большая коллегия номинаторов, далеко не последние в своей области эксперты со стороны и представительная, хоть и весьма неровная, выборка участников. С другой же — символический призовой фонд (одна бутылка коньяка) и принципиальная позиция дать мгновенный фотоснимок будущего русского литературного поля и его «неприсоединившихся» персонажей.

О том, что это все значит, зачем Уралу независимая «П», а читательской аудитории — актуальная поэзия, MediaЗавод.ру выяснил у координатора премии Александра Петрушкина.

— Начнем с самого начала: для чего ты это все придумал?

— Придумал — это не совсем применимое в нашем случае слово. Скорее, «П» сама придумала себя. В русскоязычном пространстве существует бесконечное множество литературных премий — и это нормально. Каждая из них являет собой определенный субъективный взгляд ограниченной группы людей и усилие объять как можно большую часть потребителя литературного продукта, усилие обозначить некое будущее русло для литературного процесса. Большинство подобных премий евроцентричны. Они являются попыткой саморекламы перед московской тусовкой, то есть их цель — прежде всего, «протолкнуть» своих людей в столицу. Премия «П» представляет собой евроазиатскую модель развития современной поэзии с великим множеством непроявленных полюсов притяжения. Это одновременно и прививка европейского плеча литературы азиатскому плечу, и наоборот.

— А что, необходимость в подобном лечении сегодня есть?

— На мой взгляд, как всегда субъективный, есть. Если европейское плечо литературы (я, прежде всего, говорю о ее московской, питерской и нижегородской части) искусно и изощрено (до извращенности) в технологии создания и осознания текста, но вполне себе выхолощено в плане внутреннего стержня, то азиатчина как раз держится на этом самом стержне и внутренней истерике, но довольно малообразованна и нередко открывает велосипед, радуясь этому факту, как малое дитя. Где же им, этим направлениям, еще возможно сойтись, как не на шве двух частей света, как не на Урале? Почему бы этому событию и не произойти здесь и сейчас и именно с этими персонажами. Пожалуй, что в этом случае речь пора вести не столько о нашем регионе, сколько в целом о России, точнее, о русском языковом пространстве.

— Положение премии «П» указывает на то, что ее участниками становятся «неангажированные» авторы. Это кто такие? В списке номинантов полно имен, которые нередко попадают в лонг-листы премий с евроцентричным уклоном.

— Да, там есть имена, которые на слуху, но, во-первых, они известны прежде всего тем, кто принадлежит литературной тусовке, во-вторых, их не так уж и много. Фамилий семь из почти 70 номинантов. Причем и этих авторов нельзя назвать вошедшими в «главную» обойму современного литературного процесса. Их нельзя использовать в общей шеренге для доказательств единственной правильности своего пути. Они просто пишут и в разные моменты соответствуют то одним теориям, то другим, а в итоге по «гамбургскому счету» вырабатывают свой, третий, путь и продвигают уже не «идеи», а слово как таковое. Вот это поколение авторов наша премия зафиксирует, если повезет.

— Можно ли говорить о том, что независимая премия «П» каким-то образом противостоит екатеринбургскому и, в общем-то, тоже независимому «ЛитератуРРентгену»?

— Эта мысль несколько надумана так же, как и идея о противостоянии куратора «Рентгена» Василия Чепелева (поэт и литературтрегер из Екатеринбурга — Прим. авт.) и куратора Петрушкина. Основная идея для нас обоих — это просветительство. Но если «Рентген» — это обучение уральских литераторов московской школе поэзии, то премия «П» — это, как я уже говорил, улица с двухсторонним движением. Отличия же проектов заключаются в нескольких процессуальных моментах, основным из которых является полная прозрачность «П» для зрителя. Нами создан сайт, где размещаются не только результаты голосования, но и сами рассматриваемые подборки. Таким образом, помимо естественного соревновательного контента, появляется еще и пропагандистский, а трансляция ведется на весь русскоязычный мир. Ко всему прочему, публичность всегда была залогом невозможности подтасовать результаты в чью-либо пользу. Следующий момент — это трехступенчатое голосование, то есть «выбор лучшего», который осуществляют последовательно коллегия номинаторов и экспертный совет. Каждый из них до 24 января составляет свой список из не более чем семи присланных авторов и после называет только одного. Остальные участники выбираются из «чужих» троек. Финальная точка — выбор лауреата.

— Когда это случится?

— К началу февраля будет составлен лонг-лист премии, а 4 марта — объявлен лауреат. Само вручение пройдет где-то в первой декаде апреля. Не исключаю, что в рамках литературного фестиваля «Глубина» (челябинский фестиваль литературных объединений, проводимый издательством Олега Синицына — Прим. авт.), если его не подкосит мировой финансовый кризис. Нашей-то премии если и грозит дефолт, то только моральный, а его мы постараемся не допустить.

— Ты говоришь о взаимных прививках между европейским и азиатским «плечами» поэзии. Ну, вот обменяются эти течения кровью. И что будет тогда? Сложится какое-то единое направление, ровное, цельное, глобальное, если так можно выразиться?

— Думаю, что вряд ли. Все-таки поэзия — это частное дело, дело одиночек. Голос, если он настоящий, всегда одинок, и вот эту индивидуальность, которая определяется не только геотопосом или хронотопом проживания, но и его личным опытом, едва ли можно привести к общему знаменателю. Есть возможность дать только некие общие отправные точки в движении. А вот региональный аспект, который как раз и определяется этим самым опытом жизни в заданных географии и времени, никуда не денется, а только лишь пополнится. В одном случае внутренним содержанием, в другом — технологией создания и осознания текста.

— Призовой фонд у премии «П» — это одна бутылка коньяка с фирменной этикеткой литературного фонда «Антология. Как понимать?

— Бутылка коньяка — это бутылка коньяка. Фактическое обозначение победителя. Именно отсутствие «баксового» эквивалента делает премию «гамбургской». Игра идет не за деньги, а за интерес, за правду, если хотите. Может быть, кстати, это еще одно отличие от большинства премий, кроме премии Андрея Белого.

— Ты называешь премию «П» улицей с двусторонним движением. Скажи, а предусмотрены в ее случае остановки для публики? Или же этот поэтический поток по-прежнему продолжает нестись в обход своей аудитории? Это ведь нынче одна из основных проблем для актуальной поэзии — отсутствие обычного читателя.

— Остановки, как всегда в таком случае, предусмотрены. То есть в рамках вручения премии будут проведены какие-то там мероприятия и презентации для читателей. Вопрос только в том, захотят ли эти новые пассажиры «садиться в подъехавший автобус», или же им будет приятнее продолжать оставаться на остановке или обочине? Чтобы читатель захотел узнать, а что, собственно, происходит на дороге, было бы неплохо подключиться и средствам массовой информации к освещению премии. Блогосферу мы подтягиваем. Может быть, один, два, три человека, посторонних литературной тусовке, заинтересуются и зайдут к нам. Некоторое время назад челябинский поэт Виталий Кальпиди высказал очевидный тезис о ненужности поэзии в нашей стране никому, кроме самих поэтов. Возможно ли это изменить и нужно ли, еще один из вопросов, ответ на который может дать премия.


______________________________________________________
На фото - организатор Премии "П" - Александр Петрушкин