С Пушкиным в Кишинёве -13. Код на памятнике

Серопова Любовь
Глава 13.

                Код на памятнике рукотворный   

  Как известно, обелиск на могиле Пушкина появился только в 1841 году.
  Друзья поэта помнили не раз высказанное им желание быть похороненным рядом с Михайловским и настояли, чтобы его прах отвезли в Псковскую губернию.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

  Близко к «милому пределу», к Михайловскому, похоронили Пушкина морозным февральским утром.
 
  В последний путь поэта провожали лишь его старый друг А. И. Тургенев и верный дядька поэта, крепостной крестьянин Никита Козлов...  «Назначен я в качестве старого друга, - записал А. И. Тургенев в своем дневнике 2 февраля, - отдать ему последний долг ...»

  В феврале 1837 стояли сильные морозы, и для гроба Пушкина сделали временное пристанище.
 
...Через две недели после трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод, к брату Дмитрию.
Там она прожила на попечении брата и матери до 1839 года, растила детей, занималась хозяйством, как и просил её поэт перед смертью:
"Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека"...  Побывала в Михайловском, поставила первый памятник на могиле Пушкина. Сначала его могила была отмечена только простым деревянным крестом.

  Поэт и критик Петр Александрович Плетнёв, один из ближайших друзей Пушкина, навестивший это место через год, описал его так:
«Перед жертвенником есть небольшая насыпь земли... Она укреплена дёрном. Посредине водружён чёрный крест, на котором из белых букв складывается имя - ПУШКИН».

  В конце 1839 года Наталья Николаевна Гончарова, вернувшись в Петербург, заказала «каменных дел мастеру» А. Пермагорову мраморный обелиск на могилу  мужа...   
В ноябре 1840 г. посмотреть монумент к мастеру приезжали Наталья Николаевна, графы М. Ю. Вильегорский и Г. А. Строганов. Памятник всем понравился, и было решено отправить его в Святые Горы.
 
  Лето 1841 и 1842 годов Наталья Николаевна с детьми и сестрой провела в псковском имении.
Осенью 1841 года по её распоряжению  памятник на могиле поэта Пушкина в Святогорском монастыре был установлен и под ним сооружён склеп, в котором поместили останки Пушкина и его матери.
Такой в основном могила сохранилась до наших дней.

  Получилось, что Пушкина хоронили дважды: А. И. Тургенев в 1837 г.  и вдова — Наталья Николаевна — в 1841 г.
 
  В работе «Святые горы - последнее пристанище Пушкина»  (http://his.1september.ru/2001/07/5.htm)  Александр Романов пишет:

  «Памятник работы петербургского мастера А. Пермагорова очень прост и строг: на трёх гранитных четырёхугольных плитах, суживающихся кверху, белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей — скрещенные факелы, над ними лавровый венок.
На гранитном цоколе высечены слова:
«Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года».

  В облике памятника угадывается стремление автора (возможно, что идея принадлежит Василию Андреевичу Жуковскому) избежать обыденности «праздных урн и мелких пирамид». Надгробие отличают сдержанность и простота. Символика, исполненная глубокого смысла, призвана передать и закрепить в сознании грядущих поколений определённое впечатление.

  Обелиск увенчан простым четырехконечным крестом со «всевидящим оком». Распространённые символы скорби — урна и два горящих факела, обращённые к земле, лишь аранжируют главную тему обелиска.
В культурной традиции обелиск определяется как символ солнечного света и «проникающего духа».

  В центре обелиска — шестиконечная звезда или щит Давида — символ борьбы с силами тьмы. (Вспомним бой библейского царя с великаном Голиафом). Нельзя исключить и трактовку звезды как Вифлеемской — знака Божественного дара, определённого поэту. Дар этот, в свою очередь, приравнивается к пророческому. Именно поэтом и певцом был творец псалмов Давид — один из возможных прототипов пушкинского «Пророка».
Николай Языков говорил о поэтах: «Жрецы высокого искусства, Пророки воли Божества...»
Такое совпадение во мнениях могло восходить как к общим представлениям, так и к беседам Пушкина и Языкова в памятное лето 1826 г., когда оба поэта встретились в усадьбе Прасковьи Осиповой — Тригорском, неподалёку от будущей могилы.

Развивает тему пророчества лавровый венок, в который заключена звезда на монументе. Это — известная со времен Древней Греции награда победителю, символ людского признания поэта...»

  Хранитель склепа Вера Герасимова рассказывает:

  «Изготовили стелу из белого итальянского мрамора на деньги вдовы Пушкина в петербургской мастерской Пермагорова. А вот автор рисунка могилы неизвестен до сих пор.
  По мнению некоторых исследователей, проект могилы мог нарисовать Жуковский — не только поэт, но и живописец и гравёр. Он нарисовал план квартиры поэта и изобразил Пушкина в гробу, — предполагает хранитель склепа Вера Герасимова.
  Стела — символ  луча, духа, устремлённого к небу. Нижняя его часть, свод, — единство неба и земли. Под ним урна — скорбь. Плащ на урне разделяет жизнь и смерть… Скрещенные факелы, опущенные к земле, — угасшая жизнь. Вифлеемская шестиконечная звезда — память о божественном даре поэта.(«И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился...»)  Лавровый венец — победа гения. Как видите, в лепнине использованы весьма поэтические символы».

  Только поэтические ли? Не зря масоны, к которым принадлежал и Жуковский, всюду отмечались каббалистическими знаками, понятными лишь посвящённым. В эзотерических книгах чёрным по белому перечислены символы, которые использованы и на пушкинском надгробии. Подтвердили двоякую трактовку “кода” на могиле поэта и масоны.

 - «Христиан не хоронят в урнах, а западные масоны всегда подвергали себя кремации. О том, что на могиле Пушкина изображена масонская урна, свидетельствует накинутый на нее наш ритуальный плащ, — говорит Зелот. (Евгений К. /Зелот, зам. великого секретаря Великой ложи России").

 — В масонском учении шестиконечная звезда, так называемая тетраграмма, — печать Соломона, строителя первого храма. Это предназначение человека. По краю свода помещены ровно десять Cоломоновых звезд — жизненный путь поэта. Лавровый венок — благотворение. Верёвочная петля, которая завязана на обоих венках, — чисто масонский знак союза. А факелы в этой петле (как на обелиске) — означают борьбу нашего братства против врагов».

  Конечно, символы можно трактовать как угодно. Ритуальное захоронение — всё же факт посильней.

  В канун 208-летия со дня рождения Пушкина “МК” попытался раскрыть последнюю, посмертную, тайну великого русского поэта.
 
  Ниже привожу немного сокращённую публикацию Марии ЧЕРНИЦЫНОЙ в газете «Московский Комсомолец» № 24483 от 5 июня 2007 г., которая мне показалась интересной:
 
  «…Реставрация могилы Александра Сергеевича Пушкина была в самом разгаре. Рабочие бережно разбирали надгробие. Отодвинули очередную плиту и — ахнули, в ужасе отпрянув в сторону. В гранитном цоколе обелиска, что над сводом подземного склепа с гробом поэта, оказалась вмонтирована небольшая кирпичная камера. Из нее на каменщиков в четыре чёрные глазницы уставились два неизвестных черепа!
Как бесхозные останки угодили в могилу, являющуюся культурным наследием? Могли они быть частью ритуального захоронения Пушкина как бывшего члена масонского братства? И почему отец русской литературы до сих пор делит свою обитель упокоения с подобными соседями?

  На Святую гору к могиле Пушкина ведёт узкая витиеватая лесенка.
— В 1941 году, во время войны, Пушкинские горы попали в зону оккупации, — говорит хранитель некрополя Ганнибалов Вера Герасимова. — В 44-м году могилу поэта на территории Святогорского монастыря фашисты заминировали и закрыли досками. Советские солдаты подорвались на этой лестнице. Обелиск спасли сапёры, памятник поэта лишь накренило взрывной волной.

  Работами по реставрации после войны, в 1953 году, заведовал директор пушкинского заповедника Семён Гейченко.

— Нужно было проверить, не обрушился ли свод подземного склепа от взрыва. Рабочие бережно разбирали надгробие Пушкина и заворачивали каждую деталь в одеяла. Так добрались до наземной плиты, — Вера Герасимова показывает на подножие памятника. — В центр гранитного цоколя указывала выбитая на нём же стрела. Чтобы рабочим было ясно, где лучше вскрывать плиту, пробиваясь к склепу.
Но когда каменщики раздвинули гранитные створки цоколя — отпрянули от ужаса. Склеп Пушкина оказался двухэтажным.
 “На второй день сняли наземные части памятника, очистив две большие плиты в его основании, — описывает этот момент в архивных документах Семен Гейченко. — Когда убрали и их, то обнаружили квадратную камеру толщиной стенок в один кирпич и длиной каждой из них в 11 кирпичей. А на дне в юго-западном и северо-западном углах находились два человеческих черепа и кости.
Останки сразу подверглись обмерам, и их поместили в специальный свинцовый ящик…
Экспертиза показала, что они принадлежали мужчине и женщине пожилого возраста”.

— Следов насильственной смерти на черепах экспертиза не обнаружила, — подтверждает Герасимова. — А определить, когда умерли эти люди, никто и не пытался.

  Свод склепа оказался поврежден взрывом: “Два кирпича обвалились внутрь склепа. Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие… На дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта. Крышка сгнила и обрушилась внутрь гроба… Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы...”

   Сотрудники заповедника не стали устраивать дознание, каким образом два черепа закатились в могилу любимого поэта.
— Конечно, мы не рассказываем о “лишних” обитателях могилы Пушкина на экскурсиях. Но бывший директор Семён Гейченко никогда не скрывал от нас, что черепа по-прежнему там, — Вера Герасимова указывает на цоколь пушкинской могилы. — В 53-м году разрушенную кирпичную камеру просто заменили свинцовым ящиком и вмонтировали в плиту на прежнее место…

...У сотрудников заповедника даже имеется своё объяснение, почему захоронение Пушкина до сих пор является братской могилой. Ведь на Святой горе находится семейное кладбище предков поэта Ганнибалов, о чём свидетельствуют две надгробные плиты с надписью.
— Известно, что под плитами покоятся останки Ганнибалов — дедушки и бабушки Александра Сергеевича, — продолжает хранительница некрополя. — А вот точное местонахождение праха родителей поэта — Сергея Львовича и Надежды Осиповны — в документах не зафиксировано. Может, это они оказались в могиле своего сына? Мы побоялись что-либо менять, все-таки погост Пушкина для нас — святыня.

  Версию акта вандализма над “священной могилой” работники заповедника во внимание не принимают. Но против их мирной гипотезы выступает сама история. Мать Пушкина скончалась в 1836 году, отец же умер в 1848-м. По документам, после установки памятника в 41-м году могилу классика никто “не беспокоил” аж до начала ХХ века. Да и никаких актов, подтверждающих, что родителей поэта подзахоранивали в могилу Пушкина, не сохранилось. А в середине XX века еще нельзя было сделать современную экспертизу, сверив ДНК “нетленных” волос поэта и найденных реставраторами в могиле “чужих” костей.
  Работники заповедника  склонны предположить, что черепа могли попасть в могилу Пушкина случайно. “На Святой горе издавна было много захоронений”, но кирпичная камера и расположение черепов больше походят на хорошо продуманную акцию — ритуальное захоронение.

Но когда камера с двумя бесхозными черепами могла попасть в постамент на могиле поэта? До реставрации 1953 года покой Александра Сергеевича Пушкина был нарушен посторонним вмешательством всего два раза (немецкие захватчики не вторгались в склеп). Во время установки памятника в 1841 году в Михайловское наведался всё тот же Вяземский. Возможно, он не ограничился проделкой с масонской перчаткой?

— Однако в актах укрепления могильного холма и первой реставрации в 1902 году о черепах ничего не сказано, — возражает Герасимова. — А между тем архитектор Назимов указывает в своих отчётах, что ремонтировал тогда свод могилы и подвёл под памятник новый гранитный цоколь. Тот самый, под которым была найдена таинственная камера с чужими останками. Кроме того, рабочие заложили в него железные балки, то есть наверняка были осведомлены о внутреннем содержании гранитной плиты.
“Немедленно было приступлено к подведению под существующий кирпичный свод на известковом растворе нового свода, на цементном растворе”, — описывает процесс реставрации Назимов. А в 1953 году Семен Гейченко замечает, что кирпичи камеры с двумя черепами были промазаны только цементным раствором. Получается, два черепа были заложены в могилу Пушкина во время реставрации 1902 года. Но кем?

  Кроме актов реставрации сохранилось свидетельство журналиста “Нового времени” В. К. Фролова. В репортаже он отметил, что рабочие трудятся на могиле без какого-либо надзора. Журналист даже умудрился стащить кусочек парчи с обнажившегося гроба Пушкина. На это Назимов указывает, что во время своих отлучек с рабочего места поручал реставрацию земскому начальнику П. Ф. Карпову и члену комитета Я. П. Крестину. Кто из них прозевал (или заложил?) камеру с черепами, остаётся только гадать.

— Накануне революции 1905 года масоны могли совершить подобную провокацию, — считает масонский исследователь Владимир Новиков. — Ведь это время считается апогеем активности масонских лож в России. И главные их деятели — художники и архитекторы. Так, всё-таки  кто?

  Ответа на этот вопрос нет. Возможно, современные археологи рискнут побеспокоить склеп великого поэта и провести экспертизу “соседей” Пушкина по последнему пристанищу. Тогда-то и выяснится, кто подложил черепа. Масоны? Или рабочие, оставленные без надзора, возложили над нетленной головой русского гения останки кого-нибудь из своих почтенных родственников?»
*** 
   
  Мне кажется, многое свидетельствует о том, что А. С. Пушкин, оставаясь верным себе, разделял взгляды масонов до конца жизни, о чём знали его друзья и близкие.


 ... В этом небольшом очерке  хотелось обратить внимание на  историческую роль  русских вольных каменщиков. Исчерпывающие выводы невозможны без работы в русских архивах. Но и знакомство с уже опубликованными материалами позволяет сказать, что в истории  русской культуры масонство играло роль очень важного духовного фактора  и объединяло многих прогрессивно настроенных образованных людей своего времени, среди которых был и А. С. Пушкин.
 
   Тема «Пушкин и масоны» многими воспринимается чисто эмоционально, то-есть ненаучно и неисторично; вокруг неё сложилась целая мифология, как масонская, так и антимасонская, существенно затемняющая реальную суть дела. Высказано много мнений, но мало достоверных новонайденных документов, новых фактов и, главное, объективного, научного осмысления их.

   Между тем, не определено пока главное – место масонства в истории русской духовной культуры. Пушкин был порождением и наследником всей этой культуры, куда масонство с XVIII века входило как важная составная часть, самобытный источник философских и творческих идей.
   
   Речь здесь идёт о целостном миросозерцании, философии жизни.
Это был один из разработанных и влиятельных стилей, культурных языков предпушкинской и пушкинской эпох, который мало чем уступал романтизму и мимо которого не мог пройти великий национальный поэт и мыслитель.
               
               
                К О Н Е Ц   13  Г Л А В Ы

*****

Продолжение в главе №14


P.S.
 
http://www.youtube.com/watch?v=zwesoBNdyiI   - Памятник на могиле А.С. Пушкина


http://www.youtube.com/watch?v=ZI9AIh_9E58

Этот видео-материал на Youtube называется "Семь магических перстней Пушкина" из цикла "Искатели" .
Он прекрасно дополняет главы "Суеверия и Пушкин" и "Пушкин и масоны" в моём эссе "Лето-70. С Пушкиным в Кишинёве".

*****

   Материалы для статьи  «Пушкин и масоны» (части -1,-2,-3)  были взяты  из различных источников.

Иллюстрации – из интернета.

 Ссылки для 11-14-ой глав:
 
http://lib.rus.ec/b/213808 - о масонах

Великая Ложа Франции - www.gldf.org
 
Объединенная Великая Ложа России - www.mason.ru
 
http://mnogo-referatov.info/id/121#more-121 – русское масонство

http://masonic.narod.ru/fam_pushkin.htm - Александр Пушкин

http://archives.narod.ru/Pn-msn.htm  Всеволод  Сахаров, Поэт и «Дети вдовы», Новое о масонских связях А.С.Пушкина

Владимир Новиков, “Масонство и русская культура”.
 
МАСОНСТВО в РОССИИ, Т.А. Бакунина-Осоргина, Русские вольные каменщики.

Пушкин и масоны (24.03.2010)  http://lib.rus.ec/b/213808/read#t20
 
Московский Комсомолец № 24483 от 5 июня 2007 г. - Коммунальная могила Пушкина

http://his.1september.ru/2001/07/5.htm - А.Романов, Последнее пристанище Пушкина.