Косма Этолийский. Kosmas Aetolian

Костас Тодис
Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского не случайно. Будучи пламенным и искренним проповедником, он еще при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения.Это не выдумки в духе лже-пророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в диавольские сети и сохранить в чистоте веру православную.Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского.
Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что-то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII–XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.
Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделенные пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству к Страшному суду и второму пришествию нашего Господа и Спасителя. Не только к преодолению трудностей и искушений последних времен готовят нас они, но и к главной цели всего нашего земного существования - «благоприятному ответу на Страшном судище Христовом».
«Величайшими мучениками были пророки! Они были мучениками большими, чем все мученики, несмотря на то, что не все они умерли мученической смертью. Потому что мученики страдали недолго, тогда как пророки видели, как творится зло, и страдали постоянно. Они все кричали-кричали, а остальные дудели в свою дуду»[1], – эти слова принадлежат нашему современнику афонскому старцу Паисию Святогорцу. Старец Паисий (как и любой другой грек) с раннего детства был погружен в традицию, связанную с именем равноапостольного Космы. Впоследствии в беседах с приходившими к нему людьми он неоднократно цитировал проповеди и пророчества этого святого. Старец долгое время восстанавливал монастырь в Конице – месте, неразрывно связанном с именем Космы Этолийского (сейчас там построена величественная церковь в его честь).
Но самое главное – старец Паисий объяснил нам некоторые «константинопольские» пророчества святого, которые до этого вызывали у исследователей жаркие споры.Святого и старца связывала общая боль за родину и Православную Церковь, оба они были выдающимися миссионерами, приведшими ко Христу множество современников. Их жизнь – пример жертвенного служения Богу и ближнему.Всей своей жизнью святой и старец показывают, что любовь к Богу немыслима без любви к своему народу. В то же время подвижники в своем отношении к родине был чужды поверхностного горения, которое, ярко вспыхивая, быстро гаснет. Они показали, что любовь к отечеству – это каждодневный изнурительный и опасный труд, лишенный всякой показухи и тем более не рассчитывающий на земное вознаграждение. Для такого жертвенного труда требуется, прежде всего, глубочайшее смирение, полное предание себя воле Божией. Всем этим была пронизана жизнь старца Паисия. Готовность к такому самоотречению находим и в словах священномученика Космы, которые являются программой всего его земного поприща: «Вы можете сказать: “А ты ведь монах, что ты тогда делаешь в миру?” И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: “Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь”». Здесь равноапостольный Косма встает вровень с апостолом Павлом, который говорил: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти».(Рим. 9:3).
Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии – обо всем пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой дает практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений.Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений жителей Балканского полуострова. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания в конце концов обернутся на наше благо.

Апокуро = историческое название области, в которой родился Косма  Этолийский. Сейчас селения, некогда входившие в Апокуро, являются частью провинции
Этолия.

Патрокосма =батюшка Косма. Так греки часто называют своего народного святого.

Тепелене =город в южной Албании. В XVIII веке в городе правил могущественный владетель Али-паша Тепеленский.

Али–паша (1744-1822)=албанский феодал, правитель с 1787 года части Балканского полуострова – с центром в г. Яннина,добившийся фактической
независимости от турецкого султана. Убит в войне с султаном Махмудом II.

Городе = так греки называют Константинополь.

Желаемое =святой  Косма, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слово «желаемое».

«…с красной бородой войдёт». Когда святой проповедовал в Албании недалеко от Эпира, местные турки начали угрожать ему. Узнав обэтом, мать Али–паши, Хамко, взяла святого Косму, как человека Божия, под свою защиту. Его учение произвело на неё такое  глубокое впечатление, что она отправила весточку сыну: «Приезжай. У меня  здесь пророк».  Али–паша приехал и спросил святого: «Буду ли я править Эпиром? Будет ли моей Яннина?» Святой сказал: «Да, будет». Тогда Али спросил: «Войду ли я в Константинополь?» (имея в виду, войдёт ли победителем). На  это святой Косма ответил: «Да, ты войдёшь в Константинополь с красной бородой…» Али в 1820 году поднял восстание за независимость своей области, которое, как он надеялся, станет прелюдией к его победоносному входу в Константинополь. В 1822 году был убит по приказу султана. Его голову принесли в Константинополь на серебряном блюде. Борода его была красной, но не от помазания драгоценным составом, а от его собственной крови…

Недруги=Раньше торговые дни были в пятницу, субботу и воскресенье. Святой Косма отменил торговлю в воскресенье, чтобы христиане смогли отдохнуть в этот день.  Его враги – богатые ростовщики и торговцы – замыслили изощрённый план по его поимке и убийству.

Коликондаси=небольшая албанская деревня; там 24 августа 1779 года принял мученическую смерть святой Косма Этолийский.

Равноапостольный Косма Этолийский – СЛОВА – Издательский дом «Святая Гора»Москва 2009.
Жизнь и труды святого Космы Этолийского – часть 2 – Афанасий Зоитакис ,2005.

http://www.ktdrus.gr/index.files/Kosmas_the_Etolian.pdf
http://www.ktdrus.gr/index.files/Lyrics_2.html