Город креста. City of the cross

Костас Тодис
1.История Ставрополя
Город по имени Ставрополь (в переводе с греческого – «город креста») – он всегда красив. Красив весною, когда его украшают чудесные тюльпаны, ковровые клумбы и как всегда весною город одевается в многоцветный наряд каштанов и сирени. Красив летом, когда неведомо откуда появившийся дождь в один миг умывает весь город, каждую веточку в его роскошных парках и скверах. Красив осенью – осень самое лучшее время в Ставрополе. Слегка желтеющая зелень, теплые солнечные дни и тихие, полные нежного великолепия вечера. А зима! Сочетающая в себе мороз и солнце, когда в туман и мороз деревья одеваются в иней, они становятся сказочными – все белым-бело.
С первого века нашей эры всю Ставропольскую возвышенность, в том числе и окрестности Ставрополя, занимали аланы. Их вытеснили в горы кочевники-гунны. На смену им пришли хазары. Еще в X веке в эти края совершали походы киевские князья Игорь и Святослав. В этом же, десятом веке, на Тамани было создано русское Тмутараканское Княжество. И в 16 веке народы Кавказа тянулись к единению с Великой Россией. Кабардинцы недовольные ирано-турецкой поработительной политикой, обратились к Ивану Грозному с просьбой защитить их от набегов турок и орд Крымского хана.
Русско-Турецкая война 1768-1774 годов, спровоцированная Францией, закончилась разгромом турецкой армии на Дунае. Турки вынуждены были сделать ряд уступок России. По Кучук-Кайнарджикскому мирному договору Крым был объявлен независимым от Турции, а южная граница России стала проходить по Тереку от устья до города Моздока и далее на Северо-запад до Азова и крепости Святого Дмитрия (ныне Ростов-на-Дону). Необходимо было «закрыть» пространство на южной окраине России созданием здесь мощных форпостов. Екатерина II поручила в 1777 году это дело князю Г.А. Потемкину. Россия приступила к сооружению большой укрепленной Азовско-Моздокской линии. Эта линия состояла из десяти крепостей:

•  Екатериноградской – на реке Малке,
•  Повловской – на Куре,
•  Марьинской – на Золке,
•  Георгиевской – на Подкумке,
•  Александровской – на Томузловке,
•  Андреевской,
•  Северной,
•  Ставропольской – на Чле (ныне Ташле),
•  Московской,
•  Донской.

Таким образом,в октябре 1777 года была заложена крепость Ставрополь, давшая начало нашему краевому центру. Именно тогда на опушке Черного леса у реки Ташлы появились первые шесть эскадронов драгун и 250 хоперских казаков. Застучали топоры, завизжали пилы и вскоре начали дружно вставать одна после другой русские рубленые избы. Место для новой крепости постарались как можно лучше – на возвышенности, чтобы все дороги видны были отсюда как на ладони. Скоро рядом с укреплениями – вокруг крепости и под защитой ее возникли солдатские слободки и казачьи станицы Волжского и Хоперского полков. Строились высокие наблюдательные вышки. Станицы и укрепления окапывались земляными валами. Создавалась единая укрепленная Кавказская линия от Каспийского до Азовского морей.
К югу в стенах крепости располагался главный бастион. Он имел эстакаду и три площадки для пушек. Между бастионом и сохранившейся частью стены стояли главные ворота крепости, выводящие на почтовый тракт. Здесь начиналась долина Желобовки. Современный проспект К. Маркса является главной улицей Ставрополя. Она возникла по линии почтового тракта, который связывал центр России через г. Черкасск – это столица донского казачьего войска – с Азово-Моздокской оборонительной линией. По ней ехали на Горячие воды, в Тифлис, в Закавказье, двигались войска и военные грузы. В 1826 году была учреждена экстра-почта, которая следуя через Ставрополь, доставляла срочные военные донесения из Тифлиса в Петербург на 14-е сутки.
За два с лишним века улица много раз меняла свои названия. Она была Черкасской, Московской, Большой Черкасской, а в связи с приездом наследника престола Николая I, ее переименовали в Николаевский проспект. После Октябрьской революции она была названа Красной улицей. Эта улица именовалась и проспектом И.В. Сталина. В настоящее время это проспект К. Маркса. На каждом этапе развития города выглядела она различно. Черкасская улица начиналась от Тифлисской заставы, располагавшейся близ современного здания «Цирк». Это место было восточной границей города. Отсюда шла дорога на Георгиевск.
В 1841 году купец Тамамшев на свои средства построил на въезде в Ставрополь с восточной стороны у Тифлисской заставы каменные ворота в виде высокой триумфальной арки в классическом стиле с центральным сводчатым проездом и двумя калитками по бокам. Ворота получили название Тифлисские. Они были разрушены. В настоящее время их восстановили.
В 1849 году, начиная с пустыря в верхней части Большой и Черкасской улиц, разбили бульвар и протянули его вниз до Тифлисских ворот. Бульвар существует до наших дней.
Во второй половине XIX века Черкасская улица превращалась в нарядный проспект с роскошными магазинами, клубами, гостиницами, банками. Знаменитая гостиница «Наитаки» возникла в доме купца И. Гониловского на ул. Большой Черкасской. Главная улица не отставала от архитектурных веяний века. Здесь были построены ряды домов в модном в то время стиль «модерн», как ныне здание аптеки Байгера (аптека № 103) на углу проспекта К. Маркса и улицы Г. Голенева, а также жилые дома по проспекту (№№ 27 и 38) и многие другие, которые сохранились до наших дней.

Старинные особняки… Они обладают каким-то особым очарованием и таинственностью. Проходит ни одно столетие, а такие здания по-прежнему приковывают взгляды случайных прохожих. И так хочется заглянуть в прошлое, подсмотреть, кто жил здесь раньше, чем занимался и как проводил свободное время. Одно из таких удивительных зданий стоит напротив парка «Центральный». Почти полтора столетия этот особняк принадлежал богатейшему купеческому роду Алафузовых, прославивших себя не только в Ставропольской губернии, но и далеко за ее пределами.

На проспекте Октябрьской революции есть немало старинных зданий, достойных повествования. В одном из номеров нашей газеты мы уже рассказывали вам о доме полярного исследователя Ушакова, фасад которого украшают декоративные якоря. Между этим зданием и бывшим кинотеатром «Орленок» стоит изящный двухэтажный каменный дом с двумя надстройками (пр. Октябрьской революции, 21). Возвели его еще 1880 году, о чем свидетельствует дата на фронтоне особняка. Хозяином дома был интереснейший человек – Иван Антонович Алафузов. Доподлинно известно, что этот купец перебрался в Ставрополь в 1827 году. Четырнадцатилетний уроженец красивейшего греческого острова Санторини Иван Антонович с семьей покинул родину «по случаю возмущения греков против турецкого правительства», и, обосновавшись здесь, на Кавказе, через несколько лет принял российское подданство. Свои коммерческие дела на новом месте он начал с закупок крупного рогатого скота на ставропольских ярмарках и перегона его на базары Санкт-Петербурга и Москвы. Одновременно предприимчивый купец брал подряды на снабжение армии провиантом, водкой и спиртом. В конце сороковых годов Иван Антонович уже пользовался уважением среди жителей краевого центра и был на три года избран депутатом городского собрания. Дела купца шли в гору. Он активно выступал подрядчиком строительства различных зданий, в том числе собора во имя Казанской Божьей Матери (на протяжении трех лет он будет здесь церковным старостой). В 1849 году он разобрал свой большой старый деревянный дом, который сдавал в аренду под госпиталь для заключенных военнослужащих, и построил на его месте новый, в два этажа, арендаторами которого стали городские службы. Позже в притык к нему Иван Антонович возвел еще один такой же дом с большим сводчатым подвалом (наследники купца все здание позже приспособили под ставшую со временем знаменитой гостиницу для состоятельных граждан «Лондон», на нижних этажах которой размещалась аптека, а в подвальных помещениях – трактиры, рюмочные, пивные). Купец скупил еще несколько участков земли, где возвел дома. Их он сдавал в аренду, в основном, под магазины и чиновничьи конторы.Предприимчивый делец, Иван Антонович сколотил немалое состояние и выбился в купцы 1-й гильдии. В середине пятидесятых годов купцы Алафузовы занялись выращиванием табачного листа и производством табака, а в конце шестидесятых – выпуском ячменной водки, спирта, пива, настоек на имбире, тмине, шалфее, анисе, калгане. Иван Антонович и его родной брат Василий очень быстро приобрели славу «водочных королей». «Алафузовская» водка, производимая на построенном купцом винокуренном заводе (сегодня это двухэтажное здание – корпус ликероводочного завода «Стрижамент»), стала широко известной не только в России, но и за рубежом. Об этом говорили многочисленные золотые и серебряные медали, завоеванные на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Риме, Брюсселе. На заводе Ивана Антоновича изготовлялось также пиво различных сортов («Темное», «Светлое», «Венское», «Мартовское»), по качеству ни в чем не уступавшее привозному. Производство постоянно расширялось. Вблизи винокуренного завода Иван Антонович построил ветряк для помола ячменя (ветряную мукомольную мельницу). Династии Алафузовых в Ставрополе принадлежали фруктовые сады и виноградники по реке Куме, винокуренный завод в Прасковее, склады и магазины в Москве и Санкт-Петербурге, Ростове и Новороссийске, торговые лавки в гостином ряду Ставрополя. Владея внушительным состоянием, Алафузовы никогда не забывали о благотворительности. На нужды города этой династией жертвовались значительные суммы. Еще отец Ивана Антоновича способствовал устройству греческой церкви во имя Св. пророка Ильи в нижнем этаже церкви Св. Великомученицы Варвары. Сам купец пожертвовал значительную сумму на новый иконостас из кипарисового дерева. Не менее щедрыми были и другие представители династии. Так, его брат Николай Алафузов построил десятки ярмарочных лавок, возвел несколько мостов, обустроил тротуары на главных улицах, внес внушительную сумму на строительство Казанского кафедрального собора. Но на время оставим наш рассказ о прославленной купеческой династии и вернемся к истории особняка Алафузовых на проспекте Октябрьской революции. Первый этаж здания Иван Антонович сразу же сдал в аренду под аптеку и магазин часов, а на втором этаже дома, куда с улицы вели две чугунные узорные лестницы от двух входных дверей с такими же чугунными крылечками, жил сам хозяин. В гостиной особняка долго висели картины, принадлежавшие его брату Николаю, известному коллекционеру живописи. Тот много путешествовал по России и Европе, где приобретал работы известных мастеров и предметы прикладного искусства. Среди живописных полотен Алафузовых особо выделялись «Автопортрет» (1648 г) всемирно известного нидерландского живописца Рембрандта, картины русских художников второй половины XVIII - начала XIX века И.К. Айвазовского («Вид Судакской бухты», 1879 г), Ю.Ю. Клевера («В парке Гатчинского дворца»), А.Н. Шильдера («Дача в Финляндии», «Ручей в лесу»), О.А. Гофмана («Диана»), Ю.Я. Лемана («Парижанка»), А.И. Мещерского («На реке», 1898). В коллекции купцов были представлены также шпалеры (безворсовые тканые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, называемые также гобеленами) из Франции XVII века, античные скульптуры, например, греческая копия мраморного бюста Аполлона Бельведерского, фарфор, серебро, холодное оружие и даже неизвестно как попавшие в руки ставропольских купцов письма Пушкина, Жуковского, Вяземского, Панаева (после революционных событий их след затерялся). В частной галерее Алафузовых бывал лишь узкий круг лиц. Остальным же горожанам редко предоставлялась возможность познакомиться с коллекцией. Только в особо торжественных случаях двери особняка открывались для состоятельных граждан, лицеистов и учащихся городских училищ. Все жители губернского центра смогли увидеть алафузовское собрание только в 1899 году на выставке Общества содействия воспитанию и защите детей, которая устроили в здании бывшего дома командующего войсками Кавказской линии.В начале XX века Иван Антонович продал свой особняк известному общественному деятелю, статскому советнику Георгию Васильевичу Раевскому-Буданову. У того уже был в городе свой дом, где он и остался жить, а новый дом продолжал сдавать под аптеку и часовой магазин, как и прежний владелец. Второй этаж здания арендовали квартиранты. А в 1911 году здесь размещалась Публичная библиотека. В ее фондах было свыше тысячи наименований книг, в том числе прижизненные издания Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других знаменитых писателей, поэтов и публицистов, десятки отечественных и зарубежных периодических изданий. Вся коллекция картин Алафузовых перебралась в дом Василия Алафузова (родного брата Ивана Антоновича), а после его кончины в 1915 году перешла к жене купца. Когда началась революция, красногвардейцы разграбили коллекцию. К 1920 году из нее осталось только 12 картин, конфискованных советской властью, в том числе автопортрет Рембрандта, картины О.А. Гофмана, Ю.Я. Лемана, А.И. Мещерского. Эти полотна были переданы в музей (сюда же попал изящный мебельный гарнитур в стиле Людовика XIV). В настоящее время они выставлены в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств и еще раз напоминают нам о славном купеческом роде Алафузовых, оставивших после себя немало прекрасных зданий, которые и сегодня украшают наш город.

2.Греки на просторах России и Кавказа
В пределах Российской империи появление греков связано с результатами русско-турецкой войны и политики Екатерины Великой на Балканах. Переселенцев в основном с Греческого архипелага прельщали льготы и привилегии. В Крым и Кавказ они направлялись для расселения, в том числе в Керчь, Одессу, Николаев, Таганрог, Ставрополь, Владикавказ, Тифлис.
Строители и хлебопеки, купцы и рыбаки, представители других профессий находили для себя поле деятельности в России. Они способствовали расцвету культуры, искусства, развитию экономики и промышленности страны, в которой обрели вторую родину.
Примеров огромного вклада греков в копилку страны более чем достаточно. Известны архитектурные памятники, созданные на деньги ставропольского купца Алафузова, немало личных денежных средств потратил для развития Анапы Спотопуло, активно занимался популяризации синематографа Ягжогло. Развитию книжной торговли в Керчи немало способствовал Н. Деспотули.
Губернатор Ставрополя Никифораки еще при жизни получил эпитет «блистательный». Одна из улиц в Севастополе названа в честь его градоначальника Михаила Кази. Военным губернатором Черноморского флота был грек Николай Аркас.
Во Владикавказе попечитель совета Ольгинской гимназии П. Е. Марандов поддерживал материально это учебное заведение на протяжении нескольких лет.
Ратная слава эллинов способствовала укреплению России, ее военной мощи. В Тенгинском пехотном полку, который был расквартирован во Владикавказе, успешно командовал батальоном Николай Афанасьевич Бетаки. В этом городе проживала вся его семья. Храбростью и мужеством снискал уважение среди тенгинцев майор Касарахаки. В Навагинском пехотном полку снискал почет Константин Иванович Захароропуло, командир пятой батареи. Служить честно, отдавать все силы и знания второй родине стало привычным для полкового казначея Владимира Ивановича Мазараки. От ран на поле боя скончался Иван Варвация. Новая родина оценила его огромный вклад в борьбу с османским игом и в укрепление государства российского.
Весом вклад строителей-греков в развитие города Владикавказа. Фундамент осетинской церкви заложил грек Спиридон Чекалов, строивший с бригадой Военно-Грузинскую дорогу. Купец Харлампий Муратандов на левом берегу Терека построил церковь, выделив на это 30 тыс. рублей. Для сравнения, стоимость двухэтажного дома была 300 рублей! Да и в других городах России греки жертвовали немало денег для строительства храмов, учреждений культуры и просвещения. Достаточно перечислить такие известные храмы, как церковь Пресвятой Троицы в Симферополе, Благовещенскую церковь в Ростове, церковь Двеннадцати апостолов в Балаклаве.
По завещанию миллионера Дмитрия Бернардаки его тело было похоронено в России, а сердце – в Греции. Он поддерживал материально такое новшество в России, как создание мартеновских печей, развитие Сормовских заводов. На его средства были построены Национальный музей и университет в Афинах. Во Владикавказе на средства горожан был построен первый в России памятник рядовому Архипу Осипову и капитану Дико, греку по национальности, которые совершили подвиг во имя Родины, подорвав себя вместе с пороховым погребом, но не сдавшись врагу.
К сожалению,этот памятник был в советское время уничтожен. Самое красивое здание на проспекте Мира принадлежало купцу Марандову, которое много позже стало гостиницей «Интурист». Оно и поныне радует горожан и гостей Владикавказа. Всей душой любил Россию выходец из небогатой купеческой семьи, выдающийся художник Алексей Гаврилович Венецианов. Он ввел новый жанр – бытовые сцены крестьянской жизни, за что его упрекала Академия художеств. На его картинах русские крестьяне – это люди высокой душевной красоты и благородства, его работы проникнуты любовью к человеку и природе. Все полотна написаны светлыми, яркими красками. Значение Венецианова в развитии русского искусства трудно переоценить!  «Все остается людям», – фразу эту никогда не забывал и часто повторял великий художник Архип Иванович Куинджи. В 1898 г. на свои средства он организовал поездку за границу молодых художников, пожертвовав на эти цели 100 тысяч рублей – фантастическую сумму по тем временам! Куинджи неоднократно бывал во Владикавказе и останавливался в гостинице «Гранд-отель». Он путешествовал по Военно-Грузинской дороге и написал картину «Казбек вечером», а в соседней Кабардино-Балкарии – «Эльбрус» и «Снежные вершины Кавказа». В небольшом экскурсе в прошлое можно привести лишь малую часть фактов об огромном вкладе потомков эллинов в процветание России, но и сказанного достаточно, чтобы понять его масштаб.

3. Новая книга Андрея Акритова «Незабываемые страницы истории» была представлена в Центре межнационального общения «Диалог» краевой библиотеки им. Лермонтова.
- Особенно важно для меня было суметь максимально донести смысл греческих песен до русскоязычного читателя, – рассказал А. Акритов. – Специфика моих переводов заключается в том, что они не дословные, это скорее рифмованные литературные переложения.
Юрист по образованию, но исследователь по призванию, Андрей Акритов начал переводить греческую поэзию на русский язык еще в 2006 году. Особое внимание он уделяет понтийскому диалекту, которому его научили бабушка и дедушка. Некоторые материалы для книги, признался автор, ему предоставили национально-культурная автономия греков Ставрополя и греческая школа, но большую часть информации на английском, русском и других языках исследователь добывал сам.
Один из разделов книги отведен анализу элементов греческой культуры, содержащихся в современном искусстве. Так, многие исследователи считают, что при конструировании языков своего художественного мира Дж. Р. Толкиен вдохновлялся как религиозной философией, так и мифологией разных народов: скандинавов, германцев, кельтов, славян, персов и, конечно же, греков.
- Например, помощницей эльфов у Толкиена была Йавана Кементари. А уже в Ветхозаветном пророчестве прародителем греков был Яван и четыре его сына. Толкиен, несомненно, был знаком с этим преданием и взял его за основу, – считает А. Акритов.
По его мнению, и в нашумевшем фильме «Аватар» тоже немало примет греческой культуры: раса Нави жила в своем мире – Пандоре (греческое название), а главное божество Нави – Древо предков – называлось Эйва, очень созвучно опять-таки Йаване. Автор не исключает, что греческие вкрапления могут объясняться и тем, что над сценарием работала гречанка Лаета Калогридис.
Свою книгу «Незабываемые страницы истории» А. Акритов адресует всем, кто любит Грецию, интересуется ее культурой и, быть может, мечтает побывать на земле Эллады. Этот интерес, кстати, проявили и участники встречи в библиотечном центре «Диалог», задавшие автору немало вопросов. А у Ставрополья ведь, как известно, свои давние связи с Грецией, сохраняемые и сегодня на разных уровнях – от государственного до семейного.

http://www.us.sevos.ru/2013/13-01/13-01-10/index.html
http://www.dinastia-stv.ru/
http://www.ktdrus.gr/index.files/Stavropol_21.pdf
http://www.ktdrus.gr/index.files/Lyrics_1.html