Как мы познаем окружающий нас мир - 1

Юрий Иванович Шмаков
     Рассматривая то, что нас окружает – реальный мир, будем, следуя Канту, различать феноменальный мир и мир ноуменальный. Феноменальный мир – это мир явлений, в котором мы живем в мире плотной материи и который мы воспринимаем с помощью наших органов чувств. Ноуменальный мир – это мир, недоступный восприятию с помощью наших органов чувств (мир тонкой материи и
духовный мир), именно здесь содержится большинство причин, порождающих явления, наблюдаемые нами в феноменальном мире.
     Среди вопросов, на которые мы пытаемся ответить, исследуя реальный мир, наиболее важными являются вопросы: “как?” и “ПОЧЕМУ?”.  Вопрос “как?” связан с явлениями феноменального мира, вопрос “ПОЧЕМУ?” – с причинами этих явлений, содержащимися как в феноменальном, так и в ноуменальном мире. Вопрос “ПОЧЕМУ?” я написал большими буквами, желая подчеркнуть этим, что именно этот вопрос является главным вопросом в процессе познания. Ответить на вопрос “как?” проще, чем на вопрос “ПОЧЕМУ?”, так как явления феноменального мира мы воспринимаем с помощью наших органов чувств, а расширить возможности этого восприятия нам позволяет наука, создавая для этого специальные устройства. На вопрос “ПОЧЕМУ?” ответить значительно сложнее. Сначала надо ответить на вопрос: “А где находится этот самый ноуменальный мир?” Удивительным при этом является то, что на Востоке он есть, а на Западе его нет. Как тут не вспомнить строки Р. Киплинга: “Запад есть Запад, Восток есть Восток.  И им никогда не сойтись”. Эти строки еще раз подтверждают то, что поэт видит дальше ученого, а тем более политика. Развитие западной цивилизации привело к созданию современной науки, позволяющей познавать явления феноменального мира, начиная от микромира, до мира галактических образований. Наукой получены уникальные ответы на маленькие вопросы “как?”. Но при этих несомненных успехах науки она не в состоянии ответить на главные вопросы познания “ПОЧЕМУ?”. Объясняется это тем, что к числу догматов западной ортодоксальной науки относятся механистический детерминизм, рационализм и материализм. Так вот, материализм  “устранил” на Западе ноуменальный мир.                Мы все еще в школе изучали закон всемирного тяготения, установленный И. Ньютоном в XVII веке. Однако до сих пор наука не имеет ответа на вопрос: “Почему появляются силы гравитационного взаимодействия между объектами?” Конечно, можно сказать: “А зачем нам это знать? Мы имеем ответ на вопрос ”как?” – закон всемирного тяготения И. Ньютона и с успехом используем его при исследовании проблем, в которых проявляются гравитационные силы”.        Да, это так…. Но давайте представим на минуту, что мы имеем не только ответ на вопрос “как?”,  но и ответ на вопрос “ПОЧЕМУ?”, то есть знаем механизм гравитационного взаимодействия и можем влиять на гравитационные силы. При этом произошли бы фантастические изменения в нашей технике, да и в жизни в целом (движение в воздушном пространстве с минимальными затратами энергии и т.п.).
     А теперь давайте посмотрим, как бы изменилась наша медицина, если бы мы имели ответы на вопросы: “Почему люди болеют?” Если мы возьмем какой – либо медицинский справочник, то увидим, что описания значительного числа болезней заканчиваются фразой: “Причина заболевания не установлена”. Но исцеления больного не произойдет, пока не будет устранена причина болезни. Еще Гиппократ говорил: “Убери причину, уйдет болезнь”. Так вот, если бы мы знали, ПОЧЕМУ люди болеют, наши врачи устраняли бы причины болезней, а не их симптомы.  При этом наше общество часто болеющих людей превратилось бы в общество людей здоровых     и жизнерадостных.                Для того, чтобы окончательно убедиться в том, что именно вопрос “ПОЧЕМУ?” является главным вопросом в процессе познания, “докажем” следующее утверждение: “Даже зная все ответы на вопросы ”как?” относительно сложного явления в феноменальном мире, мы можем абсолютно не понимать этого явления, если у нас нет ответов на вопросы ”ПОЧЕМУ?””. Понять, что это действительно так, нам поможет одно из преданий, содержащееся в Коране. В суре “Пещера” (”аль – кахф”, 18) рассказывается о том, как Мусса (Моисей) встретил раба Аллаха (посланника Бога). Моисей захотел стать его спутником, чтобы научиться тому, что тот знает. Посланник Бога согласился взять с собой Моисея, но при условии, что тот не будет его спрашивать, почему он совершает тот или иной поступок. Они сели на судно бедных рыбаков и отправились туда, куда  следовал посланник Бога. Вдруг посланник Бога пробил отверстие в днище судна, и оно затонуло.  Моисей был в недоумении от того, что произошло, он спросил посланника Бога, почему он это сделал, но тот ему ничего не ответил, напомнив об условии при котором он взял Моисея своим спутником. Дальше они пошли пешком. Когда они встретили юношу, посланник Бога убил его. Моисей был потрясен случившимся, но и на этот раз посланник Бога оставил вопросы Моисея без ответа. Когда они пришли в селение, жители которого отказали им в крове и пище, посланник Бога стал починять разрушающуюся стену одного из домов, без какого – либо материального вознаграждения за это. И только в конце их совместного путешествия, когда они расставались, посланник Бога объяснил Моисею смысл своих поступков, направляемых самим Богом. Он утопил судно, чтобы его не захватил гнавшийся за ними царь – тиран. Убитый им юноша стал бы неверующим, на горе своим благочестивым родителям. Теперь Бог даст им другого сына, достойного их. Разрушающаяся стена принадлежала двум сиротам – детям праведных родителей. В этой стене Бог поместил клад – вознаграждение за праведность. Стена начала разрушаться,          и клад мог попасть в руки случайного человека. Для того, чтобы этого не случилось, он и был послан сюда Богом. Так вот, Моисей во всех подробностях видел поступки посланника Бога, он имел исчерпывающие ответы на вопросы: “Как происходили события в феноменальном мире?” Но он АБСОЛЮТНО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛ из того, что он наблюдал. И только когда посланник Бога объяснил Моисею, ПОЧЕМУ он так поступал, то есть добавил недостающую для понимания информацию из ноуменального мира, Моисей все понял.
Поэтому, если в процессе познания мы не имеем ответов на главные вопросы познания “ПОЧЕМУ?”, наше знание, в лучшем случае, является неполным. В худшем случае, такое знание может быть ложным, а то и сфабрикованным определенными силами для того, чтобы увести людей с пути истины.
                Продолжение следует.