Вспоминая о Закхее

Нина Шендрик
Отзыв на «В Неделю о Закхее» Евгения Краснова
http://www.stihi.ru/2013/02/17/9191

Он так Христа увидеть жаждал,
Начальник мытарей Закхей,
Что на смоковницу однажды
Залез, чтоб виделось  ясней.

Раздал свое именье нищим,
И посетил его Господь,
Пример, как милостью был взыскан,
За покаянье и любовь.

Епископ первый Палестины,
Стал верным спутником Петра,
Благую Весть принесший Риму,
Кончину принял за Христа.



Закхей (то же, что Закхай - чистый) (Лук.19:5 ,8, 11) богатый Иудей, живший в Иерихоне и бывший начальником мытарей, •т.е. сборщиков податей в этом городе; он называется грешником, вероятно, потому что Иудеи смотрели не совсем благоприятно на всех лиц, занимавших эту должность. Его любопытство и желание видеть Христа были так сильны, что для сего, будучи малого роста, он влез на смоковницу, которые во время земной жизни Спасителя росли в окрестностях Иерихона. Господь Иисус, как Сердцеведец, зная внутренние движения сердец человеческих, сказал ему: "Закхей, сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Закхей при сих словах Божественного Учителя с поспешностью слез с дерева и повел к себе небесного Гостя. При народном ропоте, что Господь пошел в дом человека грешника, Закхей, полный сердечной радости, как бы с чувством самообвинения, воскликнул так: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел, воздам вчетверо" (Лук.19:8 ). "Ныне пришло спасение дому сему, ответствовал Спаситель на пламенный сердечный порыв взысканного Его милосердием Закхея, потому что и он сын Авраама" (•ст. 9). По преданию, Закхей был первым епископом церкви Кесарии Палестинской, (Пост. •ап. •кн. VII, •гл. 46).
Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником св. апостола Петра, и вместе со святым Первоверховным апостолом проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину за Христа. По христиански: величайшим добром заплатил он римлянам за чуть-чуть было не совершенное ими ему величайшее зло. В гордую столицу некогда соблазнивших и поработивших его римлян, заставивших его отречься от всей святыни души своей, приходит он, освобожденный и возрожденный благодатью Человеколюбца Господа нашего, и приносит Риму не проклятие, а благовествование, отдавая за то и самую жизнь свою.