Встреча. Московский самоучка

Клуб Слово
В январе мы говорили с вами, дорогие друзья, о художнике Григории Васильеве Сороке,
В той беседе я упоминала о его учителе  - Алексее Гавриловиче Венецианове.
Думаю, что сегодня не будет лишним поговорить и о нем самом, замечательном
русском художнике- самоучке.
Будущий классик русского изобразительного искусства, А.Г. Венецианов, родился
7 февраля 1780 года (старый стиль) в семье небогатого купца, в Москве. Род Венециановых
происходил из Греции, первый город, где они поселились  - Нежин, откуда отец
Алексея, Гаврила Юрьевич, переехал в Москву.
Он вел торговлю ягодами, саженцами, вареньем, но продавал и картины,
«сделанные сухими красками, в золотых рамах со стеклами».
Алеша учился в частном пансионе, где помимо необходимых наук преподавали и рисование.
С малых лет он занимался живописью с Прохорычем – дядькой –наставником.
Выполняли свои картины учитель и ученик в основном пастелью.
В эти годы наиболее развит был жанр портрета и Алеша очень хотел научиться
писать в нем, но живопись в те годы была для него простым увлечением.
Юноша поступает в землемерное управление чертежником, изредка пытаясь писать
портреты масляными красками, как это делали известные ему мастера.
Вскоре Венецианов решает ехать в Петербург и отец не препятствует желанию старшего сына.
Перед отъездом  молодой человек  пишет портрет матери, Анны Лукиничны.
Этот портрет художник взял с собой, благодаря чему он и сохранился от московского  пожара 1812 года.
Весной, по прибытии в Петербург , Венецианов дает объявление , что выполняет портреты
на заказ, Но получить заказ без рекомендации было невозможно.
Венецианов вынужден устроиться на работу чертежником. Спустя примерно два года
у него все-таки  появляются заказы и одним из первых его портретов был
«Портрет молодого человека в испанском костюме».Черноволосый обаятельный мужчина,
чуть прищурясь взирает на зрителей. Сияющие детали синего маскарадного костюма, романтическая
дымка за спиной, глубокие тени  подчеркивают мягкий боковой свет.

Однако художник понимает, что без рекомендаций никуда не пробиться. Мы не знаем как,
но он заручился поддержкой Д.П.Трощинского, директора почтовой концелярии,
где в эти годы Венецианов служит, но именно этот чиновник свел его с
В.Л.Боровиковским (Вы помните «Портрет Лопухиной» кисти Боровиковского).
Шли годы, Алексей Григорьевич задумал получить  официальное звание художника.
Будучи учеником Боровиковского, который  сам никогда не учился
в Академии художеств, Венецианов не помышлял о поступлении в академию.
Однако по правилам Академии художеств , даже те, кто не являлись её студентами,
имели право получить звание академика живописи.
Для этого должны были быть представлены на конкурс картины. Венецианов выставляет
свой «Автопортрет» на соискание звания  «назначенного художника».
С большого поясного портрета смотрит скромное лицо в простоватых очках,
взгляд задумчив, в руке кисть и палитра. За эту работу он получил и звание
и официальное задание – написать портрет определенного преподавателя Академии.
Выполненный художником «Портрет К.И.Головачевского с тремя учениками»,
где центром картины он сделал не самого портретируемого, а его руку, лежащую
на открытой книге, словно дарующую ученикам знания,  принес Венецианову
звание Академика живописи в 1811 году, а в 1812 году войска Наполеона вторглись в Россию.
От хлынувших в  Петербург беженцев из Москвы, Венецианов узнает о смерти матери,
а позже, что отец его, буквально чудом, спасся.
После войны Венецианов , тридцатилетний академик, считавший себя
закоренелым холостяком, увлекся Марфой Афонасьевной Азарьевой и вскоре женится на ней.
 Марфа Афонасьевна происходила  из бедного дворянского рода, у родителей её
было имение  в Тверской губернии, куда молодоженов пригласили погостить.
Край этот очаровал художника и он приобретает небольшое имение в этих краях.
В Петербурге, семье родились две дочери – Александра и Фелицата.
Жена художника очень часто болела в сыром и промозглом климате.
  А переехала  семья в имение после того только, как Алексей Гаврилович, возвращаясь
с работы упал и сломал руку. Службу пришлось оставить.
 И с 1819 года семейство живет в тверских  привольных лесных краях.

Главной темой картин художника стала простая и открытая жизнь народа с его
бытом, укладом, работой. Он пишет картины – «Гумно», «Утро помещицы», «Весна»,
"Жнецы», «Крестьянка с васильками»…
На очередную выставку Венецианов представил  картину «Вот тебе и батькин обед».
Простой и, казалось бы малоинтересный сюжет - расстроенный мальчуган горько
вздыхает над разлитым обедом. Но в этом  камерном сюжете столько нежности,
тепла, доброго юмора, что успех картины совершенно неудивителен.

Венецианов много работает и по хозяйству, ведь деньги очень  нужны и на полотно,
и на краски, кисти, и на выкуп талантливых своих учеников, тех, что были крепостными.
Имение уже заложено, денег катастрофически не хватает и  Венецианов обращается
за помощью в «Общество поощрения художников». Вскоре он получает денежные
средства, которые выправили положение. Правда, это была одноразовая помощь.

Последним и самым любимым его учеником стал Григорий Сорока, крепостной Милюковых.

Последней работой художника была картина «Туалет Дианы». Венецианов трудился с самоотдачей,
стараясь идеализировать образ единственной своей натурщицы.
Но основной цели произведения – передачи красоты тела и души прекрасной женщины -
Мастер так и не достиг.
В начале зимы 1847 года Венецианов получил  дорогостоящий заказ для одного 
Тверского храма. Он создал эскизы для двадцати образов святых и
запрестольный образ Святой Троицы.
Утром 4 декабря он отправляется к заказчикам с целью продемонстрировать им лично
свои эскизы.
Недалеко от поместья Милюкова лошади вдруг понесли со всей силы.
Кучер перепугался и спрыгнул  из саней. Алексей Григорьевич схватил поводья,
пытаясь остановить коней, но его выбросило в снег, он не смог освободить руки
от спутавших их поводьев.
Его тело несколько километров несли обезумевшие кони. Когда  милюковские
крестьяне остановили обезумевших животных , Алексей Гаврилович был уже мертв.

Смерть художника прошла в Петербурге незамеченной. Только бывшие его ученики
помянули учителя добрым словом.

Однако А.Г. Венецианов оставил в русском искусстве глубокий след, оказавшись
одним из первых художников, представивших зрителям трогательные и правдивые
образы простого народа.

Ждем ваших откликов на предложенный материал.