дело

Дюринг Евгений
     после Бэкона живопись умерла, а музыку и поэзию эта судьба постигла еще раньше, хотя тут трудно назвать какие-то символические фигуры, если вспомнить о прозе, это будет, конечно, Беккет, вот к таким мыслям он пришел, обдумывая положение, свое и мира, из чего следовало самым непосредственным образом, что ему нужно забыть о литературе и заняться астрономией, биологией, коллекционированием марок, словом, чем угодно, только не искусством, холодная война закончилась, и ядерной зимы не случилось, но трубы Освенцима закоптили небо, и были еще другие трубы, множество труб, так что результат был сходен с наступлением ядерной зимы: человек был сведен к плоти, а плоть – это крик, плоть – это нечто кричащее и вопящее, новорожденный становится плотью, только когда закричит, искусство стало «рычащим», а потом сорвало голос и заговорило шепотом, а когда голос восстановился, желание рычать пропало, искусство заговорило, стало вещать, как вещают покойники, что же он извлек из этих фактов? освоил ли он какую-то профессию? увы, нет, им завладела безумная мысль – написать итоговую книгу века, нового «Улисса», но без джойсовского комизма, хотя возможен ли «Улисс» без комизма, может быть, он имел в виду «Божественную комедию», в которой комизма совсем немного, если он там и есть, я затрудняюсь припомнить, где именно, в общем, он решил создать что-то большое и совершенное, вроде «Энциклопедии философских наук» Гегеля, с Гегелем у него было больше сходного, чем с Данте и Джойсом, потому что Гегель включал и этих двух, он включал в себя всю предшествующую историю, и, как бы не ругался на него Шопенгауэр, он включал в себя и Шопенгауэра, так не задумал ли он стать философом? нет, это была бы идея, превосходящая в безумности первую, с философией было покончено еще в начале века, так же, как с искусством, он хотел создать нечто не поддающееся классификации, нечто философско-художественно-документальное, «Бесконечный тупик» – не думал ли он о таком названии для своей книги? нет, о подобных тупиках он даже не слышал, он называл свой труд в работе «Уяснением», смысл жизни придает какое-то дело, и чем больше дело, тем значительнее смысл, вот он и придумал себе очень большое дело, после чего жить ему стало намного проще, теперь любая проблема решалась в пользу дела, не нужно было ломать голову над выбором, он нашел нетрудную работу почтальона, она была хороша тем, что после окончания рабочего дня все почтовые дела можно было выкинуть из головы, к тому же доставка почты предполагала движение, и это компенсировало неподвижность во время занятий, словом, все в его жизни уcтроилось как нельзя лучше, за исключением того, что «Уяснение» продвигалось очень медленно, и если вначале он ставил себе срок 5 лет, то потом уже подумывал о 10 и 15.