Александр Блок. Сегодня - я гений

Георгий Куликов
Иллюстрация к поэме «Двенадцать» В. Масютина (1922)

      
     Думаю, что столь несвоевременно и неуместно названное в заключении «Двенадцати» имя Иисуса Христа окажется через несколько десятков лет не  всуе названным (1).
               
Фёдор Степун

    В каждом произведении ценно не то, что автор хотел сказать, а то, что сказалось против его воли (2)

Максимилиан Волошин
      
    
     Оно больше меня. И больше себя. Это – настоящее (3)
               
Блок о "Двенадцати"               
   
    «Гениален, быть может, тот, – пишет Блок, –  кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил слова и записал их; мы знаем не много таких записанных фраз, и смысл их приблизительно однозначащ: и на горе Синае, и в светлице Пречистой Девы, и в мастерской великого художника раздаются слова: «Ищи Обетованную Землю». Кто расслышал – не может ослушаться, суждено ли ему умереть на рубеже, или увидеть на кресте распятого Сына, или сгореть на костре собственного вдохновения» (4)
     Заметьте, в каком (в святом!) ряду поставлен гениальный художник. Блок сравнивает его с Моисеем,  для которого ангел начертал перстом на каменных скрижалях  Божьи заповеди. Услышала от  архангела Гавриила и сложила в сердце (записали потом другие) небесные слова Дева Мария. И гениальным художником, как видим (по аналогии), можно назвать только того, кто смог  расслышать и записать "сказанное" свыше.
     Закончив свою «революцьонную» поэму,  Блок записал в записную книжку дату – «28 января» (5)  –  и одно лишь,  дважды подчеркнутое  название: «ДВЕНАДЦАТЬ». Оценку же себе как автору поэмы он даст на следующий день, предварив её такой записью: «Я понял  Faust’а: «Knurre nicht, Pudel». («Не рычи, пудель» / «Фауст» Гёте/  – Г.К.). И – дальше: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь…». И, наконец, подчёркнутая оценка: «Сегодня – я гений».
     Какую же фразу сквозь шум и ветер, от которого «на ногах не стоит человек», услышал и записал  гениальный поэт? «Эх, эх, погреши!»? Или – «Эх, эх, без креста!»? А может, эту: «Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»? (Да простятся мне эти вопросы!).  Нет, конечно: их смысл противоположен смыслу фразы: "Ищи Обетованную Землю". Поэма пересыпана кощунственными словами. Ими был наполнен и сотрясался «воздух революции». Вспомнив о рычании пуделя из «Фауста», Блок прикровенно  указал  на их тайного побудителя и виновника «страшного шума». Нетрудно догадаться, что это,  по апостолу Павлу, «князь, господствующий в воздухе» (6)
     Фраза, услышанная свыше, признавался  Блок,  ему претит, но (по закону гения!) отказаться от неё он не может: «Я вдруг увидал, – разъяснял он  Корнею Чуковскому, – что с ними Христос – это было мне очень неприятно – и я нехотя, скрепя сердце – "должен  был поставить Христа» (выделено Чуковским – Г.К.) (7)  «Что Христос идёт перед ними – несомненно,  –  размышляет автор поэмы. – Дело не в том, «достойны ли они его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого – ?» (8). «Другого» (имя его у Блока под вопросом) надо по логике тогдашних  событий, но великий поэт логикой не скован и записал то, что расслышал: «Впереди – Исус Христос».
   
ПРИМЕЧАНИЯ

1) Ф. Степун. «Вячеслав Иванов». Журнал «Современные записки», LXII, Париж, 1936
2)  Максимилиан Волошин. Россия распятая. М.: Агентство ПАН, 1992.  С.126.
3) Е. Книпович. Об Александре Блоке. М., Советский писатель, 1987.  С.77.
4) Александр Блок. "Памяти Врубеля". Собрание сочинений. Государственное издательство художественной литературы. М.-Л., 1962. Том 5. С.423.
5) 1918 года
6) Апостол Павел. Послание к Эфесянам. Глава 2, стих 2
7) К. Чуковский. Дневник 1901 – 1929. М., Современный писатель, 1997. С.156
8) Александр Блок. Записные книжки. Издательство «Художественная литература». М., 1965.  С.388 – 389
 

Эссе опубликовано в литературной газете Архангельской области "Графоман" (№11, 2014). Главный редактор Николай Павлович Васильев -
http://www.stihi.ru/avtor/uchitelrulit

Но (!) здесь, на портале "Стихи.ру", эссе уточнено и сокращено