Чего я добился в жизни?

Надежда Байнова 2
Чего я добился в жизни?
                Рассказ попутчика.
Железнодорожный вокзал. Лица, лица... Мелькают перед глазами. Все куда-то спешат. У каждого свой маршрут. Кто - на юг, кто - на север. Ему - на север. К сыну. Есть такой город Мирный. Есть ракетная часть, где служит сын. Ему туда. Он меряет шагами платформу, вглядываясь в чужие лица. Кто эти люди? Чем живут? Что думают? А роднит всех одно - дорога... У кого -  дальняя, у кого - близкая... Скоро и его поезд.
Высокий, черноволосый, как  на цыган, мужчина заходит в вагон. Ищет свое место. Находит. Поднимает сиденье и засовывает под него небольшой чемодан. Чемодан... Это не тот чемодан, с которым этим же поездом двадцать лет назад он ехал домой. Тот лежит дома, как реликвия, как память. В купе он пока один. Ждет, когда поезд тронется. Тронулся. Переодевается и  садится к окну.
Сын хотел служить в Афганистане. Служба для настоящих мужчин. Просился, но «покупатели» были из ракетных войск - туда и попал.
Как быстро бежит время. А вот ему не довелось служить. Сам виноват.
           Вагон-ресторан. Подходит к первому столику у окна. Садится.  Официант  предлагает более удобное место, но он отказывается - хочет посидеть  именно на этом месте и именно за этим столиком, на это у него есть свои причины. Он заказывает графинчик водки, салатик, жаркое и пиво. Пока всё. Склоняет седеющую голову, и перед глазами проходят события давно минувших лет. Но как живо он их видит! Как будто и не было тех страшных годков...
...Декабрь 1965 года. Четырнадцатое  число. День его освобождения из мест лишения свободы. Ему не забыть этот день. Мела пурга. Им, шестерым заключенным, сообщили о досрочном освобождении. Документы еще не готовы, и они вышли на работу наравне с остальными, хотя по закону их должны были переселить в другой корпус. И они не должны были привлекаться к работе. Сорокаградусный мороз, но работы не отменяются.
Шло строительство новых корпусов зоны.
Полтора года провел он за этими стенами, а кажется прошла целая жизнь...
           Восемнадцатилетний  парнишка за день до отправки в армию  был задержан за кражу... С друзьями угонял мотоциклы под заказ и получал живые деньги. Всё проходило гладко. А в тот день ему не повезло - заказчика дома не оказалось. Они сняли колёса с ворованного мотоцикла, а сам мотоцикл кинули в кусты. Колёса тут же продали одному знакомому, который потом попался на продаже краденого, а по цепочке добрались и до него.
          Тогда ему позарез нужны были деньги! Он работал на обувной фабрике, но мать забирала всю его получку. А у него в это время появилась девушка, Валя. Она жила и  училась в другом городе. Однажды он пошел её провожать. Посадил в автобус, сунул в карман руку, а денег на проезд - нет! Мать выгребла всё до последней копейки, пошарив, как обычно, по его карманам. Вот тогда он и согласился на первое дело...
           Когда посыльный  привез документы об освобождении, ему пришло еще одно письмо. От Вали. К пачке писем, аккуратно сложенных в тумбочке, прибавилось ещё одно. В нём всего несколько слов: «Забудь! не пиши! выхожу замуж...» Сжал кулаки, стиснул зубы - ну это мы  ещё посмотрим!
           Их выстроили у будки стрелочника. Вся станция - семь домов и зона.
Капитан так и сказал: «Пятеро  из вас вернутся сразу, а тебя, Носков, я так и не раскусил! Вы едите до первой остановки, а там, вас, пьяных, дорвавшихся до всего сразу, вернут в родные стены».
           Кто-то забрал его чемодан, а когда он снова очутился у него в руках, он стал таким тяжелым... Капитан ошибся. Пить стали сразу же, не доезжая до станции - чемодан был полон спиртного... Тогда тоже пришли в вагон-ресторан... Заказали яйца - сырые, варёные, глазунью. Ещё - сгущенку, пиво, водку, колбасу и зачем-то куриный суп. Он выпивает его прямо через край тарелки, и всё! Больше в желудок ничего не помещается, он, как сжатый комочек, не принимает пищу...
Вот тогда в голове созрел первый вопрос: «Что я хочу? Есть, что мне дадут? Или то, что я захочу сам?»
           Вот и дом. Он останавливается под окнами и слушает, как мать разговаривает с соседкой... За него говорят. Мол, не дай бог в ближайшее время приедет - свадьба у Валентины. Что будет-то?
           Зашел. Кинул вещи. Что там вещей-то... Бельишко смертное: трусы  майка, пару носок, да письма бывшей невесты. Взял письма и пошел к ней на работу - в швейное ателье. Не ругал её. Положил письма и вышел. Потом, через несколько дней, и с ней, и с её мужиком поговорил. Учитель ему, вору, не ровня.
А на Новый год он её украл. На улице. У всех на виду. Привёз к себе домой - пальцем не тронул, а утром - отпустил. А жених её всю ночь искал. Потом, при встрече, ударил её женишок по лицу и бросил. А через неделю пришли другие к ней сваты... И она согласилась. Свадьба была на Новый год, как и планировала невеста, только на Старый и другая... Поженились они с Валентиной...
           Вот тогда перед ним встал второй вопрос: «Чего я хочу в этой жизни добиться?» Друзья? Но друзья друзьям рознь. Время от времени они появлялись, чаще - бывшие... Нет! Назад пути нет!
Решил уйти от родителей. С чего начать? Взяли план и потихоньку строили с женой свой дом. Хуже было с работой. Судимый. У кого что пропало - к нему идут.
Выучился на машиниста, а на работу не берут - бригада Коммунистического труда - испортит её лицо. После четвёртого заявления на работу взяли. А скольким людям эти кадровики жизнь сломали одним словом - бывший...
   И вот тот же поезд. Тот же вагон-ресторан.
   Третий вопрос: «Чего я добился в жизни?»
           Валентина от него ушла, бросив его с сыном. Она встретила мужчину своей мечты и была с ним счастлива. Несколько раз они с ней встречались, но чисто по-дружески. Счастье не может быть ворованным. Это он, хоть поздно, но понял. В жизни своей за воровство он поплатился дважды.  Жаль было только потерянного времени.
           Потом была ещё женщина... Цыганка - птица вольная! Захочу – приду!  Не захочу - поминай, как звали! Пленила красотой, родила ему дочку и упорхнула, с лёгкостью оставив его с ней. Так и вырастил детей один. Женил. Замуж выдал. Внуки растут.
           И тут третья любовь его жизни...
   Жил один. Хозяйство большое развел, чтоб меньше думалось о жизни. Жизнь-то, вот она, перед глазами: кудахчет, хрюкает, мычит, лает, мяукает...
Ветер дерево повалит – подпорочку поставить  надо, поддержать, чтоб не упало. И он, как то дерево... Чувствовал он, нужна в доме хозяйка. Да где её взять? Ненадежные женщины вокруг него крутились. Или казались ему ненадёжными... Обжегся на молоке - на воду дуешь. Но судьба, её не проведёшь...
Приболел он. Спину скрутило. Соседка привела к нему женщину, массажистку... Встать не мог... Подняла она его на ноги. А знакомство с «доктором» продолжилось... У неё тоже трудная судьба. И тоже - позади два неудачных замужества. Вдова. Двое детей - мальчик и девочка. Дети устроены. Живёт одна.
Что тут было думать? Судьба давала ему ещё один шанс! И какой!
И он решился. Они решились. Ей тоже было нелегко сделать ответный шаг. Страх от прежних неудач никуда не ушел, а бояться было чего. Оба мужа  принесли ей столько горя, что хватило бы не на одну жизнь. А этот, совсем незнакомый, чужой и непонятный притягивал к себе, заставляя забыть и про возраст и про все проблемы. Ей не хотелось от него уходить. Что её ждало дома?  Стены, от которых веяло кладбищенским холодом. Спокойно ей было рядом с этим огромным мужчиной. Так спокойно и надежно она себя никогда не чувствовала. На его предложение - жить вместе - она согласилась.
Они были, как две половинки одного яблока... Две души, через много лет нашедшие друг друга... Их дети подружились. У него прибавилось детей и внуков. И пришла любовь...