мечты и грезы

Дюринг Евгений
     детство Гулливера еще рядом, недалеко я ушел от него, совсем недалеко, и сейчас собираюсь вернуться, чтобы дополнить сказанное, скрижали этого не запрещают, принцип последовательности лишь указывает общее направление, допуская отдельные исключения, так пациент, пропустивший очередь, все-таки хочет попасть на прием, и я иду ему навстречу, открываю дверь, приглашаю войти, что вас беспокоит, о чем вы мне сегодня расскажете, о скуке, он много скучал, у него не было компании, с которой он мог бы проводить время, а без друзей занимать себя можно только книгами, телевизором, музыкой, исследованием чердака и подвала, прогулками по городу и за городом, рисованием, музицированием, чтением, книги, музыка, прогулки, чердак, подвал, чужие дворы, книги, музыка, все по кругу, после школы и домашних заданий оставалось еще много времени, и его нужно было как-то убивать, поэтому он часто ходил в кино, у него хватало карманных денег, а когда не хватало он таскал их из родительских кошельков, жил припеваючи, есть, конечно, семьи и побогаче, намного богаче, но в таких семьях часто и с детьми обращаются намного строже, попробуй, вытащи что-нибудь из папиного кошелька, хотя есть, наверное, и бунтари, добившиеся свободы, их, может быть, даже много, трудно держать детей в узде, и сейчас и тогда, узды он не чувствовал, жил, как хотел, вот только хотел он одного и того же, день за днем, год за годом, еще не подрос, чтобы ходить на танцы, да и подростком на них не ходил, может быть, раза два, избегал толпы, в толпе чувствовал себя неуютно, а в одиночестве часто скучал, совсем по Шопенгауэру, ему хотелось подчинить свою жизнь какой-то цели, это было бы замечательно, стремиться к чему-то, добиваться чего-то, каждый час был бы наполнен этим стремлением, каждую минуту он что-то делал бы для достижения цели, а если не делал, то отдыхал с чувством исполненного долга, Дон Кихот посвятил свою жизнь защите обиженных, угнетенных и распространению рыцарских идеалов, Дон Кихот не скучал, приключения сыпались на него одно за другим, и все потому, что он нашел руководящий принцип, но у Гулливера, не было руководящего принципа, какие-то мелкие принципы, да, но большого руководящего принципа не было, и поэтому ему часто казалось, что можно заниматься и тем, и этим, занимайся чем хочешь, а в результате он не занимался ничем, тосковал и скучал, совсем по Шопенгауэру, languor, так называл это состояние философ, что-то по-французски, иногда Гулливер загорался мыслью взяться за изучение языков, хотя бы одного, французского, большая цель – выучить французский, чтобы читать в оригинале «Трех мушкетеров», сомнительный факт, просто неправдоподобный, но то, что он пытался учить языки, это достоверно, он просто маялся от безделья, так говорила мать: ты маешься от безделья, замечательное слово – маета, и странно, что в переводах Шопенгауэра оно не встречается, хотя у Ницше можно прочесть: «Жизнь без музыки – одно лишь заблуждение, маета, чужбина» (письмо Гасту), что стало бы с планетами, если бы вдруг Солнце исчезло? они разлетелись бы в разные стороны, так и он чувствовал себя разделенным, стремящимся в разные стороны, раздираемым противоположными стремлениями, в его жизни не было центра притяжения, чувствуют ли то же самое и другие? влюбленность избавляла его от languor, в самом деле, возможно, подростки так ценят любовь потому, что она создает в их жизни центр притяжения, да и в любом возрасте люди чувствуют то же самое, влюбляются, чтобы получить руль и ветрила, влюбленность и мечты о великих свершениях – вот что придавало его жизни смысл, цельность, устойчивость, в настоящем – любовь, в будущем – деяние, и он не понимал, как остальные могут жить без того и другого, ему казалось, что в их жизни нет ни того, ни другого, и действительно, большинство людей, пережив молодость, уже не ищет любви и не думает о деяниях, тянут лямку, занимаются благоустройством быта, без руля и ветрил, полный штиль, на мели, в каком-то смысле, на дне, я что-то говорил о его симпатии к «опускающимся на дно», но то было другое дно, все это как-то согласуется, здесь нет противоречия, могут ли факты противоречить друг другу? тогда какой-то из них – не факт, а иллюзия, подтасовка, перестав надеяться на победу в музыкальном конкурсе, он решил посвятить свою жизнь шахматам, не поздно ли, Торре выиграл крупный турнир в девятнадцать лет, мечты и грезы, он жил иллюзиями и мечтами, потому что надо же было как-то жить.