О духовной поэзии Отца Иосифа

Сергей Ратмиров
           Сергей Ратмиров, член МСПС,член союза писателей России, протоиерей Владимир Скоробагатый, ключарь Христо-Рождественского Храма (Тирасполь) 

         Как же прекрасно, что русская духовная поэзия, ушедшая в подполье в далекие советские годы, вновь пробивается к нашему сознанию. Семьдесят с лишним лет нас кормили культурным суррогатом, доказывая нравственную и духовную несостоятельность религиозного сознания обществу. Было приложено столько усилий, чтобы уничтожить духовную поэзию, что, порой, с трудом вериться, что это происходило с нами. Однако это происходило именно с нами. Но… слава Богу в начале 90-х годов в русском обществе стало происходить возрождение, обращение к духовной личности, способной осознать происходящие события. Совершенно неожиданно страна запела вместе с Жанной Бечевской, Анной Копыловой и другими ищущими Истину авторами. Именно в это время происходит возрождение Ново-Нямецкого монастыря, в котором подвизался О. Иосиф.
    Говорить о духовном песнопении крайне сложно. Это связано с внутренней духовной жизнью каждого человека. У каждого свое субъективное восприятие Бытия, свое мировоззрение и мироощущение. Но это не значит, что человек, пишущий духовные стихи, погрузил свое мироощущение в эгоцентризм.
     О. Иосиф старается сотворить невероятное и невозможное, дойти от сердца к сердцу. Получается ли это у него? Не нам судить, но читателю. Но, читая его творения, невольно соприкасаешься с Божественной мелодией, напоминающей человеку его истинное происхождение, его потенциальное богоподобие, не способное «жить без Бога».
       Только в Боге, согласно духовным песнопениям О. Иосифа, можно обрести «радость судьбы…» А ведь именно радости так не хватает нам, ищущим и не находящим истинных дорог. Батюшка, будучи человеком умудренным, знает, о чем говорит. Жизненный опыт ухватил те Божественные искорки, которые превращают  его в человека, способного услышать Непостижимое и Непознаваемое, но для того, чтобы передать просто и не напыщенно. О. Иосиф пишет не ради своего самовыражения, но ради «воспарения к покаянию». Призыв его песнопений очевиден, - «Крест, чтоб донести!»
        В этом и только в этом он видит смысл христианской жизни. Он бьет в колокол любви, спасающий наше грешное человечество. Собственно в этом смысл монашеского делания, их молитвенного стояния перед Богом. Это делание мыслимо только там, где есть любовь, «покрывающая берега». О. Иосиф верит, что любовь спасет и любимые его сердцу Кишинев, Тирасполь, всю Землю Молдавскую, которую исходил великий игумен преп. Паисий (Величковский), бессмертный покровитель нашего края.
     Он верит в человека, которому Господь даровал право быть человеком, имеющем великое дарование Божественного происхождения. Его слова нежны до боли, но это слова любящего и сострадающего человека, понимающего наши немощи.
         Он пишет о сердце, которое «потянулось вдруг...», чтобы познать «суть истины…» Сегодня, как никогда нам необходимо духовно встряхнуться, всмотреться во «внутреннего человека». Ибо только «внутренний человек» способен дать толчок к преображению внешнему, к судьбоносному выбору, к истинному совершению.
     О. Иосиф не просто поэт, он старец, окормляющий многочисленную паству. Это фундамент его бытия. Он знает, о чем пишет и говорит: о духовной ли дочери, о молитве спасающей, о покаянной купели, очищающей и восстанавливающей – он в нас, и рядом с нами.
       Так мы чувствуем его поэзию, его духовные песнопения, призывающие к размышлению и покаянию. В этом и смысл нашего стояния перед Богом, которому помогает умудренный опытом батюшка.