2013 - 1 конкурс. Финал. Дмитрий Золотов

Золотой Пегас
Золотов Дмитрий Сергеевич

Режиссер-документалист, монтажер, специалист по плоской графике (компоузингу).

Родился 22 мая 1973 года в г. Руза Московской области.
В кино - и телевизионном производстве с 1996 года: монтаж, дизайн, компоузинг.
В 2002 году дебютировал в качестве режиссёра, а в 2004 – как сценарист.
В 2002 году вступил в Союз журналистов России.
Смонтировал порядка семидесяти документальных и анимационных фильмов.

По правилам,  я должен расставить 17 стихотворений «по местам с 1 по 17-е
По принципу,  что наиболее и что наименее понравилось».  И обосновать свой выбор. 
Смысл игры понятен,  осталось уточнить правила.  Итак,
Критерий оценки.
Если опираться на некоторые семиотические понятия,  поэзия стремится
Превратить условный знак («слово») в «образ».  В Китае стихи рассматривают:  смысл и начертание иероглифа гармонично связаны,  а поэт – мастер каллиграфии. 
В европейских языках начертание текста не так критично,  но тоже имеет значение.
В идеале,  каждый стих – это знак,  написанный художником и прочитанный
мудрецом.  Все стихотворение должно быть если незаконченной картиной,  то хотя бы понятным эскизом.
Отсюда критерий оценки:  чем более ёмкий образ рождает стихотворение, 
Тем выше его ценность.  Метод вряд ли можно считать совершенным,  ведь самое важное стихотворение может попасть в конец рейтинга из-за моего невежества. 
Другого метода у меня нет.  Добавлю,  что по одному стихотворению невозможно судить автора – многие большие поэты писали неровно.

«Нарисуйте мне слоника»
13 место

Стихи недетские,  несмотря на название и начало.  Тронули кротостью автора:
«Нерешительность осени как смущение. . .  как признание. . .
А художник застенчивый. . .  сложит. . .  непослушные кисточки. . . »

«Самайн»
1 место

Стихотворение сразу затягивает и,  благодаря своему ритмическому рисунку, 
Уже не отпускает.  Отсутствие пунктуации превращает стихи в камлание шамана. 
Некоторая шероховатость образов компенсируется их ёмкостью.  Самайн -
Праздник конца (сезона,  осени,  работ).  Когда все заканчивается – приходит смерть. Или любовь.
Эти стихи отражают общее настроение списка семнадцати: самайн у кельтов прочно ассоциируется со смертью и сверхъестественным.  Ноябрь депрессивен. 
«Самайн» менее всего похож на хрип умирающего бездельника,  стихи полны надежды,  достигли определенной высоты поэзии.  Близость смерти здесь неразрывно связана с близостью возрождения.
Кот – частый гость,  но именно в «Самайне» перестает быть «котэ» или
«кошечкой»,  превратившись в символ,  знак.  На родине праздника кот - оберег,  символ удачи.  Удачи автору.

«Пушкин»
16 место

Стихотворение вызывает ряд ассоциаций первого ряда: тотальная моральная деградация россиян,  пьяница-президент,  плотоядный город,  набитый
развратниками.  Казалось,  поэт противостоит всему обществу - «скрипит пером». 
Но его потуги тщетны,  ведь он такой же,  как другие (все?) «россияне»: «Алкоголь бежит по вене,  тело сохнет от мигрени».  «Пушкин хмурится,  наверно,  исправляет падежи».  «Все. . .  смертны»,  «всё знакомо» и,  внезапный вывод: «не писал бы,  был бы жив».
«И не пишется,  хоть плачь».  Есть,  говорят,  такой принцип «Можешь не
писать – не пиши».  Вот автор не может,  пишет.  Тем не менее,  вызвал эмоции,  потому не последнее,

«Черная кошка»
17 место

В этом произведении присутствует какой-то ритмический рисунок,  но
Парадоксальное манипулирование идиомами делает смысл неуловимым,  картина
размывается.  «Здесь никто не желает слушать» - возможно.  Возможно,  это
болезненное произведение гениально,  как болезненно и гениально полотно
Врубеля «Видение пророка Иезекииля».  Только у Врубеля красиво,  его кисть почти совершенна, его спутанное сознание совмещает полновесные образы в один.

«Нынче спокойна Ладога. . . »
7 место

Стихи предельно просты и в них как будто пересказаны советские военные
песни.  Но не на бором цитат,  а благодарностью к тем,  кто трудился на Дороге жизни.

«Жижа»
10 место

Стихотворение интересно по форме: слова разметаны артобстрелом (кстати, 
Исходники лучше сохранять в PDF или растровом файле – тогда строчки останутся там,  куда поместил их автор).  Описание боя натуралистично («. . . рука с непристойной наколкой»,  «нога в сапоге»,  «ефрейтор с грудиной,  перемолотой в фарш»).  Фабула ясна.  Но что хотел сказать автор? Какова сверхзадача? «Я – царь без трона. . .  Ударь в лоб. . .  Стоп. . .  Тихо. . .  тихо. . .  тихо. . . »
А вот Нет,  злоба настолько душила!
Мы к битве с врагами рвались
И мстить за тебя беспощадно
Над прахом твоим поклялись!
С тобою одна нам дорога;
Как ты,  мы по тюрьмам сгнием.
Как ты,  для народного дела
Мы головы наши снесем.
Поэт-натуралист Г.  Мачтет «Замучен тяжёлой неволей»,  1876

«Взаимное исключение»
5 место

Большое (56 строк) стихотворение.  Автору б надо его отделать,  отшлифовать. 
Красивые строки «сбываются предчувствия потери» уживаются с дежурным
спортивным «и далее по тексту. . .  овертайм!»,  «выспренная» обычно пишется через «а»,  красивый финал.

«Зима пришла»
15 место

Стихотворение сырое.  Не хватило красоты,  странные словосочетания.  «Заломанные ветви раскорячив»,  «тучные посты»,  луна с береттой.  Из шести четверостиший в трех строки начинаются то с союза «и»,  то с союза «а».  Стихотворение разделено пополам (пунктиром).  И финал: «. . . такая дребедень теперь тянуться будет до апреля. . . »

«Однажды стану я. . . »
3 место

Снова кот,  ноябрь и смерть.  Однако,  написано легко,  иронично.  Человек
смиряется,  а поэт отвергает смерть.  Многовато причастий.

«Неэвклидово»
9 место

Первое (хорошее) впечатление несколько испортилось при внимательном
прочтении.  Итак,  существует две реальности: «здесь» и «другая»,  куда «попасть не смогли».  Туда,  «где ночи от счастья похмельные» (ночь прошла,  прошло счастье, осталась головная боль).  Именно в той реальности смыкаются две «параллельные кривые» - там возможно совместное счастье.  Тогда не «похмельные»,  а «от счастья хмельные».  Тем более,  что там же «над мягкою зеленью. . .  бесшабашные тучки». 
Далее,  суровая «эта» реальность: расставание,  похожее на аборт.  Две чаши
Терпения переполнены,  остается надежда: «Параллельные где-нибудь
встретятся. . . » И жаргонная финальная строка - «сплошной неэвклид».  А вот как у Бродского:
Жить в эпоху свершений,  имея возвышенный нрав,
 К сожалению,  трудно.  Красавице платье задрав,
 Видишь то,  что искал,  а не новые дивные дивы.
 И не то что бы здесь Лобачевского твердо блюдут,
 Но раздвинутый мир должен где-то сужаться,  и тут -
 тут конец перспективы.
(«Конец прекрасной эпохи»,  1969)

«Ушёл. . . »
12 место

Любимая тема для «русской безысходной песни».
«В кастрюльке бредил свежий суп,
И только я одна молчала».

«Тоннели»
2 место

«В конце тоннеля свет,  но ты его не видишь» - линейная хронология,  обыденные слова,  строки вызывают ассоциации – всем знакомые,  у всех похожие.  И вдруг: «в день пенсии тебя идут проведать внуки» - от которых становится душно.  Автор перешел Рубикон.  И ты уже не «наивен. . .  и глуп»,  пока был жив,  теперь «Ты холоден и строг,  подчеркнуто опрятен».  И замыкает стихотворение в самом себе:
«Уходишь в темноту.  В конце тоннеля свет. . . » Браво.

«Заложник»
11 место

Автор эмоционален,  образы объёмны,  психология жертвы понятна.  Мизансцена и страсти многократно показаны-пересказаны в нулевые годы при помощи СМИ и «важнейшего из всех искусств».  Жестокость,  ненависть,  трусость не имеют национальности.  Создание бесчеловечных обликов всегда служило оправданием еще более бесчеловечной резни.  Одних эмоций мало.  «Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия»,  писал Кант в «Критике способности суждения».

«Nature morte - party»
4 место

Тема одиночества в глазах интеллигентной дамы.

«Рукой до небес»
6 место

Хороший пример патриотизма.  Поэт,  горожанин и гражданин завораживающе делится своей любовью и грустью.

«Фибры»
14 место

Фибры души (иноск. ) силы душевныя (намекъ на фибры,  жилки,  волокна органическаго т;ла).
Ср.  Когда я былъ моложе,  я вс;ми фибрами души моей стремился къ изв;стности.
Ант.  П.  Чеховъ.  Пассажиръ 1-гокласса.
Ср.  Ванькинъзаморгалъизамигалъвс;мифибрамисвоегопоношеннаголица. . .
А.  П.  Чеховъ.  Клевета.
Ср.  Fibra (лат. ) нить,  волокно.

Стихотворение про тонкие волокна.

Принять за чистую монету – считать истиной то,  что обычно не заслуживает
доверия;
Не за страх,  а за совесть – очень добросовестно,  с полным сознанием
ответственности;
Загнанный – обессилевший от слишком быстрой езды,  затравленный,  задавленный,  проданный,  затюканный,  реализованный,  забитый,  заезженный;
«На тёплых колокольнозвонных языках» - красиво,  но не вяжется с «дыханьем
загнанного».
«Быть может,  не поймешь сегодня ни черта»,  - говорит автор.  Возможно,  ведь душа отделена и находится «в пути к непознанному телу».  К чужому?

«Посторонним В.  Или в мире тайн»

8 место
Вероятно,  обрывок фразы поэта Алана Милна "Trespassers Will be prosecuted" (в переводе Бориса Заходера "Посторонним Вход воспрещен") послужил предметом вдохновения и внешним прикрытием автору.  Сова,  ночное животное,  шпионка, прекрасная,  холодная и расчетливая Мата Хари: «совы. . .  без раздумий входят и выходят,  могут залетать и вылетать,  если вход достаточно свободен».  Выполнив задание и развлекшись,  удаляется,  небрежно отодвинув осколки жертвы.

Итак,  вот что получилось:
1. Самайн
2. Тоннели
3. Однажды стану я. . .
4. Nature morte - party
5. Взаимное исключение
6. Рукой до небес
7. Нынче спокойна Ладога
8. Посторонним В.  Или в мире тайн
9. Неэвклидово
10. Жижа
11. Заложник
12. Ушёл
13. Нарисуйте мне слоника
14. Фибры
15. Зима пришла
16. Пушкин
17. Черная кошка

С уважением,  Дмитрий Золотов