Гл. 36 Приставкм, пристающие... Алина в царстве Су

Вера Линькова 2
    продолжение
   (приставки, пристающие, предлоги, предлагающие)
 
   Алина уже не удивлялась всяким странным переменам. Только что была у Неприличного Фонтана, как вдруг оказалась на уроке в своем классе.
Окно Солнцемарина почему-то не светилось, а тополь Петр Первый отрывал от себя по листочку и бросал на ветер. Мальчик Олег, который пришел в класс со странным прозвищем «Ботан», растерянно грыз ручку.
- Алина Львовна! -  поднялся он из-за стола, как только девочка-учительница вошла в класс. -    Меня, наверно, правильно в прежней школе учитель тупицей называл. Я никак предлоги от приставок не могу отличить.
- И я не очень отличаю, - сказал Лев.
И я, -  сказал мальчик, влюбленный в Марину.
- И я, наверно, тоже тупица, -присоединилась к
мальчикам Марина. Лицо ее совсем не светилось, и даже веснушки на щеках как-то скорчились, будто маленькие зверушки, у которых что-то болит.
- Никакие вы не тупицы! - успокоила их Алина.- Просто перед всяким пониманием есть маленький барьерчик. До него надо добежать, потом перепрыгнуть. А кто боится добежать и перепрыгнуть, того потом всю
жизнь мучает мысль, что он ни на что не способен...
  - Эх, - вздохнул Лев, - кто только эти предлоги и приставки выдумал?
- А их не люди, их природа выдумала, - пояснила девочка-учительница. -    Пойдёмте на природу и там найдем все предлоги и все приставки!
  - На речку Туманку! -  предложил Лев.
- На речку Туманку! - закричал класс.
- Хорошо, -согласилась Алина. - Идем на речку Туманку!
День был сентябрьский, солнечный. Туманка клубилась прохладным  паром. Она как бы встречала гостей, открывая им свою тумановую душу. Берега ее были пологими, мягкими, обросшими низко стелющейся гусиной травкой, кустиками мяты. А дальше росли берёзы и осины, тянулись малинники. По заводи, обгоняя друг друга, носились водомерки.
- Мы остановились У ЭТОЙ МОЛОДОЙ СОСНЫ, - сказала Алина, начиная урок. - Как пишем: У ЭТОЙ?
  - Вместе, -  неуверенно произнес Олег.
Выбросим слово ЭТОЙ, что останется?
- У МОЛОДОЙ, — так же неуверенно произнес Олег.
Выбросим слово МОЛОДОЙ, что останется?
- У СОСНЫ! - выпалила Марина. И веснушки ее радостно подпрыгнули на щеках, будто захлопали в ладошки.
  - У - это предлог или приставка?
Приставка, -наугад ответил Лев.
  — А давайте снова разделим! - предложила Алина.  - У МОЛОДОЙ СОСНЫ. У ЭТОЙ МОЛОДОЙ СОСНЫ. Посмотрите, как свободно гуляет предлог У. Он ни к чему не пристает. Он только предлагает свою помощь. Помогает просклонять слово по падежам. А если бы он не предлагал помощь, нам стало бы трудно понимать друг друга. Ну, представьте себе: СТАРАЛСЯ (для кого?)-- ДЛЯ СОСНА. А надо Ы. Это родительный падеж. Возьмем дательный: ПОДОШЕЛ (к чему?) К СОСНА. А надо Е. Теперь предложный: ДУМАЮ (о ч е м ? ) О СОСНА. Хотя на самом деле - Е. Нелепый язык получается, вот предлоги и предлагают свою помощь, чтобы язык стал и красивым, и понятным. Еще пример: ТУЧА РАСТЕТ ЗА РЕКОЙ. ЗА -  предлог или приставка?
- Предлог! -  перекувыркнулся на траве Лев.
- Объясни, -  предложила Алина, отмахиваясь от стайки веселящейся мошкары. Маленькие золотые мошки все пытались покачаться на кончиках ее улыбки. Потому что улыбка у девочки-учительницы светилась и была
очень привлекательной. Алина всегда очень радовалась, когда ее ученики начинали чувствовать родной язык.
  - Предлог только предлагает свою помощь и не пристает, - начал объяснение Олег. - Можно слово вставить: ЗА РЕКОЙ. ЗА ТИХОЙ РЕКОЙ.

-А приставки приставучие,— засмеялась Марина. -  Как пристанут, так и не отстанут. Не оторвешь.
  - Приведи пример! -  попросила Алина. Её очень радовало, что Марина, как и Лев, осилила свой первый барьерчик на пути к пониманию.
Например: ПРИШЛИ К СЕБЕ ДОМОЙ, - стала объяснять Марина. -  Если оторвем приставку ПРИ от глагола ШЛИ, то она никому больше свою помощь не предложит и везде окажется лишней. ШЛИ К СЕБЕ ПРИ ДОМОЙ? ШЛИ К ПРИ СЕБЕ ДОМОЙ? Бессмыслица Везде мешает. Ведь она только к одному слову пристала и другим не нужна.
- А еще, -  добавил Олег, -  она пристала, как кирпич к стене. Не оторвать. Между ней и словом уж никакой вопросик не поместится, даже буковка. Мы же
не скажем: ПРИ к ШЛИ.
 - Точно, как кирпич к стене, - согласилась Алина. - Хороший образ. Вот видите, в нашем классе не было и не будет никаких тупиц! Давайте поиграем в предлоги, предлагающие и приставки, пристающие!
Ребята присели на нагретую солнцем траву. Прямо ПЕРЕД ними струилась вода. А НАД ними клубилось небо. Сосны с берёзами слушали урок и одобрительно шумели.
- Вода! -  произнесла Алина.
— К воде, О воде, НА воде, С водой! — добавляли ребята. — Это предлоги, предлагающие. Шумит! - добавила Алина.
- НАшумит, ЗАшумит, РАСшумится! — добавляли ребята. -  Это приставки, пристающие.
   - Представьте себе, что мы в Словесных Джунглях! — словно большая белая бабочка, размахивала Алина прозрачными рукавами блузки. -  Среди лиан и диких цветов, как свободные звери, бегают слова. А приставки выходят на охоту. Они берут с собой лассо, прячутся за толстыми стволами деревьев, и как только какое-нибудь
словечко пробегает мимо, охотницы накидывают на него лассо и привязывают это слово к себе накрепко. Особенно они любят приставать к наречиям, глаголам и глагольным формам. Вот бежит по поляне молоденькое слово СВЕТ. И от него СВЕТЛО. А за словом СВЕТЛО приставка ЗА охотится. Что получится?
— Засветло! Наречие! - закричали ребята.
- А за глаголом ТЕМНЕЛО приставка ПО охотится. Что получится, когда приставка ПО пристанет к слову ТЕМНЕЛО?
— Получится глагол: ПОтемнело!
- Еще трое друзей неслись во всю прыть: ВЕРХ,
НИЗ, ГЛУБЬ. А приставка В сразу троих накрыла.
- Вверх, Вниз, Вглубь! -    закричали ребята и
задумались: «Ведь ВЕРХ, НИЗ и ГЛУБЬ — это существительные, а существительные больше любят предлоги...
— Но это же существа -    существительные! - растерянно протянул Олег.
- Не все так просто, - попробовала объяснить Алина. -    Это существительные, но еще не совсем существа, Они станут настоящими существами, если
завладеют какой-нибудь горой или речкой. Например:
В ГЛУБЬ (чего?) РЕКИ. Тогда приставке В ничего не остается, кроме как отодвинуться и стать обычным  предлогом. В НИЗ (чего?) ГОРЫ. Ведь у горы есть свои
ВЕРХ и НИЗ, как и у реки есть своя ГЛУБЬ.
А если ВЕРХ, НИЗ, ГЛУБЬ не приобретут свою гору или свою реку, то они превратятся в обычные наречия: ИДЁМ (куда? ) ВВЕРХ - неизвестно, какой. ПАДАЕМ (куда?) ВГЛУБЬ. Просто ВГЛУБЬ. В ВЕРХ ГОРЫ, но просто ВВЕРХ. В ГЛУБЬ РЕКИ, но просто ВГЛУБЬ.
Когда с правилами разобрались и наконец-то стало понятно, где существительные с предлогами, а где наречия, Алина предложила поиграть в приставки-охотницы.
- А теперь, — сказала она, — посмотрим, какая из наших приставок-охотниц больше всего добычи наберет.
Приставка ЗА! Начинай!
— Заехал, Залетел, Засмотрелся, Заблестел...
   - Все! Время охоты кончилось! Приставка У!
- Уехал, Улетел, Убежал, Утонул, Уснул...
  - Время! Приставка ОТ!
  - ОТъехал, ОТлетел, ОТбежал, ОТгремел...
- Охота закончилась! Победила лучшая приставка- охотница У! -  весело сообщила девочка-учительница, собираясь закончить урок.
Но тут обычно молчаливый Ванечка, который сидит всегда с Мариной и думает только о Марине, на удивление всему классу спросил:
- Алина Львовна, а РАСКРИЧАВШИЙСЯ тоже можно сказать?
  - Конечно. Это же ПРИчастие. Оно хитрое. Оно присвоило себе и признак и действие. Какой? Раскричавшийся. Что сделавший? РАСкркчавшийся. Его можно спутать и с глаголом, и с прилагательным. Но лучше не путать. Слон, (какой? что сделавш и й ? ) Раскричавшийся.
-  У ЕХАВ - тоже можно? - не унимался Ванечка.
  - Конечно, можно, -  обрадовалась такому повышенному интересу Ванечки Алина Львовна. - - УЕХАВ — это Деепричастие, оно обозначает добавочное
действие: ОСТАВИЛ КНИГУ, (что   сделав?)
УЕХАВ. ПРОЩАЛСЯ, (что   делая?)  УЕЗЖАЯ.
ЗАВТРАКАЛ, (что  сделав?) УМЫВШИСЬ.-
Алина взглянула на часы и сказала: -
Вообще-то прошло уже два урока. Если хотите, здесь же, у Туманки, мы можем провести и третий, и четвертый, и пятый...
- Словом, пока не выпадет снег, -   продолжил Ванечка, чем окончательно удивил всех.
   - Но сначала наберем мяты на зиму, - предложила Марина.— Чай с мятой - это такая вкуснятина. -  Она наклонилась к траве и стала рвать душистые стебельки с крохотными поржавелыми дырочками на листьях. Все стали делать то же самое. Ведь мяты на берегу — целые заросли! Все было здорово! Даже речка Туманка загадочно клубилась, унося с собой в неизвестные города листочки с берез и новые знания по русскому языку. Знания о
приставках,   пристающих   и   предлогах, предлагающих.

Уроки Алины

П Р И С ТА В К И,   ПРИСТАЮЩИЕ И ПРЕДЛОГИ,
   ПРЕДЛАГАЮЩИЕ
ПРИСОЕДИНИЛАСЬ -    приставка   (пристала к слову).
ПРИ ДВОРЦЕ -  предлог (предлагает понять, в каком падеже стоит слово).

Между приставкой и словом нельзя поставить вопрос. Между предлогом и словом можно поставить вопрос: П р и чем? ПРИ ДВОРЦЕ.
ПРИ большом ДВОРЦЕ.

***
Выпиши из главки слова  с   предлогами   и приставками.

***
Не забудь правильно найти корень  слова: ПРИСОЕДИНИЛАСЬ
Корень       ЕДИН. Приставки       ПРИ и СО.
 
***
Найди корень в слове ОБГОНЯЯ. Придумай с этим корнем однокоренные слова.