Закат в Акраганте. Tramonto in Agrigento

Костас Тодис
*достижение предела,** мыс

http://www.ktdrus.gr/index.files/magna_graecia.html

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Агридженто (Акрагант),Сиракузы,Сирены,Музы,Нимфы,Посейдон*,Одиссей, Феаки и Лестригоны*, Таормин, Марсель,Cелинунт,Гела,Анкона,Карфаген,Элеа (Элея), Эмпедокл,Эпихарм*,Ивик,Горгий Леонтинский,Аретуза*.

*ПОСЕЙДОН,в греческой мифологии — один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида.
Бросив с ними жребий после низвержения отца поделил господство над миром и получил в удел моря. Олимпийский Посейдон связан именно с морской стихией, хотя некоторые его эпитеты говорят о былой связи с землей (у Гомера «колебатель Земли», Гееох), которую он оплодотворял, выбивая трезубцем влагу из источников. Во многих мифах описывается буйный нрав Посейдона, его стремление встать наравне с Зевсом, свергнуть его. Фетида спасает его от гнева Зевса. Вместе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, Посейдон помогает ахейцам во время Троянской войны. Троянцев он ненавидит, так как в свое время не получил от них должной платы. Однако и ахейцев Поседойн преследует: он вопреки решению совета богов не дает вернуться домой Одиссею, ослепившему циклопа-людоеда Полифема, сына Посейдона; он уничтожает Аякса Оилида. Жена Посейдона, Амфитрита, рождает ему Тритона, владыку морских глубин. Потомство его от других богинь и смертных грозно и ужасно: Орион, Алоады, Амик, Антей, Полифем, Бусирис, Скирон и Керкион. Образ Посейдона тесно связан с конями, его сын — Пегас. Другое животное Посейдона — бык, в образе которого он соединяется с Пасифаей. Однако и некоторые герои ведут свой род от повелителя моря: Тесей, Нестор. При основании Афин Посейдон спорит с богиней Афиной, кто будет господствовать над городом и выбивает трезубцем источник, но проигрывает богине, которая сажает маслину. Посейдону не удалось стать основателем-защитником полисов: потомство Посейдона, согласно Платону, получило в удел Атлантиду, но Зевс покарал ее народ за нечестивость. В римской мифологии ему соответствует Нептун.

*… Пошел Одиссей вслед за девушкой, и никто из феаков его не заметил.
Изумился Одиссей, увидав вокруг города крепкие неприступные стены, красивые пристани и множество кораблей.
Подойдя к царскому дому, девушка тихо сказала:
— Вот дом царя Алкиноя, войди в него и ничего не бойся — смелому все удается. Там ты увидишь пирующих феакийских знатных мужей, но ты отыщи царицу Арету, ее уважают и муж, и дети, и весь народ.
Она — добрая и умная и часто разрешает трудные споры феаков. Если Арета примет тебя благосклонно, ты скоро вернешься домой …

…Прибыв в город Эола, Лестригоны.
Одиссей со спутниками вошел в их красивый дом.
Целый месяц угощал их радушно Эол и слушал рассказ Одиссея о Трое, о славных битвах ахейцев, о плаванье в море, об их возвращении домой.
Обо всем его просил по порядку рассказать любопытный Эол и слушал со вниманием рассказ Одиссея.
Затем Одиссей попросил повелителя ветров Эола отпустить их домой и дать им в путь провожатых. И вот подарил им Эол сшитый из кожи быка мех, в котором были заключены буреносные ветры…

*ЭПИХАРМ; Epicharmos, VI—V вв. до н. э., греческий драматический поэт. Родился, вероятно, в Сиракузах, а согласно другим источникам, в Мегаре Гиблейской на Сицилии либо на острове Кос. Предполагаемый период его жизни — 530—490 гг., а вершина литературной деятельности приходится на 500—490 гг. Согласно Книге Суда, Эпихарм был наряду с Формием создателем сицилийской комедии (особенно греческой драмы; «драма» — от глагола dran — «действовать»), а по версии Аристотеля он первым ввел в эти пьесы фабулу. Мы знаем 35 названий пьес Эпихарма и свыше 200 фрагментов (всего он, должно быть, написал 52 комедии). 18 заглавий указывают на мифологическую тематику. Частым героем является Геракл-обжора, многие названия отсылают к Гомеру: Одиссей-беглец (Odysseus automolos), Циклоп (Kyklops), Троянцы (Troes). Остальные пьесы — народные комедии, например, Селянин (Agrostinos), Земля и море — что из них полезнее для человека (Ga kai thalassa), Горшки (Chytrai) — мечтания бедной женщины об обогащении путем продажи горшков, которые, однако, разбились. Загадочное название Logos kai logina («слово» или «разум» в мужском и женском роде) подчеркивает некую диалектичность тематики.Пьесы Эпихарма, короткие, насчитывающее самое большее 400 стихов, были скорей фарсами, чем собственно комедиями, и максимально приближались к миму, от которого они вели свое происхождение. В них отсутствует хор, совершенно нет фрагментов, написанных лирическими метрами, а только ямбические триметры, трохеические тетраметры и анапесты. Язык комедий Эпихарма представляет собой литературный дорийский диалект. Предназначались эти комедии для достаточно образованной публики; на это указывают многочисленные сентенции и философские рассуждения в пифагорейском духе, а также пародии на стиль Гомера. Множество изречений Эпихарма вошло в общее употребление в качестве пословиц, например: «Где страх, там и почет», или приписываемое Эпихарму — «рука руку моет». Эпихарм оказал значительное влияние на староаттическую комедию, хотя его, вероятно, и не ставили в Афинах.

*ГОРГИЙ— древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V в до н. э.
Горгий родился в 483 году до н. э. в г. Леонтины (Сицилия). Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Корака. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему даже была поставлена статуя в Олимпии).
Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».
Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.
Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские фигуры» («горгиевы фигуры»). Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады. Умер Горгий в 380 году до н. э. в Лариссе (Фессалия).
ФИЛОСОФИЯ ГОРГИЯ
Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами:

1. Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное).
2. Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера.
3. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.
Горгий также был одним из учителей Антисфена — основателя школы киников.

*ФОНТАН АРЕТУЗА
Фонтан Аретуза на плошади города Сиракузы, выходящей к морю, - это маленький источник, в котором живут белые чайки и pacтут cтpoйные тростники. До землетрясения 1170 г. н. э. здесь был дававший пресную воду источник Аретуза, о котором существовало предание, будто здесь пелопоннесский Алфей после подземного течения под Ионийским морем выходит на поверхность земли. Согласно другой легенде, нимфа Аретуза, спасаясь от преследования речного бога Алфея, бросилась в море, а потом превратилась в ручей, который питает этот фонтан. В бассейне фонтана растет папирус.

ВВЕДЕНИЕ
Греческие колонии и городa-государства Юго-Западной Италии и Центральной и Восточной Сицилии были основаны давно.Ещё в 7-8 веках до нашей эры греческие колонисты стали оседать в Италии и Сицилии.Мягкий климат,богатая почва и хорошие урожаи делали эти места очень заманчивыми для земледелия.Греки оседали и в других местах,осваивая всё новые и новые города(Каждый -со своим неповторимым характером)-На всём побережье Понта Эвkсинского(Чёрного моря)-В Гераклее Понтике,в Ольвии, Пантикапее,В устье Дона- Танаисе,В Херсонесе,Синопе, Себастополисе(Севастополе).Колонии Греков были В Южной Франции,Испании,на побережье Малой Азии,В Северной Африке,Кипре, на Крите.Нo одновременно с греками(если не первыми) стали осваивать новые места для обитания и торговли финикийцы. Эта отважная нация бесстрашных моряков,искусных ремесленников и предприимчивых купцов бороздила Средиземное Море вдоль и поперёк,осваивая вся новые и новые колонии и торговые посты-в Северной Африке,на восточном побережье Кипра,в Западной Сицилии,в Сардинии,в Южной Испании...
Но вернёмся к греческим колониям Средиземноморья.Одни из самых крупных греческих колоний в Средиземном Море были в Массилии(Марсель),в Юго-Западной части италийского сапога и в Восточной и Центральной Сицилии.
Римляне назвали этот ареал MAGNA GRAECIA (Великая Греция),так как греческая культура и влияние были очень сильны в этих местах.
Многие из основанных городв стали богатыми и росли как на дрожжах. Основа многих из них было сельское хозяйство. Рожь,пшеницу,амфоры,медь,керамику греки вывозили на продажу финикийцам,этрускам,римлянам,египтянам и другим народам...Особенно выделялись своим богатством и могуществом такие города как:

МЕЖДУ СКИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ
С конца VIII в. до н.э. юг Апеннинского полуострова стал стремительно обрастать греческими торговыми поселениями – эмпориями, со временем превращавшимися в города. Первая колония была основана в 706 до н.э. Спартой – то был знаменитый впоследствии Тарент (греческий Тарас, ныне Таранто); в начале VII в. до н.э. последовали Регий, Кротон, Нола, Посейдония, Акрагант, Сиракузы, Элея и многие другие. В отличие от метрополии юг Италии обладал плодородными землями, дававшими богатый урожай; по сочным лугам бродили тучные стада. Бык (italos) дал латинское имя этим землям – Италия. Эллины уже в VI в. до н.э. называли их Великой Грецией – Megali Hellas; позднее Страбон прибавил к ним Сицилию. Здесь помещали легендарных морских чудищ Скиллу и Харибду, связанных с приключениями Одиссея.
Отношения с коренными обитателями Апеннин – мессапами, япигами, самнитами, луканами, давнийцами, певкетами, а в Сицилии – с сикулами и сиканами были напряженными: те встретили пришельцев, «как Одиссея – Полифем». Враждебность сохранялась и в дальнейшем, несмотря на шедшую интеграцию культур; конечно, греки приобщали «людей без истории» к «более высокой форме религиозного опыта», но ведь без насилий не обходилось.
С VI в. до н.э. Южная Италия и Сицилия покрылись цветущими городами, с великолепными храмами, из которых пестумские и акрагантские остаются единственными уцелевшими до наших дней образцами эллинской архитектуры. Уже в VII в. до н.э. в лице Ивика и Эпихарма расцвела лирическая поэзия; философы элейской школы, и особенно гениальный Парменид, стали достойными соперниками эфесца Гераклита. Философ, маг и чародей Эмпедокл создал некий симбиоз научного и вненаучного знания. В Кротоне формировалась прославленная в древности медицинская школа, италийские математики Пифагор и Архимед вошли в золотой фонд мировой науки.
Но при этом греческий Запад неуклонно отходил от эллинства в главном. Здесь не приживалась демократия, и формой власти оставалась тирания; правда, тиранами выступали не только самодержцы с экспансионистскими стремлениями, как сиракузский Дионисий, но и блестящие личности вроде тарентского Архита – философа, музыканта, друга Платона. Здесь отрицалось «чувство меры», проповедуемое еще семью мудрецами. Если Эллада категорически не признавала «слишком», здесь «слишком» было все. Западные греки утопали в роскоши и неге; они разучились воевать, призывая в трудные минуты помощь из метрополий; они пировали так, «как будто собирались умереть завтра», – погибавшие от ничегонеделания жители Сибариса стали нарицательным понятием.
Тесная привязанность к земле, главному источнику жизненных богатств, привела к расцвету хтонических и мистериальных культов. Только здесь был выстроен храм царю мертвых Аиду. Земледельческие богини Деметра и ее дочь Кора-Персефона приобрели в Италии неслыханный авторитет, равно как и тесно связанный с ними и в Элладе и здесь умирающий-воскресающий бог Дионис. Процветали культы множества богов, все ориентированные на посмертное спасение человеческой души, судьбе которой уделяли пристальное внимание уже в VI в. до н.э. Пифагор, Орфей и Зенон – основатели могучего орфико-пифагорейского движения. Оно охватило собой не только греческую Италию (самый юг полуострова, нынешнюю Калабрию), но все Апеннины; в эти религиозные школы стремились попасть и местные жители – певкеты, самниты, луканцы, и, что важно для нас, латиняне. Ведущую роль в представлениях о посмертном спасении играли Афродита с Эротом, которые уже в философии Парменида выступают движущей силой неизменного, покоящегося в себе бытия: Афродита пребывает в средоточии космоса, а для урегулирования его внешних конфликтов высылает Эрота. В орфико-пифагорейской религии душа бессмертна; она лишь проходит метемпсихоз – бесконечные циклы реинкарнаций…
Л. И. Акимова

г.Колонии к западу от Эллады - ЧАСТЬ  1

Западный берег Балканского полуострова (в Акарнании, Эпире и Иллирии) и некоторые из прилежащих к нему островов были заняты коринфскими колониями: Левкада, Ализия, Анакторий, Амбракия, Аполлония, Эпидамн (потом Диррахий) и др. образовали целую кайму коринфских городов. Но самым значительным из них была Керкира на острове того же имени, основанная в 735 году под предводительством Херсикрата; она скоро достигла такого
процветания на море, что оспаривала первенство у своей метрополии и нередко приходила в столкновения с нею. Острова Кефалления и Закинф были заняты эолийцами; выходцы с Закинфа основали в VI в. в Испании колонию Сагунт. Со странами и островами, лежащими далее на западе от Эллады, греки познакомились уже весьма рано, хотя позднее, нежели с восточными, и постепенно основали там многие колонии, которые имели для греческой торговли и культуры не менее важное значение, чем колонии малоазийские. Южная Италия и Сицилия были покрыты такой густой сетью греческих колоний, что туземное население усвоило себе их язык и нравы и сама страна (Южная Италия) получила название Великой Греции. Благодаря энергии и трудолюбию колонистов, греческие поселения здесь достигли обширного торгового могущества и процветания, несмотря на многие неблагоприятные условия занятой ими местности, особенно в Италии: берега ее не представляли удобных и безопасных гаваней, климат был нездоров, воинственные туземцы и пираты постоянно тревожили поселенцев нападениями, могущественные карфагеняне соперничали в торговле и нередко являлись открытыми врагами для сицилийских колоний. Италийские колонии. Древнейшею из греческих колоний в Италии (и вообще в западных странах) была Кима (или Кумы) в земле опиков или осков (в Кампании), основанная выходцами из Халкиды и малоазийской Кимы, по некоторым известиям еще за 1050 лет до Р. X. Первоначально город был построен на о. Пифекусе (Ischia) при выходе в Неаполитанский залив, а впоследствии перенесен на берег материка к северу от Мизенского мыса. История этого города вообще очень мало известна, хотя он имел значительное влияние на культуру Лация и Рима, быв посредником в сношениях между греками и латинами. Достигши процветания, Кима высылала по берегам Италии свои поселения, из которых знаменитейшим сделался Неаполь в прелестной местности вблизи Кимы (на месте разрушенной кимейцами родосской колонии Парфенопы). В 421 г. самниты завоевали Киму и положили конец ее независимости. В 746 г. халкидяне основали при Мессинском проливе колонию Регий (н. Реджо), которая потом несколько раз была заселяема мессенцами, бежавшими туда после порабощения их отечества лакедемонянами и получившими в Регии такую силу, что даже правление долгое время находилось в их руках. Кроме этих колоний в Великой Греции было много городов ахейских, находившихся под покровительством и защитою Лакедемона, и чисто дорийских. Город Tарант (лат. Tarenfcum) в глубине Тарентского залива, по преданию, основан был в 705 г. до Р. X. так называемыми парфениями, незаконными детьми спартанских вдов и девиц, и до подчинения римлянам был сильным и цветущим торговым городом, известным роскошью жителей. В конце VIII в. на луканском берегу были основаны ахейские колонии Сибарис (в 720 г.) и Кротон (в 710 г.). Сибарис вскоре сделался важным торговым пунктом, достиг значительного могущества и подчинил себе 4 окрестные народа и 25 городов (Страб. VI р. 263). Вследствие обширной торговли и громадных богатств жители его предались такой роскоши и изнеженности, что их имя вошло в поговорку для обозначения изнеженных людей. Кротон был выстроен, говорят, по указанию самого Аполлона в весьма здоровой местности, так что из него выходили лучшие атлеты (Милон). Город славился также нравственностью жителей и политическим развитием, чему немало способствовал философ Пифагор, основавший здесь свою школу. Кротонцами были основаны колонии: Кавлония, Пандосия и Терша. В 510 г. кротонцы, вступив в войну с сибаритами, разрушили до основания их город, так что сибариты принуждены были удалиться в свои колонии Лай и Скидр. Впоследствии (443 г.) на месте разрушенного Сибариса афиняне с участием других греков построили колонию Фурии (в числе колонистов был историк Геродот, который здесь окончил свое сочинение и умер), позднее называвшуюся Копией.
Локры Эпизефирские были основаны около 680 г. на восточном берегу полуострова Калабрии локрийцами озольскими (опунтскими по показанию Эфора, которое Страбон (VI р. 259) считает неверным) и управлялись мудрыми законами Залевка. На западном берегу Калабрии лежала локрийская колония Гиппоний.
Метапонтий при Тарентском заливе (ахейская колония) был основан в неизвестное время, но не позднее 600 г. Невдалеке от него лежала Гераклея, колония фурийцев и тарентинцев (осн. 433г.).
На западном берегу южной Италии находилась сибаритская колония Посидония; во 2-й половине V в. она была покорена луканами, названа Пестумом и мало-помалу потеряла свой греческий характер.
В Сицилии первыми греческими поселенцами также были халкидяне, основавшие в 736 г., под предводительством Феокла, у подошвы Этны г. Наксос, который вскоре сам выслал колонии в Леонтины, Катану и Каллиполъ (ок. 730 г.) на восточном берегу острова. Занкла при Мессинском проливе, по некоторым известиям, (Страб. VI р. 268) была основана наксосцами, а по другим (Фук. VI, 4) — кимейскими разбойниками, которые потом получили подкрепление из Халкиды и других городов Эвбеи; впоследствии городом овладели самосцы и милетяне, спасавшиеся от оружия персов, но регийский тиран Анаксилай вскоре отнял у них город и сделал своею столицею под именем Мессены (494 г.).
Позже Мессена несколько раз подвергалась нападениям врагов, но сохранила свое могущество до времен римского господства. В 403 г. Наксос был разрушен Дионисием Сиракузским; остаток жителей его в 358 г. поселился в г. Тавромении, который был основан незадолго до этого времени сикулами вблизи прежнего Наксоса и впоследствии сделался цветущим и весьма многолюдным.
В 648 г. выходцы из Занклы основали на северном берегу острова город Гимеру, который достиг значительного могущества и славы, но в 409 г. был разрушен до основания карфагенянами.
Из дорийских колоний в Сицилии наиболее замечательны были:

Сиракузы, Гела, Акрагант и Селинунт. Сиракузы были основаны в 735 г. коринфянами под предводительством Архия на восточном берегу Сицилии, первоначально на о. Ортигии, который впоследствии был соединен плотиною с твердой землей. Скоро город широко разросся и сделался одним из многолюднейших и великолепнейших в древности; он состоял из 5 частей (Ортигия, Ахрадина, Тиха, Неаполь и Эпиполы), из которых каждая окружена была стенами, имел 2 гавани и в цветущую эпоху до 500 000 жителей, которые стекались отовсюду, привлекаемые важностью торгового положения города. В разнородности населения и привилегированном положении гаморов (потомков первых дорийских основателей), имевших в своих руках власть, заключалась причина частых внутренних смут, волновавших Сиракузы. В начале V в. гаморы были изгнаны из города простым классом народа и киллирийцами (простой народ составляли позднейшие переселенцы, а киллирийцами назывались туземцы, находившиеся в зависимости у гаморов), но вскоре возвратились при помощи Гелона, тирана г. Гелы, который при этом захватил в свои руки власть в Сиракузах. С тех пор Сиракузы большею частью находились под владычеством тиранов, политика которых была направлена к увеличению города и его области. В 212 г. Сиракузы были взяты римлянами, несмотря на храбрую их защиту при помощи отличных машин знаменитого математика и механика Архимеда, который лишился жизни при взятии города. Из колоний сиракузских отметим Камарину (осн. около 600 г.), которая не раз была опустошаема своей метрополией.
Мегары Гиблейские были основаны в 729 г. (на восточном берегу острова, севернее Сиракуз) выходцами из греческого города Мегар и в 483 г. разрушены сиракузским тираном Гелоном.
Гела на южной стороне Сицилии основана была в 688 г. родосцами и критянами. Правление в ней сначала было демократическое, потом перешло в тиранию. При тиранах Клеандре и Гиппократе она достигла цветущего состояния, но вскоре потом подпала под власть сиракузских тиранов (Гелона и Гиерона), от которых освободилась в 467 г., впрочем ненадолго: в 405 г., когда она была осаждена карфагенянами, Дионисий Сиракузский вывел ее жителей в Сиракузы, и с тех пор пало могущество Гелы.
Селинунт был основан мегарянами в 629 г. и имел в цветущее время до 30 000 жителей. В 409 г. он был разорен карфагенянами, но вскоре опять восстановлен; в 249 г. был окончательно разрушен ими же и жители его переселены в карфагенскую колонию Лилибей.
Акрагант (лат. Agrigentum), основанный жителями Гелы около 580 г., во время цветущего состояния был одним из великолепнейших городов древнего мира и имел до 200 000 жителей. В 406 г. он разделил несчастную участь Гимеры и Селинунта — был жестоко опустошен карфагенянами, но впоследствии был восстановлен Тимолеонтом и поднялся до такого могущества, что в конце IV в. сделал попытку овладеть гегемонией в Сицилии. В 262 г. Акрагант подпал власти римлян.

КОЛОНИЗАЦИЯ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ ГРЕКАМИ (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)- ЧАСТЬ  2

Крупнейшими колониями Ахейских полисов Греции были Сибарис (осн. в 721 г. до н.э.). Кротон (716 г. до н.э.), Метапонт и др.Сибарис, расположенный в плодородной равнине, прославился своим богатством и роскошью так, что слово сибарит стало нарицательным. Сибарит - это человек, ведущий праздную и роскошную жизнь. Жителям Сибариса удалось распространить свое влияние на ближайшие местные племена. В этом районе выращивалась прекрасная пшеница, процветало виноградарство, разводился крупный рогатый скот и лошади. Однако Сибарис, не имевший удобной гавания своего флота, в торговых сделках пользовался посредничеством этрусских и малоазийских греческих мореходов. Ввозил Сибарис
ремесленные изделия, украшения, оружие, керамику, которые удовлетворяли не только нужды горожан, но и окружавших город италийских племен. Государство поощряло торговлю; торговцы, наряду с некоторыми ремесленниками, освобождались от уплаты налогов.
Сибарис и Кротон вывели собственные колонии: первый - Посейдовию (Пестум) в устье р. Силарис, второй - Каулонию.
В конце VIII в. до н.э. спартанцы основали свою колонию - Тарент, обладавшую удобной гаванью, что способствовало быстрому развитию торговли и экономики города. Жители Тарента занимались рыболовством и ловлей моллюсков-багрянок, дающих пурпур для окрашивания тканей.
Древнейшей греческой колонией в Сицилии был Наксос, основаннный в 735 г. до н.э. С течением времени Наксос стал крупным торговым центром и вывел новые греческие колонии, основав города
Леонтины и Катану. Наиболее многолюдным и богатейшим городом Сицилии были Сиракузы. Первоначально поселение колонистов находилось на небольшом прибрежном островке Ортигии
в 734 г. до н.э.), но вскоре колонисты переселились и на побережье Сицилии. К V в. до н.э. город достиг больших размеров.
Экономика и политический строй греческих полисов были различными. Ахейские колонии в Италии - Метапонт, Сибарис, Посейдония, Кротон, Каулония и др. - в раннее время представляли некоторое единство в экономическом и культурном отношениях. Сохранились надписи о торговых соглашениях между рядом этих городов и союзные монеты, чеканенные от имени двух или трех городов.Эти города, в основном, были торгово-земледельческимн полисами и отличались примитивностью общественной жизни. Они рано захватили большие территории плодородных земель у местного населения что дало возможность их гражданам развивать земледелие.В этих полисах установился аристократический строй. Но уже к VI в. до н.э. в них обострилась социальная борьба. В Кротоне возникли аристократические пифагорейские союзы, вызывавшие ненависть беднейшего населения. Торговая конкуренция между этими городами нередко приводила к военным столкновениям.
Другой характер имели города Кимы и Тарент, быстро ставшие преимушественно торговыми центрами и обладавшие сравнительно небольшой сельскохозяйственной территорией. Тарент с его прекрасной гаванью стал центром всей южноиталийской торговли и складом товаров. О широте торговых операций Тарента свидетельствует обилие находимых в разных местах Италии, Сицилии и Греции монет этого города. Основной отраслью хозяйства греческих полисов, помимо посреднической торговли, можно считать земледелие и скотоводство, рассчитанные на вывоз продуктов сельского хозяйства в Грецию. Плодородная почва, благоприятный климат давали возможность собирать высокие урожаи зерновых культур. Возделывалась в основном пшеница, разводились оливковые рощи и виноградники. Виноделие и оливководство с появлением греков стало основной отраслью хозяйства в Италии. Скотоводство играло подсобную роль, однако в Греции славились кони из Сицилии, Апулии и Сибариса. В Сицилии было развито свиноводство. В Таренте разводили овец. В большинстве городов процветал морской и речной рыбный промысел. Сицилия и некоторые области Италии (Бруттий) были богаты строительным лесом, который использовался для строительства судов.
Ремесло в греческих колониях Италии и Сицилии было развито сравнительно слабо. В некоторых городах (Камарина и Гела в Сицилии) делали статуэтки из обожженной глины, во многих городах производили глиняную посуду. Расширение связей с окружающим населением вызывало увеличение спроса на ввозимые предметы. О расширении торговли говорят многочисленные монеты из различных городов, находимые на территории Италии и Сицилии. Судя по археологическим находкам, в Италию ввозилось значительное количество керамических изделий из различных центров материковой и островной Греции, особенно из Коринфа и Афин.
Кроме керамики, ввозили оружие, изделия из металла, ткани, высококачественное вино и оливковое масло. Вывозились в Грецию главным образом зерно, скот, рабы.
Существовал и внутренний рынок. В Сибарис, например, ввозился пурпур из Тарента. Большого совершенства достигла чеканка монеты. В VI в. до н.э. свои монеты чеканило большинство городов Великой Греции. Изображения на монетах (дельфин, пшеничный колос, бык, виноградная гроздь) отражают хозяйственную жизнь и природные богатства отдельных городов.
В греческих колониях Италии и Сицилии было широко распространено рабство. На землях сиракузских землевладельцев – гаморов трудилось порабощенное местное население, которое по своему положению было близко к спартанским илотам. Геродот называет их рабами. Рабы часто, особенно в сицилийских городах, поднимали волнения.
Греческие города Италии (особенно Тарент) постепенно приобрели полную независимость от метрополии.
В VII в. до н.э. в некоторых колониях уже была завершена кодификация действовавшего обычного права. Это свидетельствует о высоком социально-экономическом развитии рабовладельческого полиса. Новые законы отличались суровостью, строго охраняли частную собственность и семью.Наивысшего расцвета города-колонии Италии н Сицилии достигают в VI в. до н.э., и в это же время в них обостряется социальная борьба.О внутренней жизни городов мало известно. Однако можно проследить, что во многих полисах уже в VII в. до и.э. в результате борьбы демократических и аристократических группировок устанавливается власть тиранов, опирающихся на демократические группировки. Особенно широкого размаха достигло демократическое движение, возглавленное Аристодемом, в Кумах. Аристодем, совершив переворот, установил тиранию, перебил сторонников аристократической группировки, разделил их имущество, объявив о всеобщем равенстве граждан, переделе земель и отмене долговых обязательств.Рабов, убивших своих господ, он отпустил на волю. Такие же волнения на рубеже VI-V вв. до н.э. произошли и в ряде других греческих городов.
В VI в. до н.э. тирания была установлена в Сибарисе, Кротоне,Таренте и других городах. Эти события отражали усиление демократических торгово-ремесленных слоев.
Напряженная внутренняя борьба сочеталась с усилением соперничества греков с этрусками в Италии и Карфагеном в Сицилии.
Кроме того, отдельные греческие города враждовали между собой, являясь торговыми конкурентами.
С этрусками греки первоначально установили мирные отношения, но торговое соперничество привело к осложнениям, переросшим в открытую борьбу. Наиболее же враждебными были отношения греков с Карфагеном. Особенно они обострились к началу V в. до н. э  когда карфагеняне, создав мощную державу, охватившую Испанию, Северную Африку и Сардинию, начали теснить греков на о. Сицилии. Они заключили военный и экономический союз с этрусками, стремясь вытеснить из Сицилии греков и захватить торговлю в Западном Средиземноморье. Однако греческие города упорно боролись за свое существование: в 480 г. до н.э. в битве при Гимере греки одержали победу наД Карфагеном, а в 474 г. разбили этрусков в морской битве около Ким.
С местными племенами греки стремились сохранять мирные отношения, что было им необходимо для развития нормальной торговли. Однако насильственный захват земель и порабощение местных жителей приводили к столкновениям, например, с племенами мессапов и бруттиев в Южной Италии, сикулов и сиканов в Сицилии.
В конце V в. до н.э. греческие полисы в Южной Италии и Сицилии вступают в полосу упадка, причиной которого были обострение социальной борьбы, ухудшение взаимоотношений с Карфагеном и Этрурией и особенно натиск местных племен (самнитов, бруттиев, луканов).
Однако это влияние было обоюдным, укрепление связей с италийским и сицилийским населением оказывало, в свою очередь, воздействие на развитие экономики и торговли греческих центров, так как их хозяйство во многом зависело от потребностей местного рынка*
По мере установления экономических связей греков с местным населением сельское хозяйство Италии все более развивается, увеличивается территория пахотных земель, внедряются новые приемы ухода за виноградниками и оливковыми деревьями; происходит слияние местной знати с греческой аристократией.
Греки оказали большое влияние и на развитие ремесел и искусства Этрурии, Италии и Сицилии. Широкого распространения достигает здесь греческая художественная керамика и терракота.

ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ИТАЛИИ

Множество дорических и эолических храмов найдено на местах бывших греческих колоний в Италии и Малой Азии. Эолический стиль начал развиваться приблизительно в одно время с дорическим и ионическим, но исчез к VI веку до н. э. В Южной Италии и на Сицилии сохранились остатки древнейших греческих храмов, более значительные, чем в самой Элладе, метрополии этих колоний. В Пестуме и Акраганте (Агридженто) эти остатки еще держатся; в Селинунте, Сиракузах и других местах, как известно, они уже повалились на землю. Подробное научное исследование, которое провели Кольдевей и Пухштейн, пролило свет на историю развития греческого храма. Дорические храмы этой части Западной, или Великой, Греции, постройка которых, как бы то ни было, относится к началу VI столетия, в свое время производили вообще впечатление строгости, даже некоторой тяжеловесности. В них имеется передний портик (pronaos), но задний портик (opisthodomos) еще отсутствует. Угловые колонны еще не сближены. Тесно расставленные, приземистые колонны имеют большую припухлость на стержне (entasis). Низкая капитель сильно выдается вперед. Желоб с венком из листьев под капителью является ее постоянной принадлежностью. Триглифный фриз несколько уже, чем архитрав. Фронтон сравнительно высок. Центральный храм в Селинунте построен в начале VI столетия; колонны его - монолитные и имеют по 16 каннелюр. В окружающей его галерее было по 6 колонн на коротких сторонах и по 17 - на длинных, так что он еще более вытянут в длину, нежели храм Геры в Олимпии. Портик его замкнут передней стеной, но зато ряд колонн перед ним двойной. Его антаблемент выставлен в Палермском музее. Несколько позже сооружен северный Селинунтский храм. У него по 6 колонн на коротких сторонах и по 13 - на длинных, так что мы находим здесь уже нормальное численное отношение. Портик этого храма ограничен с боков не антами, а тремя четвертями колонн. Колонны портика имеют по 16, а колонны окружной галереи уже по 20 каннелюр. Мегарон Деметры в Гаджере, близ Селинунта, в котором, вместе с особенно древними формами карниза, мы находим в этом последнем намек на египетский желоб, любопытен открытым положением всего святилища с окружающими его двор стенами, входными воротами и алтарем. Древнейший храм Пестума, так называемая базилика, имеет 9x18 колонн; соответственно нечетному числу колонн своей передней стороны он разделен внутри центральным рядом колонн на две части. Немного позже выстроен так называемый храм Деметры в Пестуме; его колонны, числом 6x13, украшены уже 24 каннелюрами. Его портик, находящийся внутри окружной галереи, лишь наполовину огорожен с боков стенами (in antis), а передняя его половина состоит из трех свободно стоящих колонн (prostylos). Если оба этих храма сооружены действительно лишь в середине VI в. до н. э., то стиль их все-таки соответствует стилю построек, господствовавшему на Востоке в начале этого века. К числу древнейших дорических храмов подобного рода принадлежат храм в Таренте, святилище Зевса в Сиракузах, храм Аполлона на острове Ортигии, близ этого города, и храм священного колодца в Кардако, на острове Корфа. Но и в Афинах открыты остатки древнейших городских храмов. Раньше позднейшего дорического храма, великолепного Парфенона Перикла, в афинском Акрополе, существовало не меньше трех храмов, посвященных Афине Палладе: один построен после персидских войн на том же самом месте, где красуется Парфенон, а два других - до персидских войн вблизи от того пункта, на котором впоследствии находился Эрехтейон. Остатки древнейшего из этих древних храмов были открыты и сложены вместе. Они относятся также к началу VI в.

ЭМПЕДОКЛ/EMPEDOCLES
Эмпедокл - древнегреческий философ, поэт, врач, политик и религиозный деятель. Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Он слушал Парменида приблизительно в то время, когда Парменида слушал и Зенон. Но Зенон оказался в своей самостоятельной деятельности последователем и защитником парменидовского «учения истины», а Эмпедокл — продолжателем «учения мнения».
Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды. Большая часть информации черпается из его собственных сочинений – поэм «О природе» и «Очищения», известных по фрагментам. Аристократ по рождению, в политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач. В философии сочетал элементы ионийской натурфилософии («О природе») с орфико-пифагорейским учением о душе («Очищения»).
В учении Эмпедокла в качестве начал космоса были названы четыре традиционные стихии ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля, именуемые им «корнями всех вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же изменения видимого мира происходят благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием двух фундаментальных сил притяжения (Любви, «Филии») и отталкивания (Вражды, «Нейкос»). Таким образом, как и Парменид, Эмпедокл полагал, что переход из небытия к бытию (и обратно) невозможен, «рождение» и «гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит механистическое «соединение» и «разъединение» вечных элементов. Для обозначения элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла используется мифологический язык: огонь – Зевс, воздух – Айдоней, вода – Нестида, земля – Гера.
Большое влияние на последующую греческую философию (особенно, на атомизм) оказала теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у него универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы.
 
ЭМПЕДОКЛ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность Эмпедокла протекала в Акраганте (Агригенте) на берегу Сицилии. Агригент был в 5 в. до н. э. одним из значительных по торговле греческих городов Сицилийского побережья.Точная датировка рождения и смерти Эмпедокла затруднительна. Некоторые античные авторы сообщают, будто он прожил 60 лет, другие — свыше 100 лет. Условную дату «процветания» философа некоторые источники относят к 84-й Олимпиаде (около 444 г. до н. э.). По сообщению Диогена, Эмпедокл был знатного рода; в политической борьбе, кипевшей в его время в Агригенте, он поддерживал сторону демократии, достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить молодой в Агригенте демократический уклад от попыток реставрации аристократической власти.
В преданиях о жизни и деятельности Эмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных. Отделить в сообщениях античных писателей реальное зерно от позднейших недостоверных сообщений нелегко. В вымыслах о нем Эмпедокл предстает как мудрец, как врач и чудотворец сверхчеловеческой мощи. Его деятельность была так же многогранна, как и деятельность первых милетских философов: Эмпедокл вошел в историю греческой культуры как выдающийся философ, поэт, мастер ораторского искусства, основатель школы красноречия в Сицилии.
Аристотель говорит, что Эмпедокл первый изобрел риторику и что он умел искусно выражаться, пользуясь метафорами и другими средствами поэтического языка. Эмпедокл изложил свои философские воззрения не в прозаическом трактате, а в поэме «О природе». Из 2000 стихотворных строк этой поэмы дошло до нас только 340. Еще обширнее были «Очищения» Эмпедокла (3000 стихов), из которых дошло только 100 стихов. Впрочем, поэтические качества поэм Эмпедокла не слишком высоки. Уже Аристотель находил, что у Гомера и Эмпедокла «нет ничего общего, кроме поэтического размера, поэтому первого [Гомера] справедливо называть поэтом, а второго [Эмпедокла] — скорее физиологом, чем поэтом». С другой стороны, вразрез с суровой оценкой Аристотеля, следует признать влияние, которое стихотворное изложение Эмпедокла оказало на поэтический стиль знаменитого римского поэта-философа Лукреция Кара. А римский писатель Лактанций прямо говорит об Эмпедокле: «Не знаешь, куда причислять его, к поэтам или философам, так как он написал сочинение о природе вещей в стихах, подобно тому, как у римлян в стихах написали свои произведения Лукреций и Варон».
Эмпедокл едва ли не первый, после Пифагора, античный философ, о котором уже в древности возникла большая литература, частью полемическая. Против Эмпедокла писали Зенон Элейский и Мелисс. Монографию об Эмпедокле написал крупнейший из учеников Аристотеля Теофраст. Специальные сочинения посвятили Эмпедоклу эпикуреец Гермах и Плутарх. Многочисленные суждения об Эмпедокле и полемику с ним по различным вопросам мы находим у Аристотеля.
Для Эмпедокла, как и для первых милетских философов, характерно сочетание глубины умозрения, широкой и точной наблюдательности с практическими тенденциями — со стремлением заставить знание служить жизни. Философия еще не отделяется у Эмпедокла от науки, а в самой науке теоретическое воззрение не отделяется от постановки различных практических задач. Так, Эмпедокл изучал биологические и физиологические явления, развил ряд относящихся к этим явлениям гипотез. Но вместе с тем он прославился как основатель знаменитой в древности медицинской школы. Сохранился ряд, несомненно, в известной части фантастических сообщений о замечательных подвигах Эмпедокла в деле покорения человеком природы. При всех очевидных преувеличениях, которые в них содержатся, эти сообщения говорят, что Эмпедокл поразил современников размахом и изобретательностью при решении больших практических задач. Сохранился рассказ о том, как Эмпедокл изменил климат Агригента: он будто бы пробил проход в скалах, стеной окружавших город, и тем открыл в него путь через образовавшуюся брешь для благотворных теплых ветров. С точки зрения технических возможностей того времени, сообщение это настолько невероятно, что принимать его всерьез, конечно, не приходится. Однако в этом наивном и фантастическом рассказе отразилась реальная черта деятельности Эмпедокла — стремление связать умозрение, теорию с практической деятельностью.
 
EMPEDOCLE DI AGRIGENTO
CENNI BIOGRAFICI

Il grande filosofo greco nacque nel 492 circa; si atteggi; a profeta e a taumaturgo; come medico (; ritenuto il fondatore della scuola medica siciliana) pare sua la scoperta del labirinto dell'orecchio interno; e fu forse maestro di Gorgia l'oratore. E Timeo dice che fu allievo di Pitagora (VI - V secolo a.C.) . Non sono da trascurare le sue doti di poeta, nell'utilizzo del metro della tradizione epica, e di fisico.
" (...) coloro che presso i Greci vengono chiamati 'fisici', dovremmo chiamarli anche poeti, perch; il fisico Empedocle scrisse un eccellente poema". (Cicerone, De Oratore, I, 217)
"Si tramanda che il rapsodo Cleomene abbia recitato in Olimpia proprio il suo poema, le Purificazioni: lo attesta anche Favorino nelle sue Memorie". (Diogene Laerzio; VIII, 63).
Di nobile famiglia, patteggi; tuttavia per gli esponenti democratici, di cui fece parte nel governo della citt; grazie alla scomparsa del tiranno Terone nel 472 ed alla cacciata del di lui figlio Tisandro. In giovent; "vinse una corsa di cavalli ad Olimpia" (Ateneo, 3, e). Ma parrebbe che Ateneo confonda tale gesto con quello compiuto dal nonno del poeta, che portava lo stesso nome. Il padre fu invece Metone, leggiamo in Diogene Laerzio (VIII, 51).
"Successivamente Empedocle abol; anche l'assemblea dei Mille, costituita per la durata di tre anni, s; che non solo appartenne ai ricchi, ma anche a quelli che avevano sentimenti democratici. Anche Timeo nell'undicesimo e nel dodicesimo libro - spesso infatti fa menzione di lui - dice che Empedocle sembra aver avuto pensieri contrari al suo atteggiamento politico. E cita quel luogo dove appare vanitoso ed egoista. Dice infatti: 'Salvete: io tra di voi dio immortale, non pi; mortale mi aggiro'. Etc. Nel tempo in cui dimorava in Olimpia, era ritenuto degno di maggiore attenzione, s; che di nessun altro nelle conversazioni si faceva una menzione pari a quella di Empedocle. In un tempo posteriore, quando Agrigento era in bal;a delle contese civili, si opposero al suo ritorno i discendenti dei suoi nemici; onde si rifugi; nel Peloponneso ed ivi mor; (VIII, 66, 67; op. cit.).
Doveva essere il 432 a.C.; durante la sua permanenza in Elea conobbe Parmenide ed il poeta di Ceo Simonide. Ma ad Agrigento circolavano anche le idee di Pitagora e Senofane, Eraclito e i medici Pausania (suo allievo prediletto) e Acrone; ed Empedocle seppe superare gli influssi di tale scuole con la sua personalit; con la sua visione della realt; dei quattro classici elementi dell'acqua, dell'aria, del fuoco e della terra.
"Gli uomini non sanno comprendere queste cose n; cogli occhi n; con le orecchie e neppure con la mente" (Diogene Laerzio; IX, 73).
"Deboli poteri infatti sono diffusi per le membra; molti mali repentini, che ottundono i pensieri. Scorgendo una misera parte della vita nella loro vita di breve destino, come fumo sollevandosi si dileguano, questo solo credendo, in cui ciascuno si imbatte per tutto sospinti, si vantano di scoprire tutto; cos; queste cose non sono vedute, n; udite dagli uomini, n; abbracciate con la mente. Tu dunque, essendoti qui straniato, non saprai di pi; di ci; a cui si solleva la mente umana". (Sesto Empirico; in I Presocratici, testimonianze e frammenti; Laterza; 1994)
Gli elementi non hanno origine, secondo l'ideale di Parmenide, ma possono modificare le loro caratteristiche sotto la spinta dell'Amore unificatore, o della Discordia disgregatrice: "Due forze che reggono la terra, ieri sono state e domani pur saranno". All'uomo non resta che adeguarsi, e vivere una esperienza dopo l'altra, per conoscere la realt; fatta dal molteplice, e dall'insieme di innumerevoli singoli elementi. Vivere le esperienze della natura rende l'uomo sempre pi; simile ad essa, e pu; comprenderla alfine dall'interno: grazie anche alla metempsicosi. Ci; lo apprendiamo dai frammenti dei suoi lavori giuntici: 111 del poema Della natura
, e pochi delle Purificazioni.
"Le sue opere Della natura e le Purificazioni si estendono per cinquemila versi, il Trattato sulla medicina per seicento righe. Delle tragedie abbiamo gi; detto" (VIII, 77).
"Concordando quindi con Empedocle: 'Non vi fu perci; nessuna guerra di dei o frastuono di battaglia, neppure fu Zeus loro re, n; Crono, n; Poseidone, solo Cipride bens; fu loro regina. Essa viene appagata dalla gente, con offerte devote d'animali dipinti, e balsami riccamente profumati, con sacrifici di pura mirra e fragante incenso, mentre stendono sul terreno libagioni dal giallo miele di favo'". (Ateneo; 510, c; op. cit.).
Altri lavori dei quali sappiamo solo i titoli sono Politica, Della medicina, Proemio ad Apollo, pur se di incerta attribuzione. Un lavoro sulle guerre persiane pare sia stato distrutto per sua volont; non piacendogli. La sua fede nel valore dell'esperienza - che ci ricorda l'ideale di secoli a noi pi; vicini - lo condusse a potersi ritenere depositario di conoscenze taumaturgiche:
"Uomini e donne mi lodano seguendomi in massa, domandando a me la parola che sana le numerose malattie che trafiggono ogni ora le carni".
Con disagio lo potremmo definire anche un santone, per le guarigioni fatte che la voce della leggenda tramanda con altre: una dice che egli si gett; nel cratere dell'Etna
, per liberarsi infine del corpo ormai ingombrante o far credere con la sua sparizione di essere stato assunto tra gli dei. Il cratere (riferisce Diogene Laerzio, VIII, 69) rigett; uno dei suoi sandali bronzei. Un'altra leggenda lo vuole sparire in un gran bagliore notturno, dopo aver fatto resuscitare una donna (Idem, VIII, 68). Di certo abbiamo che egli formul; per primo la teoria dei quattro elementi, base di tutte le cose, e sottoposti alle due forze che, a periodi, dominano l'universo o fondendo tutto in un unicum o separando i 4 elementi; consentendo l'esistenza del mondo come lo vediamo e lo viviamo durante i periodi di lotta tra i due: Amore e Odio.
Come egli vedeva s; stesso?
"E' scritto nel fato che chiunque macchi il suo corpo di sangue, o sia infame seguendo l'esempio di Odio, andr; errando diecimila anni lontano dagli uomini felici, nascendo di volta in volta sotto le sembianze di ogni essere vivente, soffrendo le varie pene d'ogni diversa specie vivente. La forza dell'aria li lancia nel mare, e il mare li scaraventa nella terra e la terra li butta nelle fiamme del sole che, a sua volta, li rimette nell'aria per essere ancora respinti da tutti gli elementi. Uno di costoro sono io, fuggendo gli dei e vagando a colpa della mia fede per l'Odio".
Ed ancora:"Gi; un tempo io nacqui fanciullo e fanciulla, arboscello e uccello e pesce ardente balzante fuori dal mare".
E si narra di qualche miracolo da lui compiuto:
"Scoppiata una pestilenza fra gli abitanti di Selinunte per il fetore derivante dal vicino fiume, s; che essi stessi perivano e le donne soffrivano nel partorire, Empedocle pens; allora di portare in quel luogo a proprie spese (le acque di) altri due fiumi di quelli vicini: con questa mistione le acque divennero dolci. Cos; cess; la pestilenza e mentre i Selinuntini banchettavano presso il fiume, apparve Empedocle; essi balzarono, gli si prostarono e lo pregarono come un dio. Volle poi confermare quest'opinione di s; e si lanci; nel fuoco". (VIII, 70).
Cio; si lasci; cadere dentro il cratere dell'Etna.
"E questo tutto abbrustolito chi ;? - Empedocle. - Si pu; sapere perch; ti gettasti nel cratere dell'Etna? - Per un eccesso di malinconia. - No: per orgoglio, per sparire dal mondo e farti credere un dio. Ma il fuoco rigett; una scarpa e il trucco fu scoperto"; cos; satireggia Luciano, allievo di Epicuro (I dialoghi, trad. Mosca; BUR, Rizzoli, 1990).
Altra voce tramanda che egli cadde da un cocchio mentre si recava a Messina, morendo pel conseguente aggravarsi dell'infezione di una ferita alla gamba. Ed il suo sepolcro sarebbe nei pressi di Megara Iblea.

ЭПИЛОГ

… О богатой и  привольной жизни в городах Великой Греции рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней, тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны, что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку…
  … Когда персы Кира осадили город Фокею в Ионии, то гордые жители этого города всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда  мы вернемся под власть персов!»  Красиво сказали! Уплыли и основали в том числе колонию Массалия (современный Марсель)…

СТЕСИХОР
Стихотворения
* * *
Прииди, богиня, к хорам благосклонная...
[Казанский Н.]

Муза, о войнах забыв, ты нынче славишь со мной
Женитьбы счастливых богов,
Застолье мужей, вечно блаженных пиры.
[Казанский Н.]

ФЕОКРИТ
Перевод М.Е. Грабарь-Пассек
(III в. до н. э)

Феокрит  - поэт III в. до н. э., самый видный представитель "буколического", пастушеского,  жанра  в  поэзии  эллинистической  эпохи.  При  развивающемся противоречии  города  и деревни того времени "буколический" жанр в искусстве был  художественным  выражением  идеализации  спокойной  и примитивной жизни пастухов,  противополагавшейся  шумной  жизни  большого  города.  Родившись, вероятно,  в Сицилии, Феокрит свою молодость провел на острове Косе, где был членом  кружка модных буколических поэтов. Впоследствии Феокрит находит себе покровительство   у   египетского  царя  Птолемея  и  живет  в  Александрии. Сохранились  его  "идиллии" (собственно "небольшие пьесы") - любовные песни, эпиллии  (маленькие  поэмы),  мимические  бытовые  сценки, особенно сельские пастушеского жанра, и гимны. Подобно  другим  "александрийским  поэтам",  Феокрит в своем творчестве мало касался  современных ему общественно-политических проблем: любовь – основная тема его идиллии. Ему  свойственно  яркое  описание  природы;  он  не чужд мифологии, и она не вносит  искусственности  в  его  поэзию.  В  развитии греческой буколической
поэзии,  ведущей  начало  от  "буколических" поэм Стесихора (VII-VI в. до н.э.),  Феокрит - первый крупный поэт; он создал из народной пастушеской песни литературный  художественный  жанр, нашел себе продолжателей в Греции (Бион, Мосх),  в  Риме  (Вергилий)  и  занял  видное  место  в  истории европейской пасторали. (Полный перевод Сиротинина, СПб, 1890.)

ИДИЛЛИЯ XV

[СИРАКУЗЯНКИ, ИЛИ ЖЕНЩИНЫ НА ПРАЗДНИКЕ АДОНИСА]

[Эта идиллия - не  что  иное,как городской мим. Перед  нами  яркая
реальнобытовая  сценка; в  этом  жанре Феокрит проявляет большое искусство.
Место действия - Александрия,в Египте; действующие лица - две городские
кумушки-болтушки.]

ГОРГО

Дома еще Праксиноя?

ПРАКСИНОЯ

Горго! Наконец-то! Войди же!
Диво, как ты добралась. Ну, подвинь-ка ей кресло, Евноя,
Брось и подушку.

ГОРГО

Спасибо, чудесно и так.

ПРАКСИНОЯ

Да присядь же!

ГОРГО

Ну, не безумная я? Как спаслась, и сама я не знаю.
5 Вот так толпа, Праксиноя. И все колесницы, четверкой...
Ах, от солдатских сапог, от хламид - ни пройти,
ни проехать.
Прямо конца нет пути - и нашли же вы, где поселиться!

ПРАКСИНОЯ

Все мой болван виноват - занесло на окраину света,
Прямо в дыру, а не в дом, чтоб с тобой мне не жить
по соседству.
10 Назло, негодный, придумал, всегда вот такой он
зловредный.

ГОРГО

Динона ты б муженька подождала бранить, дорогая.
Детка твой здесь: ты взгляни, на тебя он внимательно
смотрит.
Мой Зопирион, мой славный, она говорит не про папу.

ПРАКСИНОЯ

Все понимает мальчишка, клянусь.

ГОРГО

Ах, твой папочка - милый!

ПРАКСИНОЯ

15    Папочка этот наш давеча (все у нас давеча, впрочем)
Соды и трав для приправы пошел мне купить на базаре,
Соли принес, а верзила - тринадцать локтей вышиною.

ГОРГО

То же у нас, Диоклид мой - деньгам перевод, да
и только.
Взял он овчинок за семь драхм {*} - словно шкуры
собачьи
{* Драхма - приблизительно 24 1/2 копейки; 100 драхм
составляет серебряную мину.}
20 Или клочки от мешков - вот теперь и работай над ними.
Плащ надевай свой, однако, и платье с заколотой пряжкой.
Вместе пойдем-ка с тобою в палаты царя Птолемея {*};
{* Птолемей II Филадельф - царь Египта (от 289 до 246 г. до н. э.).}
Праздник Адониса {2} там. Говорят, разукрашено пышно
Все по приказу царицы.

ПРАКСИНОЯ

Да, все у богатых красиво!

ГОРГО

25 Надо ж и нам посмотреть, чтоб и тем рассказать,
кто не видел.
Время, поверь мне, идти.

ПРАКСИНОЯ

И всегда у бездельников праздник!
Пряжу, Евноя, возьми, да поставь ее снова, лентяйка,
Так, посередке, чтоб кошкам удобней в ней было валяться.
Ну, поживее! Воды принеси, я "воды" говорю ей, -
30 Мыло несет она. Ладно! Да хватит, не знаешь ты меры!
Воду налей! Осторожней! Ты весь мне хитон замочила.
Стой же! Ну вот и умылась, неважно, как боги послали.
Где ж это ключ от ларя, от большого? Подай поскорее!

ГОРГО

Это со складками платье, скажу я, тебе, Праксиноя,
Очень идет; ну, а сколько тебе обошлось, расскажи мне.

ПРАКСИНОЯ

Лучше не спрашивай ты, - загнала две серебряных мины,
Даже побольше, в шитье же всю душу свою положила.

ГОРГО

Но удалось, как хотела?

ПРАКСИНОЯ

Конечно, что правда, то правда.
Плащ принеси мне и шляпу подай-ка сюда поскорее.
40 Детка, тебя не возьму я. Там злая лошадка укусит.
Нет, сколько хочешь, реви - не хочу, чтоб хромым ты
остался.
Что же, идем. Ты, Фригия, возьмешь позабавить малютку,
В дом ты собаку впусти, а наружную дверь - на задвижку.
Боги, какая толпа! Как бы нам поскорее пробраться.
46 Ах, что за ужас! Кишат муравьи без числа и без счета.
Мне ты сделал добро, Птолемей, с той поры, как родитель
Твой сопричислен к богам! Никакой негодяй не пугает
Путника мирного ныне по скверной египтян привычке.
Прежде ж недобрые шутки обманщики здесь учиняли,
50 Все на один были лад: негодяи, нахалы, прохвосты.
Что же нам делать, Горго? Глянь, военные царские кони
Прямо на нас наезжают. Любезный, потише, раздавишь!
Рыжий-то конь - на дыбы! Ах, какой же он дикий! Евноя,
Ну, и смела ты, беги! Он и конюха мигом растопчет.
55 Как же я рада, что дома спокойно остался малютка.

ГОРГО

Ах, Праксиноя, смелее! Гляди, мы уж выбились; кони
Стали на место свое.

ПРАКСИНОЯ

Ах, я насилу могу отдышаться.
С детства ужасно боюсь я коней - и покойников тоже.
Ну, а теперь поспешим! Нам толпа уже валит навстречу.

ГОРГО

60 Матушка, ты из дворца?

СТАРУХА

Из дворца, мои детки.

ГОРГО

Пробраться
Можно туда?

СТАРУХА

Лишь терпеньем Ахеяне Трои добились.
Так-то, красотка! Терпенье одно лишь все дело венчает,

ГОРГО

Словно пророчица, важно слова изрекает старуха.

ПРАКСИНОЯ

Все-то нам, бабам, известно - как Гера и Зевс
поженились!

ГОРГО

65 Глянь, Праксиноя, в дверях-то! Вот это, скажу я, толкучка!

ПРАКСИНОЯ

Ужас! Дай руку, Горго! Ты же, Евноя, возьми Евтихиду,
За руку крепко держи. Берегись, потеряться нетрудно.
Вместе войдем. За меня уцепись же покрепче, Евноя.
Ах, злополучная я! Разорвала я летнее платье.
70 Взглянь же, Горго! Ради Зевса, дружок мой, коль хочешь
быть счастлив,
Можешь ли ты последить, чтоб еще мне и плащ не
порвали?

ПОСЕТИТЕЛЬ

Я постараюсь, хотя не в моей это власти.

ПРАКСИНОЯ

Ну, давка!
Люди толпятся, как свиньи.

ПОСЕТИТЕЛЬ

Смелее, а вот - пробрались.

ПРАКСИНОЯ

Быть же тебе, мой голубчик, счастливым теперь и навеки,
75 Нас охранил ты. Не правда ль, прекрасный, любезный
мужчина?
Где же Евноя? Пропала? Несчастная, тискайся крепче.
"Наши все дома", - так сват говорит, заперев новобрачных.

ГОРГО

Дальше пойдем, Праксиноя. Ах, сколько ковров
разноцветных!
Как они дивно легки! Ну, как будто соткали их боги.

ПРАКСИНОЯ

80 Мощная дева Афина, каких же ткачей это дело?
Кто ж они, те мастера, что для них начертили узоры?
Люди стоят, как живые, и, словно живые, кружатся,
Словно нетканые. Право, скажу я, додумались люди.
Там, погляди поскорей, возлежит на серебряном ложе
85 Тот, кто остался любим и в печальном краю Ахеронта,
Трижды любимый Адонис, с пушком на губах золотистым.

2-Й ПОСЕТИТЕЛЬ

Да перестаньте, болтушки, трепать языком бесконечно.
Словно сороки орут, разевая широкие глотки.

ПРАКСИНОЯ

Что это? Кто ты такой? Мы болтливы? Тебе что за дело?
90 Слуг заведи и учи, ты учить Сиракузянок вздумал?
Знаешь, тебе что скажу: из Коринфа мы родом, оттуда ж
Беллерофонт {*} был; а мы говорим, как и весь Пелопоннес.
{* По мифу, греческий герой, сын коринфского царя, победитель
чудовища Химеры.}
Право Дорянкам {*}, нам говорить по-дорийски пристало.
{* Доряне - племена, населявшие Пелопоннес и имевшие ряд
богатых колоний в Италии.}
Нет, я клянусь, над собой никаких мы хозяев не знаем,
95 Кроме царя, - не трудись. У тебя это дело не выйдет.

ГОРГО

Тише, молчи, Праксиноя! Адониса хочет прославить
Песней своей Аргивянка; искусством она знаменита.
В прошлом году лучше всех погребальную песню пропела.
Верно и ныне споет; посмотри, вот она уж готова,

ПЕВИЦА

100    О госпожа, ты, что любишь душою и Голг,
и Идалий {*},
{* Города на Кипре, где находились храмы Афродиты.}
Также и Эрикса склон {*}, Афродита, венчанная златом.
{* Гора в Сицилии со знаменитым святилищем Афродиты.}
Друга Адониса снова из вечных глубин Ахеронта
После двенадцати лун привели легконогие Горы...
Рядом с престолом твоим и красавца Адониса место.
127 Рядом с Кипридою сядет Адонис с румяною кожей.
Он девятнадцати лет или восемнадцати, твой новобрачный;
130 Мягки лобзанья его, на губах его пух золотится.
Нынче ликуй, о Киприда, дождавшись любимого мужа;
Завтра же ранней зарей по росе мы, собравшися вместе,
К волнам его понесем, заливающим пеною берег.
Волосы с плеч размечем и, с плеч одеянья спустивши,
135 Груди свои обнажив, мы зальемся пронзительной песней.
Милостив будь к нам, Адонис, в грядущем году
благосклонен!
Мил нам приход твой, Адонис, теперь, и всегда, и вовеки.

ГОРГО

145 Ах, Праксиноя, подумай, не прелесть ли женщина эта?
Знает, счастливица, много и голосом сладким владеет.
Время, однако, домой! Диоклид мой не завтракал нынче,
Он и всегда-то как уксус, а голоден - лучше не трогай.
Радуйся, милый Адонис, и к нам возвращайся на радость!
Песню пастушью, начните, начните, о Музы благие!
Спрашивал Гермес-отец, с облаков опустившись:
 «О Дафнис,
Что же терзает тебя?
И к кому ты пылаешь любовью?»
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
                ***
И, улыбаясь, у ложа прелестная стала Киприда,
Втайне смеялась она, но слова её гневом дышали;
Молвила: «Хвастал ты, Дафнис: над Эротом ты насмехался,
Но над тобою самим насмеялся безжалостный Эрот».
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!

                ***
Где же это лавр у меня? Фестилида! А где ж мои зелья?
Кубок теперь обмотай поплотнее ты шерстью пурпурной.
Так связать я б хотела жестокого милого друга.
Суток двенадцать минуло - а всё он ко мне не приходит,
Даже не хочет узнать, умерла иль на свете живу я.
В двери, злодей, и не стукнет, ах, Эрос и с ним Афродита
Снова неужто к другой увлекли его лёгкое сердце?
Завтра его повидать я пойду в Тимагэта палестру,
Горько его упрекну я за всё, что он сделал со мною…

http://www.ktdrus.gr/index.files/Lyrics_3.html
http://isartorius.livejournal.com/13498.html
http://coins.msk.ru/articles/11/115/
http://centant.spbu.ru/sno/lib/lat/1/1-8-2d.htm
http://www.classs.ru/persons/writers/empedocles.html
http://www.centant.pu.ru
http://www.krugosvet.ru
http://www.antic-art.ru/data/italy_sicily/index.php
http://www.filosofico.net/empedo.html
http://lib.ru/POEEAST/FEOKRIT/feokrit1_1.txt