Часть 2-я. Александр Чижевский МГУ. 1918 год

Анатоль Лутен
                В актовом зале МГУ на Моховой было очень морозно. Профессора, поеживаясь, неохотно, заходили в огромное помещение и с явным неудовольствием усаживались на ледяные  стулья – в ученом совете историко-филологического факультета едва набирался кворум. Собравшейся профессуре было не только холодноя. И что это взбрело в голову председателю ученого совета назначить в такое холодное и голодное время защиту диссертации? К чему такая спешка? Диссертанту не терпится обзавестись ученой степенью? Да кому нужна эта диссертация в это полоумное время?
Председательствующий,  собрания  профессор Миловидов взгромоздился за кафедру и простуженных голосов произнес: 
-Ну-с, господа, то есть граждане, тьфу, товарищи члены совета!
Кворум есть, начнем работать. В повестке дня сегодня защита
«О периодичности всемирно-исторического процесса».
Попрошу секретаря огласить биографические данные соискателя.                Секретарь не менее  простуженным голосом монотонно стал читать:
 -Чижевский Александр Леонидович, 1897 рождения, в 1917 году
окончил археологический институт. В этом же году защищает две
диссертации. Первую на тему «Русская лирика XV111 века», вторую –     на тему «Эволюция физико-математических наук в древнем мире».
 Председательствующий:
 -Вопросы есть к соискателю? Профессор Афанасьев, ваш вопрос.
 -Молодой человек, кто вы по специальности? Лирик, физик, археолог,    математик, историк или астроном? Сочиняете стихи, а остальным увлекаетесь? Как к вам относиться?
 -Относитесь с пониманием, профессор.
 Председательствующий:
 -Какая может быть специальность у двадцатилетнего юноши.
Так, любознательность. Если вопросов  больше нет, вам слово,
Александр Леонидович. Тезисно изложите суть вашей диссертации Чижевский, волнуясь, начал говорит - Мы разработали теорию периодических  изменений поведения   организованных масс людей с одновременным периодическим
изменением в деятельности Солнца.  Учитывая, что многоуважаемые  члены ученого совета не знакомы с  деятельностью светила, мы позволим себе сделать краткий экскурс в   астрономию. Люди всегда чувствовали свою зависимость от Солнца обожествляли его. У индусов Богом Солнца был Сурья, у персов – Ормуз  у    в авилонян Мардук, у египтян – Озирис, Ра, у скандинанов – Один, у  ассирийцев –       Издубар, у славян – Велес, Даждь-Бог. Все возникшие из первобытного   общества цивилизации располагались в теплом поясе – между    изотермическими линиями + 16 - + 4 0 С. Солнце всегда обеспечивало их    теплом. Но тогда люди не знали, что Солнце не отличается постоянством.  И только в 1610 году Галилей, направив телескоп на Солнце, увидел на  нем пятна и назвал это явление «великой тайной». Пятна – это   затемненные участки на поверхности нашего светила колоссальных    размеров – порядка диаметра Земли. Магнитное поле пятен в тысячи раз    больше магнитного поля Земли, и когда оно доходит до нас, начинаются  мощные магнитные бури. На них прежде всего реагирует наша кровь,  содержащая железо.   Пятна появляются на Солнце в двух поясах и в течение 13-14 суток и   вместе с движением Солнца вокруг оси проходят по диску, постепенно
 исчезая за его краем. Полный цикл появления и исчезновения солнечных    пятен, включая один максимум, один минимум и переходные этапы,
  занимает от 7 до 16 лет (чаще от 9 до 13 лет). В среднем же этот период
  равен 11 годам и повторяется в столетие 9 раз. Прошло 400 лет, но до сих
  пор причина появления пятен на Солнце не известна.
  Мы исследовали крупные исторические события  и их высшей точки
   напряжения за несколько столетий во всех странах Европы, Азии,
   Африки, Северной и Южной Америки и Австралии и сопоставили их
    с активностью пятен на Солнце
 Каждое историческое событие имеет начало, затем происходит    нарастание
   его напряжения, оно достигает максимума, и через некоторое время
   напряженность события сходит до минимума. В каждом веке мы
обнаружили по 9 отчетливых начал крупных исторических событий. И  оказалось, что каждый цикл таких событий равен 11 годам. Эпохи
   событий с максимальной напряженностью разделены между собой
   эпохами, в которых  количество вновь возникающих исторических
   событий падает до минимума.
  Анализ показал, что эпохи с максимальной напряженностью событий
   совпадают со временем максимального появления пятен на Солнце, а
   эпохи исторических событий, сходящих на минимум, совпадают с
   минимумом солнечных пятен.
               Чижевский подошел к развешенным на стене плакатам, сделанным на плохой серой бумаге.  Он шел от одного плаката к другому, поясняя их содержание. Члены совета послушно поворачивали головы, стараясь вникнуть в слова вдохновенного диссертанта. Чижевский любовно обводил указкой каждую линию на плакатах и, наконец, остановился около плаката с заголовком:
                Примеры исторических событий 
На плакате было написаны названия крупных исторических событий и их      продолжительность.
375 - 476 (101 год) – великое переселение народов
622 – 632 (10 лет) – эпоха деятельности Магомета
1224 – 1235 (11 лет) – главные волны нашествия татар на Россию
1380 – 1480 (100 лет) – главные этапы свержения татарского ига
1460 – 1471 (11 лет) – главные этапы войны Алой и Белой Розы в Англии
1481 – 1498 (11 лет) – главные этапы борьбы с маврами в Испании
1489 – 1498 (9 лет)  -   эпоха деятельности Сованоролы в Италии
1562 – 1572 (10 лет) – бойня в Варфоломеевскую ночь
1830 – 1848 (макс - макс) – июльская и февральская революции во Франции
1848 – 1860 (макс - макс) – восстания Гарибальди в Италии
1905 – 1917 (макс - макс) – революции в России
 Подождав несколько минут и дав тем самым профессорам – историкам
 время  оcмыслить необычную информацию об известных им исторических событиях, Чижевский продолжил озадачивать почтенную аудиторию:
-   Должен сказать, что пятна на Солнце способствуют не только войнам и революциям. Пульсации на Солнце являются причиной распространений  в обществе различных политических и религиозных учений и смут, возникновения ересей и политических заговоров. Таким образом, мы  можем утверждать, общественная жизнь человечества  прямым образом зависит от пятнообразовательной деятельности Солнца.           Председательствующий:
 -   Соискатель на ученую степень доктора наук, полагаю, донес до н основные положения диссертация. Вопросы есть к нему? Профессор Афанасьев?
 -Да. Несколько. Молодой человек, вы серьезно полагаете, что революции     в 1905 и 1917 годах были спровоцированы пятнами на Солнце? А я-то, старый дурак, думал, что на бунты народ подстрекали большевики.
                -Да профессор, революции случились при максимальном воздействии  пятен, большевики были только искрой для предельно возбужденных  народных масс.
                -  Да вы солнцепоклонник, молодой человек! Ну, хорошо, положим, вы правы. Но почему в ваш список крупных исторических событий попал Сованорола? И почему он действовал 9, а не 11 лет?
                -На Апенинском полуострове шел процесс образования из отдельных  княжеств государ ства Италии. И Сованорола был варазителем   этого процесса, но не успел выполнить свою миссию. Его сожгли.
                Председательствующий:
                -Есть еще вопросы к соискателю? Профессор  Красноградский?
        -  Да. Почему мы должны слушать этот бред сумасшедшего?
        Я полагал, что мы будем обсуждать серьезную работу по истории, а   вместо этого мы, оказывается, присутствуем на лекции астрономии.
        -Профессор, все живое на Земле, в том числе и мы с вами, появились
         благодаря Солнцу. И процессы на Солнце влияют не только на людей,
          но и на все живое, например, на микробы. Вот на этом плакате
          результаты исследования холерных эпидемий в X1X веке взависимости от деятельности Солнца.
  Можно видеть, что начала и концы холерных эпидемий с некоторым  сдвигом совпадают с максимумами минимумами солнечных пятен.
           -Профессор! Это не совпадения. Неужели вас не убедили эти цифры?
          -Откуда появляются холерные вибрионы и куда они пропадают к
 концу эпидемии?
            -Микробы никогда не исчезают с поверхности Земли. Они   начинают размножаться при благоприятных условиях, и эти условия создают   процессы на Солнце.
           -  Ну вот. Нам еще читают лекцию и по микробиологии. Увольте нас
           от этого, молодой человек. И вообще председатель нашего  уважаемого   собрания должен придерживаться строгой тематики ученого совета.
 Председательствующий:
  -  Хорошо. Прекратим дискуссию и дадим слово уважаемым оппонентам:
 профессорам Платонову и Карееву. К сожалению, они не смогли
  присутствовать и прислали свои письменные отзывы. Оппоненты
  положительно отозвались о представленной диссертации.
  Ученый совет историко-филологического факультета МГУ с двумя голосами против проголосовал за присуждение Чижевскому ученой степени доктора всеобщих исторических наук.   После поздравлений, оставшись в одиночестве, Чижевский озябшими руками снимал со стен плакаты и размышлял о прошедшей защите. Ему казалось, что, несмотря на успех, не удалось убедить членов совета в сделанном открытии. Неужели его доводы были слабыми? Или он слишком далеко зашел в своих исследованиях? Может быть, общество просто не готово принять его теорию?