У Поэзии женское лицо Вечерние стихи 13 марта

Любовь Сушко
У ПОЭЗИИ  ЖЕНСКОЕ  ЛИЦО   13 марта

Люблю, когда, ступая, как летая,
проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности вечно золотая
всех, кто поэт, священная свеча.

Обзавестись бы вашими правами,
чтоб стать, как вы, и в этом преуспеть!
Но кто, как я, сумеет встать пред вами?
Но кто, как я, посмеет вас воспеть?

Б.Ахмадулина

Весна наступила неожиданно.
Не только наступила, но и вступила в свои права, хотя снегопады чередуются с дождями, чего у нас в Сибири ( ливней в столь ранний срок)  не было сроду, а вот вчера лил, как из ведра, да прямо в снег.

 Но по сравнению с метеоритом в Челябинске, это все-таки достаточно нормальное явление, оказывается, бывает и значительно хуже.

Какая еще аномалия наблюдалась на сайте и в чате накануне?
Объявление  некоторых  почти руководящих товарищей о пришествии золотого века в поэзии, прямо взял он и пришел с их воцарением в художественном совете. Но звучало это скорее грозно, и улыбки не вызывало.

Но и это полбеды, а настоящая беда – это плагиат в массовом масштабе личности весьма известной Ольги Харевой, угрозы УК и обвинениями в клевете, которые резко оборвались только после уникальной по трудоемкости и сути своей статьи Ирины Котельниковой  "Открытое письмо руководителю сайта АиФ Алтайского".

http://stihi.ru/2013/03/13/6952 вчера красовавшейся в первых строчках рейтинга, что и очень радует – мы все-таки не так равнодушны к происходящему, и очень огорчает, потому что с такими масштабами плагиата, где крадутся даже духовные стихи, ну не приходилось сталкиваться никогда прежде… Даже парочка неизвестных стихотворений Блока кажутся детской забавой, а тут… О, женщины, имя вам вероломство…, - по другому и не сказать.

Вот на этом фоне новая передача и начиналась, под рев впечатлений от прошлого эфира.

За неделю каждый имел возможность прослушать еще раз и «насладиться» и феерично- порнографичными стихами Альтмана, и теми речами о поэзии, которые звучали позднее, и многих привели в полное недоразумение, вплоть до поэтической комы.

Здесь не надо спорить ни о чем, просто сиди и слушай нападки на метафоры, на стихосложение, размышления о  простоте, наиве и всем прочем, что имеет место быть в современной массовой ( не рискну сказать народной) поэзии, и будет всем нам счастье…

Кстати, на фоне последних указаний по поводу усечённых и урезанных уроков литературы в старших классах, кажется, что все это –дело одних и тех же лиц ( дай бог мне возможность ошибиться), и все развивается планомерно, для того, чтобы убить даже ту литературу, какая она у нас была, они делают очень много.

Совпадение? А не слишком ли много совпадений в последнее время, и как все совпадает по времени.

Передача на этом фоне оказалась бальзамом на раны, коим нет числа.
Никто ничего не знал даже за пару часов  до эфира – ни имен, ни  лиц, кроме того, что будет  Евгений  Туганов, позиция которого по поводу прошлой передачи, наделавшей много шума, мне лично не просто близка, но очень обнадеживает. Вот что он описал в рецензии:

http://stihi.ru/rec.html?2013/03/07/13152

!"Я не знаю Илью Альтмана лично. Согласно презумпции невиновности полагаю, что кандидат технических наук Илья Альтман – хороший специалист в области радиотехники, примерный семьянин, и вообще обладатель множества положительных качеств и достоинств. Что же касается хотя бы стихотворческих способностей, не говоря всуе о поэтическом даровании – то их Илье Альтману природа не отпустила ни грамма, и с этим фактом ничего поделать нельзя.
На выступление в телеэфире Илья Альтман напрашивался откровенно, напористо и ретиво. По доброте душевной руководства портала – был приглашён. В итоге вышел конфуз на грани непристойности: убийственно корявые графоманские стишки были публично оглашены перед массовой телеаудиторией, а добровольный «общественный защитник» отчаянно изворачивался и кривил душой, пытаясь приписать им хоть какие-то достоинства.

Я не имею к происшедшему никакого отношения, поскольку о нежелательности появления в телеэфире Ильи Альтмана и о предсказуемости исхода предупреждал заранее. Илье Альтману никто не запрещает и не может запретить сочинять стишки и публиковать их на портале Стихи.Ру. Но допуск стишков Ильи Альтмана в телеэфир – не что иное, как свидетельство тотальной литературной некомпетентности всех, кто сделал такое возможным.
От себя лично приношу коллегам с телеканала извинения за то, что они вынуждены были транслировать в эфир это позорище. Если в концепцию телепрограммы заранее заложена возможность регулярного появления в телеэфире подобных персонажей – то я всеми доступными мне средствами буду этому препятствовать".
http://stihi.ru/rec.html?2013/03/07/13152


И вот сама передача 13 марта очень и очень удивила и порадовала.
Она была необычной во многих аспектах, и прежде всего, в новой студии за отдельным столиком мы увидели 4-х поэтесс. Таких разных и эффектных.
Согласитесь, что это нечто необычное, такого прежде не бывало. Вероятно, случайность, потому что эксперты вели своего достойного Поэта, и скорее всего не ведали, что так получится.

Но  не верю в случайности, наверное, на фоне перечисленных выше событий  в этом был особый смысл, потому что мы услышали СТИХОТВОРЕНИЯ вместо треска и блеска с тонкими намеками на постель, интимнусвязь  с неотразимым стихоплетом всех одиноких и несчастных женщин…

По мере выступления дам даже бурный и порой буйный чат не был так агрессивен, что тоже важный показатель, они слушали, кидали какие-то реплики, но  ничего такого страшного не звучало… Может быть, все сказали в прошлый раз..

Конечно,  меня лично покорила Юлия Ворона, в первую очередь потому что никогда прежде я ее не слышала и не читала, а первое впечатление, оно всегда бывает самым интересным и сильным, если оно первое.
Кто-то еще написал о том, что  она Поэтесса именно внешне- не от мира сего, но это крайне интересно, заставляет сразу вслушаться и в стихотворения…

Ирина Макарова внешне, а чуть позднее в стихо-творениях и суждениях показалась роднее и ближе , о таких говорят – позитивный человек, и великолепный поэт, сразу хочется прибавить. Слушала я ее с огромным удовольствием, в ней есть этакое гармоничное женское начало, которого не хватает во всех наших Думах, школах, вузах, т.е. в местах, где пытаются руководить и управлять мужчины, но и в поэзии и передаче "Вечерние стихи" его(позитива и гармонии) тоже часто не хватает.

Ее утверждение о том, что стихотворения должны звучать в любой обстановке, там, где есть слушатели –  это что-то Блоковское, из серебряного века, нами забытое и утраченное. Это он читал лекцию одному человеку, который пришел послушать.

Ирина Окс показалась сразу этаким руководителем, обреченным брать на себя управление процессом, будь то какое учебное заведение или писание стихотворений, чувствуется в ней эта внутренняя сила и твердость директора гимназии.

И наконец,  самая обязательная и привлекательная Елена Маркелова –единственная из поэтесс, чьи стихотворения читала прежде, и  с ними была знакома заранее…. Но она действительно удивительная во всех отношениях, это тот самый тип женщин, которыми можно любоваться, восхищаться бесконечно.

Ее задорные стихотворения ( даже если о грустном) внесли на передачу ту дозу и долю весеннего настроения, живой радости, которого так не хватало накануне…

Если бы меня заранее предупредили, что будет 4 женщины-поэтессы, я бы вероятно, усомнилась в успехе передачи ( Вспоминается эфир, когда было трое мужчин), и зрелище это оказалось довольно безрадостным…

Но не надо забывать, что  на этот раз еще были и адвокаты, консультанты при поэте – я бы так определила роль наших прекрасных, действительно прекрасных мужчин, которые на этот раз ( простит меня, Михаил Гуськов) были уместны, вовсе не занудны, и их было не только приятно, но и очень полезно слушать тем, кому дорог процесс творчества, а не окололитературные тусовки, конечно.

Покорил  Игорь Белкин, к которому я относилась долго  довольно настороженно и предвзято  именно из-за его места в рейтинге и вечного там пребывания.

Но, наверное, и там есть приятные, очень приятные исключения… Уже в который раз убеждаюсь, что именно этот  мудрый человек не боится говорить то, что он думает обо всем происходящем. Согласитесь, что в прямом эфире по разным причинам сделать это не очень просто, но он озвучил точно и ясно все наши волнения и  сомнения…

Поймала себя на мысли, что очень хочется, чтобы вот таким славным был и Римский папа ( его как раз только что выбрали, кажется по ходу передачи) и тренер у моих хоккеистов, и директор гимназии, и учитель литературы, и декан филологического факультета, в то время, как ни один пост тем, о  ком он  говорил, я бы лично не доверила никогда… Но самое главное, что он был на передаче консультантом, и это  очень ее украсило. С Игорем Белкиным можно идти и в разведку, и на передачу, и куда позовет...

Вообще, это был именно поэтический вечер, который радовал и вдохновлял, сколько бы он не длился…

Что же касается вопроса о женской поэзии, думаю, она все-таки существует, хотя бы потому, что  мы по-разному мыслим, ведь если у мужчин все развивается от общему к частном, то у нас с точностью до наоборот – от частного к общему.

Разница и в традиции развития женской поэзии, она слишком юна, на протяжении веков за нас и за себя говорили мужчины, как умели и как хотели,не так ли?

Всегда немного забавно, когда Толстой или Достоевский уверяет нас, что женщина именно такова как Анна Каренина или  Сонечка Мармеладова, мне всегда хочется спросить: - А  у самих  женщин вы о том спросили, ведь это только ваш взгляд на них.

Сами женщины умели не только очаровывать, но и удивлять поэтов и писателей. Ближе всех к ним оказался Н.Гумилев, помните, сколько раз удивляла его Анна Андреевна, сначала уже тем, что она пишет стихотворения, а потом тем, как она это делает, что за проблемы возникают в ее текстах, хотя бы о том самом семейном насилии, о котором он, как выяснилось позднее, даже не подозревал.

На мой взгляд,  мужчины относятся к поэтессам, как к своим детям-снисходительно-небрежно, иногда слушая, но не относясь к этому серьезно, чем бы мы не тешились, лишь бы не  грузили их более серьезными проблемами.

Так вот этот эфир доказал прямо противоположное, что к нам  можно относиться серьезно ( спасибо всем мужчинам, кто там был), и если все мы еще подростки в поэзии, в отличии от них, мудрых и весомых, то подростки очень интересные, заслуживающие внимания, приносящие с собой весну и радость.

Согласна, что есть поэзия, а есть стихоплетство вне зависимости от пола сочинителя, но ведь мы остаемся женщинами и мужчинами, а потому с разных сторон смотрим на мир , видим его по-разному, и очень хорошо, что на этот раз у поэзии было женское лицо, а у консультантов - мужское.

В этом отношении, по-моему, легко и очень интересно было работать и критику Ольге Ворониной, она сияла, порхала и радовалась вместе со всеми с нами, хотя казалось бы должно быть наоборот.

Но лучше всего об этом написала еще аж в 1973 году-полвека назад великолепная  Б.Ахмадулина, где ответила на вопрос о женской поэзии

* * *
Я вас люблю, красавицы столетий,
за ваш небрежный выпорх из дверей,
за право жить, вдыхая жизнь соцветий
и на плечи накинув смерть зверей.

Еще за то, что, стиснув створки сердца,
клад бытия не отдавал моллюск,
отдать и вынуть — вот простое средство
быть в жемчуге при свете бальных люстр.

Как будто мало ямба и хорея
ушло на ваши души и тела,
на каторге чужой любви старея,
о, сколько я стихов перевела!

Капризы ваши, шеи, губы, щеки,
смесь чудную коварства и проказ —
я все воспела, мы теперь в расчете,
последний раз благословляю вас!

Кто знал меня, тот знает, кто нимало
не знал — поверит, что я жизнь мою,
всю напролет, навытяжку стояла
пред женщиной, да и теперь стою.

Не время ли присесть, заплакать, с места
не двинуться? Невмочь мне, говорю,
быть тем, что есть, и вожаком семейства,
вобравшего зверье и детвору.

Довольно мне чудовищем бесполым
быть, другом, братом, сводником, сестрой,
то враждовать, то нежничать с глаголом,
пред тем, как стать травою и сосной.

Машинки, взятой в ателье проката,
подстрочников и прочего труда
я не хочу! Я делаюсь богата,
неграмотна, пригожа и горда.

Я выбираю, поступясь талантом,
стать оборотнем с розовым зонтом,
с кисейным бантом и под ручку с франтом.
А что есть ямб — знать не хочу о том!

Лукавь, мой франт, опутывай, не мешкай!
Я скрою от незрячести твоей,
какой повадкой и какой усмешкой
владею я — я друг моих друзей.

Красавицы, ах, это все неправда!
Я знаю вас — вы верите словам.
Неужто я покину вас на франта?
Он и в подруги не годится вам.

Люблю, когда, ступая, как летая,
проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности вечно золотая
всех, кто поэт, священная свеча.

Обзавестись бы вашими правами,
чтоб стать, как вы, и в этом преуспеть!
Но кто, как я, сумеет встать пред вами?
Но кто, как я, посмеет вас воспеть?
1973

А я лично уверена, если бы  женщины заняли подобающее им место и в коридорах власти, и в Поэзии,  и в мире ( мы уже даже страны востока обогнали в этом отношении), то мир стал бы значительно лучше, уж не хуже точно, потому что хуже некуда.

Что же касается передачи, то она удалась, более чем удалась, и если бы не намек на то, что  Альтман – это первая ласточка, но вовсе не последняя, и нам надо с этим примириться, то вообще бы получилась поэтическая  идиллия.

А что, разве не так? Папу Римского выбрали, весна наступила, звучали СТИХОТВОРЕНИЯ, а не рифмованный бред, суперактивная дама не будет больше дурачить нас чужими стихотворения, выдавая их за свои, за что громадное спасибо Ирине Котельниковой.

Кто-то спрашивал, зачем эта статья, я хочу ответить за Ирину здесь: очень не люблю, когда меня дурачат, выдавая черное за белое, еще издеваясь при этом – а они ничего не заметили, какие дураки… Вот только для этого, а обманувшим доверившихся между прочим место в 8-ом кругу ада, Данте считал, что этот не так и безобидно, как нам сегодня кажется.

И еще одно, если Вы думаете, что я на этот раз обошлась без хоккея, то глубоко заблуждаетесь, именно 13 марта, когда был 4-й и  возможно последний матч плей-офф, во втором периоде ястребы заиграли так, кто  впору было ждать второго метеорита, нового взрыва в  Челябинске, а что самое удивительное, до того момент они в трех матчах не забили ни одной шайбы, приведя в полный шок всех, кто следит за этим действом.

Причины назывались разные, самая нелепая – устали, за два дня разучились играть ( мастера высочайшего класса). Но именно в тот час, когда они очнулись и побежали, пришло извести: решение принято. Их счастливые улыбки сразу заметили все....

Какое решение-скоро узнаем, но парни всей командой боролись за что-то очень важное для себя, даже подставляя и нас, и себя в самый ответственный момент, терпели страшный позор и насмешки, но не отступили, пока решение не было принято. А потом за минуту снова  научились играть и победили, не оставляя сопернику шанса...

Вот бы нам всем так сплотиться вокруг многострадальной поэзии – конечно, мечта идиота, они рисковали своим контрактами, своей карьерой, репутацией. Нас кажется не волнует ни то, ни другое, ни третье.  Потому, все, что остается, это замолчать в одиночестве, закрыть страницу, как это сделал Константин Уткин накануне, и позволить  «народной»  поэзии бурлить и колоситься, завоевывая неокрепшие умы. Так ведь золотой век наступает, как иначе?

Милые дамы не  позволили, Марина Шапиро, когда она там  не позволяет, но остальные думают по-другому, увы… Они и в рецензиях пишут: с уважением, тем, кого не за что уважать, стороной обходить надо... Вот поэтому, Вьюга, я  выбираю ХОККЕЙ, команду, а не разброд и шатание..

Почему –то мне кажется, что такая классная ПОЭТИЧЕСКАЯ передача была в последний раз. Как хорошо, если я ошибаюсь.

Но пока мы еще живы и от полного бессилия и ярости не закрыли страниц, хочется напомнить   об Анне Ахматовой, такой, какой ее увидела Б.Ахмадудина, чтобы еще раз убедиться в том, что у поэзии женское лицо.

СНИМОК

Улыбкой юности и славы
чуть припугнув, но не отторгнув,
от лени или для забавы
так села, как велел фотограф.

Лишь в благоденствии и лете,
при вечном детстве небосвода,
клянется ей в Оспедалетти
апрель двенадцатого года.

Сложила на коленях руки,
глядит из кружевного нимба.
И тень ее грядущей муки
защелкнута ловушкой снимка.

С тем — через «ять» — сырым и нежным
апрелем слившись воедино,
как в янтаре окаменевшем,
она пребудет невредима.

И запоздалый соглядатай
застанет на исходе века
тот профиль нежно-угловатый,
вовек сохранный в сгустке света.

Какой покой в нарядной даме,
в чьем четком облике и лике
прочесть известие о даре
так просто, как названье книги.

Кто эту горестную мету,
оттиснутую без помарок,
и этот лоб, и челку эту
себе выпрашивал в подарок?

Что ей самой в ее портрете?
Пожмет плечами: как угодно!
и выведет: «Оспедалетти.
Апрель двенадцатого года».

Как на земле свежо и рано!
Грядущий день, дай ей отсрочку!
Пускай она допишет: «Анна
Ахматова»  — и капнет точку.
1973

А когда я думала о картинке для этой передачи, то вспомнила автопортрет своего самого любимого художника Георгия Кичигина, который он сотворил своему  к юбилею.

Он очень символичный и для нашей передачи тоже, и особенно для Игоря Борисовича Настенко, по- моему, в этом отношении они с моим любимым художником очень близки…

Пусть у них все получится, и получается как можно дольше, потому что такая вот нелегкая ноша у современных творцов культуры в контексте  бескультурья,  там кстати , на горизонте мой любимый город( Любинский проспект) –свет и мрак, который за спиной у каждого из нас… Остается только выбрать – быть или не быть, иметь или не иметь

http://kichigin.ru/Gallery/Painting/2001-2005.html?page=18