Оркестр наш духовой

Клуб Вологжан
  Элла Андреевна Кириллова - известный не только в Вологде, но и далеко за ее пределами, музыковед, а также она является великолепным журналистом и публицистом. Она ведет авторскую программу по областному радио, является корреспондентом журнала «Вологодская афиша». Вышло несколько авторских книг, посвященных истории музыкальной жизни города и области, а также истории Вологодской областной филармонии и Вологодского музыкального колледжа. К стати некоторые экземпляры ее книг хранятся даже в книгохранилище конгресса США. А еще она долгое время преподает историю  музыки в ВГПУ.
    
      Сегодня мы публикуем эссе Э.Кирилловой "Оркестр наш духовой" и благодарим ее за сотрудничество с Клубом Вологжан.

ОРКЕСТР НАШ ДУХОВОЙ...
(Из истории духовых оркестров ВологдыЗО-х годов).

   ... Их становится все меньше - тех молодых рабочих парней, что играли в
духовых  оркестрах  Вологды     30-х  годов  прошлого  века.  Тем  больший
интерес вызвала моя встреча с И.П.Непеиным - троюродным братом хорошо
известного     в  нашей литературной  среде поэта,  писателя  и журналиста
Бориса Сергеевича Непеина.
    В 1934 - 1939 гг. Игорь Петрович участвовал сначала в школьном, а затем - в
знаменитом   духовом   оркестре   Клуба   Октябрьской   революции   (КОРа),
руководимом Лазарем Гаммером.
   История этого коллектива, прошедшего долгий и славный путь, хорошо
известна, но, как всегда, память отдельно взятого человека внесла в нее какие
- то новые, дотоле неизвестные и по-своему интересные штрихи.
В   частности,   И.П.Непеин   хорошо   помнит   многих   участников   своих
коллективов, без затруднения называет имена друзей по оркестру, погибших
в годы Великой отечественной войны, сообщает имена руководителей и
места выступлений.
   В   Вологде   тридцатых   годов   любительские   духовые   оркестры   играли
повсюду. Теплыми летними вечерами их звуки словно плыли над парками и
площадями,   проникали   в   уютные   городские   дворики,   дарили   чувство
умиротворения и красоты.
В сквере у КОРа, над небольшим рукотворным прудом,   выступал оркестр
Лазаря Гаммера.
   В Заречном парке «священнодействовали» парни с
паровозовагоноремонтного завода.  Этим  коллективом  руководил  учитель
литературы В.Н.Антропов.
Свои   небольшие   оркестры   были   во   многих   школах   и   на   городских
предприятиях.
   Участники    коллективов    часто    неплохо    усваивали    потную    грамоту,
овладевали    большим   репертуаром,    принимали    участие    во   множестве
концертов. В них естественно воспитывался интерес к серьезной музыке.
Оркестр    ВПВРЗ,    например,    постоянно    выступал    на    общегородских
торжественных мероприятиях и даже по областному радио, а в обширном
репертуаре данного коллектива один из его участников Л.А.Кедровский,
называл, например, увертюру Литольфа «Робеспьер».
Горожане     очень    любили     свои     оркестры,     знали     в    лицо     многих
самодеятельных музыкантов, особенно восхищались виртуозным искусством
трубачей Сергея Бурдукова, Михаила Туртапкина,   Бориса Шергина ...
Среди вологодских духовых оркестров самым признанным в течение многих
лет оставался коллектив Дворца культуры железнодорожников, который до
1945 года назывался Клубом Октябрьской революции.
 
   Руководитель оркестра - Лазарь Гаммер приехал в Вологду из Вильнюса в
1927 году и сначала играл в коллективе Ф.Фишера, но вскоре из рабочих -
железнодорожников организовал свой оркестр. В 1934 году на первомайской
демонстрации оркестр уже сопровождал праздничную колонну Вологодского
железнодорожного узла.
   Лазарь Наумович был очень авторитетен в среде музыкантов. Уча других, он
постоянно   учился   сам.   Накапливал   репертуар.   Шлифовал   мастерство
участников своего коллектива. Перед войной сменил основную профессию
кузнеца на службу оркестранта - сверхсрочника войсковой части, с которой
вскоре и    попал на Ленинградский фронт, был тяжело ранен под Лугой,
лечился в госпитале блокадного Ленинграда и наконец, по «Дороге жизни»
через Ладожское озеро был вывезен к семье в Вологду.
Поправившись, возродил свой оркестр, который играл в парках и скверах
областного    центра,    а   также         на   танцплощадке    Дворца    культуры
железнодорожников.
   Сам Л.Гаммер, освоив тромбон, организовал еще и эстрадный ансамбль...
Но   вернемся   к   воспоминаниям   Игоря   Петровича   НЕПЕИНА,   который
начинал      путь      оркестрового      музыканта,      будучи      учеником      9-й
железнодорожной школы. Там с подростками занимался Л.Н.Гаммер, готовя
смену для своего взрослого оркестра.
И если в первый год школьники, как вспоминает Игорь Петрович, еще
«дудели гаммы», то к концу второго — уже начали «зарабатывать деньги» и
даже смогли пошить концертные костюмы.
   «В   шутку   нас   называли   железнодорожными   летчиками,   -   рассказывает
И.П.Непеин, -    потому что паши подростковые френчи были украшены
петличками и очень напоминали летную форму».
   А  если  говорить  всерьез       ребята занимались  со  взрослым  упорством,
приобретали хорошие навыки игры на духовых инструментах, овладевали
разнообразным репертуаром.
Многие из них перешли в оркестр КОРа и уже в составе нового коллектива
активно    выступали,    играли    на    танцевальных    вечерах,    парадах    и
демонстрациях трудящихся, в железнодорожном депо и на вокзалах.
    В    конце    тридцатых,    в        годы    отсутствия    Л.Гаммера,        оркестром последовательно руководили Леонид Николаев и Григорий Акопов.   В 1941
году  во   главе  со  своим  дирижером  Г.Акоповым   весь  основной   состав
коллектива перешел в духовой оркестр воинской части. А вскоре на фронтах
Великой  отечественной   войны  погибли  многие  одаренные  музыканты
любители: Борис Иванов, Владимир Михайлов, Лазарь Докторов, Александр
Северов, Николай Крупкин, Исай Ходакель, Павел Собепин и    Евгений
Куликов.
   В   памяти   Игоря   Петровича   сохранились   имена   многих   товарищей   по
оркестру 30-х годов, особенно образ лучшего друга Володи Буренина.
Он называет их всех, даже указывая на принадлежность к той или иной
оркестровой партии:
 
   «В партии труб играли: Борис Иванов, Виктор Ходоковский (в дальнейшем
перешел на саксофон), Огурцов, Владимир Михайлов, Борис Периков, Гурий
Киселев (в дальнейшем перешел на саксофон).
ВТОРЫЕ ТРУБЫ: Владимир Бурении, Лазарь Докторов.
БАРИТОНЫ: Борис Орефьев
ТЕНОРА: Сергей Кулаков, Евгений Куликов, Игорь Непеин.
БАСЫ: Михаил Курилов, Александр Северов (в дальнейшем перешел на
тромбон)
   УДАРНЫЕ: Михаил Гаммер, Василий и Константин Хитровы...»
(В ПРИМЕЧАНИЕ: В 1946 - 48 гг. И.П.Непеин служил в военном оркестре конвойного полка Вологды, а в 1951 году Л.Гаммер вновь привлек его в свой оркестр. Лазарь Наумович очень заботливо относился к юноше, который рос сиротой, нередко называя его своим сыном. В наши дни Игорь Петрович проживает в Нальчике).
Лазарь Наумович Гаммер стремился представить свой коллектив самым разнообразным репертуаром. С музыкантами-любителями он разучил фрагменты из Пятой симфонии Бетховена и финал Четвертой Чайковского. Его коллектив исполнял также фантазии на темы венских оперетт...
   Для всех участников духовых оркестров годы занятий музыкой не прошли бесследно. Став людьми разных профессий, они через всю свою жизнь пронесли интерес к сочинениям любимых композиторов, помнили произведения, которые когда-то играли в своих коллективах, не утратили навыки владения духовыми инструментами...
 
  Музыковед    Элла    КИРИЛЛОВА.