Уральский сказ о Творце и происхождении человека

Валерий Алешков-Златоуст
Кем и когда был создан человек – точно не знает никто! Нет, конечно, на протяжении всей истории рода человеческого, высказывались вполне убедительные версии, причем у каждого народа – свои! И воля каждого – верить в это или не верить.
 Я живу в горах, где вершины упираются высоко в небо.  Хвойные деревья карабкаются по склону, надеясь добраться до самого верха, но злые ветры, в зимнее время, лютым холодом губят их вершинки и они перестают расти, а самые маленькие – гибнут. И горы, веками сияют  голыми отвесными скалами, окаймленные по низу, каменными россыпями.
 Высоко в горах бьют хрустальные родники, превращаясь в говорливые ручьи, которые, сливаясь, становятся шумными реками. Воздух чистый, а небо то синее – зимой, то нежно голубое – летом. В небе постоянно парят огромные птицы. В недрах великое множество полезных для человека минералов, сокрытых в  тайных кладовых. Этот край сейчас зовется – Уралом.
Кто его сотворил, я не знаю и зову его просто – Творцом, кто бы он ни был! Видеть мне его не приходилось никогда и в мыслях своих, я представлял его рослым стариком с длинными седыми волосами и бородой, одетого  в белую домотканую рубаху, подпоясанного плетеным шнурком. Образ его всегда  был полупрозрачным и зыбким.
Наш край в прежние времена был населен разными народами, которые оставили в земле следы своего исторического пребывания. «И уж если, где и быть созданному человеку, так почему бы не здесь, в местах, где найден Аркаим?!» – думалось мне, когда я, полулежа у костра, разглядывал летнее звездное небо. И то ли я задремал, и мне снилось, то ли от ясности мыслей, ко мне сошел сам Творец и поведал историю сотворения человека, которую я Вам и перескажу.
В какие времена Творец создал Землю и населил ее растительностью и разными тварями – Творец не сказал  – может сам запамятовал, а может, для него это и неважно было!
 Только однажды ему стало обидно, что труды его и оценить не кому! Сотворил недра с цветными каменья, металлами разными, камнем горючими – углем,  озерами светлыми с водой и озерами черными – с нефтью. «А хорошо ли все это!?» – спрашивал он себя. Ждать ответа, от кого либо,  не приходилось – бабочки беззаботно пили нектар, пчелы его собирали и носили в дупла. Птицы и звери кормились, как было велено – досыта, а не забавы ради. И никто его за это не благодарил и ничего другого не просил. А фантазия у Творца еще не иссякала, а вот стимула не оставалось никакого! Сотворить он мог все, кроме одного – равного самому себе, ибо не бывать Творцу  с самой высокой сущностью, если будет другая – ему равная.
 «Поделиться, отдав все – возможно, но при этом исчезнешь сам, – справедливо полагал он. Создам себе подобного, по разумению плодов труда моего, через постижение таинств их сущности, научив его  уму-разуму, а что он сотворит сам, за то и ответ держать передо мной станет, – решил Творец. Тело уподоблю живому существу, а душу дам с чистым разумом, наделив пытливостью и памятью, способных творить образы мыслительные, видимые нам обоими». Подумав так, сотворил человека с мужским обличием, дав ему силу и ловкость, и чистый разум.
Призвав к себе творение, свое, вложил в его руку небольшой светлый камушек, со словами: «В камне этом твердость духа твоего, чистота помыслов твоих, и отражение твоей душой – света моего!  Постигай сей мир, сотворенный мной;  удивляйся тому, что удивляет тебя и восхваляй то, что радует тебя, а проси только  то, чего не хватает тебе. Научу тебя кормиться не силой и коварством, но разумом и терпением и в награду за труды твои на камне этом грани открою тебе к сущности камня, как и в душе твоей - к помыслам твоим. Как хранить его станешь, так и сохранишь душу свою», – на том и предоставил человека делам его, а сам, неусыпно  взирал на его поступки.
Счету времени никакого не было, и в кои веки человек научился кормиться и  понимать сущность бытия своего, никто не скажет, но однажды воззвал человек  к Творцу и впервые обратился к нему с просьбой: «Камень, что ты мне дал, почти весь открылся гранями, но света твоего в нем не вижу я, как и не вижу дел новых, ибо  доволен тем, что ем и пью, вижу то, что создано тобой, радуюсь этому и благодарю тебя за это.
 Помыслы мои ты знаешь, как и я, но кто другой увидит труды мои и оценит творения мои? Разум мой полон желанием созидать; я знаю, что  душа моя полниться, а чем – не ведаю!  Что делать мне?
Вспомнил Творец, что именно этот вопрос, подвиг его создать человека и ответил ему тем же – создал по его образу и подобию, той же мудростью – другого человека, но  с женским обличием.
 Призвав к себе творение, свое, вложил в ее руку золотой слиток  причудливой формы и сказал: «Сей слиток, есть тело твое,  сутью своей годное для творения иных форм и сбережения огня и света души человеческой. Быть тебе второй половиной одного целого, и частию  данного мной, вам  в продолжение рода. Береги сей слиток – он также чист, как и  ты не порочна. Тебя называю – Мужчиной, – указал Творец на своего просителя, – а тебя – Женщиной. Посмотри на свой камень, - сказал Творец мужчине, – и ты увидишь на нем все грани – последняя из них самая большая. Если ты хочешь поделиться с женщиной, тем, что у тебя в душе – покажи ей свой камень.  Если ты захочешь увидеть тот камень, сказал он женщине – отдай мужчине слиток и пусть он придаст ему ту сущность, на какую способна его душа». Сказав это, Творец удалился…
Мужчина смотрел, на женщину,  и не видел в ней решения своих проблем, но он помнил слова сказанные Творцом и бережно вытряхнул на свою ладонь, из кожаного мешочка, висевшего у сердца,  заветный камушек. Камушек вспыхнул ослепительным светом и заблестел на солнце всеми гранями. Мужчина с гордостью за себя и свои доблести, протянул руку женщине.
Женщина взяла камушек и на ее лице отразились все чувства, которые давно уже томились в груди мужчины. Она, протянула ему руку и отдала свой золотой слиток, не сводя глаз с камушка. Взяв слиток, мужчина стал разглядывать его причудливые формы и со свойственным ему любопытством изучать его суть. От зари и до зари они были вместе – женщина не решалась вернуть камушек мужчине, а мужчина пытался понять, что можно сотворить из слитка.  Однажды, он выковал из слитка  что-то похожее на веточку дерева и чтобы не потерять его, обернул вокруг своего пальца. Получилось кольцо. И тогда он понял, что женщина может тоже потерять его камушек, он взял ее руку и надел ей это колечко на палец. Взамен он попросил вернуть ему камушек.
 Женщина, восхищенная формой колечка,  со вздохом и грустью  вернула ему камушек, но мужчине было жаль расставаться с творением своих рук, и он решил, что хранить колечко и камушек можно вместе.
 Он взял руку женщины и вставил камушек между веточек колечка и надежно его там закрепил. Женщина, не отрываясь,  смотрела на кольцо, и мужчине казалось, что она смотрит в его душу и любуется ей. «Носи его ты, – сказал он женщине, – но будь со мной всегда рядом!»  Женщина обрадованно кивнула ему головой и больше они не расставались никогда…
Был ли это сон или явь, утверждать не стану, но в наших местах очень много курганов, в которых были найдены украшения из золота и камней, сделанные первыми уральскими мастерами. А в недрах наших земель до сих пор хранятся и драгоценные камни и золото. И народ у нас мастеровой не перевелся. А какие женщины красивые, так об этом  за один раз и не расскажеш! Вот так!