РПЦ Русская Православная Секта. Роман Добрынин

Иван Ерофеев 2
Русская Православная Секта или воздействие РПЦ на сознание человека

Источник:Интернет-журнал "Добрые люди"
В последнее время в России все чаще стали выходить работы и доклады современных психологов на тему «Психологическое воздействие в тоталитарных сектах» и «Реабилитация пострадавших от деструктивных культов». Обилие таких статей наводит на мысль о фатальном нашествии всевозможных опасных религиозных (и не очень) организаций и течений на нашу страну. При этом неумолимо заражаешься «тоталитарной» паранойей, и уже готов взять в руки автомат и мочить ненавистных сектантов направо и налево, защищая от страшных врагов наше ранимое общество….
Однако, если остановиться и задуматься над этой проблемой, начинает складываться впечатление, что наши уважаемые психологи идут на поводу еще одной религиозной организации, с особым азартом и энтузиазмом оперирующей понятиями «секта» и «деструктивный культ». Известно ведь, что слово «сектант» (современная альтернатива инквизиторскому «еретик») было введено в обиход священнослужителями русской православной церкви. Введено именно с целью подавить все альтернативные (а, следовательно, конкурирующие) течения и организации.
Не хотелось бы вдаваться в религиозную полемику, кидаться цитатами из Библии и выяснять, чей бог «круче». Отбросим также такие понятия, как «традиция», «испокон веку» и «наши бабушки верили»… Просто проанализируем деятельность самой РПЦ на основе тех же критериев, которыми с такой легкостью пользуются ее адепты.
Так, в своей статье «Психологическое воздействие в тоталитарных сектах» (www.psyfactor.by.ru) И.Молчанов указывает на следующие механизмы воздействия сект на сознание человека:
1. Монологичность;
2. Понижение сопротивляемости;
3. Опора на мифологию;
4. Коллективизм;
1. Монологичность. Первым делом объявляются «дьявольскими» любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается однонаправленность воздействия.
Единственно верным источником информации в православном храме является местный батюшка, обладающий монополией на истину в качестве «рупора воли Божьей». Даже если другие источники информации (например, семья) одобряются, то они все же тщательно контролируются «православной цензурой». И если твой друг обладает «неблагословенной информацией», общение с ним считается неблагонадежным, «вводящим во искушение». Любые новые источники (особенно религиозной и идеологической направленности) проходят одобрение у батюшки – «тест на благословенность». Вольнодумство – грех. Свое мнение – гордость, еще больший грех. Как видите, монологичность и однонаправленность воздействия обеспечена.
2. Понижение сопротивления. Здесь используются чисто физиологические механизмы: отсутствие белковой еды, уменьшение числа часов сна делают человека более внушаемым. Повторение бессмысленных словосочетаний, осмысленных молитв неограниченное количество раз также понижает сопротивляемость.
Аскетизм, «умерщвление плоти», пост – несомненные атрибуты православия. Отказ от пищи, сна (дьявольские искушения), воздержание – все это входит в православную практику «духовного пути». Про «повторение бессмысленных словосочетаний» (читали «Псалтирь» на старославянском?), и «повторение молитв неограниченное количество раз» (взять хотя бы православную «Исусову», которую надо читать НЕПРЕРЫВНО) и говорить не приходится. Понижение сопротивляемости налицо.
3. Опора на мифологию – лидеры сект объявляют себя новым пришествием бога на землю, чем включают уже проверенные мифологические схемы.
Здесь православная организация превзошла даже секты. Поскольку церковь обладает полной монополией на «Бога и Его Слово» («истина принадлежит церкви»), лидеры этой организации служат олицетворением и воплощением бога на земле, имея право повелевать от имени бога и решать, что от него, а что – нет. И попробуйте только усомниться в их «божественности» и верности их решений.
4. Коллективизм. Воздействие всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически начинает копировать правильное поведение с помощью других членов сект.
Зайдите в любой православный храм и начните вести себя «не как все». Мигом заставят тебя стоять где надо, креститься когда надо и кланяться кому положено. А после службы к тебе подойдет какая-нибудь местная старушка, и популярно объяснит тебе что к чему, и что тебя ждет в случае чего (например, вечные муки и адское проклятие). Здесь коллективизм даже не подсознательный, а ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ. Свободное мышление и поведение в православии даже не подразумевается, а отступление от «канона» и «обряда» коллективно осуждается.
Как видно из приведенных выше характеристик, РПЦ пользуется теми же методами воздействия на психику человека, что и все другие организации, получившие среди психологов звание «тоталитарной секты».
В этой же статье И.Молчанов ссылается на институт Гэллапа (США), в свое время издавший тесты, помогающие определить, является ли секта тоталитарной. Чтобы понять тоталитарную структуру русской православной секты, рассмотрим основные из них:
1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип «начальник – подчиненный» должен внушить опасения.
Думаю, в таком случае РПЦ должна внушать даже не опасение, а суеверный ужас. Ведь иерархия православной церкви построена не просто на принципе «начальник – подчиненный», а на принципе «господин – раб». Структура церкви идеально подходит под «армейский принцип», где есть батюшка-настоятель (местный «пахан»), выслужившиеся наконец-то монахи («деды», кому все дозволено), которые вовсю помыкают бесправными послушниками. Чем выше ты продвинулся по церковной иерархии, тем больше власти над другими ты имеешь. Следовательно, власть патриарха и епископа абсолютна, поскольку фактически равносильна «власти Бога на земле».
Интересен тот факт, что структуру нацистской партии Гитлер перенял от церковной иерархии. В своей беседе с Г.Раушнингом, он говорит: "Прежде всего, я учился у иезуитов. Впрочем, насколько я знаю, и Ленин занимался тем же самым. Мир ещё не создавал ничего более великолепного, чем иерархическая структура церкви. Многое я прямо оттуда перенёс в структуру нацистской партии... Церковь может служить образцом, прежде всего из-за необыкновенно мудрой тактики и своего знания человеческой природы, из-за мудрого использования человеческих слабостей для управления верующими." (Г. Раушнинг "Говорит Гитлер").
Если церковная иерархия становится основой тоталитарного режима, это уже о чем-то говорит…
2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
Здесь, на первый взгляд, РПЦ сохраняет ореол «добровольности». Но только на первый. Откровенно говоря, православная церковь все больше напоминает торговую лавку «по продаже Святого Духа». Ведь все таинства церкви – крещение, венчание, соборование и причастие – платные. Известны даже случаи вымогательства (например, когда священник отказывался исповедывать умирающего, пока родные не дали ему больше «на лапу»). Даже просто факт продажи свечек в храме может говорить о «принудительности пожертвований», поскольку свечки надо ставить ОБЯЗАТЕЛЬНО (иначе не поможет). Уж не говоря о дьяконах с подносами «для взносов» по 3-4 раза за литургию обходящих паству. Как говорится, чем больше Богу заплатишь, тем лучше Он тебя слышит.
3. Существует ли в секте принуждение? Обязательность выполнения заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
Здесь РПЦ превзошла всех и вся. Известно ведь, что именно ПОСЛУШАНИЕ является основой православия. Причем послушание именно тогда, когда тебе меньше всего этого хочется («во смирение» и «во сломление гордыни»). А молитвенное правило и строгое соблюдение всех обрядов, ритуалов и канонов является неотъемлемой частью православного пути.
Недавно был обнародован случай, когда настоятель женского монастыря насиловал «особо гордых» монахинь «во имя святого послушания». Это, по его мнению, должно было учить смирению. А сколько таких случаев так и осталось за стенами православных монастырей?
4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправилен.
Не смотря на то, что РПЦ вроде бы постулирует золотые правила типа «подставь левую щеку» и «возлюби врагов своих», проявление нетерпимости к другим религиям (даже к таким близким по идеологии, как католичество) у ее адептов, а в первую очередь – у самих лидеров, несравнимо радикальней и жестче, чем у представителей любой другой секты. На самом деле все другие сектанты достаточно толерантно относятся к своим конкурентам и стараются уходить от прямых конфликтных ситуаций. Случаи оскорбления, нанесения морального и физического ущерба, клеветы и даже погромов связаны, в основном, с «крестовыми походами» представителей РПЦ против «ненавистных еретиков».
5. Уважаются ли в секте права личности? Если ущемлены твои права – задумайся.
Уважают ли личность человека в православии? Опыт показывает, что – нет. Сама идеологическая база РПЦ построена на унижении личности и отказа от всего личного, поскольку человек – лишь «червь», «смрад» и «прах, в прах и уйдет». Человек постулируется изначально порочным (последствия так называемого «грехопадения»), и посему ничего, кроме греха, соблазна и искушения от него не жди. А если тебя угораздило попасть в монастырь, обо всех «правах и свободах» можешь забыть, поскольку здесь имеет место лишь «воля Божья» (т.е. воля настоятеля). Как он скажет, так и будет.
Не имея возможности напрямую контролировать остальную (семейную) часть паствы, православие все-таки умудрилось привнести и туда свой тоталитарный режим, издав так называемый «Домострой». Согласно ему, в православной семье единственный, кто имеет право НА ВСЕ, это муж (глава, надежа и опора). Дети ему беспрекословно подчиняются. Жена же вообще ни во что не ставится. Разве это не тоталитарное устройство?
6. К чему зовут руководители секты? Скорый конец света, насильственное изменение общественного строя должны, несомненно, насторожить.
К чему сводится все православие? К Апокалипсису. Конец света, пришествие Антихриста, затем – Господа во славе, который будет судить народы направо и налево. Страшный Суд, разделение людей на «правильных» и «неправильных» (причем «правильные» наверняка православные, а «неправильные» - все остальные, сектанты) - это лишь малые атрибуты современного православного мировоззрения.
Н.А.Бердяев в своей работе «Смысл творчества» справедливо отметил основные черты сектантской психологии: «Секта хочет спастись сама, она не хочет спасаться с миром. В психологии сектантства есть самопогруженность, самодовольство, самоудовлетворение. Сектантская психология презирает мир и всегда готова обречь большую часть мира на гибель, как что-то низшее». Разве не проявлением «сектантской психологии» являются заявления адептов РПЦ о том, что спасутся только православные? Сколько их всего? Тысяча? Две? Миллион? Отсилы… Что это по сравнению с 6 миллиардами людей, которых РПЦ с такой легкостью отправляет в ад?
Недавно пришлось стать свидетелем разговора моего приятеля со своей матерью, послушницей Дивеевского монастыря, ярой сторонницей РПЦ. Мать набожно крестилась и говорила, что она великая грешница, и все мы грешники, но когда придет Антихрист, Бог всех накажет и истребит, а спасутся только «свои», православные.
Как мы видим, все вышеописанные характеристики указывают на тоталитарную природу РПЦ. Как же может такая организация учить о любви и свободе, претендовать на «истинность» и объявлять всех остальных еретиками и сектантами? Действительно, видя сучек в глазах других, своего бревна (источника всех «сучков») не замечает. А, может, замечает, и именно поэтому стремится объявить «сучки» остальных «бревнами», ищет врагов-сектантов, чтобы собственную сектантскость и тоталитаризм не так было видно на общем фоне?
Для создания видимости борьбы с «опасными врагами» РПЦ не брезгует никакими методами, запугивая людей, привлекая силовые структуры, призывая к войне научных и политических деятелей, хотя по сути своей, не отличается она от тех, с кем так яростно и самоотверженно борется.
Так, в итоговой декларации конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 2004), организованной Новосибирской епархией РПЦ, говорится об «угрозе, нависшей над Россией и другими государствами – угрозе правам и демократическим свободам человека». Источником этой угрозы объявляются «тоталитарные деструктивные секты», и приводятся следующие их характеристики:
- секта авторитарно управляется лидерами, чьи полномочия основаны на приписаной им мистической власти и могуществе, и чьими действительными целями является власть над своими последователями, их эксплуатация;
- секты стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни;
- секты противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим сообществам и человечеству в целом;
Думаю, нет нужды доказывать, что по всем этим пунктам (ею же самой написанным) РПЦ проходит в первую очередь. Так кто же представляет угрозу «демократическим правам и свободам» граждан России? Не из-за этой ли тоталитарной религиозной структуры Россия все никак не может обрести долгожданную демократию?
РПЦ – опасная деструктивная религиозная организация, намного опасней тех, кем она сейчас пугает мирных граждан России. Являясь по сути своей авторитарной и тоталитарной структурой, за весь период своего существования РПЦ охотно поддерживала ВСЕ авторитарные режимы (начиная с Владимира Великого, огнем и мечем крестившего Русь, заканчивая Иосифом Сталиным, выпускником православной бурсы, которому патриархия беспрекословно во всем подчинялась). Демократия в принципе не выгодна РПЦ, поскольку предполагает СВОБОДУ МЫСЛИ и ВЫБОРА, а, следовательно, - наличие религиозной конкуренции. И, поскольку ей нечего предложить людям, кроме «Страшного Суда» и «Вечных Мук», любая конкуренция для РПЦ равносильна смерти. Вот и стремится она к «единовластию», «единоверию», а что это, как не тоталитарный деструктивный культ?…
Итак, уважаемые товарищи психологи, а также все, кого волнует благосостояние России и всего русского народа! Давайте не будем идти на поводу собственных штампов и косности сознания. Если уж и вести непримиримую борьбу с деструктивными культами, внесем в первые списки «врагов» саму Русскую Православную Секту. Если и контролировать или запрещать деятельность религиозных организаций, тогда в первую очередь нужно запретить деятельность самой РПЦ. А вера или неверие – пусть это остается личным делом каждого.





Рецензия на «РПЦ Русская Православная Секта. Роман Добрынин» (Из Истории Православия 2-62)

Со всем, что вы написали, я полностью согласен. Но, мне кажется, по структуре, по организации, по цели, которой добиваются сектанты, и «по вредности», которую приносят и они, и РПЦ - вообще христианство, а вместе с ним ислам, да и многие другие религиозные верования – ничем особенно друг от друга не отличаются. Настораживает другое: как церковь сейчас всё более и более проникает в светскую жизнь! Она идёт в школу, армию, влезает в гражданскую жизнь, освещает корабли, самолёты, здания и пр. Стало модно отпевать, и отпевают, порой, абсолютных атеистов, потому что родственники этого хотят или уже стесняются поступить иначе, венчают, и народ считает венчание более важным, чем гражданское бракосочетание и т.д. При всём при этом, казалось бы, умные люди (а руководство страны нельзя считать совсем глупыми) потворствуют этому, ходят в религиозные храмы, заискивают перед патриархом, подчёркивая тем самым его превосходство над собой. Что, на самом деле, так и получается: если царь был помазанник божий и мог сменить патриарха, или вообще ликвидировать патриархат, что сделал Пётр I, то президент этого сделать не может.
Вы вправе возмущаться и тем, что ущемляются некоторые права атеистов, которых по-прежнему много в нашей стране.
Однако я считаю, что надо в этих вопросах разобраться более досконально, потому что вопрос вероисповедания, или принадлежности людей к какой-либо одной из существующих религий – это одно дело, отношение к богу – совершенно другое, а атеизм, то есть отрицание самого бога – третье.
В первую очередь, с моей точки зрения, необходимо бороться не с богом, что практически невозможно, и даже не с верой в бога, что практически одно и то же, потому что людям надо во что-то верить. Природа человека такая!
Необходимо все интеллектуальные силы направить на борьбу с существующими религиями. Отрицая не веру в самого бога, а отрицая того бога, который там представлен и то, что с ним связано: все сказки, мифы и страшилки, что несут существующие религии, потому что человеку образованному такой бог и такие перспективы, что описываются в церковных книгах, совершенно не нужен!
Для нас, проживающих в окружении христианства (православие, католицизм, протестантство и пр.) и ислама (шииты, сунниты и т.д.). Необходимо отрывать народы от первобытных идей, от глупостей, которые сорняками процветают в 21 веке, когда о возникновении мира, земли и человека всем разумным людям давно известно. Необходимо показать, доказать и убедить верующих, исповедующие эти религии, в абсурдности, наивности и вредности идей, заложенных в основах этих вероучений, проповедуемых адептами этих религий, в первую очередь, беспокоящихся о церковной кассе, и поэтому ненавидящих сектантов и другие церкви, видя в них опасных конкурентов.
Если рассматривать существующие мировые религии, то современному, образованному и не глупому человеку все они должны представляться, как минимум, не серьезными: набором мифов, сказок и былин. Если рассматривать эти религии, в основе которых лежит одна общая, сочиненная евреям книга «Ветхий завет», которая в древние времена пыталась дать представление людям, в первую очередь, связанными родовыми общинными узами, о сотворении мира, земли и появлении человека на ней.
С точки зрения древнего человека, который всё делал своими руками, представление о боге виделось точно таким же, каким было среди окружающих людей: что кто-то более сильный и могущественный сотворил этот мир и управляет им так, как управляет общиной глава семейства, что вполне закономерно. Просто, в самом начале, народы считали, что одному этим делом было не управиться, как в семье, и поклонялись поэтому многим богам, среди которых был, естественно, главный бог. Евреи же упростили данный вопрос, сказав, что бог один. (Может быть, по своей занятости и трудолюбию, так как ведение хозяйства, пастьба овец и другой живности, борьба за чужие территории, торговля и прочее – отнимала у них всё свободное время, а, возможно, из-за лени, когда не хотелось запоминать имена всех богов, которые тобой командуют, правда, снабдив своего бога при этом миллиардной армией помощников – ангелов.) Это понравилось другим народам, которые, в силу различных исторических событий и развития общественных отношений, поняли преимущество в наличии всего одного бога. В результате на основе «Ветхого завета», книги чисто еврейского народа, можно сказать, саги семьи Иакова, появились ещё две религии: христианство и ислам.
Если читать «Ветхий завет» (да и «Новый завет», и «Коран») вдумчиво и серьезно, то просто волосы встают дыбом, не говоря уже о нравственной стороне вопроса. Я не говорю о всяких ляпах, несуразицах, глупостях и несоответствий – книга большая, авторов много (если не считать серьезным, что всю её написал Моисей, причем вторую половину, будучи давно умершим и похороненным так, что сами евреи давно потеряли его могилу, о чем тоже написано в библии и, исходя из логики церкви, им же самим!) – трудно было всё свести в одно целое. Взять, для примера, как бог «милосердный" заставлял убивать после битвы совершенно невинных людей, включая женщин и всех детей мужского пола, оставляя только «детей женского пола, которые не познали мужского ложа». (Числа. Гл. 31, ст.18). С точки зрения тех жестоких времён это можно понять: зрелые женщины и выросшие мальчики, которых матери нужным образом воспитают, могут отомстить за убитых мужей и отцов, что не смогут никогда сделать девочки, которых возьмут в наложницы или продадут в рабство. Но встаёт вопрос, а нам – современным людям, как объяснить эту, так называемую «божественную» сущность этого описания! Что тут божественного, если нет даже простого человеческого сострадания к поверженным?! Ответ простой: бог тут совершенно не причём. Ему ведь бояться нечего. Боялись те, кто это совершал, но чтобы себя оправдать – валили на бога, записав в Библии как его решение.
Или как праотец Авраам работал сутенёром, подсовывая свою жену Сарру, то египетскому фараону «и взята она была в дом фараонов. И Аврааму хорошо было ради неё, и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы (он ещё был и рабовладелец!), и рабыни, и лошади, и верблюды» (Бытие. Гл.12, ст.15,16), то царю Авимелеху, который дал Аврааму за точно такую же операцию «мелкого и крупного скота, и рабов, и рабынь» , ещё «тысячу саклей серебра» и землю предлагал (Бытие. Гл.20, ст.2,14,15,16).
Если рассматривать, опять же, с точки зрения тех времён, то можно понять Авраама – человеку надо было приспосабливаться в чужих краях – скверно, но такова тогда была жизнь. Всё это так. Но как объяснять опять нашим мальчикам и девочкам, что является в этих описаниях нравственно-поучительным, если вдруг наши законодатели примут закон о введении в школах предмета религиозного учения, что так усердно проталкивает РПЦ?!
И всё остальное в Библии выглядит не лучшим образом: как братья Израиля (другое имя патриарха Иакова, основателя еврейского народа) продали самого доброго и прекрасного, любимчика отца, своего брата Иосифа в рабство; как царь Давид, самый почитаемый иудеями царь, соблазнил Вирсавию жену своего военачальника Урия, а его самого отправил на верную смерть; как сын от Вирсавии Соломон, мудрейший царь из всех царей, как говорит Библия, вступив на престол, убил всех своих братьев и героев военных походов отца, имел в гареме 1000 женщин, причем 300 наложниц; как военачальник Иеффай сжёг на жертвеннике свою дочь или как убивают еврейских женщин камнями и много чего другого. Прочитав эту книгу, понимаешь, что она является скоплением описаний сплошных убийств, начиная от убийства Авеля Каином, первых детей, по мнению Библии, Адама и Евы; книга лжи, обмана и вероломства; книга, подогревающая жестокость, насилие и похоть.
И снова - всё бы ничего, если рассматривать её с точки зрения истории, потому что времена тогда были такие. Но когда касается веры, то задаёшься вопросом: нужен ли нам, описанный здесь и предлагаемый нам церковью, такой бог, который потворствует и, более того, требует совершения всех этих мерзостей в угоду себе?! Я думаю, что не нужен. Наверно, и большинство порядочных людей скажут, прочитав Библию и другие христианские и исламские первоисточники, то же самое.
Другой вопрос: будут ли они её читать? Скорее всего – нет. Как не читали до этого все предшествующие тысячелетия. Причин много: большинство сейчас вообще книг не читает, другие верят больше служителям церкви на слово, потому что так проще, но более всего потому, что людям вера в бога необходима, как в последнюю надежду, чего атеизм, к сожалению, дать не может.
Поэтому в борьбе с первобытными предрассудками, с моей точки зрения, не надо говорить, что бога нет (этого никому доказать не удастся – ведь первотолчёк, запустивший вселенную кто-то же сделал?! Чем удовлетворяются, кстати, многие наши и зарубежные учёные), а развенчивать старые, архаичные и вредные, по своей сути, религии, предлагая взамен такие философские (или современные философско-религиозные) объяснения и учения, которые больше бы подходили современному человеку, тем самым, спасая его и от РПЦ, и от сектантов всех мастей. Но, чтобы это осуществлять, людям, которые готовы бороться с мракобесием, необходимо объединяться между собой тоже.

Евгений Гешин 08.01.2011 18:14 • Заявить о нарушении правил / Удалить