Великопостное слово батюшки Иоанна

Андрей Леонидович Климов
               
                В проповеди на Прощённое воскресенье с амвона сегодня нередко звучат, мягко говоря, странные вещи, а именно: главное, мол, в посте не воздержание от скоромной пищи, а неосуждение ближнего, незлобивость, воздержание от разрушающих душу страстей, гордости, зависти, себялюбия, тщеславия и пр. То же самое, причём, твердят и по телевизору, важнее-де не есть человеков, а вовсе не воздержание от скоромного. Не правда ли странно, что телевизионная проповедь стала совпадать с церковной! При этом всё реже вспоминают сегодня в церкви и о покаянии, и о жизни вечной. Оставим подобные проповеди на совести церковных проповедников, и вспомним, что говорил о посте св.праведный Иоанн Кронштадский.

                «Говорят: не в пище пост… но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач… Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам – не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и проч.? Возможно ли работать Богу и мамоне?... Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, пали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой?... Как же после этого говорить, что есть скоромное в пост не важно?... И как человек унижает себя чревоугодием, объедением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному и даже делается хуже его…Кто отговаривается от поста, кому не хочется расстаться с привычными вкусными и изобильными яствами, с угождением своей плоти, у того, видно, не глубоко сокрушение о грехах, тому, видно не дорого спасение…. Пост – неразлучный спутник покаяния… Естественно, что каждый почувствовав действительно глубину своего падения и тяжесть греха, начинает поститься, и чем глубже его скорбь о грехах, тем строже он постится.
Говорят: не в пище дело, а в том, чтобы душа была чиста перед Богом. Странные люди! Указывают на цель и отвергают средства, необходимые для её достижения. Один старец, встретив молодого монаха, вышедшего из харчевни, сказал ему: «Э, брат! Не доброе дело, сюда ходишь!» - «Пустяки! - отвечал тот, - лишь бы сердце было чисто». «Сколько лет живу я в пустыне, - воскликнул в изумлении старец, - и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но ещё не приобрел чистого сердца, а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобрести чистое сердце. Диво!»