Под знаком Гармонии Вечерние стихи 20 марта

Любовь Сушко
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
 Изнывая от детских своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
  И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
  Но одежды латали нам матери в срок,
 Мы же книги глотали, пьянея от  строк.

В.Высоцкий

На этот раз, а передача «Вечерние стихи»  была третья по счету, если вы помните, все было довольно неожиданно с самого начала…
Мы боялись , что  своих консультантов сменят чужие, эпатажные,  и даже уже представляли себе, что там может быть.

К хорошему привыкаешь быстро, а прошлая  передача была хорошей, добротной,   если отбросить реплики записных злыдней, которые ничего другого и не умеют только злорадствовать, то  никаких упреков от адекватных людей и не было после передачи 13 марта.

Передача была хороша уже тем, что в первый раз трудно было сделать выбор не против, а за, и хотелось с самого начала проголосовать за двух девушек, по меньшей мере… В то время, как  после первой передачи голосовали против всех, а вернее против одного из особенно колоритных авторов.

Кстати, эротические страсти не умолкают до сих пор в чате, вроде все успокоилось,  забыли, а потом кто-то опять послушает, почитает Илью Альтмана и начинается снова осознание того, на какой уровень мы можем скатиться.

Я понимаю, что  любимому Игорю Борисовичу хочется драматургии.
Но понимаю и другое, насколько это может быть опасно, если дело касается поэзии, творчества вообще.

Наши люди очень доверчивы, многие уже  убеждены, что это и есть поэзия народная, попсовая, как угодно обзовите, но все-таки поэзия, уж если она и с экрана звучала, о ней говорили , спорили. Они ведь и БАДы лекарствами называют , лечатся долго и упорно…
Первая передача цикла потрясла, вторая - приятно удивила и обрадовала, и вот третья.

Успела заметить, что по прошлым циклам, третья всегда была классная, именно там появлялись авторы, которых мы любим до сих пор, за которых благодарны «Вечерним стихам».
Вчера у нас была возможность заранее  заглянуть на страницы приглашенных авторов, и хотя бы в общих чертах с ними познакомиться.
Сразу же заметила, что изначально  появилась некая гармония -  две девушки и два мужчины, тоже вероятно, случайность, но приятная и обнадеживающая.

При том, что здесь оказался и седовласый Патриарх Александр Топчий – классик, как его нам и представили,  и достаточно молодой  Сканди (Александр Попрухин), очаровавший еще до появления  на экране, и что уж совсем невероятно, оправдавший все ожидания, то, что читала несколько часов назад с листа, звучало интересно, выразительно и мощно.
И уже в имени этого  поэта заложена была какая-то мифическая ( скандинавская) основа, которая потом стала  основой  этой передачи.  А литературный миф во всех ипостасях появился у  Светланы Ширанковой, девушки приятной во всех отношениях. И хорошо, что тоже удалось побывать на странице раньше, хотя Александру Спарберу можно доверять, но обычно литературные мифы в контексте стихотворений играют злую шутку с авторами,  в прошлый раз их пытались назвать университетской поэзией, и призывали нас даже метафоры позабыть, а говорить просто и доходчиво – быть ближе к народу…

И наконец, еще одна приятная неожиданность-прелестное создание Аглая Паюшина, что-то стразу романами Достоевского  пахнуло, но мало того, что Аглая была в записи и в скайпе, это и на самом деле создавало атмосферу нереального действа, и для ее поэзии, похожей на узор какого-то кружева, контекст оказался очень подходящим.

Страх рассеялся,  надежные, а порой и любимые консультанты очень, ну просто очень интересные поэты и гармония во всем – практически идиллия для любимой передачи….
Вот, пожалуй, обещание гармонии и радовало больше всего.
Был забавный момент ( что-то подобное в финальной передаче), когда у экрана мы видели, что творится в студии и слышали о чем говорили поэты за столиком, приобщились к закулисью.
Понимаю, что подглядывать и подслушивать нехорошо, но  взглянуть на каждого участника в неформальной обстановке, наверное, очень важно и сравнить  с формальной частью передачи, где им все-таки много говорить не дают, раскрыться значительно труднее.

Но вечер прошел именно под знаком гармонии.
И гармония царила во всем – и в паре –консультант-поэт, и среди консультантов, и среди поэтов , и даже наши любимые критики Ольга Воронина и Евгений Коробкова – (ее появления  долго ждали некоторые страстные поклонники), и они не выпадали из этой гармонии всей передачи…

По-моему всех очаровала Аглая, как только зазвучали ее стихо-творения. Трудно сказать, как она бы вела себя в студии, но в домашней обстановке она была так романтично-отрешена от мира, словно одна  из сирен, чаровавших Одиссея и его спутников.  Ей это удалось в полной мере с самых первых строк. Одним глазом следила за чатом, он реагировал совсем иначе, чем обычно. Наверное, у наших тролльчар  не поднималась рука что-то этакое написать, как они обычно развлекаются.

Волшебная лампа Полли

Аглая Паюшина

Волшебная лампа у нашей Полли.
Пока остальные скучают в школе

Из лампы выходит чудесный чудик
И громкими песнями Полли будит.

Потом заставляет её умыться,
Рисует ей волосы и ресницы,

И так осторожно, как только может,
Рисует румянец на тонкой коже.

Он долго читает ей чудо-сказки,
А Полли, устав, закрывает глазки.

Ей снится щенок на мохнатых лапах,
И мама, и папа и чудо-лампа.

Волшебная лампа у нашей Полли.
Потрёшь и на свете не будет боли.

Родители лампу в ладонях вертят.
Потрёшь и на свете не будет смерти.

http://stihi.ru/2011/05/22/6331

Полюбуйтесь сами насколько сказочен этот мир, как и  почти каждый текст у этой таинственной незнакомки – это заклятие, чарование, чудо . Кстати, такой она и осталась до  самого финала. Но очень захотелось перечитать все, что есть на странице. Такое желание возникает далеко не всегда…

Вот и у Александра Топчия сказка продолжалась. Вообще эти поэты нам дарили сказку и чудо, словно сговорившись, не знаю, как для других, для меня это было высшей мерой наслаждения. Как только  Александр стал читать «Домового», я была сражена наповал сразу и навсегда:

Мой домовой
Александр Топчий

Август. Ночь. Опять не спится.
Ах, луна! – хоть волком вой!
Скрипнет в доме половица –
Верно, бродит домовой.

Он у нас – ночная пташка,
Как ему и надлежит.
Шебуршит, вздыхает тяжко –
Тоже мается, бедняжка...
Я не сплю –
И он не спит.

Неприкаянный, тревожный
Мне достался домовик.
Но в соседстве жить с ним можно:
Я привык –
И он привык.

Домовой стихов не пишет
(Выше этой чепухи!) –
Но сидит неслышней мыши,
Даже, кажется, не дышит,
Если я пишу стихи.

Напишу – и вслух читаю:
Оцени-ка, мол, талант!
...Посопит, и повздыхает,
И молчком уйдёт в чулан...

А под утро, словно кошка,
Подкрадётся в тишине, –
И шершавая ладошка
Вдруг лицо погладит мне.
http://www.stihi.ru/2008/08/04/837

Вот в этом классическом по форме тексте, вряд ли тут можно к чему-то придраться. Сразу отмечу, что читает свои стихотворения он великолепно, словно мастер художественного слова, но  именно написавший этот текст, потому что тот, кто чужое пытается сделать своим, все время переигрывает или осторожничает, а здесь была именно гармония и актерское начало не выпячивалось, было почти незаметно.
Особенно приятно, что за этого автора мы должны поблагодарить Марину Шапиро, единственную из женщин, воюющую за передачу и поэзию в эфире…

Такие в Англии становились королевами, и не только становились, но и несли корону уверенно и гордо…Глядя на Марину в студии не в первый раз вспоминаю и королеву Елизавету и принцессу Диану…

Такие вот тексты  и такие поэты позволяют нам говорить и думать и о мифологии и о литературных мифах и их влиянии на текст, и об органичности для чужого и собственного мировосприятия – значит мы поднимаемся на новую ступеньку, уходим от порно-эротики, сразившей когда-то.

На фоне седовласого классика, показавшего нам, насколько тексты могут быть совершенны и как надо работать над словом, Сканди был молод и чертовки обаятелен. Наверное, у него на странице самое удачное фото, просто ожившее на экране для нас для всех. Мы уже знали, что коты будут играть очень важную роль в творчестве этого автора, он нас  в резюме просто предупреждает «Обзавёлся котом, кот существует сам по себе и сочиняет исключительно в развлекательных целях". Не знаю, как кого, а меня это заявление подкупает совершенно, потому что первым поэтом был кот Баюн, значит у нас  снова появляется реальная возможность услышать песни и сказки самой высокой пробы

иван-да-марья

Сканди

девочка марья всегда всё сама решала,
замуж пошла за петра, от ивана рожала.
«ванька красивый, петя – добрый и сильный»
конечно, врала обоим, как мерин сивый.

ваня был с детства ещё недотёпой странным,
тут и совсем укатил - в тайгу за туманом.
ярко горел, да быстро погас, как свечка.
больше обманывать марье стало незачем.

«петя много работает, он заботливый»,
дважды она ходила тайком на аборты.
камнем во рту катала, в общей кровати
каждую ночь, невысказанное «хватит».

много с тех пор всего прошло-пробежало,
марья и в семьдесят выглядит моложаво;
у внучки - взгляд ивана - пронзительно синий,
петра схоронили в прошлом году,
сделали всё красиво.
 
http://www.stihi.ru/2012/12/07/5976

Чат, а я снова о нем, принял Сканди сразу, что само по себе было уже удивительным, до сих пор безоговорочно они не принимали никого…

Я же думала о том, что  когда-то вот так же к нам пришел Чен Ким, и было что-то  общее  в мироощущении. Хотя Чена так единогласно не принимали, там между восторгами и репликами злыдней было равенство.

И почему-то подумалось о том, что после Сканди будет трудно появиться  на экране Константину Уткину, этот удивительный парень будет мешать нашему таинственному и почти мифическому Константину, которого мы все еще ждем в «Вечерних стихах».

  Кто-то в чате написал, что если  Сканди  надеть очки, то это и будет Уткин, но есть и что-то кроме внешнего сходства. Хотя нам только предстоит сравнить этих двух поэтов.

И наконец, Светлана Ширанкова – поэт с мифо - филологическим началом – откройте страницу и даже по названиям стихотворений и разделов это сразу станет понятно.

Бывали у нас с вами филологи на передачах и прежде, к великому сожалению,  прошли почти незамеченными. Творчество Светланы - это как раз тот редкий случай, когда мифология и  филология не мешает, а помогает восприятию Поэзии.   Только филологи могут знать насколько трудно балансировать на этой грани. Но в соблюдении баланса  секрет успеха для Поэта.

Еще до передачи наткнулась и на  «Мифы народов Лукоморья» – поразил  вот этот текст, в контексте тех самых славяно - скандинавских мифов, которые все время витали в воздухе. Как в нем переплетается вечность с реальностью.

Королева Маб выходит на Кольцевой
(серебро и шёлк, бессонная ночь, полынь).
Ей почти не трудно помнить себя живой
в лабиринте будних лиц и сутулых спин.

Ей почти не слышен шёпот нездешних вод
(серый камень, бухты Коннахта, донный ил).
Духота вагона вытравит соль и йод,
mp3-попса заглушит ирландский рил.

Королева выпьет кофе, закажет грог
(кардамон, корица, тёмный гречишный мёд).
Из угла кофейни щурится смуглый бог.
Или демон. Впрочем, кто их там разберёт.

Как-бы-жизни друг за другом – ячейки сот
(крестик, нолик, время вышло, гасите свет).
Кровоточит память. Ноет к дождю висок,
будто шрам от старой раны, которой нет.

http://www.stihi.ru/2008/06/18/3691

А так, как  настольными стали удивительные книжки Пётра Бормора «Запасная книжка», «Игры демиурга» «  Многобукаф», -  литературные мифы 21 века, то и поэзия Светланы оказалась очень близкой и дорогой,  опять же  хочется прочитать все, что написано автором, думаю, что это знак…

И наконец-то очень органичными оказались консультанты- защитники наших поэтов, разговор шел о поэтах и поэзии, их  суждения оказались на уровне.

Согласна, что с драматургией мы немного подкачали, Игорь Борисович грустил,  ему хотелось чего-то совсем другого, но мы слушали стихотворения и говорили о поэзии. Думаю, ради гармонии можно отказаться от конфликтов и разборок, сколько их было в прошлом, сколько еще будет ( если бог не милует)
В чате стали сожалеть о том, что нет кнопки «за всех», на этот раз она бы очень и очень пригодилась…

Хорошо, что Ольга Воронина нам напомнила и о поэтических жанрах, в частности о новом варианте Баллады с глубоким сюжетом, подтекстом, многослойностью. А вдруг мы снова получим эти немного жутковатые сказания. «Баллады 21 века» - а почему бы и нет..

Знаю,  насколько интересными  могут быть   тексты, если соединить несколько разных мифов, так как это делал А.Блок в «Снежной маске», где сказка о Снежной королеве переплетается с мифом о Кармен и Клеопатре, и какой удивительный текст в итоге получается. Вот так и здесь, перед нами  уникальные творения.

Если некоторые тут провозглашали явление золотого века поэзии, и мы воспринимали это с   ироничной улыбкой, но вот авторы  этой передачи доказали, что вернуть серебряный век русской поэзии  вполне реально.
Что же касается гармонии, которая все-таки появилась у нас в третей передаче этого цикла, то в контексте мифов можно вспомнить, что греческая богиня Афродита была богиней любви и войны( ее возлюбленным был Арес), славянская богиня Лада – была богиней любви и гармонии, и мы идем именно по этому пути, ну хотя бы в отдельно взятой передаче, а вдруг…

Это обнадеживает и сегодня, главная тема поэзия – это любовь и гармония, и то, что мы сделали шаг в этом направлении, по-моему, замечательно.

А еще прекрасно то, что некоторые из наших консультантов оказались на этот раз по другую сторону монитора, и хотя они оставались в чате злыднями, ну  как без этого, но в главном  были они все-таки бессильны -  нарушить гармонию, царящею в студии так и не смогли…

Символично, что передача  проходила накануне 21 марта – Всемирного Дня Поэзии, к которому    мы с вами имеем  отношение.

«  Общество анонимных авторов « –стихотворение Сканди http://www.stihi.ru/2008/09/25/1094, которое должен прочитать каждый, кто считает себя  Поэтом… Ничего более оригинального я до сих пор не встречала.
http://www.youtube.com/watch?v=ZOPv1pX04m4 – вот здесь его исполняет автор.

Передача живет, развивается, так хочется верить, что  она на правильном пути, и много открытий чудных нам еще предстоит.
Я же в первый раз за все время говорю о том, что голосовать собралась «за всех», никогда прежде такого не бывало, ни в одной из передач…

Все-таки нам надо подумать об этой очень важной кнопке, думаю, она будет очень много значить для творцов «Вечерних стихов», особенно процент проголосовавших за всех – это знак качества передачи.

Не грустите , Игорь Борисович, думаю,  уже в следующей передаче с драматургией будет все в порядке, вон какие орлы рвутся в бой, а пока всех с Днем поэзии. Какой прекрасный это праздник