Чай пьют в разных странах мира

Марат Гайнуллин
                Написано специально для конкурса «Самовар» Людмиле Дубинской:
                http://www.stihi.ru/2013/03/21/12003

Чай пьют в разных странах мира,
в лютый холод и  в жару,
в Антарктиде, на Памире,
в Конго, Бирме и Перу.

Кто-то пьёт из самовара,
кто-то пьёт из кундюка,*
на костре другой заварит – 
пьёт затем из котелка.

Пьют, беседуют о разном –
о политике, кино,
о погоде, о прекрасном...
Это  было так давно.
26.03.2013г.

кундюк* –  чугунный, алюминиевый или медный кувшин, похожий на чайник.

      Напомню читателям, что автор этих строк прожил в Туркмении четверть века, потому хочу сказать несколько слов о чаепитии в туркменских семьях. Чай в Туркмении считают эликсиром бессмертия.  Туркмены часто повторяют пословицы: «Пей чай – удовольствие получай!»;  «Чай пьёшь – орлом летаешь!». «Пей чай – здоровье получай!»
       Туркмены, проживающие на востоке страны, текинцы, сарыки, мервцы пьют много зеленого чая. А йомуды-прибалханцы и огурджалинцы проживающие на западе страны (а также их соседи из Мангышлакской области, г.Шевченко, Жетыбай, Новая Узень, автор часто бывал в командировках в этих городах) предпочитают пить черный чай. При этом с черным чаем, часто пьют парное верблюжье молоко, которым чай будто «заваривают», а затем ненадолго ставят на угли.  Очевидно,  чай  в Туркмении заваривают на молоке,  вследствие хозяйственных и природно-климатических условий (в жарком пустынном и степном климате воду найти непросто, к тому же, она имеет солоноватый вкус).
    Чай в Туркмении начинает появляться в эпоху раннего средневековья, куда его по Великому Шелковому пути доставляли китайские купцы вместе с шелком, порохом, фарфором и др. товарами.
    Чай, особенно зеленый, является отличным терморегулятором тела. Не случайно туркмены потребляют его в большом количестве. Вот что по этому поводу говорит немецкий этнограф Рихард Карутц, побывавший в первом десятилетии XX в. у туркмен и казахов Мангышлака. С удивлением отмечая невероятное по количеству потребление местными жителями чая (а именно, от семи до десяти стаканов утром, днем и вечером).
     Рихард Карутц пишет: «...Ссылка на полезность чая являлась таким извинительным мотивом...
     ...В последнем сомневаться действительно не приходилось, и люди были правы, когда говорили: «Сегодня нужно выпить побольше чаю, очень жарко»; люди там знают, что в жару полезна транспирация, и что это умеряет жажду; они сознательно выпивают такие количества этого привозного продукта, как в старину они выпивали с той же целью такие же количества горячей воды с распущенным в ней салом. На мне чай отзывался всегда отлично, и мне не удавалось лучше утолить жажду, как выпив несколько стаканов чаю, и я нахожу, что холодная вода, молоко или пиво никогда не утоляют вполне жажды и не разливают по всему телу такого интенсивного приятного ощущения, как горячий чай. Я снова испытал это на Мангышлаке, где при температурах до 40 и 50 градусов кожа была постоянно покрыта испариной, и чем больше пота выгонялось чаем, тем меньше ощущалась жара. Следовало бы и для НАШИХ ВОЙСК взвесить всю важность потребления чая во времена летних маневров и в ПОХОДАХ».
      Русский исследователь Е. Марков, совершивший в конце XIX в. поездку в Туркменистан, писал: «Базары – это обычный всенародный клуб восточного человека, где он видится со всеми, с кем ему нужно и не нужно, где он узнает все новости дня, от политических событий далеких царств до последней сплетни какой - нибудь степной кибитки. Без базаров жизнь была бы не в жизнь... Оттого кухоньки, чайные лавки, продажи сластей  –  тут на каждом шагу, прямо на открытом воздухе, под сенью разбитых шатров, под тенью дерева, но всегда, однако, на коврике, на войлочке или на деревянных низеньких подмостках, вроде широчайших кроватей на коротеньких ножках.
     Целыми десятками усаживаются рядком в тени от солнышка полосатые халаты и не спеша потягивают из больших фарфоровых чашек без блюдцев, величиною с наши обыкновенные полоскательные чашки, не изобразительно жидкий, но вместе с тем и неизбежно дешевый зеленый чай, который в громадных количествах привозится для туземного потребления персиянами из Индии...
      Чай сделался до того необходимым ежедневным напитком степного азиатца, что и туркмен, и сарт, и киргиз, и калмык – в дороге носят на поясе в числе важнейших путевых принадлежностей кожаный круглый футляр с чайною чашкой, одинаково удобною для воды и для чая. Лавочки-палатки мервского базара наполнены этими грубо разукрашенными футлярами из красной бараньей кожи грошовой цены. Нет ни одного глухого аула в Туркмении, ни одного мелкого кишлака в Бухаре или Кокане, где бы не было у проезжей дороги хотя какого-нибудь злосчастного чайхане, чайной лавочки. Мечети бывают нередко пусты, но никогда вы не встретите в Азии чайхане, где бы в каждую минуту дня, с утра до глубокой ночи, –  какой-нибудь правоверный мусульманин не утешался бесконечно долгим питьем своего зеленого чая.
      Наше русское чаепитие, считающееся чуть не прирожденным национальным свойством истинно русского человека, безо всякого сомнения, проникло к нам уже через посредство азиатского кочевника, как и многое другое в нашем домашнем быту, а от нас заразило мало-по-малу и всю Европу...».
      Туркмены и на фронтах 1-й и 2-й мировых войн не обходились без зеленого чая. Например, всадники Текинского конного полка, участвовавшие в 1914-1917 гг. в 1-й мировой войне, постоянно получали с родины посылки с зеленым чаем. Вот одно из писем с фронта за февраль 1916 г . на адрес Дамского комитета в Асхабаде: "Туркменский конный полк приносит комитету глубокую благодарность за щедрые подарки, доставленные полку... Подарки состояли из двух пудов (32 кг) двадцати пяти фунтов зеленого чая и двух пудов сахарных леденцов местного изготовления".
А джигит этого полка Хыдыргулы Юсуп-оглы восторженно отметил это событие в стихах: "Нам с Родины чай и набат прислали; бодры и живы туркмены..."
      Хочется сказать несколько слов о ярких представителях традиционного искусства туркмен, о бахши-музыкантах, бардах-сказителях, поющих и играющих на дутаре. Дутар – струнный музыкальный инструмент. Слово происходит от двух иранских слов: ду - два, тар – струна.
      Музыканты-бахши во все времена пользовались в Туркмении особым почетом и уважением. Бахши кочуют со своими песнями из селения в селение. И в каждой местности люди заранее готовятся к встрече: продумывают вопросы для беседы, место для торжества, угощение и пр. Они расстилают на большой площадке, ковер, рядом разводят большой костер, который освещает всех присутствующих, а в нескольких метрах от него раскидывают скатерть-дастархан и выставляют различные сладости, фрукты, чель-пек (тонко нарезанное жареное тесто) и другие угощения.
      Бахши носят особую одежду: дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны. Они пьют воду, взятую из своего колодца, и пользуются своей посудой, перевозя ее с собой повсюду в неприкосновенном виде.
      Слушать бахши собираются до двух тысяч человек. Бахши начинает петь в пять-шесть часов вечера и заканчивает в восемь-девять утра. Через каждые два часа он делает короткий перерыв (10-15 минут), во время которого пьет чай, разговаривает с людьми.

      Информация подобрана из статей Интернета и личных впечатлений. Автор не претендует на "новизну" произведения, и тем более как научную статью...