Афродита Книдская. Aphrodite of Knidos

Костас Тодис
АФРОДИТА  ЭЛЛИНСКАЯ  «АНАДИОМЕНА»

Афродита (Aphrodite) - в греческой мифологии - богиня любви и красоты, вхо¬дившая в число двенадцати великих олимпийских богов. Ученые считают, что Афродита - богиня малоазийского происхождения. Этимология негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии рождения Афродиты. Согласно первой, ранней, она родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену, отсюда одно из её прозвищ - Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря". Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с Афродитой из крови Урана появились на свет эринии и гиганты. Следовательно, Афродита была старше Зевса и являлась одной из первичных хтонических сил. Согласно второй,поздней, она была дочерью Зевса и богини Дионы.
Афродита обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Она представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: "Афродита в садах", "священносадовая", "Афродита в стеблях", "Афродита на лугах". Она всегда находилась в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная ("богиня гор"), спутница и добрая помощница в плавании ("богиня моря"), то есть и земля, и море и горы объяты ее силой. Она - богиня браков и даже родов, а также "детопитательница". Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
Хотя служение Афродите часто носило чувственный характер (она считалась даже богиней гетер, и сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов. В Гомеровском гимне богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Киприда, "кипророждённая"). Оры увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги дивятся прелести Кифереи и возгораются желанием взять её в жёны. Так воспевается богиня в гимне Гомера:
 
Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами
Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка
С милого лика её. И прелестен цветок на богине.
Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,
Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!
 
Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста - самого искусного мастера среди богов и самого некраси¬вого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчесывала золотым гребнем кудри и принима¬ла гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги. От любви Ареса и Афродиты появились на свет Деймос, Фобос и Гармония, а также Эрот и Антэрот. Сыном Афродиты от Гермеса считается Гермафродит. Ог¬ромное горе принесла Афродите смерть ее возлюбленного Адониса. Аф¬родита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибу¬том одеяний богини являлся ее знаменитый пояс, в котором были за¬ключены любовь, желание, слова обольщения. Он делал любого влюблен¬ным в его хозяйку.
Известна реакция законного мужа Афродиты, узнавшего от Гелиоса о ее связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную сеть, которую незаметно прикрепил к подно¬жию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляет¬ся немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не за¬ставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опу¬танные сетью - голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашен¬ные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, по¬обещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, - в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афро¬дита удалилась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.
Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием ее вол¬шебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить ее, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис, царь дарданов, от которого она родила Энея. Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут. Некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.
Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня - Гера, Афина или Афродита - самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко, что послужило причиной Троянской войны. Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствовала героям, но это покровительство распространялось только на сферу любви. Она обещала Парису любовь Елены и следила за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены, когда пришла за ней, чтобы отвести к Парису после позорного бегства последнего с поля боя:
 
Но,лишь узрела Елена прекрасную выю Киприды...
В ужас пришла, обратилась к богине и так говорила:
 
"Ах, жестокая! снова меня обольстить ты пылаешь?
Или меня еще дальше, в какой-либо град многолюдный,
Фригии град иль Меонии радостной хочешь увлечь ты,
Если и там обитает любезный тебе земнородный?
Ныне, когда Менелай, на бою победив Александра,
Снова в семейство меня возвратить, ненавистную, хочет,
Что ты являешься мне, с злонамеренным в сердце коварством?
Шествуй к любимцу [Парису] сама, от путей отрекися бессмертных
И, стопою твоей никогда не касаясь Олимпа,
Вечно при нем изнывай и ласкай властелина, доколе
Будешь им названа или супругою, или рабою!
Я же к нему не пойду, к беглецу; и позорно бы было
Ложе его украшать; надо мною троянские жены
Все посмеются; довольно и так мне для сердца страданий!"

(Гомер Илиада III, 399- 412)

Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес и Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса:
 
Тут неизбежно погиб бы Эней, предводитель народа,
Если б того не увидела Зевсова дочь Афродита,
Матерь, его породившая с пастырем юным, Анхизом.
Около милого сына обвив она белые руки,
Ризы своей перед ним распростерла блестящие сгибы,
Кроя от вражеских стрел, да какой-либо конник данайский
Медию персей ему не пронзит и души не исторгнет,
Так уносила Киприда любезного сына из боя.

(Гомер Илиада V, 311- 318)

Хотя появление классической Афродиты всё ещё внушало ужас, она постоянно именовалась "золотая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная", "многозлатая", "прекрасноокая". Рудиментом архаического демонизма богини являлся её пояс, который она передавала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе были заключены любовь и желание:
 
Пояс узорчатый: все обаяния в нем заключались;
В нем и любовь и желания, шепот любви, изъясненья,
Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.
Гере его подала и такие слова говорила:
"Вот мой пояс узорный, на лоне сокрой его, Гера!
В нем заключается все; и в чертоги Олимпа, надеюсь,
Ты не придешь, не исполнивши пламенных сердца желаний".
Так изрекла; улыбнулась лилейнораменная Гера,
И с улыбкой сокрыла блистательный пояс на лоне.

(Гомер Илиада XIV, 210-218)
 
Афродите обращались за помощью влюбленные и она отвечала на их молитвы. Так, она превратила по просьбе Пигмалиона статую в прекрасную девушку Галатею. Афродите был посвящён гимн древнегреческой поэтессы Сапфо, в котором та молит богиню о помощи в любви:
 
Пестротронная, бессмертная Афродита,
о дитя Зевса, плетущая козни, молю я тебя
не круши досадой и горем, о, владычица,
душу мне!
Но - приди, коль если когда-то раньше,
издалека заслышав мои мольбы,
покинув дом отца, ты приходила,
золотую
колесницу запрягая: тебя везли прекрасные
воробьи по-над черной землей,
часто крыльями кружа, - от чистого эфира
через средину.
Тотчас приходили они, а ты, о, благая,
улыбнувшись бессмертным ликом,
вопрошала, что снова страдаю я. Зачем
зову снова...
и чему всего более желаю свершиться
[всей] душой безумной. "Кого просить мне
вновь вернуть тебя ее любви? Кто, о Сапфа,
несправедлив с тобою?
Ведь если убегает она - скоро будет преследовать,
если не принимает даров - будет предлагать,
и если не любит - скоро полюбит,
и не желая того!"
Приди ко мне и теперь, и от тяжких
забот избавь - всё то, чему свершиться
желает дух мой, ты сверши; и сама
будь соратницей в битве!
 
Но помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал ее культом и отвергал любовь. Она покарала смертью Ипполита и Нарцис¬са, внушила противоестественную любовь Пасифае, Танаису и Мирре, а Гипсипилу и других лемносских женщин наделила отвратительным за¬пахом. Афродита жестоко наказала Аталанту за упорство в желании ос¬таваться девственницей, а Главка за то, что он запретил покрывать сво¬их кобылиц.
Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязан¬ностью - творить любовь, но однажды Афина застала ее тайком сидев¬шей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина при¬грозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе.
Платону в "Пире" принадлежит противопоставление Афродиты Урании ("небесной") и Афродиты Пандемос ("всенародной"). Хотя древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Храм Афродиты Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным. А статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой. Афродита Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, "когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город". Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл ее культа. Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище Афродиты - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии.
Античные скульптурные изобра¬жения Афродиты многочисленны. В искусстве архаики и классики богиня предста¬вала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Tак называемая "Venus Genetrix" (Париж, Лувр) является римской ко¬пией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, "Афродиты в садах" Алкамена. "Афродита из Палаццо Лаццерони" является ко¬пией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят "Афродита из Лиона" и "Афродита из Фрежюса" (обе в Лувре). "Афродита Книдская" Праксителя известна по более чем 50 копиям. Статуя послужила прото¬типом для многих известных произ¬ведений последующего периода ("Афродита Медицейская", "Афродита Капитолийская" и др.). К другой статуе Праксителя - "Афродита Косская" восходит "Афродита из Арля". До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в том числе "Афродита Киренская" (4-3 вв. до н. э.), "Афродита Мелосская" (ок. 120 до н. э.). Среди греческих рельефов - рельеф так называемого трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. Афродиту часто изображали в гре¬ческой вазописи, особенно в сценах "суд Париса", а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: "Арес и Афродита".
Сцены из мифов об Афродите встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатю¬ре, особенно во Франции и Фланд¬рии. В живописи 15-18 вв. популяр¬ностью пользовались сюжеты, связан¬ные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена "рождение Венеры" (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты "спя¬щая Венера" (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Д. Веласкес и др.), "туалет Венеры" (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и "купание Венеры" (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Также были популярны сюжеты: "Вене¬ра и Амур" (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), "поклонение Ве-нере" (Дж. Вазари, X. Голциус, Ру¬бенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), "триумф Венеры" (Тициан, А. Ку¬апель, Ф. Буше и др.), "праздник Ве¬неры" (Тициан, Рубенс и др.), "Венера и сатир" (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ Афродиты на¬шёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведе¬ний нового времени - картины "Вене¬ра Анадиомена" Ж. Энгра и А. Бёклина, "Венера" А. Фейербаха, статуи "Венера" Б. Торвальдсена и "Венера с ожерельем" А. Майоля.
В европейской поэзии и драматур¬гии разрабатывался главным образом миф о любви Афродиты и Адониса. Большин¬ство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе про¬изведений 17-18 вв. на другие сюже¬ты мифа - оперы Ф. П. Сакрати "Рев¬нивая Венера", П. Коласа "Рождение Венеры", А. Кампра "Любовь Марса и Венеры" и др., балетные постановки Дж. Уивера ("Любовные похождения Марса и Венеры") и Ж. Ж. Новера ("Туалет Венеры"). Среди произве¬дений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа "Триумф Афродиты".
ЕЛИСЕЕВА  Л. А.

АФРОДИТА КНИДСКАЯ (364–361 гг. до н. э.)
 
Древний Книдос был богатым и известным городом, что было записано в Палате сокровищ в святилище Аполлон в Дельфы, куда регулярно вносились от него богатые пожертвования. Книдос был крупным торговым центром и славился своим вином. Но все же значительно больший вклад жители города внесли в развитие медицины, науки и искусства. В Книдосе родился Сострат, архитектор, построивший Александрийский маяк (одно из чудес света), ученый Ёвдокс (4 в.до.н.э.), астроном, который первым вычислил окружность Земли и основал обсерваторию в Книдосе. В Книдосе были им построены первые в мире солнечные мраморные часы в форме, похожей на кресло, показывающие время года и время суток. Скульптор Пракситель - прославился созданием первой обнаженной античной скульптуры – Афродиты Книдской. Она стояла в центре храма, возвышавшегося в прекрасном саду на крутом берегу с видом на северную бухту. В 4 в.до н.э. статуя была одной из первых статуй обнаженной женщины (до этого времени были только мужские обнаженные статуи). От храма, к сожалению, остался лишь фундамент. Статую же византийцы перевезли в Константинополь, где она позднее сгорела во время пожара. Самая удачная копия этой прекрасной статуи находится в музее Ватикана.

По своему плану нынешний Книдос совсем не отличается от античного. Сразу видны знаменитые военная и торговая бухты города, а также улицы, террасами поднимающиеся над морем. Сохранились также остатки знаменитого искусственного канала, соединявшего когда-то бухты, позволявшего легко перебрасывать боевые триремы и отражать нападения противника как с востока, так и с запада.
Историк Страбон сравнивал этот город, плавно повышающийся от берега до акрополя, с театром. На перешейке разделяющем две гавани были построены частные дома. Склоны, слегка повышающиеся от берега по направлению к акрополю, были отданы под здания, в которых размещались органы управления и социальные службы. Четыре главных проспекта, имевших ширину до 10 метров, протянулись с востока на запад, параллельно один над другим. Для сообщения между проспектами строились наклонные лестницы, образовывающие особые улицы. Город был опоясан стенами длиной 4 километра. Стена начиналась от военного порта, обходила акрополь и достигала торгового порта.

Самой красивой точкой развалин является храм Афродиты(Aphrodite Euploia), находившийся между двумя портами. Здание, построенное по круглому плану, имело 17 метров в диаметре и возвышалось в прекрасном саду на крутом берегу с видом на северную бухту.. Статуя Афродиты находилась внутри храма. Когда открывались двери, казалось, что богиня встречает вас. Сейчас от статуи остался только постамент. Храм Афродиты был посвящен богине, которая почиталась не только, как богиня любви, но и как защитница моряков и рыбаков – всех, кто путешествовал на море. При храме был и «бордель», в котором жрицы занимались «священной» проституцией. Богато ли или скромно было приношение паломников - милость Богини любви равно снисходила на всех через жриц этого святилища. Отказывать не разрешалось, а отказываться было не принято. Сейчас от храма осталось только круглое мраморное основание здания и сохранилась аллея в форме сердца, обрамлённая аркадой колонн из белого мрамора. Скульптура Афродиты дошла до нас только в виде римских копий.

В Книдосе также было два театра – Нижний и Верхний. Нижний театр, построенный на самом берегу южной бухты, вмещал около 8 тысяч человек. Он прекрасно сохранился до наших дней. Ярко-белые, словно отполированные солнцем мраморные ступени-скамьи поражают воображение, равно как и великолепно сохранившаяся до наших дней акустика. Верхний театр был значительно больше и находился выше по склону. Но о его местонахождении можно узнать только по специальной табличке. Театр даже не начинали раскапывать, его контуры лишь угадываются по форме полукруглого склона и редким выступающим над поверхностью земли камням.

На самой вершине холма возвышался храм Аполлона и казалось, что город похож на театр. Храм Коринта, расположенный прямо над малым театром является произведением архитектора Состратоса. Вдоль дороги, ведущей к храму Аполлона, на фундаменте одного из дорийских храмов была построена церковь во времена раннего христианства. Даже сейчас можно видеть цветную мозаику на полу церкви. Начатые в 1996 году работы по восстановлению «Стоа» уже закончены на две трети, «стоа» датируется 3 веком до н.э. и принадлежит работе архитектора Состратоса. В этом строении длиной 113 метров и шириной 16 метров были построены комнатки размерами 5 х 3.80 метра. Все они направлены своими окнами на юг. Находки найденные во время раскопок выставлен в небольшом музее расположенном на территории города. В 1857-59 гг. развалины Книда были исследованы англичанами под руководством Ньютона, их главной находкой стала мраморная статуя Деметры. Во время раскопок 1970-х гг. археологами был вскрыт круглый в плане дорический храм Афродиты, в котором был обнаружен пьедестал легендарной статуи Афродиты Книдской. Во время раскопок ими же был обнаружен «Булевтерий» - здание городского совета, выборного органа, что позволяет предполагать наличие, в отдельные периоды, демократических порядков в древнем Книдосе. Также на высоте 284 м. над уровнем моря в Книдосе находился городской Акрополь. До 412 г. до н. э. Книд выступал на стороне Афин в войнах со Спартой, затем управлялся самими гражданами в духе демократии, в III веке н.э. признал власть Птолемеев. В римские времена Книдос сохранял автономию, обезлюдел к VII в. н.э. Как и для других прибрежных поселений Анатолии в 7 в.н.э., в период нашествия арабов и последующее землетрясение стало причиной прекращения жизни на этой территории.

Сейчас на месте древнего города нет никакого поселения, кроме дома семьи смотрителей этого музея под открытым небом, ресторанчика для яхтсменов (впрочем, несуразно велики из-за отсутствия конкуренции) и небольшого отделения жандармерии, осуществляющей также пограничную службу: ведь совсем недалеко, на расстоянии прямой видимости, - Греция, группа островов, самый большой из которых Кос – родина врачевателя Гиппократа. В заброшенности Книдоса есть особый шарм. Там нет четких туристических маршрутов, узкие тропинки, протоптанные козами и редкими туристами, часто нависают с террас над морем и завалены остатками античных колонн и статуй. Установленные во всех местах вывески облегчат вашу прогулку по руинам. Единственный недостатком является то, что общий план города выполнен только на английском языке. Удивительно прозрачное синее море станет наградой тому, кто сможет покорить все закоулки древнего города снизу доверху.
Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее чувство. Она более человечна и одухотворенна, чем в произведениях искусства предшествующего столетия. Соединение духовного и физического совершенства придает образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались каждым видевшим ее Богиня. Изображена совершенно обнаженной, собирающейся войти в воду. Слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой руки — жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыденности. Грация движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и стройности ее зрелого, прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает легкая мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлиненные глаза, их «влажный» взгляд полон жизни. Мягкие, пышные волосы дополняют прелестный облик Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом изваяние оживляла раскраска, так что мы вправе представить себе голубые глаза, нежный румянец щек, яркие губы и золотые волосы.
Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно монументальна. Этому способствовали и ее сравнительно большой размер (около двух метров) и такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на нее одеждой богини. Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком легки по сравнению с верхней частью статуи, гидрия придает и всей композиции большую устойчивость.
Оригинал статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской, прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо передающая монументальность статуи. Ее автору, однако, не хватило умения полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки. Мастеру другой (мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней утонченности.

Источники:
1.Кондрашов А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедия. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 768 с.
2.Лосева И.Н., Капустин Н. С., Кирсанова О.Т., Тахтамышев В.Г. Мифологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 г. - 576с.
3.Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1987 г. - т.1 - 671 с.

http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s00/e0000639/
http://www.ktdrus.gr/index.files/Lyrics_3.html
http://morkov.net/velikie/afrodita-knidskaya-gg-do-ne.html
http://www.ktdrus.gr/index.files/Dorian_Exapolis_Knidos.html