ВЗ, 3-я Книга Ездры. Главы 6, 7, 8. Переложение

Ольга Лютых-Грицаенко
Фото моё: в Соборном храме Святого великомученика и целителя Пантелеимона на Новом Афоне. 9 мая 2012 г.

Глава 6

53 С повеленья Твоего в день шестой земля родила
        скот, зверей, удавов, львов - от слона до крокодила;
54 после - сотворен Адам из чистейшей белой глины,            
        Ты его поставил нам над всем сущим властелином,          
        от него пошел весь род наш разумный, человечий,
        и в отдельности - народ, что Тобой перстом отмечен.               
55 Ты для нас сей век создал по Своей всесильной воле.
        Пред Тобой я все сказал, что добавить еще боле?
56 О народах же других Ты сказал: их роль - статисты,             
        уподобил их слюне, что по капле вниз сочится.               
57 Ныне, Господи, они, хоть никчемны и ничтожны,    
        властвуют все ночи, дни, пожирая нас безбожно.
58 Мы же, славный Твой народ, первенец единородный,               
        сброшены с Твоих высот, в руки отданы уродам.             
59 Если век сей дан для нас, то когда вручишь наследство,               
        то, которое припас Ты в конец - от смерти средство?

Глава 7

70 стихов, находящихся между 35 и 36 стихами 7-й главы, имеются в русском переводе только в т.н. «Брюссельской» Библии (Брюссель, 1973) и «Толковой Библии» А.П. Лопухина (Петербург, 1904). В Синодальной Библии их нет. Ссылки по параллельным местам по этим стихам взяты также с Брюссельской Библии

1 Я окончил говорить, Уриил ко мне был послан,               
        тот, кто душу усмирил прежде мне при свете звездном,               
2 он сказал мне: "Ездра, встань, и внимай тому, что слышишь, 
        Божье Слово - тебе дань за твой вклад, что Богом дышишь".
3 Я ответил: "Говори, господин мой". Он сказал мне:   
        "Море блещет от зари до заката - точит камни,               
        так безмерно глубоко и широко его русло,
4 но корабль в него легко входит лишь рекою узкой.
5 В море тот лишь господин над его могучей бездной,               
        кто прошел весь путь один по реке кривой и тесной.
6 Или вот представь еще: на равнине близ ущелья
        город, что утратил счет и богатству, и веселью;               
7       путь в него - чрез перевал по высоким горным тропам,
        где огня и лавы шквал всюду справа, слева - пропасть.
8 Та тропа там так узка, что от пламени до бездны         
        пядь - от пятки до носка. Понимаешь меня, Ездра?
9 Город тот завещан был человеку от начала,               
        только Бог к нему пробил путь опасный через скалы".
10 Я сказал: "Так, Господин!"  Он продолжил: "Бог и славу,
        и причину для седин дал Израилю по праву.
11 Для него Он сотворил век прекрасный от Адама,               
        но Адам сам отворил двери ада - в том и драма.
12 Входы сделались узки в век земной, кровавый, страшный:   
        годы, полные тоски, как шлагбаумы на марше,
13 сбаррикадились. Но путь ты пройди навстречу ветру,   
        претерпи все и добудь вход в век будущий бессмертья.
14 Кто не верил, не страдал, тот останется у входа -   
        через Ангела вещал Бог о сути всех народов.               
15 Что смущен ты тем, что тлен твоего коснется тела?             
        Знаешь ведь, что смерти плен забирает то и дело
16 по сородичу. Ответь, что о будущем не плачешь,               
        а земную ценишь твердь в настоящем - Неба паче?"             
17 Я на это отвечал: "Ты, Владыко, дал нам право,               
        где начало всех начал: вечность правым, смерть - неправым.
18 Терпят люди зло, беду, только правые -  в надежде,               
        что исправишь им среду, а неправым - все, как прежде".
19 Он сказал мне: "Нет суда выше Бога во Вселенной,
        ты поймешь Его тогда, когда Он воздаст мгновенно.
20      Гибнут многие за то, что не веря в Его Благость,
        служат статуе златой, им любовь бывает в тягость.
21 Гибнут, ибо Он велел соблюдать Закон священно,               
        и послушных обогрел обещаньем всепрощенья.
22 Непослушных большинство, воспротивившихся Богу,               
        в суете их торжество, в бездну выбравших дорогу.
23 Увлеченные грехом, обольщенные пороком,               
        утверждавшие кругом, что нет Бога, и пророков
24 не признавшие Его, им же Истину вещавших,               
        и делами ничего в Его Честь не совершавших.
25 Потому-то, Ездра, знай: полным - полное по вере,               
        а пустое - через край для пустых - по полной мере.
26 Время верное придет, будут четкие знаменья:               
        явится невеста в рост, скрытая землей на время.
27 Кто избавится от зла, что исчислено в Завете,   
        тот чудес увидит знак, Мной дарованных планете.
28 Будет, в этом Мой завет -  Иисус, Мой Сын Нетленный,         
        десять раз по сорок лет с теми, кто Его приемлет.
29 После этих лет умрет Сын Мой в Лике Человечьем,            
        вместе с Ним с земли уйдет род людской, но не навечно.
30 И вернется на семь дней снова древнее молчанье,         
        что предшествовало всей Книге Жизни изначально.
31 После страшных семи дней век восстанет усыпленный,            
        но останется на дне всяк, пороком поврежденный.
32 И отдаст земля наверх, кто в ней спал, хранимый Богом,               
        прах и души прежних всех тех, кто шел Его дорогой.
33 Тогда явится Судья на престоле, как на троне,          
        верный будет вновь стоять, а неверный вновь утонет.
34 И закончится во мгле злого долгое коварство,               
        и настанет на земле Истины Небесной Царство.
35 И последуют дела воздаяния неправде,
        что людей во ад свела, что мешала править правде.               
(36)    Здесь откроется покой, там - озера мук гниенны,               
        против рая - за рекой распахнется печь геенны.
(37)    И Всевышний огласит пробудившимся народам:
        "Вот кого отвергли вы и к какой пришли природе.
(38) Гляньте прямо пред собой и напротив:  там - лишь сладость             
        и незыблемый покой, здесь - огонь и муки ада."
(39) Вот что скажет Бог тогда в день безсолнечный, безлунный
        и беззвездный день суда, день беззвучный и безшумный,
(40) день без туч, без облаков, без грозы, дождя и ветра,               
        день, не скрытый под покров мрака ночи, день без метра,
(41)    день без утр и вечеров, день без жара и прохлады,
        без морозов, без костров, без росы и звездопада,
(42) день без полдня, без зари, без заката, ясных линий,
        кроме света, что горит, разливаясь по долине            
        от Всевышнего огня, так, что видится лишь Он всем,
(43) полной мерой того дня, что продлится ровных лет семь.
(44) Вот Мой суд, его расклад. Ты один об этом слышишь".
(45) Отвечал я: "Ты - гарант для блаженства тех, кто дышит      
        заповеданным Тобой, но печаль мне сердце гложет -               
(46) мало тех, кто той тропой в райский город войти сможет.               
        Кто, покинувший свой дом, согрешив, не предал Бога,               
        кто, пусть в малом, пусть в одном не слукавил хоть немного?               
(47)    И теперь я осознал, век грядущий для немногих,               
        бездны огненный оскал - для всех нравственно убогих.
(48) Потому что в них внутри сердце злое вызревало,    
        удаляя от Зари и приведшее в начало,            
        к тлену, смерти, пустоте по дороге, что от истин               
        прочь уводит почти всех, кто рожден был в этой жизни."
(49) Он ответил мне, сказав: "Выслушай Меня, наставлю               
        я тебя словами глав из той жизни, что настанет:
(50) Бог для этого создал век земной и век небесный.               
(51) Изначально Он воздал славу честным, срам - нечестным,               
        правых несколько, но тьма - нечестивых, ждет их яма.
(52) Если будут у тебя диамант, рубин и яшма,               
        станешь ты беречь их, но нет числа свинцу и глине".
(53) И сказал я: "Не одно, все, что Ты означил ныне".
(54) Он продолжил: "Ты спроси землю ласково и нежно,               
        как у ней хватает сил мир питать такой безбрежный?            
(55) Ты ее спроси: В чем суть - золото даешь по грамму,               
        серебро - побольше чуть,  медь, железо - килограммы,
(56) а свинец и глину - нет счета тоннам - много, мало?               
        То, что редкость, то в цене,  что в избытке, то в отвалы?
(57) Посуди ты сам как есть: что ценней -  чего так много,               
        или то, что редко здесь,  что берут с собой в дорогу?"
(58) И сказал  я: "Боже мой! Что в избытке, то и хуже,            
        а что редко под рукой, то и дорого, и нужно."
(59) Он, продолжил: "Взвесь, кто рад, - кто алмаз взял, гнувши спину,            
        или кто, искавши клад, получил песок и глину?
(60) Так же дело обстоит по Закону в тварном мире.               
        Рад Я теми, в ком горит Моя слава, Мое Имя.
(61) И не жаль Мне тысяч тех, кто уже подобен пару,               
        Мной приравнен их успех к вспышке пламени без жара."
(62) И в ответе я сказал: "О, земля, что породила               
        ты, если разум воссиял весь из праха, из могилы?
(63) Лучше б было на земле праху впредь не появляться,               
        чтобы разуму золе вновь подобным не являться.
(64) Разум наш, как на дрожжах, возрастает вместе с нами,               
        он несет мучений страх, мы идем с ним к смерти сами.
(65) Пусть рыдает род людской, радостью пусть пышат звери:               
        человечество - с тоской, а животные - с весельем
(66) пусть живут, им суд - не суд, им неведомо блаженство,               
        и мученья вечных пут не ведут их к совершенству.
(67) Что нам пользы в силе волн, раз продлятся муки в вечность?               
(68) Кто рожден, грехами полн, потерявши человечность.
(69) И, быть может, лучше б нам не идти на Суд Вселенский?"
(70) Он ответил мне: "Адам сотворен, с ним образ женский,               
        был в начале, но до них Суд уже был уготован,               
        жизнь и смерть - не полный стих без главы о Жизни Новой.               
(71) И теперь ты сам воздашь, на свое же полагаясь,               
        раз сказал, что разум ваш вместе с вами возрастает.
(72) И поэтому, кто жив на земле, тот терпит муки,               
        потому что силой жил грели грех его же руки,               
        Заповеди Божьи знал, не исполнив их нисколько.
(73) Что он даст в защиту зла - силу страсти, да и только?
(74) Вышний долготерпелив не для сущих, а для срока,               
        данного для дней, где слив весь прольется ролью рока.               
(75) Я ответил, говоря: "Если честен пред Тобою,               
        если жизнь живу не зря, то ответь мне про такое:               
        после смерти пребывать будем мы тотчас же в муках               
        или будем Судный час ждать у Бога на поруках?               
(76) Он ответил мне, любя: "Покажу тебе и это.               
        Но не смешивай себя с чернотой земного света,
(77) ибо знаю, у тебя есть сокровище из дел, но               
        до назначенного дня не открою их отдельно.
(78) Слушай смерти суть и цель, когда выйдет срок ей данный,               
        когда дух, нетлен и цел, плоть оставит бездыханной               
        и вернется вновь к Тому, Кто ее создал, для славы,
        поклонения Уму у Царя Иной Державы.
(79) Если это души тех, кто в презренье к Богу прожил,               
        кто устал лишь от утех, кто для зла возможность множил,               
(80) ненавидя Божий страх, тот минует двери рая               
        весь в печалях и слезах, по семи путям блуждая.
(81) Первый путь им оттого, что презрели Божью Волю.
(82) Путь второй: нет ничего, чтоб раскаяться им боле.
(83) Третий путь: награда тем, кто Заветам  в жизни верен.
(84) Путь четвертый: страшен всем, кто для мук истратил время.
(85) Пятый: замки в вышине, охраняемое строго               
        в глубочайшей тишине ангелами у порога.
(86) Путь шестой: кто сеял грех, тот идет на муки сразу.               
(87) Путь седьмой, превыше всех предыдущих взятых разом,               
        путь смятенья и стыда, страха до изнеможенья               
        от прозрения, когда Бога узрят возвышенье,               
        и когда поймут, что суд не минует их природы,               
        слезы горькие польют за грехи перед народом.
(88) Что касается всех тех, кто хранил Господне дело,               
        их удел за гранью вех по разлуке с тленным телом
(89) будет следующим: те, кто служили трудно Богу,               
        кто был верен, как мечте, Господу, Его дорогу               
        ежечасно охранял при опасности погибнуть,               
(90) приговор для них принял Бог семи прекрасных видов:
(91) всего прежде их сердца возликуют на картине               
        славы Вышнего Творца, что покой дарит отныне.
(92) Первый вид: они с трудом бой вели со злом по жизни,               
        побеждая это зло и внутри себя, и извне.
(93) Вид второй: блужданье душ нечестивых и смятенных,               
        созерцающих беду наказаний несомненных.
(94) Третий вид: увидят, им заповеданное Богом               
        подтверждение - святым сохранили грунт Дороги.
(95) Вид четвертый: взяв с собой свой удел, как величанье,               
        в замках ощутят покой, охраняемый в молчанье               
        ангелами, будут ждать час последний прославленья.
(96) Пятый вид: торжествовать, что минули страхи тленья,               
        будут радостно они, видя тесное былое,
        тяготившее в те дни и оставленное в зное,               
        и почувствуют простор и блаженство от бессмертья.               
(97) Вид шестой: их лиц костер озарит тысячелетья,               
        свет их сразу блеску звезд уподобится по праву.               
(98) Вид седьмой: он перерос предыдущих видов славу:               
        ликованье без стыда, без опаски посрамленья,               
        в ожидании - когда все ж наступит то мгновенье,               
        в честь которого они век служили и трудились,               
        и в которое все дни в славу их навек сложились.               
(99) Правых душ удел таков, возвещаемый им тотчас.    
        Раньше ты узнал - оков тягость сразу для порочных."
(100) Отвечал я: "Значит, там душам выделено время 
        посмотреть по сторонам и найти таких же племя".
(101) Он сказал мне: "Ровно семь дней дано для их свободы -   
        все понять со страстью всей, наградные видя воды".
(102) Отвечал я и сказал: "Если я достоин славы,         
        покажи мне: в судный зал, Ты, введя народов лавы,    
        рад ли слушать вопль о тех, кто прощенья недостоин      
(103) пред Тобою - всех за всех: сын за мать, за сирых - воин,
        брат за брата, род за род, дед за внука, внук за деда".
(104) Отвечал Он мне: "Идет. Покажу тебе и это.   
        День суда - итог всему, всем печать свою являет,
        наподобие тому, как отец не посылает
        ныне сына за себя ни жениться, ни лечиться,         
(105) так не сможет он, любя, за него тогда молиться.
        Каждый молча принесет все свои неправды вместе               
        с правдами на счёт, как приданое невесте".
36(106) Я ответил: "Авраам за Содомский грех молился, 
        Моисей от отчих драм на колени опустился,               
37(107) Иисус во дни Ахана - за виновного грехи,
38(108) Самуил, Давид за раны погубляемых, в стихи               
        превращал Давид стенанья, называя их псалмы,               
        за стоящих под стенами - Соломон просил взаймы,      
39(109) Илия - за тех, кто принял дождь, как знаменье небес,               
        за умершего, чтоб ринул вновь на землю и воскрес.
40(110) Езекия - за народ в дни царя Сеннахирима,
        и так многие за плод от неправд молились зримо.               
41(111) Если множилась когда кривда, правду убивая,   
        сохранял Бог города, зову праведных внимая. 
        Почему бы и теперь не свершиться милосердью?
42(112) Он ответил мне: "Поверь, век земной - всего лишь двери 
        в век грядущий, потому и молились о пощаде
43(113) для заблудших. Срок всему. День суда в конец вам даден             
        и в начало новых лет для бессмертья и нетленья,
44(114) лжи и зла исчезнет след, от безверья поколенья
        отряхнутся, и тогда правда - тем, кто правду любит.               
45(115) Никого уже тогда не спасет никто, не сгубит."
46(116) Я ответил и сказал: "Вот мое в итоге слово: 
        лучше бы земли не дал Бог Адаму, или, словно
        кнут держал его в узде, от греха предупреждая,
47(117) чтобы нам не жить, везде смерти в страхе ожидая.
48(118) О, что сделал ты, Адам? Согрешив  под воскресенье, 
        ты упал, конечно, сам, но и нас увлек в паденье.
49(119) Что нам пользы от того, что обещано бессмертье,
        если бьемся: кто - кого одолеет в схватке смерти.
50(120) Нам предсказана была суть надежды, мы же всуе
        непотребные дела вытворяли в ночь лихую.
51(121) Игнорировали мы дар здоровья и покоя;
52(122) потому, Ты славу дал лишь для тех, кто жил покорно,               
        а от нас, снискавших зло на дороге, что от рая
53(123) прочь уводит, спрячешь зонт, что от края и до края   
        покрывает сад, где плод для покорных зреет сладкий;
54(124) не для нас, познавших вод неживых и дел нескладных.
55(125) Ярче звезд сиянье лиц будет тех, кто воздержались,
        наши лица прятать ниц будем, раз греха держались.
56(126) Мы не думали, творя беззаконие безбожно,         
        что по смерти отворять будем двери в край острожный".
57(127) Он ответил и сказал: "Эти мысли от рожденья    
        о борьбе, чтоб зла оскал не снискал в вас утвержденья,
58(128) если будет побежден кто, тот пусть претерпит боли,   
        если выдержит, то он благ получит еще боле,
59(129) жизнь получит, о какой Моисей вещал при жизни,
        говоря к народу так: "чтобы жить, держитесь жизни".
60(130) Но его словам не внял тот народ, ни тем, что после   
        говорили от Меня, кто для их спасенья послан, -
61(131) что не будет скорби там, где погибнет злое семя,
        что несло лишь стыд и срам, но любимым дам спасенье".
62(132) Я ответил и сказал: "Знаю, Господи, Всевышний
        милосерден тем, что внял не родившимся малышкам,
63(133) шлет Он милостей прилив тем, кто тратит дни в законе.
64(134) Он и долготерпелив к согрешившим, путь к иконе               
65(135) указует Он тогда, хлебом всех дарит насущным,
66(136) многомилостив всегда к бывшим, будущим, живущим.
67(137) Ибо, если б не жалел нас Он щедро, откровенно, 
        век бы сей не уцелел от погибели мгновенной.
68(138) Д`ары нам Он подает - облегчить страданий бремя, 
        ибо враз бы смерти лед всех почти сокрыл бы в темень.               
69(139) Он судья, и если б Он не прощал, кого Он создал,       
        если б не простил мильон преступлений наших злостных,
70(140) то из всех, чье имя - тьма на земле Его весенней 
        удостоились весьма лишь немногие б спасенья".               
Глава 8
1 Он ответил и сказал: "Этот век потерпит многих,
        в век грядущего вокзал впустит тех, кто внял дороге.
2 Ездра, я скажу еще. Если спросишь землю, - скажет,      
        отчего велик так счет мест из глины, туфа даже,   
        только праха, что дает золото - пород отвалы,
        так и век - наоборот: 
3 сущих тьма, но вечных - мало".

              3-я Книга Ездры.

khazarzar.skeptik.net›biblia/3ezra.htm

Глава 6.

53 В шестый же день повелел Ты земле произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся;
54 а после них Ты сотворил Адама, которого поставил властелином над всеми Твоими тварями и от которого происходим все мы и народ, который Ты избрал. 53-54: Быт 1:24–31
55 Все это сказал я пред Тобою, Господи, потому что для нас создал Ты век сей.
56 О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда.
57 И ныне, Господи, вот, эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами и пожирать нас.
58 Мы же, народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их.
59 Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? И доколе это?

Глава 7
70 стихов, находящихся между 35 и 36 стихами 7-й главы, имеются в русском переводе только в т.н. «Брюссельской» Библии (Брюссель, 1973) и «Толковой Библии» А.П.Лопухина (Петербург, 1904). В Синодальной Библии их нет. Ссылки по паралельным местам по этим стихам взяты также с Брюссельской Библии.


1 Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел, который посылаем был ко мне в прежние ночи, 3Езд 4:1
2 и сказал мне: встань, Ездра, и слушай слова, которые я пришел говорить тебе.
3 Я сказал: говори, господин мой. И он сказал мне: море расположено в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным;
4 но вход в него находится в тесном месте, так что подобен рекам.
5 Кто пожелал бы войти в море и видеть его, или господствовать над ним, тот, если не пройдет тесноты, как может дойти до широты?
6 Или иное подобие: город построен и расположен на равнине, и наполнен всеми благами;
7 но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода.
8 Между ними, то есть между огнем и водою, лежит лишь одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступень человека.
9 Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит свое наследство, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности?
10 Я сказал: так, Господи. И Он сказал мне: такова и доля Израиля.
11 Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано.
12 И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда.
13 А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия.
14 Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано. Мф 7:14; Лк 13:24
15 Зачем же смущаешься, когда ты тленен, и что мятешься, когда смертен?
16 Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем?
17 Я отвечал и сказал: Владыко Господи! вот, Ты определил законом Твоим, что праведники наследуют это, а грешники погибнут.
18 Праведники потерпят тесноту, надеясь пространного, а нечестиво жившие, хотя потерпели тесноту, не увидят пространного.
19 И Он сказал мне: нет судии выше Бога, нет разумеющего более Всевышнего.
20 Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием.
21 Ибо строго повелел Бог приходящим, когда они пришли, что делая, они будут живы, и что соблюдая, не будут наказаны. Втор 8:1
22 А они не послушались и воспротивились Ему, утвердили в себе помышление суетное.
23 Увлеклись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его,
24 презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его. 3Езд 7:(72)
25 И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное. Мф 13:12; Мк 4:25; Лк 8:18
26 Вот, придет время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется, — скрываемая ныне землею.
27 И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои.
28 Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.
29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание.
30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.
31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный.
32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Дан 12:2
33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение.
34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.
35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда.
(36) [И откроется озеро мучения, а против него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея рай сладости. 3Езд 4:7; 6:2; Откр 19:20
(37) И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: «посмотрите и поймите, кого вы отвергли, кому вы не служили и чьи заповеди вы презрели.
(38) Взгляните прямо пред собою и напротив: там сладость и покои, а тут огонь и мучения». Вот что скажешь Ты им в день суда. 3Езд 7:(36)
(39) Этот день таков, что не имеет ни солнца, ни луны, ни звёзд, Ис 60:19–20; Откр 21:23
(40) ни облака, ни грома, ни молнии, ни ветра, ни дождя, ни тумана, ни мрака, ни вечера, ни утра,
(41) ни лета, ни весны, ни жары, ни зимы, ни мороза, ни холода, ни града, ни дождя, ни росы,
(42) ни полдня, ни ночи, ни предрассветных сумерок, ни блеска, ни ясности, ни света, кроме одного лишь сияния светлости Всевышнего, вследствие чего все могут видеть то, что пред ними. Ис 60:19–20; Откр 21:23
(43) Его длительность будет такая же, как седьмины лет.
(44) Таков суд Мой и его порядок. Одному тебе Я открыл это. 3Езд 6:33
(45) И я отвечал: «я говорил уже, и теперь скажу: блаженны живущие и исполняющие заповеданное Тобою. Пс 1:1–2; 118:2
(46) Но я молил о следующем: найдется ли кто из живущих, чтобы не грешил, или найдется ли кто из родившихся, чтобы не нарушал Твоего завета? 3Цар 8:46; Неем 1:6; 3Езд 5:28; 8:17; Рим 10:1
(47) И теперь я вижу, что будущий век принесет сладость немногим, а мучения многим. 3Езд 8:1; 9:15
(48) Ибо внутри нас выросло сердце злое, которое удалило нас от Него и привело нас к тлению и путям смерти, показало нам тропинки погибели и удалило нас от жизни, притом не малое количество, но почти всех, кто был сотворен». 3Езд 3:20–22; 4:30–31; 7:(92)
(49) И Он отвечал мне и сказал: «выслушай Меня; и Я наставлю тебя и вразумлю тебя относительно имеющего быть:
(50) В виду этого Бог и сотворил не один век, а два. 3Езд 8:1
(51) Что же касается твоих слов, что праведных не много, но мало, тогда как нечестивых множество, то выслушай на это вот что:
(52) если у тебя будет весьма немного драгоценных камней, то ты станешь складывать их у себя по числу их; свинца же и глины изобилие».
(53) И я сказал: «как же это возможно?»
(54) И Он сказал мне: «не только это, но спроси землю, и та скажет тебе, подойди к ней с лестью, и та поведает тебе. 3Езд 8:2; 10:9
(55) Ты скажешь ей: ты производишь золото, серебро и медь, а также железо, свинец и глину. 3Езд 8:2
Серебра же больше, чем золота, меди больше, чем серебра, железа больше, чем меди, свинца больше, чем железа, и глины больше, чем свинца.
(57) Посуди теперь сам, что драгоценно и влечёт к себе, то ли, чего много, или то, что является редкостью».
(58) И я сказал: «Владыка Господи! Что встречается в избытке, то хуже, а что попадается реже, то драгоценнее». 3Езд 4:38
(59) И Он отвечал мне и сказал: «взвесь про себя то, что ты подумал: кто владеет тем, что с трудом добывается, бывает рад больше того, кто обладает тем, что встречается в избытке.
(60) Так обстоит дело и с обещанною Мною тварью. Я рад буду немногим спасшимся, потому что они утвердили ныне владычество Моей славы и на них наречено ныне же Моё имя. Иер 13:11; 3Езд 8:39
(61) Меня не будет огорчать множество погибших: ведь это те самые, которые теперь уже уподоблены пару и приравнены к огню и дыму. Вот они вспыхнули, запылали и погасли». 3Езд 7:61; 8:38
(62) И я отвечал и сказал: «о, земля! что же ты породила, если разум произошел из праха, как и остальная тварь?
(63) Лучше было бы не появляться самому праху, чтобы из него не возник разум. Еккл 4:3
(64) А теперь, разум возрастает вместе с нами, и из-за этого мы мучимся, так как сознательно идем к гибели.
(65) Пусть рыдает род человеческий, и радуются полевые звери; пусть рыдают все, кто родился, и веселятся четвероногие и скоты.
(66) Ибо им гораздо лучше, чем нам, так как они не ждут суда; им неведомы ни мучения, ни блаженство, обещанные им после смерти.
(67) Что нам пользы в том, что мы будем снова жить, но будем жестоко мучиться?
(68) Ведь все, кто родился, пропитаны беззакониями, полны грехов и отягчены преступлениями.
(69) И быть может, лучше было бы нам, если бы нам не нужно было идти на суд». 3Езд 7:47
(70) И Он отвечал мне и сказал: «раньше, чем Всевышний сотворил век с Адамом и всеми, происшедшими от него, Он приготовил суд и то, что относится к суду. Мф 20:23; 25:34, 41; Мк 10:40
(71) Теперь же уразумей на основании своих собственных слов; ведь ты сказал, что разум возрастает с нами. 3Езд 7:(64)
(72) Поэтому те, кто живет на земле, терпят здесь мучения, потому что, имея разум, они совершали беззакония и, получая заповеди, не исполняли их, и, будучи последователями закона, отвергали закон, полученный ими. 3Езд 7:21–24
(73) Что же имеют они сказать на суде или какой ответ дадут они в ближайшее время?
(74) В самом деле, сколько времени Всевышний проявлял долготерпение к тем, кто населяет век, и не ради их самих, а ради исполнения предусмотренного Им срока». 2Петр 3:9; Рим 2:4
(75) И я отвечал и сказал: «если я нашел благодать пред Тобою, Господи, то покажи рабу Твоему еще следующее. Будем ли мы после смерти, то есть когда каждый из нас отдаст душу свою, пребывать в покое, пока не наступят те времена, когда Ты начнешь обновлять тварь, или же тотчас будем терпеть мучения?» Ис 65:17; Мф 19:28; Деян 3:21; Откр 21:1, 5
(76) И Он отвечал мне и сказал: «покажу тебе и это. Но ты не смешивай себя с теми, кто презирал, и не причисляй себя к тем, которые терпят мучения,
(77) ибо у тебя есть сокровище дел, сохраняемое у Всевышнего; но оно не будет пока дано тебе до наступления последнего времени». Тов 4:9; Мф 6:20; Лк 12:33
(78)Теперь будет речь о смерти, когда выйдет от Всевышнего приговор относительно срока, чтобы умереть человеку, и когда дух выйдет из тела, чтобы снова вернуться к Тому, Кто дал его, для поклонения прежде всего славе Всевышнего. Еккл 12:7; 3Езд 7:(91)
(79) И если это будут души тех, кто презирал и не сохранял путей Всевышнего, пренебрегал Его законом и ненавидел боящихся Бога,
(80) то таковые души не войдут в обители, но немедленно начнут в мучениях, в постоянной скорби и печали блуждать по семи путям. 3Езд 7:(83), (95), (101)
(81) Первый путь это то, что они презрели закон Всевышнего.
(82) Второй путь: они уже не могут принести доброе раскаяние, чтобы жить. 2Цар 12:22–23; Иов 7:9–10
(83) Третий путь: они увидят награду, сохраняемую для тех, кто верен заветам Всевышнего. Прем 5:2; Лк 16:23
(84) Четвёртый путь: они увидят мучения, сохраняемые для них на самое последнее время.
(85) Пятый путь: они видят жилища других, охраняемые в глубочайшем молчании ангелами. 3Езд 7:(80), (95), (101)
(86) Шестой путь: они видят, что немедленно же отсюда они перейдут на мучения. Иов 21:13
(87) Седьмой путь, превосходящий все названные выше пути, состоит в том, что они тают от смятения, их снедает стыд, они изнемогают от страха, при виде славы Всевышнего, пред которой они грешили при жизни и пред которой им предстоит суд в последние времена.
(88) Что же касается тех, кто сохранял пути Всевышнего, то удел их по разлучению с тленным сосудом будет следующий: 3Езд 4:11
(89) во время пребывания в нем они с трудностями служили Всевышнему и каждый час подвергались опасностям, лишь бы всецело сохранить закон Законодателя. Ис 33:22; Иак 4:12; 1Кор 15:30
(90) Поэтому приговор о них будет такой:
(91) прежде всего они увидят с великою радостью славу Того, Кто принимает их к Себе; покой же они будут вкушать семи видов. 3Езд 7:(78)
(92) Первый вид это то, что они с великим трудом вели борьбу, с целью преодолеть помышление злое, созданное вместе с ними, чтобы оно не могло отвлекать их от жизни к смерти.
(93) Второй вид: они созерцают смятение, в каком блу
(62) И.
19 Он сказал мне:  в ответе я сказал: ждают души нечестивых, и наказание, предстоящее им. Откр 14:10
(94) Третий вид: они созерцают данное им их Создателем свидетельство, что они при жизни сохранили закон, вверенный им. Мф 10:32; Лк 12:8; 1Тим 6:20; 2Тим 1:14; Откр 3:5
(95) Четвёртый вид: они сознают свой покой, которым они наслаждаются ныне, собравшись в своих хранилищах и оберегаемые в глубоком молчании ангелами, и прославление, ожидающее их в последние времена. 3Езд 4:35; 7:32, (80)–(81), (101)
(96) Пятый вид: они ликуют по поводу того, что покинули ныне тленное и получат будущее наследие; они видят кроме того ту тесноту, полную тягостей, от которой они освободились, и начинают чувствовать простор, блаженные и бессмертные. Рим 7:24; 8:18; 1Кор 15:53–54
(97) Шестой вид: им показано будет, как лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звёздам, став тотчас же нетленными. Дан 12:3; 3Езд 7:55; Мф 13:43
(98) Седьмой вид, превосходящий все ранее названные: они будут ликовать с уверенностью, надеяться без посрамления и радоваться без страха, так как они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни, и от Кого они должны получить награду, состоящую в прославлении. 1Ин 3:2; Откр 22:4, 12
(99) Таков удел душ праведников, возвещаемый им тотчас же. Ранее были названы пути тех мучений, которые терпят немедленно же грешники».
(100) И я отвечал и сказал: «значит, душам по разлучении их с телом будет дано время, чтобы видеть то, о чем Ты мне сказал».
(101) И Он сказал мне: «семь дней будет длиться их свобода, чтобы они за семь дней увидели то, о чем была выше речь, а после этого они соберутся в свои жилища». 3Езд 7:(80), (85), (95)
(102) И я отвечал и сказал: «если я нашел милость пред очами Твоими, то покажи мне, рабу Твоему, кроме того, могут ли в день суда праведники достигнуть оправдания нечестивых или молить за них Всевышнего,
(103) отцы за сыновей, сыновья за родителей, братья за братьев, родственники за своих близких, или друзья за дорогих для них лиц».
(104) Он отвечал мне и сказал: «так как ты нашел милость пред очами Моими, то Я покажу тебе и это. День суда решительный и являет всем печать истины. Подобно тому, как ныне отец не посылает сына или сын отца, или господин раба, или друг самого дорогого для него человека с тем, чтобы тот думал за него, или спал, или ел, или лечился, Иоил 3:14; 3Езд 7:(44)
(105) так никогда никто не будет за кого-либо ходатайствовать, но каждый принесет тогда свои правды или неправды».] Пс 48:8–10; Иез 18:20; 3Езд 7:45; Гал 6:5, 7–8
36(106) [И] я [отвечал и] сказал: [как же мы находим, что] Авраам первый молился за Содомлян; Моисей — за отцов, согрешивших в пустыне; Быт 18:23–25; Исх 32:31–32
37(107) Иисус после него — за Израиля во дни Ахана; Нав 7:6–9
38(108) Самуил и Давид — за погубляемых, Соломон — за тех, которые пришли на освящение; 1Цар 7:8–9; 2Цар 24:17; 3Цар 8:23–53; 2Пар 6:14–42
39(109) Илия — за тех, которые приняли дождь, и за мертвеца, чтобы он ожил; 3Цар 17:20–21; 18:36–37
40(110) Езекия — за народ во дни Сеннахирима, и многие — за многих. 4Цар 19:15–19; Ис 37:15–20
41(111) Итак, если тогда, когда усилилось растление и умножилась неправда, праведные молились за неправедных, то почему же не быть тому и ныне?
42(112) Он отвечал мне и сказал: настоящий век не есть конец; славы в нем часто не бывает, потому молились за немощных.
43(113) День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление,
44(114) прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина.
45(115) Тогда никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего.
46(116) Я отвечал и сказал: вот мое слово первое и последнее: лучше было не давать земли Адаму, или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил. Быт 3:17
47(117) Что пользы людям — в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания? 3Езд 7:(69)
48(118) О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим.
49(119) Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела?
50(120) Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными.
51(121) Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо;
52(122) уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Откр 2:7
53(123) Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство;
54(124) но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных.
55(125) Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица — чернее тьмы. 3Езд 7:(97)
56(126) Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать.
57(127) Он отвечал и сказал: это — помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек,
58(128) чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю.
59(129) Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: «избери себе жизнь, чтобы жить». Втор 30:19
60(130) Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним,
61(131) что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение. 3Езд 7:(61)
62(132) Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир,
63(133) и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его.
64(134) Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению. Чис 14:18
65(135) Он щедр, ибо готов давать по надобности, Пс 102:8
66(136) и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить. Исх 34:6; Пс 85:5; 144:8; Иоил 2:13
67(137) Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.
68(138) Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей.
69(139) Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений,
70(140) может быть, из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие.

Глава 8

1 Он отвечал мне и сказал: этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих. 3Езд 7:(47), (50)
2 Скажу тебе, Ездра, подобие. Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха, из которого бывает золото, так и дела настоящего века. 3Езд 7:(54)–(56)
3 Многие сотворены, но немногие спасутся. Мф 20:16; 22:14; Лк 14:24