Не все коту Масленица. Вечерние стихи 27 марта

Любовь Сушко
НЕ ВСЕ  КОТУ  МАСЛЕНИЦА ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ 27 марта

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла.
(Б.Пастернак)

Наверное, всех нас немного свели ума снегопады, которые пронеслись по всей средней и не только средней полосе России и Европы тоже.
Снегопады были как раз после того знакового события – Масленицы, проводов зимы. Мы  ее проводили, а она взяла да и вернулась назад и так, что в снегу все снова утонуло, такие вот  чудеса в природе творятся.

Как там у Сканди было- от кота остались только уши и хост – все остальное в снегу, и надо было срочно его вытаскивать из снега…
И сразу подумалось о том, что не все коту Масленица, как только началась 4-я передаче «Вечерних стихов» этого цикла.

Вторая и третья ведь были замечательными, если из  первой изъять Илью Альтмана и остановить трех остальных  участников, она  тоже зазвучит по- новому, мы наконец услышим стихотворения прекрасных поэтов, которые не могу воспринять до сих пор  по той простой причине, что знаю, сейчас начнутся откровения про одиноких баб, которые распахнули двери и ждут пока поэт  сделает их  совершенно счастливыми, и тут же  иду проверять, хорошо ли дверь закрыта, а то вдруг и тут такой же Дон Жуан найдется, и тогда придется пережить это еще раз, не знаю, как насчет  остального, а стихами задушит точно. Остается Казанова,  а поэты той передачи так и тонут в тумане.

Но Масленица закончилась, снегопады тоже, нашим котам они по самое брюхо будут, спасать их все-таки не надо.
И грянула четвертая передача.

Снова случайность, как во второй, только вместо 4-х дам, на этот раз перед нами сидело 4-е мужа ( один из них в скайпе, правда)
Еще до  начала эфира, когда мы снова заглянули за кулисы, возникло чувство того, что все повторяется, потому что  молодой человек издалека был странно похож на Сканди, что заставило  сразу дать ему бонус, потому что мне лично Сканди очень понравился, заворожил, очаровал, и продолжает удерживать внимание. И не только моё, кто-то из прекрасных дам обещал влюбиться и в этого парня. Что позднее  убедило нас обеих в том, как обманчиво может быть первое впечатление.
Вспомнилось и сетование другого любимого героя о том, что в мире нет ничего нового,  и все неизменно повторяется…Правда, остался вопрос, со знаком минус или плюс повторяется. Это очень скоро нам и предстояло выяснить.

По-моему К.Уткин передачу не смотрел, судя по чату, потому что вряд ли ему стало бы скучно в середине этой  передачи   оттого, что все Поэты одинаково хороши. Чувства были противоречивыми, но скучать нам не пришлось…

Мужчины без женщин, как сразу стало ясно, это совсем не то, что женщины без мужчин, они как-то теряются, бледнеют…

Но сначала этот тезис хотелось все-таки опровергнуть, увы, не удалось.
Стихотворения Евгения Орлова в первой подборке не впечатлили, совсем, никак. Может быть чувство юмора растаяло вместе со снегом ( а снег у нас растаял быстро) или что-то еще было этакое. Чат тоже отозвался  бурно, почти яростно… Ну, ничего страшного,  первый блин комом, как говорится, потом было еще что-то не мое, совсем не мое, да простит меня Алексей БОРЫЧЕВ, а вот потом стало в какой-то мере оживленнее, потому что появился Поэт Игорь ЛУКШТ.

Вспомнились возгласы ( и не раз из прошлых передач):
- Да это же Бродский.

Нет, на этот раз не Бродский ( его, кстати, в последнее время вообще не чувствуется, мы оставили наконец любимого поэта в покое), но это был Борис Пастернак.

Может быть, если бы  накануне я не анализировала «Рождественскую звезду» для урока литературы –подруга просто умоляла, то эффект и не оказался бы столь явным… Но вот это длинные стихотворение со всеми подробностями того, как это было тогда, с деталями, образами, метафорами, отстраненностью, созвучиями, ощущениями происходящего.


И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...
...Всё злей и свирепей дул ветер из степи..
...Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду,—
Сказали они, запахнув кожухи.
(Б.Пастернак)

Помню насколько потряс этот текст, много раз накануне Рождества звучавший по радио, а когда я услышала его в первый раз, была просто потрясена до глубины души, и очень хотелось понять как  это «делается». У Пастернака  в  его лирике  есть нечто совершенно особенное – для него природа – храм, в котором все выпукло и ярко, а человек-только маленькая  частичка, вписанная в этот контекст. Чаще всего нет этого самого Героя-великана, на фоне природы – он именная маленькая частичка, которая двигается вместе с нею, что-то делает, принимает смену времен года, какие-то важные события, но эта частичка  не отделима от мира.

Вот то же самое было и у Игоря-такое же мироощущение, но так как  встречается подобное не часто, то слушала его с великим удовольствием, хотелось дослушать и понять не только чем это закончится( цитирую Ольгу Воронину), но и что еще он нам может сказать, какие еще есть стихотворения у этого автора, и надо сказать прямо, что он не разочаровал, и когда читал другие стихотворения, и когда сама читала его  строки стихотворений с листа.

Сам факт того, что не часто, но все-таки мы дотягиваемся до уровня поэзии  серебряного века очень приятен.

А тут уже Блок вспоминается:

Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда

Только мы знаем, чем закончился этот полет с Демоном, примерно то же случилось и в передаче чуть позднее,  уже совсем другой автор, молодой и энергичный, тот , который  получил дополнительный бонус в самом начале Олег ШВЕЦ заставил вспомнить и финал Демона тоже:

Дрожа от страха и бессилья,
Тогда шепнешь ты: отпусти...
И, распустив тихонько крылья,
Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту...

Именно это и случилось, как только Олег начал читать свои стихотворения- кто-то назвал это рэпом – не думаю, что это так, подростки  под всей внешней грубоватой наглостью все-таки романтичны и вовсе не так  искушены в так называемой голой эротике. Они не выпячивают эту сторону страсти настолько, ну по крайней мере пока еще трезвы….

Забавно, что накануне, говоря о другом поэте, мы со Львом в чате спорили о том, имеет ли  право эротика  быть и так ли она важна в поэзии. Но когда он привел пример той самой эротики  в тексте, то мне пришлось отказаться от своих слов – не хочу я этой наготы и натурализма в описании чувств и таких подробностей  процесса, когда люди «занимаются любовью»…

Вот именно все это мы и получили от повзрослевшего юноши. Конечно, не маркиз де Сад, но тот самый маркиз не был и  поэтом, к счастью. Конечно, не Э.Золя…Но рискнул бы вслух почитать Э.Золя все те сцены, которые так  яростно описывал, кто его знает, говорят от был очень застенчивым человеком, как и Стендаль…

От обещания влюбиться не осталось и следа, у меня, по крайней мере, точно.

Потому что я не хочу такой степени откровенности, воплощенной в стихах. Вот не хочу и все, возможен ли натурализм в поэзии- не знаю, мне кажется в таком случае исчезает ее суть…И.Бунин отстоял право на эротику в прозе, но ничего и близко похожего не было в его стихах. З.Кинг отстоял право на нее на экране, но там практически нет текста, она молчалива…

До сих пор  прокручиваю в финале стихотворение А.Воркунова, но там эти безумные глаза творили нечто гипнотическое и довольно ужасное, а сам текст уже и не слышен был, уж вникать в него не приходилось точно.
Здесь же нам предлагают стать свидетелями мальчишника, и почему-то не возникает даже любопытства посмотреть на то, как это было.

Кстати, на этой же грани очень часто балансирует и наш любимый Чен Ким, только с той лишь разницей, что он до жути романтичен при этом, и ему удается все время  удержать этот баланс на уровне, как только появляются «мокрые черти в замерзающем пруду» или девочка, которой он до сих пор, наверное снится в неприличных снах, так можно простить и распитие пива на детской площадке( боюсь, что полицейские не будут настроены так же добродушно), но те, кто не на посту, запросто простят это правонарушение ПОЭТУ.

А в случае с Олегом добродушие напрочь отсутствует, увы…
Но вспоминая, как защищали своих поэтов консультанты, хочу подчеркнуть, что это, конечно, только мое личное мнение, просто ощущение утром, когда передача уже пережита.

Очень хочется вступиться за Ольгу Воронину и конечно Женю Коробкову, в этом мужском коллективе им приходилось очень трудно. Насколько легко и изящно все было в прошлый раз ( не уровень ли поэтов показывает легкость и улыбка, когда говорит  критик).

Видя, что многое в текстах  не нравится, сразу сказать почему –тяжело. Они это делали и делали блестяще. Могу представить, каких усилий это стоило.

А вот нападки их оппонентов показались неубедительными.
Фраза «Это ваше личное мнение», звучит довольно странно, словно это должно быть не только мое мнение, но и Белинского или Писарева тоже. А я забыла у них спросить.

Но если наши девушки старались все аргументировать, приводить примеры, донести то, что они хотели сказать, о чем подумали, то  сколь-нибудь  убедительных аргументов противоположной стороны я лично не услышала.
Ну, кроме анекдота про бога, о том, что ему это просто не нравится.
И реплика Ольги про то, что ей приятно быть богом, заставила улыбнуться и  разрядить обстановку, в которой уже начала прорисоваться драматургия действа, которой многим так не хватало в прошлый раз.

А спасать положение пришлось нашим обаятельнейшим ведущим со стихами из рейтинга. Маэстро Помидоров и маэстро Орехов от передачи к передаче совершенствуют свое мастерство. Кажется, что они, как бурлаки, на своих плечах вытащат любой эфир.
 
Так что господа борцы за рейтинг, ваши уникальные шедевры, с которыми вы стремитесь туда втиснуться, могут быть озвучены в нашей любимой передаче.. Хотя думаю, что часто это не такая уж радостная картина, а минута славы может обернуться минутой позора.  Но хотите вы того или нет, у нас появились наблюдатели за рейтингом…

И конечно, спас ситуацию вдохновенный монолог Игоря Борисовича о личности и о  ее роли в творении текстов, которые не всегда можно назвать стихо-творения.

И тут он совершенно прав, прежде всего нас волнует (или не волнует) именно личность Поэта, а не говорящая голова, озвучивающая какие-то, пусть и очень талантливые  тексты.

Программа получилась, очень не однозначной. По сравнению с прошлыми она сильно проигрывает, но  сразу  себя успокоила тем, что «не все коту Масленица», а еще тем, что женщины без мужчин во второй передаче обошлись, а вот мужчины без женщин смотрелись все-таки бледновато, на мой взгляд.

Еще кусочек  из стихотворения Пастернака, которое так упорно вспоминалось во время передачи:

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Накануне в чате Роман Курортный грозился нас удивить своим избранником или избранницей для новой передачи. Вот очень интересно, что удастся нашему уникальному Роману, после Михаила Гуськова с Альтманом и Бориса Панкина с Олегом Щвецем, это как же надо постараться Роману, но кто сказал, что будет легко?