Что такое духовность?

Ольга Никитина-Абрамова
 Что такое духовность? Современная молодёжь часто не может ответить на этот вопрос из-за  того, что её сбивают  с толку  поверхностные рассуждения журналистов и социологов. И сколько бы ни были разнообразны душевные движения сценических лиц,  они склоняются к мнению, что  властолюбие и скупость, честолюбие и зависть, любовь и бесстрашие   восходят к  одной, такой общей для нынешнего поколения идее-страсти, к жажде самоутверждения. Люди, жаждущие счастья, понимают его, как наслаждение жизни. А добиваясь счастья, они хотят доказать своё превосходство, исключительность, приобрести для себя особые права. В этом они видят смысл жизни.
Духовная жизнь - неустанная, напряжённая работа над самим собой, над своей душой, созидание самого себя, расширение своего мира, а бегство от мучительных процессов душеобразования – это путь к внешнему миру, заполнением своей внутренней пустоты внешними раздражителями и внешними интересами – то есть бегство от духовной жизни к стадности, к омертвению, к безликому стандарту…

Существует закон возвышения духовности. Его открыл Вильгельм Вунд, выдающийся немецкий психолог и философ. Французские психологи изучали потенциал человека и пришили к выводу, что максимального интеллекта человек достигает к возрасту 19–21 год, С течением жизни уровень интеллекта у обычного человека снижается и приходит к критическому уровню к 40 годам.

Интеллект с возрастом может возрастать! Если человек занимается собой, повышает свой духовный уровень, то уровень интеллекта растет, творческие способности развиваются, при этом сохраняется хороший уровень здоровья. Это происходит, потому что человек включает в свою деятельность более глубокие слои атомов, которые имеют двадцать семь слоев мощности. Наиболее мощные находятся в глубине, наименее мощные находятся у поверхности. Большинство людей пользуются поверхностными слоями. Гении живут за счет более глубоких слоев, начиная с восьмого и далее. В связи с этим они бывают не поняты большинством, так как живут по другим принципам, по другим понятиям.

*****
30.04. 2013. Обратимся к истории ( я специально решила  не пугать читающее население стихирного городка)и разбила на этапы статью. Вы  видите знаменитую рублевскую икону.
Икона «Троица» А.Рублёва, созданная в Сергиевом монастыре и единодушно признанная одним из величайших памятников русской культуры, была написана «в память и похвалу» Сергию Радонежскому... Это произведение древнерусской живописи, полное мира, тишины и покоя, гармонично раскрывает главнейшие христианские символы триединства образов Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Икона наиболее полно характеризует духовное наследие пр. Сергия, где Бог-Отец являет собой творца материального мира, а Бог-сын хранителя многообразия явленного людям мира. Центральное же место занимает жертвенная чаша и её освящение Святым Духом, воплощённым образом мира духовного, который неподвластен разрушительной неумолимости времени. Икона Рублёва своего рода стала художественным воплощением богословских и религиозно-философских воззрений преподобного Сергия. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке собирательный образ единой Руси, которого столь жаждал русский народ в 13-14 столетиях, и который дал начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в 14-15 веках. Итак, подвижничество - слово, корень которого связано с другим словом - подвиг. Поэтому, кто много говорит о духовности, я о статье Папуши на ПРОЗЕ (   http://www.proza.ru/2013/02/18/223   ), мало понимает, о чем  он говорит. Если б АВТОР не был бы высокомерным человеком, то этой статьи не было, не нужно было, он понял бы мой аргумент. А так приходится тратить время для истины, которая проста и на поверхности. Перечитала его статью и поняла, переработал с позиции моих аргументов. Но главный тезис оставил:" Духовный человек всегда религиозен, но не каждый религиозный человек – духовный." Хотя поправил высказывание тем, что "религия указывает путь к духовности, но не есть сама духовность". На ПРозе есть  моя статья, где я касаюсь этого аргумента. Приведу пример, как первоначально звучала цитата и мой комментарий на него. "Вы считаете упорно, что ВЫСШЕЕ Я человека, то есть его дух, должен привязан к какого-нибудь эгрегору? Ведь только так я понимаю ВАШЕ утверждение о религиозности. "Да, духовность всегда религиозна в силу понимания сокровенных скрытых эзотерических божественный связей мира. Так что тут мы останемся при своем мненииЮ"- это первоначальный тезис Папуши. Религиозность, я утверждаю, не гарантия духовности. И ученый прекрасно понимает взаимосвязь, основанную на гармонии и золотого сечения. Наличие потустороннего мира то же не гарантия наличия божественного промысла. В основе понимания божественных связей во всех конфессий лежат одни и те же принципы".
Но он остался на тех же позициях, что духовность выше социума. Вот его цитата из новой статьи: " А что же это такое, духовность? Просьба не путать с душевностью, это понятие скорее относится к культуре, социальному, в то время как духовность - над социумом, его культурой… "
У меня простая мысль в ответ на его воззрения. Если ориентироваться на историю других стран, народов и религий, то оно так и есть. Но что ВЫ, великий Маг и  АСТРОЛОГ" забываете свою родную историю - традицию Православия, которое стоит на основе языческого древнего представления о Нави, Яви и ПРави?  Обратимся к истории. Сергей Радонежский. 

  В непростой для судеб Руси исторический период появился подвижник земли русской Варфоломей, которого мы знаем под именем пр. Сергия Радонежского, сумевшего в предельно короткий срок одной своей жизни, превратить Московское княжество в оплот православной веры и русской государственности. Благодаря таким подвижникам как Сергий Радонежский дух великого народа сохранился в русских традициях, сохранилась «златая цепь» духовного наследия философского осмысления окружающего мира, передаваемого от учителя к ученику, и ведущая по пути эволюции до космических высот человеческого познания бытия. Христианизация Руси при Сергии происходила через форпосты веры – православные монастыри, во главе которых он ставил надёжных людей, поддерживающих чистоту веры без лицемерия, ханжества и своекорыстных устремлений. Сеть монастырей была единой и сообщалась между собой. Система монастырей окаймляла укрепления таких городов, как Москва, Можайск, Коломна и создавалась в таком же порядке, как и пограничные земли. Внутрицерковные реформы Сергия способствовали экономической и политической независимости православных монастырей, которые стали играть важнейшую роль в политической системе Северо-Восточной Руси. Вся его деятельность с 23-летнего возраста была направлена на духовное возрождение и просвещение Руси, сохранения, укрепления и расширения границ мира духовного за счёт примирения двух идеологий в единый сплав, позволяющий иметь в своей политической основе не рабский труд, а свободный труд ремесленника и доблесть воина, защищающего свою отчизну. У Сергия каждый монах-отшельник трудился на себя и благо общины, обеспечивая себя всем необходимым, будучи самостоятельным тружеником, полностью взявшим ответственность за свою жизнь и духовное развитие. Никому не давались привилегии, никто не имел право жить за чужой счёт или за счёт общины. Свободный труд каждого на благо всех делал людей равными и естественным образом отсеивал не готовых к трудностям иноческой жизни и духовного служения. В монастырях и иноческих общежитиях запрещалось употребление вина. Зато поддерживались и поощрялись нравственные качества: честность, правдивость, неподкупность, смелость, любовь к родине, трудолюбие. Таким образом, был сохранён институт самодисциплины и нравственные ступени духовной эволюции.
Пр. Сергий никогда не был светским политиком и не имел значительного духовного сана. Но он являлся, по сути, духовным лидером возрождающейся державы, к которому прислушивался не только народ, но и власть имущие. Его заслуги как политического и духовного деятеля невозможно переоценить. Если бы не его мудрая, дальновидная внешняя и внутренняя политика, Русь оказалась бы в железных тисках крестовых походов немецких и прибалтийских рыцарей, степняков – ставленников Тамерлана и Орды, и, наконец, могла стать заложницей внутренних раздоров удельных князей. Вскоре после смерти в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован и причислен к лику святых, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей.
Таким образом, говоря о значении Преподобного Сергия для общего дела возрождения Руси и русского народа, можно выделить несколько основных достижений:
• создание общежитных монастырей с новым укладом, монастыри стали центром сосредоточения вокруг них новых поселений, они сплачивали вокруг себя людей и были для них не только духовной, но и культурной инстанцией;
• личный пример Сергия. Ситуация подобна той, которая произошла при крещении Руси. Сергий стал новым духовным лидером, народ видел  в нём забытые идеалы  и  пример, к которому можно было стремиться и за которым можно было следовать;
• укрепление политической власти церкви и через нее влияние на сплочение князей, их примирение и объединение против врага;
• а также укрепление духовных позиций Руси перед иноземными государствами;
• Деятельность Сергия привела к тому, что Русь вновь поднялась как источник сильной христианской культуры;
• духовно-патриотическое возрождение народа и влияние на князей (именитые князья, занимавшие высокие политические посты, ревностно относились к мнению своих духовников).
Если оставаться на позиции Папуши, что "  духовность - над социумом, его культурой… ", то отказаться от мысли, что подвижничество как институт служения художников слова отсутствовала и отсутствует. Перечеркнуть всю русскую классическую литературу. Забыть толстовскую идею "диалектики души человеческой", саморазвитие,которая является особым видом  духовности, социальной и не религиозной, напомню:  граф был отлучен от церкви. А идеи Сергея Радонежского   - основа русской культуры, духовной и социальной. Другое дело, что после времени перемен - МЫ КАК ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА!
Сорри, Евгений Папуша, но истина дороже! Хоть "заотправляйтесь" в чёрный список.

 Дорогие читатели, неравнодушные к моей творческой жизни, можно сказать, творческой постели, разрешите добавить несколько мыслей к данному высказыванию, уже не связанные со статьей Папуши.  С позиции своего опыта меня обвинили не в том, что пытаюсь дойти до истины, а в том, что духовно снисхожу до дрязг и выяснения отношений с ВЕЛИКИМ АСТРОЛОГОМ. Хотя можно сказать, он виноват, что не умеет прислушиваться к другому мнению, достойно ли это  мужчине и творческому человеку. Мне пришлось обратить ВАШИ взоры на статью Папуши и свою, которые находятся на ПРОЗЕ.
ИТАК, Павел Дронов, псевдоним Пол Первого Тишайший, обвинил меня в том, что это ВЫСОКОПАРНАЯ СКЛОКА. НО после этих статей Папуша исправил свои фразы в данной статье. Дронов меня также обвинил в том, что "Духовность - это ПРИНЯТИЕ другого человека с его ОТЛИЧНЫМ от нашего миром..." Человек главное не понял в моей статье, это то, что я выступаю не против отличного мира Папуши, а против поверхности, легковесности, не подкрепленных аргументов и множества противоречий. Я пыталась донести до Дронова эти мысли, но чувствую, что на сайте сложилось глубокое недопонимание основного в моей статье, а именно: несмотря на то что, по мнению Татьяны Купер и Евгения Папуши, "тараканы в голове аплодируют стоя" у многих, наверное, в том числе и у них,  они не правы в том, что отказываются от мнения, что истинная духовность русского художника слова в социальности его произведений. А духовность,  которую понимают Дронов и Папуша, узка и далека от реального мира, сложившейся исторической картины русской классической литературы.