Бюллетень от Bor G - Матрёшка

Конкурс Самовыражение 2
Так, (цитирую правила) "система голосования 10 – бальная". Это из чего
исходить-то? И в чём эти баллы измерять. По-школьному, что ли?

Почему-то вспоминается старый анекдот про Вовочку, вполне приличный (но,
интересно, алгоритм Стихиры введет автозамену звездочками или нет?):

В школе решили провести эксперимент по внедрению системы оценок на
американский манер. То есть, по баллам: А, В, С, D, Е, F. Где А
соответствует высшему баллу, а F - низшему.
И вот Марья Иванна в процессе разбора после очередной контрольной:
- Если вы так же будете отвечать на экзамене, то получите по "Е" - баллу...
В образовавшейся тишине голос Вовочки с задней парты:
- Вы что, нам угрожаете?

Ну, ладно. Попробуем перевести 10 бальную систему на обычную старую
добрую школьную пятибальную. Где-то по такому алгоритму:
10 – "5+"
9 – "5"
8 – "5-" оно же "4+"
7 – "4"
6 – "4-" оно же "3+"
5 – "3"
4 – "3-" оно же "2+"
3 – "2"
Ну а дальше не будем :).

Итак, что имеем.

1.Ландыш, совята, «весенний вальсок»…(песенка)

Так, что тут за песенка, каким метром написана. Смотрим:
!--!--!--!
!--!--!--!
!--!-!--!--!
Вроде дактиль с рифмовкой AABCCB. Вот только в каждой третьей строчке в
середине пропуск слога. Точнее – разрыв, вполне мотивированный, даже
разбивкой строки при написании подчёркнутый.
Сама песенка – вполне весенняя. Но, увы, пока ещё сырая и рыхлая. Дело
не только в "динь-динь" чрезмерном и "передозе прилагаков" – плотность
самого содержания так и хочется повысить, избавившись от ряда
слов-паразитов. Ну, и рифмы, конечно...
Вздохнул – стряхнул, шуршит – решить, затянул – шепнул. Дело даже не в
том, что они глагольные (сама по себе глагольная рифма не есть плохо,
зачастую бывает и наоборот), это просто слабые рифмы, ибо рифмовку
определяет только отглагольный суффикс. Ну, а "сова – позвала" – это
как-то вообще не в ту степь.
В целом стих перспективный, но над ним ещё поработать надо.
Оценка – 5.

2.Письмо мужчине

И как бы на контрасте – прекрасный 4-стопный дактиль со схемой рифмовки
ABBAB
!--!--!--!--!
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!
!--!--!--!--!-
C чередованием мужских и женских рифм сообразно схеме рифмовки. Что ещё
нужно для хорошего то ли романса, то ли просто лирического
стихотворения? Высокая плотность эмоции и смысла. Это здесь
присутствует. А ещё эти "переливчатые" (так бы их назвал) строенные
рифмы во второй и третьей строфе. Сначала ухо это немного "цепляет", с
непривычки, что ли – но потом это же представляется своеобразной
изюминкой. Хотелось бы прицепиться – а не к чему :).
Оценка – 10.

3.Просто полюбить... (Тавтограмма)

Ещ` многие философы, от античных до Свирида Петровича Голохвастова из
фильма "За двумя зайцами" спорили до пены (для бритья) изо рта о том,
что для нас важнее: "содержание или натурально хформа". Консенсуса,
разумеется, достичь так и не удаётся до сих пор. Здесь, в этом стихе –
довольно сложная форма. Выписанная (особенно отдельными местами) вполне
мастерски. Но, увы, она (форма эта) всё же выпирает, местами в ущерб и
содержанию, и ритмике, и фонетике. Опять же рифмы: погодная –
перелётные, побыть – полюбить, даже придёт – приворот... Рядом с такой
прекрасной рифмой, как прелостью – прелести выглядят какими-то
инородными телами. При такой скрупулёзной работе над формой всё же
подправить бы малость.
Оценка – 7.

4."Тоннели"

Ну, что тут сказать...
Сиреневый туман над нами проплывает.
Над тамбуром горит – и комната, и плед.
Владимир Маркин спел бы без вопросов. Но в принципе неплохая такая,
симпатичная зарисовка (нет, не пародия – именно зарисовка) на извечную и
избитую афористическую фразу про затяжной прыжок из (забито звёздочками)
в могилу. Немножко бы подшлифовать этот стих: например, "тостом" –
ударение всё же на первом слоге, рифма "альтруист – вокализ" как-то не
очень, да и инверсию в "судьбы календарю" неплохо бы как-то убрать, она
тут не очень обоснована – мне кажется, без особых проблем можно это сделать.
Оценка – 8.

5.Прелюдия

Здесь у нас симпатичный такой амфибрахий с рифмовкой ABAAB, с
чередованием женских и мужских рифм, причем во 2-5 "мужских" строчках
идёт усечение строк на одну стопу.
-!--!--!--!-
-!--!--!
-!--!--!--!-
-!--!--!--!-
-!--!--!
Что создаёт достаточно самобытное звучание и вообще впечатление от
стиха. Очень симпатичный стих. Может быть, слишком ровный и правильный –
но это же не порок, верно?.. В принципе, если бы не правило "10 баллов
можно поставить только одному стихотворению"... Поэтому такая оценка.
Оценка – 9.

6.***

Что тут у нас?..
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!
Воспетый (и попользованный) ещё пиитами многих веков (включая Васисуалия
Лоханкина) пятистопный ямб. Но рифмовка ABBA, опять же соответственное
чередование мужских и женских рифм. В принципе неплохо. Но исполнение
малость подкачало. По ритму должно звучать "срЕди", фонетически цепляет
"я К Критике", рифмы "жест-текст", "зима-стремена" несколько
сомнительны. Может быть стиху не повезло, что он оказался сразу за
предыдущим, написанным по сути на ту же тему, но гораздо лучше – на фоне
чего явственней видны недостатки этого стиха.
Оценка – 6.

7.Лошадиное...

Да, что-то лошадиное есть. Вспоминается тут же из Розенбаума:
Чтоб ветра тебя, сынок, знали,
Только воле верь - нельзя верить
Тем, кто наземь нас, коней, валит,-
Мне наказывал старик-мерин.
А вот в этом стихе, при том же размере:
!-!-!-!!-
!-!-!-!!-
(вроде пятистопный хорей, но съедается безударный слог в предпоследней
стопе) – как-то шершаво всё. Язык буквально цепляется (особенно в
начале) на каких-то "залипающих", что ли, согласных и переходах. Опять
же рифма "выбрать-прыгать". Но к концу вроде удалось вырулить.
Подшлифовать бы стих малость.
Оценка – 7.

8.Дворник моей души

Прекрасные образы. Хорошая задумка. Мастерское исполнение. Прекрасный
четырёхстопный анапест, переходящий в концах строк ударной "мужской"
рифмой то ли в ямб, то ли просто в акцент. В принципе, можно прицепиться
к мелочам: две инверсии, не выглядящие обоснованными по смыслу, задумке,
архитектонике стиха "А Зима ледяными стучит дверьми" и "Мне морозный
давно не к лицу пошив". Во всяком случае, кажется, что можно подправить
без нарушения целостности. Впрочем, это сугубо моё мнение. Ну, и
опечатки – два "приклеенных" дефиса вместо тире в конце строк. Впрочем,
всё это мелочи. И если бы не правило "только одной десятки" – оценка по
праву была бы выше.
Оценка – 9.

9.Два фото

Достаточно содержательное, эмоциональное стихотворение. Ностальгическое
и цепляющее. Сложная форма с внутренними рифмами при вполне коротком
метре. Но ритмика хромает в ряде мест (например, предпоследняя строчка).
Хромает кое-где фонетика, цепляет на шершавинках. Думаю, что стих ещё
будет отшлифован. Но в целом – весьма неплохо.
Оценка – 8.

10.Приговор

Приговор - без оценки :).

11.Амнезия

Долго пытался понять, особенно в первых строфах: рифма есть только в
словах, выделенных разносом букв (выглядит как закадровый смех в плохом
ситкоме) – или ещё где. В первых строфах "ещё где" обнаружить не
удалось. Потом, правда, начала появляться в 3-4 строфах, а потом опять
пропала. А те рифмы, что есть... Это как в старом анекдоте: да, ужас –
но ведь не "ужас-ужас!" Сбои ритма и неправильные ударения ("илИ есть
шанс" например) – это уже мелочи. Зато вот это просто прелесть (даже не
трогая "пИнять"):

А если кто мою меня
Уже совсем увёл
Куда-то?...
Так на кого тогда пинять? -
Ни я, ни я —
Не в и н о в а т ы!

Т.е. "не виноватая я, оно это мне мнилось мнительно меня мною сомнуть" –
типа так? :) Или как у Высоцкого:

Я жду, но чувствую - уже
Хожу по лезвию ноже:
Забыл алфавит, падежей припомнил только два...
И я прошу моих друзья,
Чтоб кто бы их бы не был я,
Забрать его, ему, меня отсюдова!

Оценка – 3

12.Почти все выиграны бои

Хорошее заглавие. Информативное. Одна в нём закавыка – по размеру (в
слове "выиграны" лишний безударный слог) не влезает в принятый размер
стиха – и это приводит к сбою во второй строфе, особенно заметном на
фоне небольшого размера стихотворения. Вызывает вопросы рифма
"фатализм-жизнь". Но ещё больше вопросов к содержанию стиха. Не совсем
понятно, о чём он вообще. Что заложено? Выглядит как-то
поверхностно-банально и ни о чём. Впрочем, возможно ещё будет доработан.

Оценка – 5.

---------------------------------------------------------

И в результате – итоговый бюллетень:

Бюллетень "ФИНАЛ МАТРЕШКА-2"
Bor_G

№1 – 5
№2 – 10
№3 – 7
№4 – 8
№5 – 9
№6 – 6
№7 – 7
№8 – 9
№9 – 8
№10 – б/о
№11 – 3
№12 – 5

---------------------------------------------------------

С уважением,
Bor_G