Сказание об антонии сурожском, глава 4

Григорий Бородулин
СКАЗАНИЕ ОБ АНТОНИИ МИТРОПОЛИТЕ СУРОЖСКОМ
ВРАЧЕ И ПРОПОВЕДНИКЕ

ГЛАВА 4. Он говорил – мать не бросают в дни невзгод/1/.

«Промысел Божий - это обратный разрушению процесс,
устанавливающий Божественную эволюцию,
развитие в Добре, в Жизни, развитие в Жизнь Вечную.
Одним из видимых свидетельств этого промысла
является существование красоты в нашем мире…»
  Епископ Василий (Родзянко),
 «Теория распада вселенной и вера Oтцов».


В Париже вольном - дух людской торжествовал,
Красу сберёг он – вместе с Краковом и Прагой/2/
И град Петров – в блокаде страшной устоял,
Их красота – людей простых лучилась славой.

Антоний-инок снова в армию вступил,
Лечил он раненных до славных дней Победы,
В одной когорте с ним Лука святитель был,
Врачей-монахов вёл Христос чрез мглу и беды.

Злу – Божий Промысел – Европу не отдал,
Кто честью жил – в сраженьях возвышался,
Расизма рабство - мiр, терзаясь, отвергал
И Третий Рейх - в конвульсиях распался.

Уродливый нацизма муравейник рухнул,
Оставив в памяти о нём – концлагеря,
Свет Красоты/3/: Любовь – душ утоляет муку,
Средь атомных горнил - Дух - Церковь озарял.

И шаг был сделан к единению Церквей/4/,
Для тех, кто не подвластен лести был нацизма,
Но не иссяк яд – мифа равенства людей,
На штурм Европы - шли идеи коммунизма.

Мощь государства – пожирает дух людей,
Слова с делами - разошлись у коммунистов,
Железный ж занавес – глушил стон лагерей
И ад ГУЛАГа - скрыла тень от зла нацистов.

Войны холодной смерч – Европу разделил,
И экзархат, вновь, западный распался,
Антоний-инок – Церкви пленной верен был
И в Трёхсвятительском приходе оставался.

Он говорил – мать не бросают в дни невзгод,
А Церковь - матерью являлась для монаха,
Семьёй родной стал Трёхсвятительский приход,
Где верили – Русь сбросит - цепи лжи и страха…

В мiру Антоний-безсеребренник служил,
Всех юрисдикций исцелял он иммигрантов,
К священства сану, наконец, он призван был/5/,
Дар проповедника – был средь его талантов.

И он направлен был на запад - в Альбион,
Где Свет Христа - будил писателей таланты,
Несли свет веры - Толкин, Льюис, Честертон/6/ -
Сквозь мерзость лжи, сминая атеизма латы.

В имперский Лондон прибыл бедный врач-монах,
Довольно плохо изъясняясь по-английски,
В стране, где помнили войны и кровь и мрак,
Слова врача и партизана были вески.

И был духовником назначен христиан,
Что по-славянски и -английски – чтили Бога,
Путь к пониманию - так сложен и не прям,
Средь терний вьётся - единения дорога.

Албаний/7/ с Сергием/8/ содружества Отцы/9/,
Свет Православия несли через столетья,
Мир христианский осеняют их венцы,
Завет Любви – важней раздоров лихолетья.

Звездой в Содружестве был Николай Зернов/10/,
Кто уж давно в Британии трудился,
Сроднился с Оксфордом – философ богослов,
Там с Клайвом Льюисом он тесно подружился/11/.

Монах Антоний – себя Богу посвятил
И мiра отвергал партийные пристрастья/12/,
В нём глас свободный - русской Церкви говорил,
Обвитой путами партийного всевластья.

Ведь, как изгнанник он предстательствовать мог –
За Церковь, скованную атеизма властью,
Был оккупацией Владыка умудрён,
Чтоб образ Божий зреть, чрез искаженье страстью.

И живший духом Киевских Печер француз -
Там Лев Жилле/13/ с Антонием молился,
Восток Христа, лишь, Родиной был Льву
И в греческом тот экзархате водворился.

Тогда приход британский очень трудно жил/14/,
Совсем в нём не осталось молодёжи -
Кому язык отцов - уж непонятен был,
Их веру возродить – стремился пастырь Божий.

Считал Антоний – русскость – не один язык,
Она в структуре Православия хранится,
Строй литургии и святых российских лик -
Народ хранит – язык же может измениться.

Он сам - английский очень быстро изучил/15/,
На нём вёл проповеди, не боясь улыбок –
Акцент его - общенье, даже, оживил,
Лишь, литургию заучил - боясь ошибок.

И школу русскую открыли для детей,
Когда богослуженье всё велось на русском,
Познанье языков вновь сблизило людей,
Дух укрепляется - познания нагрузкой.

В День Троицы – Господь язЫки освятил,
Чтоб стали каждому - слова Христа понятны,
Алмаз Евангелья – сонм языков гранил,
Все языки - Любви Христа причастны.

Гордыня злая - разделяет языки,
Когда державы башню строят - против Бога/16/,
В любви к Христу – все языки близки/17/,
Познаньем ближнего – живёт любви дорога.

Приходу в Лондоне - храм  вверен властью был
И там же службу вёл архимандрит Виталий/18/,
Тот после них - от скверны храм святил –
Всех в Патриархии он зрел еретиками.

Раскола тяжесть разрывала Церкви плоть,
Лишь Церковь Сербская связующей осталась,
Родзянко/19/ сербский возглавлял приход,
В общенье с Ней две Церкви русские братались.

Приход наш бедный – в церкви ближних хоронил,
Но прекратило им правительство аренду/20/,
Приход отчаялся, но храм свой, всё ж, купил –
Возможно всё, хранящим в Бога веру.

Монах и врач – шёл в Кембридж и на БиБиСи,
Благую Весть неся, что в Русской Церкви скрыта
И вместе он с Лукой/21/ и Франком/22/ говорил -
Ум, лишь,  слуга того, что сердцем нам открыто/23/.

Живое сердце он учил всегда хранить
И сам пронёс горенье сердца через годы,
Слова его нас учат верой сердца жить 
Сейчас – как древние учили богословы.

Позитивизма/24/ яд - пленил властителей умы,
Не видели от Церкви пользы государства,
Искала Церковь к пастве новые пути,
Чтоб засевались вновь – духовные пространства.

И впереди, тогда, шли иноки-врачи:
Лука святитель – завершал свои творенья,
С собора крымского – шли к Сурожу лучи
И озарили дни Антония служенья.

Гонимой Русской Церкви - важен вольный глас,
А глас Антония на Западе был слышен
И посвящается - в епископа он сан,
Затем и в чин Экзарха Запада повышен/25/.

Соратник мудрый там к Антонию пришел -
Монах Василий - кто Афоном окормлялся,
Где списки древние Святых Отцов прочёл,
Нёс знанья Оксфорду, слыть «красным» не боялся/26/.

Антоний восемь лет Экзархом прослужил,
«Архипелаг ГУЛАГ» же стал водоразделом,
Он от свободы и любви не отступил,
Ложь отступала перед словом его смелым/27/.

Руси молитву - Сурож новый возрождал,
Афона знанья, здесь, слились и Валаама,
Вновь, Свет Востока – Русь к истокам возвращал,
Река молитвы - зла запруды размывала.

Нас Божий Промысел красою одарил,
Что расцветает в литургии и молитве,
К ней путь – и Сурожский Антоний – приоткрыл
Для многих – в непрестанной с тьмою битве.

 Примечания:
1. Андрей Борисович  Блум - родился 19 июля 1914 в Лозанне в семье сотрудника российской дипломатической службы, учился в Париже, где получил профессию врача, стал монахом и священником, во время второй мировой войны служил во французской армии и Сопротивлении,  всю жизнь находился в каноническом единстве с патриаршей Церковью, отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Сурожский (предстоятель Московского Патриархата  в Великобритании) - 4 августа 2003 г.
2. Для спасения этих городов – жемчужин культуры Европы - Промысел Божий объединил французских правых и коммуни-стов, Армию Крайову и войска маршала Конева, власовцев и Красную Армию…
3. «…Мы не достигли своего совершенного исполнения, и в результате окружающий нас мир стал изуродован,  он искажен,  но и мы,  и тварный мир призваны войти в тайну Христову.  И это становится возможным благодаря красоте,  которая есть Сам Бог,  которая позволяет нам созерцать Его в тайне сотво-ренного Им мира,  созерцать Его в каждом человеке вокруг нас, созерцать Его даже в себе самих, пусть еще только как слабо брезжущий свет; вот что красота и истина совершают в тварном мире,  через него.  Потому что все передается нам через материальность: мы слышим слова, мы видим вещи, мы приобщаемся тому, что нам явлено, и далее, за пределом очевидного — приобщаемся Тому, Кто есть Творец всего.»; митрополит Антоний Сурожский, «Красота и материя в их взаимоотношении с Богом».
4. В конце Второй мировой войны, с 1944 года, восстанавли-ваются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 авгу-ста 1945 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября 1945 года Западноев-ропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. В подчиниение Московскому Патриархату вернулся также и митрополит Серафим (Лукьянов), возглавлявший приходы Зарубежной Церкви в Западной Европе. Однако по смерти митрополита Евлогия и назначении митрополита Серафима на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовле-творено 6 марта 1947 года патриархом Максимом V.В 1947—1959 Экзархат возглавлял Владимир (Тихоницкий), митрополит Белостокский.
5. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов), тогда эк-зарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сер-гия
6. Джон Ро;нальд Ру;эл То;лкин (3 января 1892 года —2 сентября 1973 года) — английский писа-тель, лингвист и филолог.; Клайв Стейплз Льюис (29 ноября 1898, Белфаст, Великобритания — 22 ноября 1963, Оксфорд, Великобритания) — английский и ирландский писатель, учёный и богослов.; Ги;лберт Кит Че;стертон (29 мая 1874 — 16 июня 1936) — англий-ский христианский мыслитель, журналист и писатель.
7. Мч. Албан (Албаний, Альбан) Веруламский (ок. 209 - 305), первомученник Британский, местночтимый святой в Су-рожской епархии. Память 22 июня и в неделю Всех свя-тых, в земле Британской просиявших. Город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Албан, с IX в. в назы-вается его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона.
8. Преподобный Сергий Радонежский
9. Содружество святого Албания и преподобного Сергия (The Fellowship of St Alban and St Sergius) было основано в 1928 году совместно православными и англиканами, серьезно и глубоко интересовавшимися Православием. Содружество ставит задачей помочь православным и англиканам лучше узнать друг друга, познакомиться с духовностью, богословием и богослужением Православной и Англиканской Церквей. Большую роль в истории Содружества сыграли, помимо Н.М. Зернова, митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Антоний (Блум), архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге), епископ Кассиан (Безобра-зов), архимандрит Лев (Жилле), протопресвитер Алек-сандр Шмеман, протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, Н.А. Бердяев, Л.А. Зандер, А.В. Карташов, В.Н. Лосский, Г.П. Федотов, епископ Англиканской Церкви Уолтер Фрир.
10. Николай Михайлович Зёрнов (9 октября (21 сентяб-ря) 1898, Москва — 25 августа 1980,Оксфорд) — русский философ, богослов, исследователь православной культу-ры, общественный деятель.
11. Зёрновы были на похоронах Льюиса 26 ноября 1963 го-да. Милица Зёрнова принесла крест из белых цветов, но ей сказали, что в храме цветов не будет. В конце концов положить венок на гроб разрешили, уже на кладбище. «Кто бы подумал? – пишет Эндрю Уолкер, один из присутствовавших на похоронах англичан, - Джек Льюис похоронен под русским крестом…», (Супрун Т.Н. Христианское содержание в творчестве К.С. Льюиса.)
12. М-т Антоний, рассказывая о митрополите Николае Кру-тицком (Ярушевиче), говорил: «В первый год, что я был священником здесь, он должен был приехать на профсо-юзный съезд в Шеффилд, и я ему послал телеграмму в Москву: “Ввиду того, что вы приезжаете на политический съезд, я вас прошу в храм не приходить, потому что я вас не допущу”… Я был тогда щенком, но он мне телеграм-мой ответил: “Одобряю и благословляю”. Вот какого размера был человек»
13. Архимандрит Лев (Луи) Жилле (1893 – 1980) ; право-славный монах, богослов, религиозный писатель, писав-ший под псевдонимом – «монах Восточной Церкви»
14. С 1 сентября 1950 г. Антоний Сурожский - настоятель хра-мов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года.
15. Приснопамятный м-т Антоний - кроме русского и церков-нославянского, практически, без акцента говорил на французском и немецком языках, как медик знал латынь, мог изъясняться на итальянском и других новых и древ-них европейских языках.
16. Как при вавилонском столпотворении
17. Не случайно на пасхальном православном богослужении Еван-гелие читают на разных языках
18. Виталий (Устинов) (1910 - 2006), митрополит, б. Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископ б. Монреальский и Канад-ский, первоиерарх Русской Православной Церкви Загра-ницей, возглавивший после своего ухода (в 2001) раскольническую группировку. В 1947 году был пе-реведен временным заведующим Великобританской епархией. Будучи настоятелем Лондонского прихода в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей с 1947 по 1951 год он ездил по всей Англии и устраивал приходы в Манчестере, Престоре и Брэдфорде. На его энергию и распорядительность обратило внимание цер-ковное начальство, лестные рекомендации ему дал и бывший соратник по работе с "перемещенными лица-ми", теперь уже епископ Нафанаил (Львов).
19. Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзян-ко; 22 мая 1915, имение «Отрада», Екатеринославская гу-берния — 17 сентября 1999, Вашингтон) — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Православной церкви в Америке. В 1951—1979 — настоятель храма в Лондоне в юрисдикции Сербской православной церкви. Его духовным отцом сначала был святитель Иоанн Шан-хайский и Сан-Францисский (Максимович) (1896-1966), а затем м-т Антоний Сурожский (см. «Несвятые святые и другие рассказы», архимандрит Тихон Шевкун).
20. Лондонские власти хотели продать помещение храма – для переоборудования в китайский ресторан
21. Свт. Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961)
22. Семён Людвигович Франк, род. В 1877 г. в Москве – ум. в 1950 г. в Лондоне.
23. М-т Антоний вспоминал: «…философ Франк мне как-то сказал, что ум – это слуга, он должен прислушиваться к тому, что говорит сердце, и исполнять. И мне кажется это очень важно. Семён Людвигович был философ умный, тонкий, образованный, он не стал бы делать какие-то мозговые выкладки, не соответствующие внутреннему опыту…»
24. ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) фи-лос. направление 19 20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам… …  Философская энциклопедия
25. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен ис-полняющим обязанности Экзарха Патриарха Мос-ковского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. Сурожскую же митрополию он возглавлял ещё почти три десятилетия…
26. Архиепископ Василий (Кривошеин, 1900-1985 гг.) — из-вестный богослов и патролог, монах, архиепископ, автор всемирно известных святоотеческих и теологических трудов (о пр.Симеоне Новом Богослове ,  Св. Григории Паламе, о молитве и многих  других). Воевал в Белой Армии, учился в парижском Свято-Сергиевском богословском институте, с 1925 по 1947 год жил на Афоне, затем вынужден был уехать в Западную Европу, занимался патристикой в Оксфорде, стал членом содружества Албания и Сергия, в 1951 году в Великобритании перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. 14 июня 1959 года в Лондоне, в храме Успения Пресвятой Богородицы, была совершена хиротония архимандрита Василия во епископа Волоко-ламского. Хиротонию совершили архиепископ Николай (Ерёмин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум). С 14 июня 1959 года — епископ Волоколамский, второй вика-рий Патриаршего Экзарха в Западной Европе. С нояб-ря 1959 был помощником архиепископа Клишийского во Франции. С 31 мая 1960 — епископ Брюссельский и Бель-гийский. 21 июля 1960 года возведён в сан архиепископа. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
27. Источник: The Times 7 марта 1974 года
Митрополит Антоний Сурожский 7 марта 1974 года в га-зете «The Times» ответил на заявление митрополита Крутицкого и Коломенского Серафима о высылке А.И. Солженицына из СССР.
Как Глава Русской православной церкви Московского Патриархата в Западной и Северной Европе, я хочу, от моего имени и от имени моего клира и верующих, решительно отмежеваться от суждений о Солженицыне в письме Митрополита Серафима Крутицкого и Коломенского (от 1 марта). Митрополит Серафим говорит от себя лично и тех введенных в заблуждение людей в Советском Союзе, кто принимает его сторону. Солженицын не только не предатель собственной страны; в своей бесстрашной борьбе за человеческое достоинство, правду и свободу он показывает глубокую и действенную, «даже до смерти» любовь к России. Именно преданность своей стране и народу помогает ему выстоять среди клеветы, оскорблений и мести. Ибо он верит, что страна, которая не способна прямо посмотреть в лицо своему недавнему прошлому, не может решить своих проблем в настоящем и будущем.
В этой любви и устремленности он не одинок и в России, и за ее пределами. Искренне Ваш, митрополит Антоний Сурожский, Экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе.
Перевод — Ольга Седакова


4.01 – 3.04.13                Григорий А. Бородулин