Вечерние стихи. Мнение по поводу

Татьяна Муратова
Мой компьютер блокирует показ передачи «Вечерние стихи», поэтому я ни разу её не смотрела.  Вчера вошла в программу с другого компьютера и начала смотреть передачу из любопытства. До конца не досмотрела, не понравилось. Почему? У передачи нет духа, цели программы. Если, конечно, не считать целью развенчивание современной поэзии в глазах народа и антиреклама сочинителей Стихиры. Всё это просматривается и в самих выступлениях не самых ярких и не самых талантливых сочинителей, и в резких, порой бестактных недалёких выпадах назначенных критиков, и в словах членов художественного совета, не способных толком сказать, почему всё же они пригласили именно этих сочинителей на передачу. Передача не продумана, она сырая и в качестве ток-шоу. Откровенное хамство, безграмотность участников сопровождающего программу чата дополняют безрадостную картину действа.
Но начинание, безусловно, хорошее: нести слово современных сочинителей в многомиллионную  народную аудиторию.
Можно ли изменить и усовершенствовать программу?  Я думаю, что можно. Например, стихотворения объединить по тематике, создать передачи по тематике. Например, гражданская лирика, пейзажная лирика, любовная лирика, философская лирика и т.д. Тогда можно будет увидеть кто же сильнее из сочинителей в этой одной определённой тематике. Название вечеров может быть различным, например:
"Моя Россия", "Каждый кулик хвалит своё болото", "День Победы со слезами на глазах", "Мой Пушкин", "Любовь - вечная тайна", "Я - русская жена", "Дети России", "Экология и нравственность души", "Золотое русское слово" и т.д. Тысячи тем на многие годы.
Можно какую-то передачу отдать на звучание  стихотворных форм: сонеты, рондо, хокку, оды и т.д. Пригласить поэтов, успешных именно в классической форме стихосложения.  Можно пригласить любимцев Стихиры, тех сочинителей, которые  избраны тысячами авторов Стихиры, но при этом сделать презентацию их творчества, а не устраивать им балаган-суд.  Народ у экранов телевизоров сам выберет, кто ему нужен в качестве поэта, а кто не нужен. Презентации необходимо сделать для тех поэтов, кто выбран администрацией Стихиры в качестве победителей конкурсов. Первая такая передача уже будет об Игоре Царёве. Но можно не ждать, когда поэт уйдёт, а знакомить аудиторию с  творчеством и  самим поэтом, когда он жив. Для разнообразия шоу можно устроить конкурс красоты самых смазливых поэтесс Стихиры, пишущих душещипательные стихотворения о любви, пусть соревнуются друг с другом в красоте лица и в красоте слова. Можно пригласить на передачу сочинителей, живущих далее МКАДа, чтобы они сделали презентацию своей лирики, показывающей жизнь разных уголков России. Можно сделать передачу юмористов, пародистов  и т.д. Разбор полётов может быть в каждом конкретном случае, но этот каждый конкретный случай должен быть тщательно подготовлен заранее, пусть даже в направлениях этих разбирательств.
Мне откровенно не понравилось поведение ни критиков, ни членов художественного совета, ни ведущих программы.  Если вы пригласили сочинителей в гости, так и ведите себя как радушные хозяева, а не придирчивые искатели сора в глазах соседей.  Не надо делать домашние заготовки по представленным заранее стихотворениям сочинителей, чтобы доказывать на всю аудиторию об их несостоятельности. Это в первую очередь говорит о несостоятельности тех, кто пригласил именно этих остро критикуемых сочинителей в программу. Значит, отбор надо осуществлять более жёстко и использовать эфир строго по назначению: пропаганда современной поэзии для народа России, показ её многообразия, поиск новых достойных имён. Если критики, члены художественного совета и организаторы передачи    на предварительном  совещании обсудят представленные стихотворения сочинителей, скажут всё то, что они говорят сегодня на экран, в узком кругу, отвергнут тех сочинителей, которые не впишутся в цели и задачи программы, то та вся недоброжелательность, которая царит в эфире, уйдёт. Сочинитель, первый раз попавший в прямой эфир, и без разбора полётов чувствует себя неуверенно, а когда на него  на глазах у всех набрасывается стая разъярённых критиков, желающих уличить его в его несостоятельности как поэта, заранее подготовленная, вооружённая цитатами и хлёсткими, порой непотребными для эфира словами, испытывает стресс, который вполне может привести и к инфарктам и к инсультам, ведь программу смотрят все родственники, друзья, соседи, коллеги приглашённого. Получается, что они смотрят его позор. Стоит ли сочинителям рваться и добиваться участия в такой передаче?
Если бы ему сказали очень вежливо до передачи, почему эфир ему пока недоступен, указали на его несостоятельность, то он сам бы решил, доказывать ли всему миру свою состоятельность в дальнейшем, либо радоваться достигнутому им уровню, но в узком кругу  людей, признавших его творчество.
Профессионализм, доброжелательность, искренность, желание найти в творчестве каждого сочинителя его изюминку, - главные, на мой взгляд, составляющие характеристики хозяев эфира (ведущих телепередачи и критиков). Это не значит, что не надо критиковать. Надо. Но делать надо это так деликатно и осторожно, чтобы положительные стороны преобладали над отрицательными, ведь именно поэтому сочинители были удостоены эфира.
 Тогда гости передачи – сочинители будут чувствовать себя комфортно в дружелюбной атмосфере взаимопонимания, а не присутствовать на суде или разборках враждующих в Стихире группировок. А зритель сумеет насладиться русским современным словом, таким мощным и таким разнообразным, льющимся из уст самых достойных сочинителей Стихиры, и выбрать для себя тех, кто ему особенно пришёлся по душе.
Разумеется, это мой личный взгляд на программу «Вечерние стихи».
06.04.2013