Михаил Ульянов

Актеры Советского Кино
Вряд ли целесообразно сейчас с аптекарской точностью определять грани положительного и отрицательного в характере Егора Трубникова из фильма «Председатель».

Исполнитель его роли совсем не стремился приукрасить своего героя. Внешне Егор Трубников мало привлекателен. Суровое, изборожденное морщинами лицо, серая, пропыленная войной, прокаленная пожарищами гимнастерка, кургузая нелепая кепчонка на голове. И вместе с тем в этом человеке чувствуется неубывная силища и такая убежденность, такая жизненная основательность, что понимаешь — этот одолеет все и своего добьется. Егор Трубников крут, непримирим, даже жесток, когда дело касается главного — поднять колхоз, накормить людей, вселить в них веру в возможность лучшей жизни. Именно ради этого главного председатель может вступить в борьбу с братом, оскорбить нерадивого колхозника, не подчиниться указаниям начальства.

И вместе с тем ... действуя во имя людей, во имя колхоза, действуя как полновластный хозяин и добиваясь успеха, Трубников подчас за лесом не видит деревьев, забывает об отдельном человеке. Ради общего дела Трубников может украсть радость у новобрачных, жестоко посмеяться над мнимым слепцом, не пустить девчонку в институт, считая, что он лучше других знает, как ей жить дальше. Надо сказать, что Ульянов удивительно последователен в обрисовке этого сложного, угловатого, жесткого характера. Актер не позволяет себе быть снисходительным к герою.

Вот почему Трубников становится в фильме в какой-то мере трагической фигурой. И не потому, что авторы накликают на него одну беду за другой — умирает маленький сын, рушится личная жизнь, арестовывают друга ... Трагично другое: Трубников не может переступить через свой характер, не умеет стать добрее, мягче к окружающим, больше верить людям. И в какой-то момент мы начинаем понимать, что, несмотря на всю свою кипучую деятельность, на крутое кипение жизни вокруг, герой может оказаться бесконечно одиноким. Недаром об этом предупреждает его любимая женщина...

Где-то в глубине души и сам Егор Трубников истосковался по человеческому теплу, по открытому доверию, по сердечной доброте. Именно эта затаенная тоска героя на несколько минут открывается нам в сцене колхозного собрания, одной из лучших в фильме.

Местное начальство решило переизбрать Трубникова. Не ко двору пришелся строптивый, своенравный председатель, который ни в грош не ставит бесконечные бумажные директивы, а руководствуется в первую очередь интересами колхозников, разумной целесообразностью. Казалось, судьба Егора предрешена. Но народ рассудил иначе. Со словами «Даешь Трубникова!» опрокинули колхозники заранее заготовленный сценарий собрания. Много раз на протяжении этой сцены меняется душевное состояние героя. Суровость уступает место настороженности. А когда море рук поднимается за Трубникова, на глаза Егора навертываются слезы. Смутившись, он вытирает их все той же заношенной кепчонкой. Лицо его становится мягким, беспомощным, незащищенным. Еще одной гранью сверкнул характер героя, засветился ярко благодаря умному, тонкому актерскому решению Михаила Ульянова.

Та же точность, конкретность и острота социальной характеристики открывается нам и в образе Быкова из фильма «Тишина». Сначала нам кажется, что это просто притаившийся спекулянт, который подобострастно заискивает перед окружающими, пытается со всеми быть в добрых отношениях, ибо страх следует за ним по пятам. Но сильнее страха в нем ненависть к честным, порядочным людям, злоба на тех, кто может жить, не таясь, прямо смотреть в глаза окружающим.

В первых кадрах Быков заискивающе любезен с Сергеем и старшим Вохминцевым, по-родственному добродушен с Константином. Вначале он пытается надеть на себя маску «маленького тихого» человека, который никого не тронет, никому зла не желает, лишь бы самому как-нибудь перебиться в трудные годы. Но не так прост Быков. М. Ульянов делает все, чтобы мы ни на минуту не забывали, что перед нами враг, жестокий, подлый, от которого каждый момент можно ждать удара в спину. Даже когда Быков улыбается, глаза у него остаются холодными и пустыми.

По доносу Быкова арестовали ни в чем не повинного человека. И вот негодяй почувствовал почву под ногами. Сразу изменилась походка, осанка. Все, что таилось, выплеснулось наружу. Ульянов беспощаден к своему герою. Он не просто рисует подлеца – пафос разоблачения актер доводит до абсолюта.

Если до этого порой упрекали Михаила Ульянова в некоторой одноплановости ролей, то последние его работы позволяют говорить о нем как об актере широкого творческого диапазона, страстного гражданского темперамента. Но, вспомнив вчерашний день актера, тотчас поймешь, что успех его последних ролей был подготовлен значительно раньше.

Михаил Ульянов вошел в кино скромно и малозаметно. Роль Колыванова в фильме «Они были первыми» не принесла актеру особого успеха, разве что обратила на него внимание режиссеров, ищущих «социальных героев». Даже последующие удачи актера в картинах «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Битва в пути» не сделали его капризным баловнем кинореклам. Уж очень не вязалось с этим серьезным, умным, добросовестным художником понятие «кинозвезда». Признание он получил не сразу, но зато когда оно пришло, за Ульяновым прочно утвердилась слава актера талантливого, глубокого, со своей личной, ясно и четко выраженной темой в искусстве.

Творческая позиция актера точнее всего, пожалуй, выражена в словах Сергея Серегина из «Иркутской истории», роль которого Ульянов играет на сцене театра Вахтангова: человек становится умнее, богаче, лучше, когда дело его «хоть чуточку лучше, чем он сам». Познакомившись с героями Ульянова, мы тоже становимся чуточку богаче, чуточку умнее. А ведь это немало!

Это относится прежде всего к одной из его лучших ролей — Вяхирева из фильма «Битва в пути».

Вот что Ульянов рассказывает о том, как рабочая аудитория воспринимает эту картину.

«Зрители почувствовали в ней настоящую правду, увидели ту борьбу, которая подчас велась у них на заводе, в цехе. А с экрана Бахирев во весь голос заговорил о том, о чем они думали сами. Показал, что с очковтирателями, руководителями, которые видят народ только через «красное сукно», нужно и можно бороться. Что сила всегда на стороне коллектива. Да, эти зрители считали Бахи рева своим союзником ...».

Присмотритесь к Бахиреву повнимательней. Ну, скажем, в момент, когда он впервые знакомится с блестящим окружением директора завода Вальгана. Новый главный инженер внимательно слушает, стараясь уловить за фейерверком громких фраз суть происходящего. Так же пытлив и внимателен он в цехах, когда подолгу останавливается то у одного, то у другого станка. Он немногословен, не спешит сразу сообщить свои сомнения директору завода и нам, зрителям.

Сила таланта Ульянова в том, что он заставляет нас следить за развитием мысли героя, втягивает и нас в большую битву за правду, делает нас соучастниками поединка с вальганами и бликиными. Не перестройка тракторного завода, а трудное, порой мучительное воспитание чувства собственной значимости, борьба с равнодушием, инертностью мысли — вот что увлекает нас в этом фильме. И прежде всего в образе Бахирева.

Если бы режиссер В. Басов не угадал так точно исполнителя главной роли, картины не было бы. На протяжении трех часов экранного действия именно Ульянов держит внимание зрителей, делает интересным, важным на первый взгляд чисто «производственное» столкновение с Вальганом, столкновение, которое перерастает в большую битву за правду.

Героям Ульянова всегда нелегко. На их плечи ложатся все тяготы времени, они всегда оказываются на переднем крае борьбы. Да, им трудно, но это люди огромной нравственной силы, с жизненной устойчивостью и основательностью, с точно означенными интересами и желаниями, и поэтому у них всегда достает мужества преодолеть страдания, бороться с несправедливостью, быть предельно честным к себе и окружающим.

Но если, скажем, Алексей Колыванов («Они были первыми») в открытую боролся с врагами в годы гражданской войны, то несравненно труднее было Николаю Кайтанову из фильма «Добровольцы». Простой парень с открытым лицом, веселыми глазами — один из многих тысяч комсомольцев-добровольцев 30-х годов. При всей своей обычности он сразу чем-то выделяется среди своих товарищей. Первый иронический разговор в шахте с Лелькой, когда ребят хотят поставить на довольно неромантическое дело — откачку. Чуть насмешливо, снисходительно, взглядом человека более взрослого и более опытного, смотрит Кайтанов на задиристую девчонку. Еще несколько десятков метров пленки — и перед нами уже другой Николай — влюбленный, щедрый на чувства, но робкий в их проявлении. Новая сцена — и перед нами опять новый Кайтанов, на этот раз мрачный, замкнутый, угрюмый...

Случилось самое страшное — близких, дорогих ему людей называют «врагами народа», а самого считают «подозрительным».

Вот эпизод, важный для всего фильма и во многом показательный для творческой манеры Михаила Ульянова. Это комсомольское собрание, на котором решается «дело» Кайтанова. Его хотят обвинить во вредительстве, «бдительные» работники отдела кадров уже сфабриковали документики ...

В сцене, где решается его судьба, герою не отведено ни одной реплики. Тем не менее мы можем проследить всю сложную гамму чувств, все колебания его настроения, всю глубину тяжелых переживаний Кайтанова.

Подавленность и какая-то безнадежность во всем облике Николая в первых кадрах.

Встрепенулся: появилась Лелька ... Зачем? . . Ведь еще тяжелее, когда этот трагический спектакль разыгрывается при ней ... Затем удивление, гордость, когда Лелька смело выступает в защиту Николая, и, наконец, крупным планом — радостное лицо Кайтанова, когда Лелькины слова подкрепляются выкриками из разных концов зала.
 
Михаил Ульянов пришел в кино из театра. Он принес на экран высокую сценическую культуру, лучшие традиции вахтанговской школы. Его талант и мастерство вступают в спор с тем бытующим еще представлением, будто истинно вахтанговское — это легкость, изящество формы «Мадмуазель Нитуш», водевильный блеск «Дам и гусар». Да, конечно, эти спектакли вахтанговские. Но не только они определяют творческое лицо театра. Ведь даже в иронической, ярко театральной «Турандот», в гротесковых фигурах «Чуда святого Антония» была подлинная жизненность и убедительность. Настоящая «жизнь человеческого духа», страстный гражданский темперамент, строгая, чеканная обработка формы как итог взаимодействия чувства правды и высшей степени артистизма — вот к чему стремятся лучшие актеры вахтанговской школы. Этим покоряет нас и талант Ульянова.

М. Кваснецкая (статья из биографического альманаха «Актёры советского кино», выпуск второй, 1966 г.)

ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Михаил Александрович Ульянов. Родился в 1927 г. в Омске. Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина.

Снимался в фильмах:
1. Егор Булычов и другие (1953) — Яков Лаптев.
2. Они были первыми (1956).— Поливанов.
3. Екатерина Воронина (1957) — Сутырин.
4. Дом, в котором я живу (1957) — Дмитрий Каширин.
5. Стучись в любую дверь (1958) — Прохоров.
6. Шли солдаты (1958) — Егор.
7. Добровольцы (1958) — Кайтанов.
8. Простая история (1960) — Данилов.
9. Балтийское небо (1960) — Рассохин.
10. Битва в пути (1961) — Бахирев.
11. Пусть светит (1961) — Собакин.
12. Молодо-зелено (1962) — Лызлов.
13. Живые и мертвые (1963) — раненый генерал.
14. Тишина (1963) — Быков.
15. Председатель (1964) — Егор Трубников.