О социальной справедливости и читательском отклике

Андрей Леонидович Климов
               
                Яко не до конца забвен будет нищий, терпение
                убогих не погибнет до конца.
                (Пс. 9, 19)    
               
                В моей заметке «О социальной справедливости» была высказана мысль, что источник социальной несправедливости – нравственный упадок общества, в результате которого у многих людей формируется превратное видение окружающих нас реалий. В частности, богатые видятся как умные и предприимчивые, а бедные – как никчемные и бездельники. Возможно, в каких-то случаях так оно и есть, однако это никак не объясняет проблему социальной несправедливости, не способствует её осознанию и пониманию. Кстати, предприимчивость и ум не есть показатель высокой нравственности, впрочем, так же как и никчемность. К сожалению, люди сами склонны делить себя на богатых и бедных, хотя полезнее и справедливее было бы деление на нравственных и безнравственных, что отражало бы истинную природу людского неравенства, в основе которой лежит степень человеческой греховности и праведности. Ибо богатство и бедность не является исчерпывающей характеристикой человеческих типов. В тоже время нравственное состояние государства в целом – вот тот критерий, который является мерилом справедливости или несправедливости в обществе, ведь именно государство прививает и навязывает своим гражданам нравственные идеалы, взгляды и представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Но какие взгляды может привить людям государство воров, казнокрадов и предателей? Только те, которые господствуют сегодня в нашем обществе: культ стяжательства и наживы, индивидуализма и беспринципности. Любая социальная проблема есть, в конечном счёте, проблема нравственная, именно поэтому Христос Спаситель и не делал никогда акцента на социальных явлениях. Исправьте свои души, и изменится ваше окружение. Однако зачастую богатые и сильные не находят нужным работать над исправлением своих пороков, но во всех бедах склонны винить бедных и слабых, выброшенных на обочину общества. Так, на свою заметку я получил следующий читательский комментарий на proza.ru:

                «Принцип социальной (и любой другой) справедливости сформулирован давным-давно древними греками: «Каждому - своё». Бедным - бедность, богатым - богатство. Лично мне богатые больше нравятся, а бедных я не люблю. Противные они, и вечно ноют, и жалуются. Есть и агрессивные бедные. Пришли большевики к власти в России и отняли у богатых все и раздали бедным. Результат известен - бедные так и остались бедными, а богатых в сегодняшней России стало больше, чем во всем мире! Так что все справедливо. Бездельники и лодыри всегда будут бедными, а смекалистые и предприимчивые - в шоколаде. Короче, будем жить прекрасно, если от бедных избавимся. Да здравствуют богатые!»
                На мой встречный вопрос: «Каким образом вы собираетесь избавляться от бедных? Передушить их всех, бросить в газовые камеры, уморить голодом?» - последовал такой ответ: «Людям нужно объяснить, что бедным быть стыдно, а умирать в нищете непозволительная роскошь. Менять надо менталитет у людей. Внедрять мысль (можно вбивать для особо непонятливых), что быть богатым это хорошо! Это модно, это престижно, это умно и полезно. А вот ставящих равенство между бедностью и духовностью - можно и к стенке. Завидующих богатым и трендящих о якобы нечестно нажитых богатствах (а ты сам-то наживи, попробуй!) можно извести описанными вами способами. Вот только и вам, Андрей, тогда каюк!»

                Данную читательскую реплику можно было бы оставить без комментария, как, впрочем, можно было и вовсе не поднимать проблему социальной справедливости, если бы не одно настораживающее «но». Обсуждая со своими студентами нравственные идеалы сегодняшней молодёжи, с тревогой и ужасом должен констатировать, что 95% студентов высказывают точно такие же мысли, как процитированный выше читатель. Признавая свою исключительную ориентацию на стяжательство, студенты не видят, что за этим стоит духовная и нравственная ущербность, что нельзя всё в нашей жизни измерить деньгами, что далеко не всё покупается и продаётся, и что есть куда более высокие и несравнимо важные ценности, чем деньги. Не признавая и не замечая того, поклонники золотого тельца обкрадывают себя, и объяснять им это, увы, бесполезно. Но ещё хуже то, что душевная осатанелость молодёжи всегда безапелляционна и непреклонно-агрессивна. Горячечный бред безбожия способен породить лишь драконов и химер. Но кто устоит против адских чудовищ бездны? Так пусть пожирают они друг друга! Кого не устраивает человеческий облик, волен облачиться в пупырчатую шкуру дракона, если ему это больше нравится.