Важное слово

Наши Друзья
Любовь Шубная

Ёжик Тишка любил учиться. Он был одним из лучших учеников лесной школы, быстрее всех решал задачи, складывал и вычитал. А вот уроки правильного писания ему не очень-то нравились.
Началось всё с того, что он по-своему написал самое важное слово: «Ёш».
– Давай исправим ошибку, – сказала учительница – мудрая Сова. – Надо писать «Ёж».
Но на следующий день Тишка снова написал самое важное слово по-своему: «Ёш».
– Угу, – сказала Сова. – Ты и сегодня сделал ошибку.
– Почему? – удивился Тишка. – Слово «Ёш» похоже на меня.
– А слово «Ёж»?
– А слово «Ёж» больше похоже на жука. Посмотрите: у жука и буквы Ж ножки одинаковые. А в моём слове буквы Ж нет.
Тишка сел на пенёк, закрыл глаза, опустил голову и вытянул вперёд лапки:
– Ну что, на какую букву похоже?
– На букву Е, – удивился заяц Фр.
Тишка открыл глаза:
– А теперь?
– А теперь на букву Ё...
– Да, да, – подтвердила черепаха Капитолина. – На букву Ё.
– А сейчас? – Тишка улёгся на живот и выставил колючки.
– На букву Ш-ш-ш,– зашипела змейка Маша. – Только в твоей букве палочек много - ш-ш-ш…
– Много, – подтвердила черепаха.
– Ну вот! – обрадовался Тишка. – Не могу я писать «Ёж». Не моё это слово! Неправильное!
– Угу... – задумалась Сова. – А если ёж совсем маленький, как ты напишешь?
– Так и напишу: Маленький ёш.
– Угу...– ещё больше задумалась сова. – А если вы вдвоём с дедушкой, как о вас одним словом написать?
– Ёжики, ежи.
– Вот видишь, в твоём важном слове появилась буква Ж, – обрадовалась учительница. – Есть такое правило: чтобы проверить, правильно ли ты написал слово, надо изменить его так, чтобы «сомнительная» буква чётко слышалась. Ёж – ёжик. Значит, надо писать не «Ёш», а «Ёж». Тебе понятно, Тишка?
– Понятно. Но я не согласен.
Тишка быстренько сбегал на другую полянку и привёл друга – ёжика Жорика. Они стали друг к другу спинками и вытянули вперёд лапки:
– На какую букву похоже?
– На Ж, – изумился заяц. Он даже подпрыгнул от радости.
– На Ж, – подтвердила черепаха.
– Значит, когда я один, надо писать «Ёш», а когда двое – «Ёжики, ежи»! – обрадовался Тишка.
– Угу...– сказала мудрая Сова. – И всё-таки, Тишка, ты не прав. Но об этом поговорим на следующем уроке.
Сова закрыла классный журнал и поспешила на лесной Совет. А потом она долго сидела на высоком старом дереве и думала, как переубедить упрямого ученика.
На следующий день Сова вызвала ёжика к доске:
– Скажи, Тишка, а как ты напишешь своё важное слово, если вас будет трое?
– «Ежи», конечно.
– А почему? Как выглядит твоя буква, если ёжиков трое?
Тишка позвал друзей – Жорика и Виталика. Они стали друг к другу спинками и вытянули лапки.
– На какую букву похоже? – спросил Тишка.
– Я такой буквы не знаю, – сказал заяц Фр. – Это страшилка какая-то или шарик с лапками. Вовсе не буква...
– Не буква, – подтвердила Капитолина.
– Как же так, – расстроился ёжик. – Значит, моё правило не работает?
– Не работает, – подтвердила Капитолина.
– Не расстраивайся, Тишка, – успокоила его учительница. – Свою теорию ты выдумал сам. А правила грамматики – они для всех одинаковые. Иначе бы каждый писал слова по-своему. И прочитать даже самый маленький текст было бы невозможно. От того, что ты станешь писать своё самое важное слово правильно, оно ведь не перестанет быть самым важным.
– Не перестанет! – согласился ёжик. – Просто теперь оно будет правильно важное! Я понял! Ёж – ёжики – ежи! Уж – ужи! Чиж – чижик–чижи!

Рисунок Евгения Смирнова