История двух портретов

Наталья Ларская
Жарким июльским днём 1988 года я оказалась на Старом Арбате. Раскалённая мостовая жгла сквозь подошвы. Хотелось вдохнуть хотя бы один глоток чистого холодного воздуха.

И вдруг - чудо! На улице, в тени деревьев, выставка работ Николая Ларского «Пейзажи Армении». Заснеженные вершины гор, яркое прозрачное небо, изумрудная зелень долин и холодная вода озёр. О, если бы войти в одно из полотен и остаться среди манящего пейзажа!..

Ты - волшебства земного созидатель,
Тебе открылся гор простор живой.
Твой дивный дар благословил Создатель.
Судьбу благодарю, что встретилась с тобой.
/Наталья Ларская. 1988/ 

Оглянулась вокруг. Николай Ларский, живописью которого я только что зачарованно любовалась, рисует портрет девушки. На бумаге - почти законченный образ, живая душа позирующей. Я завидую натурщице: художник смотрит на неё, не спускает глаз, а в это время его руки точными и уверенными движениями передают характер её лица и её глаза. Виртуозная работа! Я подожду, и художник нарисует мой портрет.

Я буду мысленно с тобой...
Не овладев своей мечтою,
Я буду мысленно с тобою,
Как этот воздух голубой...
/Наталья Ларская. 1988/ 

Прошло полчаса, но я не ухожу, несмотря на пекло. Между тем, на портрете девушки проступает что-то такое, чего не разглядишь «невооружённым глазом» на её, казалось бы, простом лице. Проходит ещё полчаса. Почему я осталась ждать, а не пошла позировать к другим художникам, которые сидели рядом без дела? Хочу уйти и не могу. Что-то удерживает... И моё терпение было вознаграждено. Я сажусь позировать художнику и следующие два часа пролетают как в прекрасном сне. Я, такая необщительная от природы, читаю ему свои стихи, взгляд художника обращён на меня, лёгким движением рук он показывает, как повернуть голову, выдержать позу. Я почти физически ощущаю, как его карандаш касается бумаги, как будто эта бумага - я, и смущаюсь от его пристального взгляда. Он просит меня почитать ещё стихи, чтобы получился поэтический образ. И я читаю. Но вот портрет завершен. Я в восторге! Но мне жаль, что я не смогу остаться и смотреть, как художник будет рисовать следующий портрет.

После сеанса моего портрета я несколько раз звонила художнику, хотела сообщить ему, что купила и читала модный в те перестроечные 1990-е годы журнал «Столица», на обложке которого были напечатаны  репродукции его картин  с выставки «Коррозии» и его статья «Я взглянул окрест...» - впечатления о поездках по современной России. Но художника не было в Москве, он путешествовал по стране и за рубежом.

В 1988 году я жила c родителями за городом, в Подмосковье, и в последующие годы часто приезжала на Арбат, была фанаткой театра имени Вахтангова, что на Арбате, смотрела понравившиеся спектакли по 15-20 раз, и вызывала на бис любимых актеров. В один из таких походов в Москву в 2000 году, через 12 лет я снова встретила художника Николая Ларского на Арбате, рассказала ему о нашем  портрете 1988 года, и он нарисовал мой второй портрет. С тех пор мы не расставались.

       
Наталья ЛАРСКАЯ, искусствовед,
 
член Творческого союза художников России,
член Международного художественного фонда
член Русского литературного клуба



Иллюстрации:

Н. Ларский. Портрет Натальи. 1988 г.             
Н. Ларский. Портрет Натальи. 2000 г.      


Рассказ напечатан в газете "Галерея изящных искусств". № 5 май 2012 г.