Нарциссы на голубом

Надежда Витвечберг
Лет десять назад, когда на плече вместо повседневной сумки был рюкзачок, тяжелый, иногда набитый толстыми, малопригодными для моей дальнейшей жизни книгами, которые еще не заменили электронные учебники, я не по годам зрелая и уже интересовавшаяся всем и вся, увидела на городской выставке в арт-галерее «Элефант» одну картину. Бледно-синее полотно холста, матовый успокаивающий цвет. На заднем плане – китайская беседка мягких тонов, еще дальше – мост через речку. На переднем плане находился куст нарциссов, нарисованный с неестественного ракурса. Казалось что он возвышался надо всем, что находилось на полотне. Будто бы и художник смотрел на него снизу-вверх, лежал на траве,  макая кисточку в утренний туман и росу, и рисовал этот сон. Отец рассказывал мне: для того, чтобы написать «Февральскую лазурь», советский художник Игорь Грабарь выкопал яму и стоял так на протяжении всей работы, чтобы изобразить величавую молочно-голубую синь природы, ее превосходство перед маленькой проходящей жизнью человека.
Картина городского художника с царственными, но легкими нарциссами, напротив, говорила мне о том,  что нарциссы, цветы, известные по легенде о самовлюбленном юноше, как раз-таки олицетворяют погруженность человека  в себя в этом матовом синем тумане, его важную самость. Я узнала цену этой работы и долгое время скапливала на неё школьные мелкие деньги. Помню, что отец помог тогда со средствами, и я приобрела-таки это полотно и повесила на видное место в своей маленькой комнатушке нашего разваливающегося загородного типового домика.
Прошло около пяти лет, многое из моего старого дома переехало в новую двухкомнатную квартиру. Эту участь разделила и картина. На некоторое время она, тихая и синяя, потерялась в матовой синеве крашеных стен. Я вышла замуж, и мы планировали ребенка. Планировали не очень долго. Потому что такая возможность предоставилась почти сразу. Я, уже немного округленная и нежно-свободная, ходила по знакомым улицам города  и здоровалась со знакомыми окнами многоэтажек, на которых играло весеннее солнце. К сожалению, как это нередко бывает сейчас у женщин, после сильного стресса на работе я на довольно раннем сроке попала в городскую больницу с диагнозом начавшегося выкидыша. Я, такая взрослая и такая маленькая, двадцатидвухлетняя.
Палата, в которую меня поместили, не создавала радостного впечатления и не внушала желания выздоравливать. Большая и холодная, стены – бледно-зеленого неестественного цвета, посередине пола – растрескавшийся линолеум. На потолке горела одна единственная лампа, напомнившая мне школу с её длинными сонными лампами, с трудом разгорающимися и обозначающими начало нового учебного дня.
Был воскресный день, и меня принимал дежурный врач. Медсестра несколько раз произнесла его фамилию. Бульонов. Александр Васильевич Бульонов. И фамилия эта почему-то показалась мне очень знакомой. Меня попросили подойти в кабинет 27, в котором как раз и принимал этот врач. Я отворила дверь и увидела суховатого, небольшого роста седовласого мужчину лет семидесяти. Спина немного сгорблена, на лице – педантичная сосредоточенность, над темными, начавшими седеть бровями напряженно застыли ложбинки морщин, глаза - небольшие, губы - тонкие и прозрачные.
- Ну вот, девушка крупнее и здоровее меня, а попала к нам, - как-то по-отцовски сказал он своим глуховатым голосом.
Он осмотрел меня и сказал, что беременность еще можно сохранить, попросил идти в свою палату и лежать, лежать и отдыхать.
Через некоторое время он снова зашел ко мне и заботливо-назидательным тоном попросил переложить подушку на другую сторону кровати.
- Так благоприятнее… - немного чудаковато заметил он и попрощался, сказав, что навестит меня через некоторое время.
Навещать Александру Васильевичу меня приходилось не раз. Эта ночь была очень тяжелой. В агонии я металась по кровати, чувствуя резь и периодически возникающие боли, не могла заснуть. Папа научил меня одной военной мудрости. Она называлась «заговоренный кулак». Заключалась она в том, что нужно было перенести боль с какого-либо больного участка  тела в кулак и достигалось это при помощи мышечных сокращений. Нужно было сжимать и разжимать кулак со скоростью сокращающейся мышцы сердца, тогда головной мозг передавал телу сигнал о том, что какой-то другой его участок нуждается во внимании, и боль уходила. В этом пьянящем дурмане ночи и полном одиночестве я видела маленькие глаза Александра Васильевича и его подбадривающе-спокойный голос, помнила, что в голове шумела какая-то простая песня, простая и народная. Такая, которую я могла услышать в транспорте или на улице, такая, которую никогда бы не стала слушать в моей привычной обыденной жизни. Она была о самом простом и о самом главном. Наконец мой бред начал утихать, а на смену ему пришел туман утра.
Больница потихоньку стала наводняться женскими голосами, туда-сюда бегали медсестры, открывалась и закрывалась дверь. Кажется, про меня совсем забыли. Боль отступила, и в мозгу снова всплыла эта фамилия. Бульонов. Ну конечно же! А. Бульонов. Именно так была подписана забытая мною картина в синей комнате такого далекого сейчас родного дома.
Наконец ко мне подошли.
- Александр Васильевич? – сонно спросила я.
- Нет здесь Александра Васильевича! – ответил противный голос. – Что же он сутки на пролет будет дежурить?!..
- Простите… - сказала я и снова провалилась в сон.
Очнулась я лишь тогда, когда услышала два женских перешептывающихся голоса за моей головой.
- А ведь у меня могла быть двойня, - говорил молодой хрипловатый голос. – Могла быть, так сказал мой врач.
- Так зачем же сделала аборт? – спрашивал голос чуть постарше.
- Мой настоял.
- Как это настоял?
- Он у меня эгоист. У него все есть, но кроме себя он ни о ком не думает.
- И давно вы женаты?
- Мы неженаты. Я замужем за другим.
- И как же твой муж отреагировал на всё это?
- Я ему сказала, что ребенок не его. И на семейном совете было постановлено… - она принимается плакать во весь голос.
- Тише, тише! Тебе сейчас нельзя плакать.
- А у меня только один яичник работает, мне доктор сказал, что я вообще не смогу забеременеть… - женщина продолжает плакать, но тише.
- Ну так ты дурочка! Для себя надо было рожать! Для себя! А не для мужей, не для любовников этих! Вот у меня похожая ситуация. Мне тридцать шесть, а моему сыну восемнадцать скоро уже будет.  Муж сказал – куда тебе, поздно уже. А сейчас зарплата… маленькая такая, не потянем. Ну а любовник… любовник в ногах валялся, просил, чтоб сохранила, чтоб только не убивала.
- Ну а ребенок-то чей?
- Не знаю я, чей. Да и поздно теперь уже. Дети в любви должны рождаться. А какая тут любовь?! Только секс и быт один.
Молодой голос сказал:
- Ну что, пора уже собираться. Дела есть, нечего здесь разлеживаться. Тебя хоть встретят?
- Нет, а тебя?
- И меня не встретят. Ну, тогда покурим и пойдем.
Я перевернулась на другой бок. Ребенок должен быть рожден в любви. Наверное, так. Ребенок должен быть рожден в любви. Желание иметь ребенка непременно связано с сильным чувством любви. А любовь напрямую связана с движением. Чем сильнее любовь, тем больше воплощений ей нужно. Ребенок – это высшее воплощение любви. Мы же не хотим «просто детей»? Если да, то это, скорее, чувство няни, доброго учителя. И если мы вдруг разлюбили, то желание иметь детей уходит.  Ведь это желание – священное чувство любящей женщины, просветленное и чистое. Наверное, женщина, готовая впустить в мир другую жизнь, подобна Богу…
 С этими мыслями я снова погружалась в сон, за которым следовали больные уколы и редкие визиты лечащего врача. Одно я понимала точно: меня запустили, мною не занимались. Кровотечение не было сильным, но не прекращалось, голова сильно кружилась, и я не могла дойти до уборной. Всё было пущено на самотек, а у меня просто не было денег, чтобы выжить вдвоем в этом естественном отборе и дать взятку за жизнь моим врачам. За эти четыре вечных дня было еще много грустных моментов, из-за которых я провела много времени в каменной пустоте и тихих, видных одному Богу слезах. Мы не знаем, почему Бог сохраняет жизнь одним, а у других отнимает, почему одни, лежа в кровати на восьмом месяце, радуются, как кто-то новый толкает ножкой их животик, а другим для того, чтобы произвести на свет новую жизнь, приходится очень сильно и долго бороться. В любом случае ты понимаешь, что жизнь – это борьба, и что в этом мире ты, счастливый и округленный, вряд ли кому-нибудь нужен. Для большинства врачей т – просто мясо, а маленькая смерть по их вине – просто брак в работе. И нужно жить, и обязательно нужно как-то жить…
Так я потеряла своего первого ребенка. Мужчины-литераторы, пишущие в своих многостраничных важных романах сухие строки «она потеряла первого ребенка», никогда не поймут, что действительно за этим стоит. Это женская тайна, которую не познаешь, если ты не женщина. А женщины знают о ней, знают и упруго, упорно молчат, потому что никакими словами невозможно передать ее другому.
Шел пятый день моего пребывания в зеленой палате, как однажды вечером ко мне снова заглянул Александр Васильевич.
- Здравствуйте, как вы себя чувствуете? Нет не надо, не отвечайте. Лежите, как лежите. Я читал вашу историю (кажется, он единственный из врачей, кто читал). Ну, я вижу, что на лице вашем – румянец. Знаете, я чувствую, что вы очень выносливая. До последнего боролись, держались. И сейчас… не раскисаете. Мне кажется, что вы нацелены. Это очень важно. Не отпускайте эту цель, - сказал он и добавил, - и переместите вашу подушку, вы опять нехорошо лежите…
После этой реплики почему-то у меня не было сомнений. Это А. Бульонов, тот самый Бульонов, автор моей картины. И все его слова «о неправильном расположении головы» отдавали какой-то туманной синевой мудрости моего стройного куста нарциссов, растущего сильно и смело на полусонных камнях этой бренной земли.
- Александр Васильевич…  А я знаю Вас.
Доктор сделал удивленное лицо, впрочем, вскоре удивление это сменилось привычной сосредоточенностью его суховатого, но теплого лица.
- Нет, конечно, не лично, просто…  Однажды, будучи еще почти ребенком, я увидела  Вашу картину на выставке.
И я рассказала ему все.
Александр Васильевич ничуть не смутился, ниточка его губ слегка дрогнула и изобразила подобие улыбки.
- Да, я помню эту картину. Вас ничего не удивило в ней?
- Знаете, она до сих пор кажется мне загадочно-необычной…
- Вы знаете, когда-то у меня был период…  Я рисовал серию таких картин в определенном стиле. Понимаете, человек не может видеть с такого ракурса, с какого написана эта картина…
- Да, я думала об этом.
- Это ракурс кошки. Это ракурс существа, которое видит всего с десяти-пятнадцати сантиметров от земли, маленького существа…
Я не стала спрашивать, почему существо видит именно нарциссы. Может, потому что мы так малы, но смотрим на себя и свое существование, видя в нем этот самый красивый и величественный куст нарциссов? Кто знает?
Александр Васильевич тихо-тихо улыбнулся в ответ моим мыслям и как-то загадочно сказал:
- Художник всегда поймет художника…
Больше я не видела его. Свет в палате выключили, но я не спала эту ночь. Внутри меня поднималось что-то озаренно-радостное, еще непонятное. Сразу память всколыхнула те школьные дни детства, откуда все и началось, а теперь оно стало незримой тонкой нитью жизни и смерти, которой судьба соединила на мгновение двух знакомо-незнакомых людей.
Дома после выписки меня ждал сюрприз. На серо-голубоватом паласе сидело маленькое существо и смотрело на меня своими кроткими беспомощными глазенками, смотрело с десяти сантиметров от пола. Это был маленький рыжий котенок. Эта крохотная жизнь подняла треугольничек своего махонького хвостика и, неуклюже мявкнув, заплетаясь в своих малюсеньких лапках, направилась ко мне…