Язык, который я придумал. Вёзь-Вет-Весть

Сергей Безнастный
Эта статья начинает серию статей о морфеме ВЁЗЬ и происходящих от неё словах. Веды и Авеста, видеть и вести, свастика и вода, хвост и вожжа, свет и сват, ватрушка и вёдро, возок и святой, вещий и праведный, правда и век, весна и веха, вечность и вишня, везение и вить, авось и вязание, ваза и ведро, ветка и звезда, свеча и свёкла. Огромное количество слов обладает различными вырожденными смыслами, но все они восходят к одной морфеме, её начальным значениям и имеют общую историю становления и развития в русском языке. Обо всех этих словах, о том, что их связывает, как они произрастали во взаимосвязи, и будет идти речь в серии статей, посвящённых морфеме ВЁЗЬ.

ВЁЗЬ. Древнейшая морфема ВЁЗЬ почти совсем утрачена в русском языке. Остались только редкие формы встречамые в разных говорах – ВЁЗМА («часть соломы при молотьбе», Филин, 4-97). Иногда ВЁЗЬ проглядывает в топонимике – река Вёзелка (в теперешнем написании Везелка, Белгород), остров и деревня Вёжи в Костромской области, Вёска — село в Пригородном сельском поселении Переславского района Ярославской области. Согласно традиционным для русского языка чередованиям морфема ВЁЗЬ породила великое множество производных морфем: ВЁЗЬ-ВЕЗЬ-ВЯЗЬ-ВИЗ-ВОЗ-ВАЗ (по чередованию гласных); ВЁЗЬ-ВЁЖ-ВЁД, ВЕЗЬ-ВЕЖ-ВЕДЬ, ВИЗ-ВИЖ-ВИД, ВИЗ-ВИЖ-ВИГ, ВОЗ-ВОЖ-ВОД, ВАЗ-ВАЖ-ВАД, ВАЗ-ВАЖ-ВАГ (столбовые чередования согласных); ВЕЖ-ВЕЩЬ (косвенное чередование); ВЕЩЬ-ВЕСТЬ-ВЕТ, ВЯЩЬ-ВЯСТЬ-ВЯТ, ВИЩ-ВИСТ-ВИТЬ, ВОЩ-ВОСТ-ВОТ, ВАЩ-ВАСТЬ-ВАТ (гласные и столбовые чередования); ВЕЩ-ВЕЧ-ВЕК-ВЕХ, ВИЩ-ВИЧ-ВИК-ВИХ (косвенные), ВЕХ-ВЕШ-ВЕС, ВИХ-ВИШ-ВИС, ВОХ-ВОШ-ВОС (столбовые); и ещё ряд таких, в которых порой трудно выявить порой связь с праморфемой ВЁЗЬ и её начальным смыслом.

Морфемы, порождённые от ВЁЗЬ, обособились по своим вырожденным основным смыслам, но в той или иной форме, порой самым неожиданным образом, соотносятся с начальным смыслом ВЁЗЬ или перекликаются с обособленными смыслами родственнх морфем, тем самым подтверждая исходное единство. Это множество слов, отражающих иногда совершенно разные понятия, формировалось в течение очень длительного времени и, безусловно, восходит к языческим временам и даже глубже. Понять начальное значение морфемы ВЁЗЬ и её смысловую связь с порождёнными словами и их внутреннюю взаимосвязь между собой невозможно без понимания языческих мировоззрений древних русов.

Как отразились языческие верования и мировоззрение русов на языке? Языческие воззрения русичей многократно исследовались в специальной литературе (Афанасьев, Востоков, Рыбаков, Нидерле и огромное количество других авторов). Согласно этим верованиям русичи считали себя прямыми потомками богов. Дети дальних потомков богов, которые пришли на землю продолжить род и пройти путь к воссоединению с древними предками и непосредственно с богами в вечности.  Вся земная жизнь воспринималась русичами как непрерывное движение по пути к воссоединению с предками. Отсюда и сохранившиеся до сих пор в РЯ устойчивые речевые обороты "земной путь", "жизненный путь", пословица "жизнь прожить - не поле перейти" и многое другое. Коротко это выражается тремя словами: жизнь – путь к предкам.

Но путь пути рознь. Есть правильные пути и есть неправильные. Неслучайно в РЯ существуют слова путний, путёвый, непутёвый, беспутный. Боги и древние предки оставили русам подсказки, указатели правильного пути. Эти подсказки окружали русичей с момента рождения в продолжении всего жизненного пути и выражались всевозможными знаками природы и наставлениями предков. Причём указатели правильного пути охватывали все аспекты жизни – когда и куда идти, как ореинтироваться в физическом пространстве, когда сеять, когда жать, когда и как угожь богам воздавать, и так далее, и тому подобное. Обозначались эти указатели словами ВЁЗЬ, ВЁЗИ. Несмотря на сохранившися формы морфемы ВЁЗЬ для кого-то её существование в древности может быть неубедительным, но это не особо важно. Можно считать ВЁЗЬ реконструкцией по более поздним формам.

Итак, морфема ВЁЗЬ и её начальное значение. Анализ сохранившихся в РЯ порождённых от ВЁЗЬ форм с учетом языческих верований русов приводит к следующим значениям: 1) знак, указатель правильного пути; 2) воприятие, понимание явленных указателей; 3) знание, которое образуется из восприятия явленных указателей пути.

Возможно, что в самом начальном своём виде ВЁЗЬ означала именно знаки, указатели пути, позволявшие древним ореинтироваться на местности. Кучки камней на возвышенностях, надломленные ветки на деревьях в лесу (этот способ обозначения пути часто используется таёжниками до сих пор), связанные и пригнутые вершинки молодых деревьев, указывающие направление. Затем это понятие распространилось на естественные природные указатели сторон света и путей. По мере становления религиозного мировоззрения и выработки определенного свода релиозно-нравственных правил значения ВЁЗЬ распространились и на эту сферу, причём в последующем религиозно-мировоззренческий аспект уже стал преобладать, связь ВЁЗЬ с природными указателями отошла на второй план и начинала забываться. Так или иначе, в ВЁЗЬ слились три вышеуказанных понятия и с последующими новообразованными формами они распространились по всему миру.

Говоря о древности морфемы ВЁЗЬ и использования её значений в сакральных смыслах нельзя обойти молчанием феномен культурных ценностей Сунгирской стоянки. Вот как Пальцева описывает в каталоге один из экспонатов: «…Диск прорезной. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление… Южное погребение. Был припаян известью в вертикальном положении к большому копью… Имеет одно центральное круглое и 10 радиальных, сужающихся к центру отверстий…» Шест, вырезанный из выпрямленного бивня мамонта, к вершине которого припаян солнцеобразный диск диаметром 7 см. Первое что приходит на ум при виде такой картинки – клюка, древний символ волхвов. И это 20-25 тысяч лет до нашей эры. Уже тогда ВЁЗЬ (и её производные) имела свои сакральные значения.

#ВЕТЬ. Ветвь, ветка, ветвистый, ответвление, совет, завет, навет.

ВЕТВЬ, Ефремова «… 1) Боковой отросток, идущий от ствола дерева или стебля травянистого растения. 2) а) перен. Линия родства в чьей-л. родословной. б) разг. Родственный народ, племя, язык. 3) а) перен. Часть чего-л., ответвляющаяся от основного направления. б) Одно из направлений в развитии науки, искусства и т.п. …»

Ефремова приводит прямое описательное значение, перечисляет переносные значения, но не приводит начального – знак, указатель пути. Фасмер приводит многочисленные примеры существования этого слова во множестве других языков, подчёркивает родство ВЕТВЬ и ВИТЬ, но об этимологии слова как таковой умалчивает. А она проста. Чередования везь-веж-вещ-весть-веть дали форму ВЕТВЬ, которая изначально восходит к понятиям "знак, указатель пути". Выше уже говорилось, что самый простой способ обозначить в лесу путь – надламывать по пути небольшие ветви на уровне примерно полутора метров от земли. Замечательные знаки, безошибочно выделяемые наблюдательным глазом в лесу. И способ этот до сих пор используется. Другой способ – завязывать, завивать гибкие ветви молодых деревьев, оставляя знаки, понятные только посвящённым в систему этих знаков. И этот способ тоже используется до сих пор. И именно из этого в своё время выросла узелковая письменность. Это простейшие знаки, которые оставляет человек. Но ветвь это ещё и знак самой природы, указатель сторон света. Всё дело в том, что на южной стороне у многих видов деревьев ветви пышнее и длинней. На северной стороне ветви короче и обрастают  лишайником и мхами. Это наиболее характерно для хвойных деревьев северных районов. Таким образом, без компаса, без солнца (в пасмурную погоду) по ветвям деревьев легко определиться с выбором направления и правильного пути.

ВЕТ, Филин, 4-190  «… Вещий, чуткий. Сердце-то вето…»
ВЕТИТЬ, Филин, 4-193  «… метить, метиться…»

Зная, что ВЕТЬ-ВЕТВЬ – восходит к начальным значениям "знак, указатель пути", несложно увидеть родственность слов – ветвь, совет, завет, навет и так далее. Причём это не простое совпадение форм, а начальное единство смыслов.

СОВЕТ, Ожегов «…1. Мнение, высказанное кому-н. по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. Дать хороший совет. Просить совета. Последовать чьему-н. совету…»
ЗАВЕТ, Ефремова «…1) а) Наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям.б) Обычай, унаследованный от прошлого. 2) устар. Обет, обещание.. …»
НАВЕТ, Ефремова «…устар. Наговор, ложное обвинение…»
ВЫВЕТ, Филин, 4-254, «… Запрет, зарещение…»

Очевидно, что СОВЕТ – подсказка, указание правильного пути кому-либо; ЗАВЕТ – указание правильного пути своим потомкам (здесь за- от се, свой); НАВЕТ – указание ложного пути. Древние слова, восходящие к ещё более древней морфеме, породили в свою очередь множество слов со своими вырожденными смыслами, но о них говорится в отдельных статьях. Здесь же речь идет о морфеме ВЁЗЬ и триединстве её сакральных смыслов.

Анализ слов, происходящих от ВЁЗЬ, не случайно начат с ВЕТЬ-ВЕТВЬ, поскольку этот указатель легко прослеживается от сего дня и до глубины в десятки тысячелетий. Замечательна глагольная форма ВЕСТИ, которая прямо и ясно показывает: ВЕСТИ – указывать путь.

ВЕСТИ, Ефремова «… 1) перех. Идя рядом с кем-л., направлять движение; помогать кому-л. или заставлять кого-л. идти …» Иными словами вести – указывать путь.
ВЕСТИ, Ефремова «…2) а) перех. Идти во главе, быть предводителем войска, отряда и т.п.; руководить движением кого-л., чего-л. б) Направлять чью-л. деятельность, руководить кем-л., чем-л. в) перен. неперех. Быть впереди, опережать по результатам игры, выраженным цифрами, какую-л. команду …» Вести – указывать путь, 2-в уже в смысле быть впереди, переносное значение.
ВЕСТИ, Ефремова «…3) перен. перех. Быть чьим-л. учителем, воспитателем, лечащим врачом и т.п…» Здесь по поводу переносного значения с Ефремовой трудно согласиться, поскольку участвует именно древний сакральный смысл – указывать правильный путь по жизни, равно как и вести больного – указывать путь к выздоровлению.
ВЕСТИ, Ефремова «…4) а) Иметь какое-л. направление, служить путем куда-л. б) перен. Влечь за собою, иметь что-л. своим следствием, завершением …»
ВЕСТИ, Ефремова «…5) неперех. Двигать чем-л., перемещать что-л. по поверхности в определенном направлении. 6) перех. Проводить, прокладывать что-л. в определенном направлении; строить, сооружать что-л. протяженное, длинное. 7) перех. Управлять движением автомобиля, судна, самолета и т.п …»  И здесь основные смыслы – указывать путь, направление кому-либо, чему-либо.
ВЕСТИ, Ефремова «…8) а) перех. Заниматься чем-л., выполнять, совершать, осуществлять что-л. (обычно в сочетании с вин. пад. существительного). б) Считать свой род идущим от определенных лиц или с определенного времени; считать себя потомками кого-л. 9) а) безл. разг.-сниж. перех. Коробить (о дереве, деревянных изделиях). б) перен. Корчить, сводить…»
Ещё раз следует подчеркнуть, что глагольная форма ВЕСТИ прямо и ясно приводит к основному смыслу "указывать путь".

#ВЕТЬ. Ветер, ветреный, ветряк.

ВЕТЕР близкий родственник ВЕТВЬ, но с начальными смыслами морфемы ВЁЗЬ связь почти утратил. В прибрежных районах бывают сезонные ветры, дующие регулярно в одном направлении. И по ним в какой-то момент времени можно определять путь. Но всё же это явления временные. Недаром ветреный в переносном значении – непостоянный, легкомысленный, переменчивый, непутёвый и т.д. Что характерно и неизменно для ветра – это то, что даже малейшее дуновение колеблет листву и ветви деревьев. Собственно слияние двух морфем – ВЕТЬ и ЕР (ЯРЬ) – в одно слово и образовало ВЕТЕР. И слово это однозначно и полно рассказывает о своём происхождении и значении – ярящий, колеблющий ветви. И всё же ветер не совсем порвал со значениеми "знак, указатель". Поскольку ветер несет запахи и звуки, он является носителем соответсвующих сигналов. Если в лесу на вас ветер несет запах свежей гари и дыма – надо уходить по ветру и наискосок в сторону ближайшей воды, чтобы не попасть под шквал лесного пожара. Если охотник идёт на пугливого зверя, то он заходит с подветренной стороны, чтобы ветер относил прочь запах самого охотника и скрадывал мелкие шумы. ВЕТЕР образовал много различных форм, породил много переносных значений, проистекающих от характерных для ветра свойств, но об этом в отдельной статье.

#ВЕТЬ. Ветла, ветловый, ветка, ветырь, ветерь, ветлуга, ветлянка, ветнина, ветошка.

ВЕТЛА, Фасмер, «…"ива, Salix pendula", укр. ветлина; из вьтъла. Связано чередованием гласных с ветвь, вить …»
ВЕТЛА, Даль, «… ж. верба, лоза, ива, раки;та, различных видов …»
ВЕТЛОВЫЙ, Ефремова, «…  прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: ветла, связанный с ним. 2) Свойственный ветле, характерный для нее. 3) Сделанный из ветлы. 4) Состоящий из ветел…»
ВЕТКА, Даль, «… ж. сиб. маленькая, одиночная лодченка, особ. берестяная, сшитый на деревянном оставе из бересты челнок …»
ВЕТЫЛЬ, Даль, «…  м. вят. вятер, вентер, рыболовный снаряд. См. вентер…»

Связь между ВЕТЬ и ВИТЬ несомненна. Гибкие ивовые ветви были, быть может, одним из первых материалов, из которых Человек изготавливал различные снасти, утварь, посуду. Потому ива, дающая гибкие ветви, именовалась ветлой не случайно. Также как не случайна связь ВЕТЬ с понятиями "плести, вить, вязать". О ВИТЬ и ВЯЗЬ будет говориться далее, здесь же необходимо подчеркнуть, что не случайно вещи, связанные или свитые руками человека, имеют в составе своего названия морфему ВЕТЬ: ветка – лодка, связанная из бересты; ветыль – рыболовный снаряд, сплетенный из прутьев. Ветерь, «большая корзина из прутьев редкого плетенья для ношения прутьев из сарая…», Филин, 4-193. Ветлуга, «большая связка деревянных чашек…»,  Филин, 4-195. Ветлянка, «маленькая деревянная чашка…», Филин, 4-195. Ветнина, «предметы конской упряжи – хомуты, шлеи, ремни, потники, чресседельники и пр. …»,  Филин, 4-196.  Ветошка, «дешёвая ткань, обноски… старая холстина или мешковина… банная мочалка…», Филин, 4-196.