Гибель судна - по плану

Владимир Петрович Трофимов
   
ГИБЕЛЬ СУДНА – ПО ПЛАНУ

Южноафриканское солнце висело в зените, дул свежий пассат. Моряки РТМС «Шилуте» , занятые повседневным рыбацким трудом, вели промысел. Трал приносил стабильные хорошие уловы.  И вдруг – SOS! Сигнал бедствия . Этот радиосигнал неизменно обрушивается вдруг, неожиданно. Милях в тридцати к югу взывал о помощи гонконгский теплоход «Конкорд».

Капитан траулера «Шилуте» Николай Северинчик тотчас принял решение проложить курс к аварийному судну и форсировать ход. На коротком переходе к месту аварии подготовили к использованию спасательные средства, сформировали аварийную партию, словом, приготовились к борьбе за живучесть иностранного судна.

Через два часа подошли вплотную к аварийному теплоходу. Все моряки «Кондора» , к тому времени покинувшие тонущее судно, находились рядом в двух спасательных шлюпках. Потерпевших подняли на борт траулера. Примет переживаний на лицах иностранцев  наши моряки не заметили, скорее, наоборот.

Капитан РТМС «Шилуте» Н.Северинчик предложил капитану теплохода «Кондор» Ленгу Уану подписать договор о спасении. Хотя Л.Уан от подписания договора (по любой форме) отказался, наш капитан, воспитанный на лучших традициях мореплавания, настоял на необходимости высадить свою аварийную партию на «Кондор» и попытаться спасти судно. Николай Петрович недоумевал: как это можно спокойно смотреть на гибнущее судно и бездействовать? Тем более, что «Кондор», накренившийся на каких-то всего 20 – 25 градусов, казалось, и не собирался тонуть. На флагштоке развевался панамский флаг, «удобный» для фирмы «Шелсикордон глоб мэритайм».

Ленг Уан понимал необоснованность собственных возражений и согласился на высадку аварийной партии на его судно. С аварийной партией , возглавляемой вторым штурманом Валерием Кишкуновым, на «Кондор» убыли и  несколько гонконгцев.   

Наши моряки в несложной обстановке разобрались довольно быстро.  Расслышав журчание воды, люди пошли на звук. Спустились в машинное отделение. Через идущий из кингстонной коробки трубопровод, аккуратно разъединйнный по фланцу, низвергалась вода. Уровень воды в отделении был ещё невысоким, и третьему штурману В.Сафонову не составило труда собственноручно перекрыть поступление забортной воды простым поворотом маховика кингстонного клапана. В машине наступила удивительная тишина. Высказанное вслух одним из наших резюмирующее «М-да!..» прозвучало особенно отчётливо. Виктор Сафонов от души рассмеялся: «Выходит, совсем просто спасти груз риса в трюмах, контейнерный груз на палубе и сам теплоход на девять тысяч тонн»....

С чувством исполненного долга группа спасателей поднялась в коридор. Их выхода  наверх ожидали иностранные моряки, возвратившиеся на «Кондор» с аварийной партией. Они не могли допустить  тот поворот дела, который произошёл. Как только закрылась дверь в машинное отделение за последним нашим моряком, как её тут же закрыли собственными спинами гонконгцы, не разрешая более приблизиться к машинному отделению никому. Пожилой, а потому, очевидно, опытный старший механик «Кондора» тут же спустился в машину, и вскоре до слуха каждого дошло прежнее рокотание струи забортной воды: стармех открыл кингстон.

Кондоровцы от спасателей потребовали удалиться с борта судна.

Как выяснилось позже, капитан Л.Уан рассчитывал, что судно его утонет через пять часов, максимум к утру следующих суток. Расчёт капитана оказался неверным то ли по причине незнания конструкции собственного судна, то ли не по той формуле определял он количество поступления воды в час через многодюймовую трубу, то ли по какой-то иной причине. Против ожиданий Л.Уана теплоход «Кондор» утонул лишь через двое суток, застаив крепко поволноваться капитана, рассчитывавшего, надо полагать, на получение приличной страховой суммы .

Капитан РТМС «Шилуте» Николай Северинчик, действовавший в соответствии с писаными нормами Международного права и неписаными законами морской солидарности, обстоятельства гибели теплохода «Кондор» изложил в судовом журнале.
 
Статья была напечатана в городской газете «Советская Клайпеда». Конечно же, статью прочёл курировавший Западный бассейн страны собственный корреспондент газеты «Известия».  Нашёл мой телефон, позвонил. Спросил разрешения подготовить информацию на основании статьи в столичную газету со ссылкой на автор. Я не возразил, но и за язык его не тянул насчёт ссылки.
Конечно же, информация в «Известиях» вышла только под авторитетным именем собкора.