Нужна ли сегодня Инквизиция?

Андрей Леонидович Климов
               
                Времена Святой Инквизиции давно прошли, колдуны и ведьмы процветают повсюду махровым цветом, сатанинские сайты не без гордости рассказывают читателям, что средневековая охота на ведьм вовсе не была плодом больного воображения церковников и отражала отнюдь не фантастические реалии, но борьбу Инквизиции с приверженцами мiрового зла, чародеями и магами. Почему же Церковь прекратила охоту на ведьм? Сдала свои позиции?

                Собственно говоря, у нас в России всегда был отличный от Запада подход к противостоянию с еретиками, колдунами и ведьмами, (так сказать, более «мягкий»), даже не считая сегодняшнего дня, когда Церковь и вовсе отказывается от любых оценок каких бы то ни было явлений, не только духовного, но и социального порядка. Тем не менее, по мнению сведущих людей, количество колдунов и прочей нечисти на душу населения в России превышает сейчас все мыслимые и немыслимые масштабы. Однако в России организованных форм борьбы с еретиками (за исключением двух случаев: искоренения ереси жидовствующих в 15 веке и борьбы с церковным расколом в 17 веке), подобно западноевропейской Инквизиции, и раньше никогда не было. Менталитет, видно, у нас другой, что, впрочем, естественно. И всё же надо что-то с этим делать! Но поскольку сверху, на государственном уровне, это невозможно, ибо государство у нас не православное, то нам и предлагается в одиночку держать оборону от нечисти, мол, никакая ведьма не подступиться, если будем жить в церковной ограде по заповедям Христовым, исповедоваться и причащаться святых Христовых Тайн и пр. Так-то оно, казалось бы, так, но всё не столь просто. Да и не всякий из нас способен достичь высокого духовного уровня, гарантирующего духовную безопасность, если так можно сказать. Кстати, Н.Мотовилов, ученик преп. Серафима Саровского, когда в него вселился дух нечистый, считал, что этого произойти не может, ибо он причащался Святых Тайн. Как бы там ни было, но историческая Церковь не выработала универсальных способов борьбы с еретиками и колдунами. Очевидно, это просто невозможно. Да и Церковь Христова не обладает сегодня в мiре тем авторитетом, который был у неё в средние века. В подавляющем большинстве люди безвозвратно утратили религиозное сознание с вытекающими отсюда последствиями. А последствия таковы, что мы являемся беспомощными игрушками в руках бесов, и, похоже, нисколько не переживаем по этому поводу.
   
               От середины 13 до начала 18 века культ дьявола, подобно заразной болезни, распространился по всей Европе. Не следует, однако, думать, что только в средние века колдуны и ведьмы подвергались преследованиям со стороны властей. Уже римские императоры издавали эдикты, в которых полностью запрещалась черная магия, конфискациям подлежали «чёрные» книги (fatidici libri), некроманты же подвергались смертной казни. В 721 г. от основания Рима, в триумвират Октавия, Антония и Лепида все астрологи и заклинатели были осуждены на изгнание. Однажды в Риме была найдена библиотека из двух тысяч томов, содержащих заклинания, на греческом и латыни; все они были всенародно преданы огню. В правление Тиберия декретом сената все, кто практиковал оккультные искусства, подверглись изгнанию; Люций Питуан, печально известный маг, был сброшен со скалы, а другой волхв, по имени Публий Марций, был казнен за Эcквилинскими вратами. За несколько месяцев своего пребывания у власти император Вителлий расправился со всей возможной суровостью с предсказателями и пророками, многие из которых после обвинения были немедленно казнены, причём, не соблюдались даже минимальные юридические формальности того времени. Его наследник, Веспасиан, также запрещал гадателям по магическим кристаллам или волхвам пребывать в Италии, проводя в жизнь уже действующие на тот момент законы. Из всего этого вытекает, что хотя во времена Цезарей с уважением относились к различным предзнаменованиям, регулярно консультировались с оракулами, уважали авгуров, благоговели перед предсказателями по внутренностях животных, люди вполне осознавали всю пагубность влияния сил тьмы и опасность магии, и те, кто занимался ею, подлежали репрессиям со стороны закона.

                Все ереси и секретные общества еретиков, наводнившие Европу в средние века, были гностическими или, можно даже сказать, манихейскими по происхождению. Гностики появились практически одновременно с христианством и претендовали на то, чтобы образовать «школу школ», объясняющую учение Христово, смешивая его с доктринами, выдуманными язычниками, и претендуя, таким образом, на владение высшим тайным знанием. Две проблемы, заимствованные у древних философов, привносились гностиками на почву христианского исповедания: проблема абсолютного существования и проблема происхождения зла. Гностики отрицали существование свободной воли и соответственно объясняли наличие зла не грехопадением человека, а результатом деятельности самого Создателя. Эту доктрину исповедовали гностические секты Персии, находившиеся под глубоким влиянием зороастризма, в котором подразумевается наличие двух независимо произошедших и противоборствующих сил добра и зла. Они близки друг к другу по силе и полноправны, вместе с тем между ними идет постоянная война. Поскольку Демиург почитался олицетворенным злом, искусителем, то Змей выступал воплощением добра. В некоторых вероучениях он идентифицировался с Логосом. Поскольку Создатель, Бог Ветхого Завета – искуситель, то соответственно все, что он предписывает в Писании, является злом и наоборот, все, запрещаемое им, есть добро. Каин и прочие, восставшие против Бога, объявлялись героями, достойными подражания. Единственным праведным апостолом был Иуда Искариот. В средние века этот культ был весьма распространен среди люцифериан; церемонии каинитов проходили во время ведьмовских шабашей.

                Из истории известны примеры колдунов, которые были обращены в христианство. Один из наиболее известных – св. Теофил Кающийся; еще более удивительным было обращение св. Киприана Антиохийского, который вместе со св. Иустиной (им молятся в борьбе с нечистыми духами) принял мученическую смерть во времена гонений Диоклетиана в Никомидии 26 сентября 304 года. Блаженный Жиль Сантаремский, португальский доминиканец, еще в молодости стал замечательным философом и медиком. Однажды, путешествуя из Коимбры в Сорбонну, он оказался в компании с неким учтивым незнакомцем, который обещал научить его черным искусствам в Толедо. В качестве оплаты незнакомец потребовал, чтобы Жиль предал свою душу дьяволу и подписал с ним контракт кровью. Согласившись с условиями, Жиль посвятил семь лет занятиям магией, а затем отправился в Париж, где легко получил звание доктора медицины. Жиль, однако, покаялся, сжег книги с заклинаниями и вернулся в Португалию, где вступил в орден доминиканцев. После долгой жизни, наполненной покаянием и молитвами, он умер в Сантареме 14 мая 1205 года, где до сих пор почитают его мощи. Культ этого святого был официально одобрен Бенедиктом XIV 9 марта 1748 года. Память празднуется 14 мая.

                Контракт с дьяволом заключался, как правило, на всю жизнь, но известны случаи, когда предусматривалось, что дьявол по истечении определенного периода убьет своего почитателя. Магдалена де ла Круц, францисканская монахиня, рожденная в Агиларе в 1487 году, в 1504 году вступила в монастырь св. Изабеллы в Кордове. Она пользовалась отличной репутацией по причине святости жизни и избиралась аббатисой в 1533, 1536 и 1539 годах. Но не прошло и пяти лет, как она оказалась в заключении у инквизиции в связи с тем, что против нее было выдвинуто обвинение в ведовстве. Она призналась в том, что в 1499 году, когда ей было всего 12 лет, перед ней появился некий дух, назвавший себя гротескным именем Бальбар, вместе с компаньоном по имени Питон, и она заключила с ними контракт сроком на 41 год. В 1543 году она серьезно заболела и в связи с этим исповедовалась в своих сношениях с дьяволом и прочих достойных осуждения деяниях. В качестве кающейся она была заключена до конца жизни в некоем доме с весьма суровыми условиями содержания. Джоанна Виллифорд, ведьма из Фавершэма, признала, «что дьявол обещал ей служить 20 лет, и время это сейчас почти подошло к концу». В 1646 году Элизабет Вид, ведьма из Грейт Кэтворта в Хантингтоншире, призналась, что «дьявол обещал ей, что будет делать все, какую бы мерзость она его ни попросила; и потребовал, чтобы она заключила с ним соглашение, по которому через год и еще двадцать лет он заполучит ее душу, что она и обещала». В 1664 году волшебница из Сомерсета, Елизабет Стайл, признала, что дьявол «обещал ей деньги и что она будет вести светскую жизнь и получит все блага мiра сего в течение двенадцати лет, если подпишет своей кровью его бумагу, в которой душу свою передаст ему».
               
                (Продолжение следует)